Первый памятник древнерусской литературы дошедший до нас. «Памятники древнерусской литературы

Первый памятник древнерусской литературы дошедший до нас. «Памятники древнерусской литературы

Духовная и светская литература: памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней

Какие литературные памятники Древней Руси приходят на ум в первую очередь? Повесть Временных Лет? Но ученые ведут жаркие споры о ее подлинности: считается, что ПВЛ – лишь поздняя компиляция из нескольких ранних источников. Тем более что «Повесть» нельзя в полной мере отнести именно к литературе: это перечисление исторических фактов, где, по сути, нет никакой литературной ценности.

Что же тогда отнести к подлинным памятникам светской и духовной литературы Древней Руси? К счастью, таковых сохранилось немало. Наиболее известные и важные рассмотрим в этой статье, и дадим им краткую характеристику.

Духовные памятники древнерусской литературы

В первую очередь рассмотрим духовные памятники. Духовная литература имела огромное значение для зарождающегося русского государства. Самыми образованными людьми были священнослужители, а книги были настоящим предметом роскоши. Книги писались и переписывались в монастырях (впрочем, позже появились и светские переписчики). Не удивительно, что большинство памятников древнерусской литературы относятся к религиозным поучениям и наставлениям.

Слово о законе и благодати

«Слово…» принадлежит перу митрополита Иллариона, который продвигал идеи автокефальности (независимости) Русской православной церкви от Константинопольского патриарха. Установить точную дату написания «Слова…» не удалось, большинство специалистов указывает время создания рукописи к 1037-1050 годам, когда Илларион занимал должность пресвитера домовой церкви Великого князя под Киевом.

Рассмотрим характерные особенности «Слова…»:

  • Книга состоит из трех основных частей. Первая посвящена скрупулезному анализу двух частей Библии – Ветхому и Новому Заветам. Илларион сопоставляет эти части Священного Писания и обращает особое внимание на национальную ограниченность Ветхого Завета. Эта часть Библии целиком посвящена идее богоизбранности иудейского народа, в то время как христианское вероучение, по Иллариону, не должно иметь никаких ограничений. Митрополит говорит, что христианство имеет всемирный характер, а значит Византия не имеет права на монопольное владение «благодатью Нового Завета».
  • Вторая часть целиком посвящена процессу распространения христианского вероучения по русским землям и является своеобразным гимном русскому христианству.
  • Третья часть прославляет киевского князя Владимира Красно Солнышко, крестителя Руси.

Историки Б. Рыбаков, А. Кузьмин и П. Толочко предполагают, что Илларион специально уделил особое внимание прославлению Владимира, так как именно в этот период должна была состояться его канонизация в качестве святого, чему резко противилась византийская церковь.

Кроме «Слова о законе и благодати», Илларион написал также «Исповедания веры», «Поучения о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Некоторые приписывают ему авторство «Церковного устава Ярослава Мудрого» и «Сказание о распространении христианства на Руси».

Поучение Владимира Мономаха

«Поучение…» сохранилось в составе Лаврентьевской летописи и датировано 1096 годом, хотя некоторые историки считают, что оно было написано намного позже (в 1099, 1117 или 1125 году). Характерные особенности литературного памятника:

Состоит из трех частей («Поучение детям», «Книга путей», «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу»).

Денежный розыгрыш Вконтакте!

  • Первая часть – это наставление княжеским детям, где Владимир призывает свое потомство отказаться от братоубийственных войн и объединиться ради общего дела «Рюрикова дома». В этой части Мономах также создает образ самого князя, который должен быть мудрым, мужественным и честным правителем, ставящим интересы государства и церкви выше собственных.
  • Вторая часть содержит автобиографию Владимира Мономаха, в которой князь рассказывает о своих многочисленных военных походах, мирных договорах, а также о случаях на княжеской охоте.
  • Третья часть содержит личное послание Владимира своему брату Олегу, ставшему зачинщиком междоусобицы и причиной гибели муромского князя Изяслава Владимировича, сына Мономаха. В послании Владимир призывает не губить Русь враждой, не проливать христианскую кровь, а объединиться ради борьбы с внешними врагами.

Жития

Важной частью духовной литературы Древней Руси были агиографии – «жития святых». Этот литературный жанр зарождался на заре распространения христианства в качестве мартирий – рассказов о страшных страданиях первых христианских мучеников, подвергающихся гонениям со стороны римлян. Кроме того, агиографии формировались и под влиянием жанра «панегирика», то есть хвалебных эпитафий.

Классические жития состояли из трех частей. Первая часть была своеобразным вступлением, во второй части описывалась биография святого, в третьей была похвала. Византийская структура этого жанра сложилась еще в VIII веке, на Руси – только в XI.

Первые элементы житийной литературы можно проследить в ранних летописных сказаниях о княгине Ольге и князе Владимире.

Самым ярким памятником житийной литературы Древней Руси является «Сказание о Борисе и Глебе». Есть и другие жития, дошедшие до дней:

  • «Память и похвала Владимира» (XI век, автор – Иаков Мних);
  • «Житие княгини Ольги (XI век, автор неизвестен);
  • «Житие Феодосия Печерского» и «Чтение о житии и погубленнии блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (XI век, автор – Нестор).

Светские памятники древнерусской литературы

Как уже говорилось выше, самыми образованными людьми были монахи. Но это не значит, что простые жители любого древнерусского города не были грамотными. Например, до наших дней дошли новгородские берестяные грамотные – яркий пример того, что переписка велась не только на церковном и государственном, но и на бытовом уровне.

Не удивительно, что купцы и люди знатного происхождения могли себе позволить писать настоящие книги, которые затем переписывались и распространялись по Руси.

Самыми яркими примерами светской древнерусской литературы можно назвать «хождения». Это популярный жанр, описывающий путешествия купцов или паломников.

Жанр появился благодаря личным путевым заметкам игумена черниговского монастыря Даниила, который совершил путешествие в Палестину, где сопровождал иерусалимского короля Балдуина I во время одного из его походов.

Какие «хождения» дошли до наших дней?

  • «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Самое известное произведение этого жанра, рассказывающее о путешествии тверского купца в Индию. Автор заметок посетил не только несколько русских городов, но также Кавказ, Персию, Индию и Крым.
  • «Хождение купца Федота Котова в Персию». Впервые рукопись была опубликована в 1851 году в составе «Временника» Московского Императорского общества истории и древностей. А свое путешествие купец совершил в 1623-1624 годах.
Читать еще:  Гормональная гимнастика: отличное самочувствие и безупречная внешность. Правила проведения тибетской гимнастики долголетия

Зарубежная литература

Русь не была обособлена от политической и духовной жизни окружающего мира. Кроме русских произведений широко распространилась зарубежная литература – «Сочинения» Иоанна Златоуста, тексты праздничных служб и, конечно же, переводные произведения житийной литературы.

Была и своя «запрещенка» — апокрифы, которые Русская Православная церковь не включала в канонический список библейских книг. «Деяния апостолов Андрея и Петра», «Хождение Богородицы по мукам» — яркие примеры таких отреченных книг.

Во второй половине XI века по Руси начали распространяться античные светские сочинения: от «Троянских деяний» и «Александрии» до «Истории иудейской войны» и «Повести о Варлааме и царевиче Иосафе».

Эпоха правления Дмитрия Донского 1359–1389 ознаменовалась дальнейшим.

В 1963 году ведущие державы подписали договор, запрещающий испытания ядерного оружия в 3-х.

боль-шой или бо-льшой Единственно правильный вариант переноса: «боль-шой». Правило Наличие.

Елена Глинская (годы жизни 1508-1538) была второй женой Василия III. После его.

История убийства князя Игоря имеет много белых пятен. Не до.

Он был не только внуком, но и полным тезкой Петра I. На этом его сходство с великим дедом.

Поведение и взаимоотношения людей в социуме основываются на соблюдении определенных норм и.

Зарождение новой государственности происходило еще на закате СССР. Весной 1990.

В новогоднем обращении-2000 Ельцин сообщил о том, что уходит в отставку. Поэтому 31 декабря.

Восстание Уота Тайлера — восстание крестьян 1381 года, охватившее почти всю.

За несколько десятков лет в Золотой Орде сменилось более 25 ханов. Этот период в русских.

Непрекращающиеся междоусобные войны, регулярные набеги половцев.

первый памятник древнерусской литературы, кторый дошёл до нас- это_____________

1-ый монумент древнерусской литературы, кторый дошёл до нас- это_____________

  • Леонид Закрасин
  • Литература
  • 2019-07-29 16:11:42
  • 0
  • 1

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых заполучили значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки дозволяют сказать о высокой культуре мещан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в различных городках надписи на вещах, стенках церквей. Для обучения грамоте в городках организовывались школы. Первые школы для мальчишек появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девченок.

Доподлинно знаменито, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. 1-ые дошедшие до нас рукописные книжки представляют собой настоящие творенья искусства. Книжки написаны на очень дорогом материале пергаменте, который выделывали из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их удивительными по красе цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книжек, относящихся к этому периоду медли, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книжек 80 содержат базы христианского вероучения и морали. Но в это время была и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и знаменитых животных, деревьях, камнях “Физиолог”. Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено маленькое объяснение описанного в духе христианства. Так, к примеру, естественное свойство дятла долбить деревья соотносилось с бесом, который упрямо отыскивает слабенькие места человека.

К этому же периоду медли относятся такие вьдающиеся монументы церковной литературы, как “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги именовались апокрифами. Заглавие вышло от греческого слова “затаенный”. Самым модным был апокриф “Хождение Богородицы по мукам”.

В великом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, “Житие Алексея, человека Божия”.

Знамениты также литературные монументы Владимиро-Суздальской земли. Посреди их “Слово” (“Моление”) Даниила Заточника.

В XI веке появились и 1-ые сочинения исторического (документального) характера. К этому периоду времени относится древний, сохранившийся до наших дней, летописный свод “Повесть временных лет”. Этот документ дозволяет нам судить не только о политической ситуации того медли, но и о быте, нравах старых русичей.

В больших городках велись доскональные летописи, в которых фиксировались происходившие действия. Летописи содержали копии настоящих документов из княжеского архива, доскональные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя сказать об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детками своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся монумент древнерусской литературы, “Назидание” Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как обязаны вести себя юные князья, малыши дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не огорчать обитателей в селениях, всегда подсоблять просящему, подкармливать гостей, не проходить мимо человека без приветствия, беспокоиться о больных и немощных.

И в конце концов, самый веский монумент древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. В базе творенья предпринятый дворянином Игорем Святославичем поход против половцев. К раскаянью, единственная сохранившаяся рукопись “Слова” сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

“Чего знаете, того не забывайте, чего не знаете, научайтесь”. Памятники древнерусской письменности.

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!

Письменных памятников (книги, грамоты, какие-либо надписи на сосудах, печатях, камнях, дереве и пр.) на древнерусском языке сохранилось весьма приличное количество. Тем не менее, следует помнить, что чем дальше от нашего времени та или иная эпоха, чем она древнее, тем менее памятников письменности сохранено.

Расскажем об основных памятниках древнерусской письменности.

1. Остромирово евангелие. Это книга евангельских чтений, которые были предназначены для церковных служб и которые расположены в том порядке по дням недели, начиная от пасхи, в каком они читались в церкви в течение года. Остромирово евангелие было переписано в 1056 – 1057 гг. со старославянского оригинала для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием, который, стоит отметить, в конце рукописи написал свое имя, время начала и завершения работы. Однако Григорий не указал в каком городе было написано им данная работа – в Новгороде или же в Киеве.

Читать еще:  Сказка по щучьему велению. Все книги про: «как нарисовать поэтапно… Рисунки по щучьему велению моему хотению

Евангелие представляет собой 294 листа пергамента, в котором написание велось в два столбца. Рукопись богато украшена изображениями евангелистов, инициалами и заставками, которые, в свою очередь, раскрашены золотом, зеленой, голубой, красной и белой краской.

Остромирово евангелие, судя по всему, вначале принадлежало Новгородскому Софийскому собору. Однако с 1700 гг. евангелие находилось в Оружейной палате в Москве, а с 1720 года – в Петербурге. В начале XIX века евангелие было обнаружено в комнатах императрицы Екатерины Алексеевны (Екатерина II Великая), после чего работа была передана в Петербургскую публичную библиотеку.

2. Изборник Святослава 1073 г. Данная работа была составлена для киевского князя Святослава Ярославича (сын Ярослава Мудрого) дьяконом Иоанном.

Изборник представлен на 266 листах пергамента. Работа богато украшена заставками, концовками, инициалами и различными иллюстрациями (миниатюрами) (например, изображение семейства Святослава).

Памятник является сборником молитв, церковных текстов, нравоучений как религиозного, так и бытового толка. В нем можно обнаружить сведения по поэтике, грамматике, логике, зоологии, ботанике, медицине, астрономии, о месяцах у различных народов, а также в нем указывается какую пищу и в какое время следует употреблять и пр.

3. Изборник Святослава 1076 г. “Рукою грешного Иоанна” данная работа была написана все при том же князе киевском Святославе, как и Изборник Святослава 1073 г. Можно говорить о том, что Изборник 1076 г. представляет собой вторую редакцию изборника 1073 г.

Орнамент практически отсутствует. Поскольку данный изборник был предназначен для рядовых мирян, его состав содержит в себе дополнительные статьи религиозно-поучительного толка: “Слово некоего отца к сыну своему”, “Наказание богатым” и иные, где говорится о пользе чтения книг, а также о почитании детьми родителей, вреде пьянства, о злых и добрых женах и пр.

4. Архангельское евангелие 1092 г. Интересно, что данная работа написана двумя подчерками. Судя по всему, Архангельское евангелие писалось где-то на юге, что подтверждают свидетельства в виде конкретных языковых особенностях.

Архангельское евангелие 1092 г. было обнаружено в середине XIX века в Архангельской губернии. Украшений не имеется. Присутствуют только лишь заставки и заглавные буквы, которые разрисованы красной краской.

5. Новгородские служебные четьи-минеи 1095 г. (сентябрь), 1096 г. (октябрь), 1097 г. (ноябрь) . Новгородские служебные четьи-минеи представляют собой сборники церковных песнопений, которые располагаются по дням и месяцам.

Авторы-переписчики, судя по всему, были новгородцами. Данное утверждение основывается на конкретных особенностях языка данной работы, а именно на наличии цоканья и чоканья.

В XI веке было написано несколько памятников древнерусской письменности, подлинники которых не сохранились. Они дошли до нас в более позднейших списках.

6. Слово о законе и благодати. Данная работа является выдающимся произведением проповеднической литературы первого русского митрополита Иллариона (отметим, что до митрополита Иллариона на данную должность назначались только лишь греки, которые приезжали на Русь благодаря распоряжению византийской церкви).

Митрополит Илларион обладал незаурядными способностями. Он был широко образованным человеком, имеющим писательский талант.

Слово о законе и благодати было написано между 1037 г. и 1050 гг. Известно, что в списках XIV – XV вв. “Слово о законе и благодати” проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и государств мира.

7. Русская правда . Русская правда является древнейшим кодексом, сводом законов Древнерусского государства. Данный памятник письменности традиционным образом связывается с именем князя Ярослава Мудрого и его сыновьями.

Большое количество списков осталось нам в наследие от данной работы (порядка 300). Стоит заметить, что Русская правда представлена в двух редакциях:

– полная (пространная) – древнейший список, написание которого относится к 1282 г.;

– краткая – список дати руется серединой XV в.

8. Сказание о князьях Борисе и Глебе. Около 1072 г. данный памятник является древнейшим произведением русской житийной литературы. Автор сказания резким образом критикует феодальные распри князе, а также попытки Византии подчинить своему влиянию Русь.

9. Недатированные письменные памятники. К недатированным письменным памятникам XI века относятся: Чудовская толковая псалтырь (толкование псалмов давида), Евгеньевская псалтырь, Туровское евангелие, некоторые новгородские берестяные грамоты, печати, перстни с княжескими знаками и надписями: “КЗВСЛВ ПЛТСК” и “КЗБРСЬ”, которые, судя по всему, принадлежали князьям Полоцка – Всеславу Брячиславичу (1044 – 1101 гг.) и Борису Всеславичу (дата смерти – 1128 г.); подпись французской королевы Анны Ярославны, которая являлась дочерью князя Ярослава Мудрого и женой Генриха I, на латинской грамоте 1063 г. – “Ана ръина” (Анна королева) и пр.

Также к XI веку относится уникальная надпись на Тьмутараканском камне, в которой речь ведется об измерении Керченского пролива, произведенное при князе Глебе Святославиче в 1068 г. Тьмутараканский камень был обнаружен на Таманском п/о в конце XVIII в.

Целый спектр датированных памятников письменности относится к XII в.

10. Мстиславово евангелие . Данная работа представляет собой богато украшенную рукопись, которая была написана попом Алексою около 1117 г. Предназначалось данное евангелие для князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха.

11. Юрьевское евангелие . Оно было написано в г. Киеве для Новгородского Юрьевского монастыря. Датируется 1120 г. (приблизительно).

12. Галицкое евангелие . Является памятником западно-русского происхождения. Датируется 1144 г. Обнаружено около Галича.

В XII в. имеются и некоторые памятники письменности светского характера.

13. Мстиславова грамота. Около 1130 г . Данная грамота является самым ранним подлинным актовым памятником, которые дошел до нас. Содержание грамоты таково: акт передачи великим князем киевским Мстиславов Владимировичем, являющимся сыном Владимира Мономаха) и его сыном – князем новгородским Всеволодом – Юрьевскому монастырю под Новгородом общинной земли (село Буйцы) и связанных с владением этой землей прав на производство суда и сбора дани с крестьянского населения ” съ данию и съ вирами (штрафы за убийство) и съ продажами (штрафы за иные нарушения феодального права)”.

Читать еще:  Актерское мастерство для начинающих: какие упражнения делать дома. Значение и специфика актерского тренинга

14. Вкладная грамота Варлаама Хутынского. Приблизительно 1192 г. Это дарственный акт боярина г.Новгорода олексы (в монашестве – Валлам) Хутынскому монастырю на землю, огород, рыбные и гоголиные ловли, а также на холопов.

Некоторые памятники письменности XII в. не сохранились в качестве подлинника. Они дошли до нас в более поздних списках.

15. Повесть временных лет . Это величайший как исторический, так и литературный памятник Древней Руси. Он был создан в первом десятилетии XII в. и дошел до нас в качестве летописных сборников более позднего времени: Лаврентьевского (1377 г.), Ипатьевского (20-е гг. XV в.) и Первого Новгородского (XIII – XIV вв.).

16. Слово о полку Игореве . Данное произведение древнерусской письменности можно охарактеризовать по праву великим. В нем говорится о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против своих противников – половцев в апреле-мае 1185 г. К сожалению, подлинник “Слова о полку Игореве” не сохранился.

В 1795 г. в Ярославле любителям и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным был обнаружен один из списков “Слова”, который относится к XVI в. Данная находка была опубликована с русским переводом и комментариями в 1804 г.

К сожалению, обнаруженная А.И.Мусиным-Пушкиным находка, сгорела при московском пожаре 1812 г.

17. Поучение Владимира Мономаха . Данная работа принадлежит руке выдающегося государственного деятеля Древней Руси Владимира Мономаха. Оно датируется началом XII в.

В поучении говорится, прежде всего, о задачах общегосударственного порядка. Оно адресуется Владимиром мономахом к своим детям. Забота о благе государства своего и его единства является священной обязанностью князя.

Мономах достаточно резко выступает за просвещение:

“Чего знаете, того не забывайте, чего не знаете, научайтесь” . Владимир Мономах в “Поучении Владимира Мономаха”.

В качестве примера Владимир Мономах указывает на своего отца – Всеволода, который, несмотря на то, что сидел “дома” (т.е. в Киеве), в совершенстве знал пять языков, за что и был известен на чужбине.

К сожалению, оригинал Поучения Владимира Мономаха не сохранился. До нас он дошел в качестве списка, помещенного в Лаврентьевскую летопись.

18. Житие Евфросинии Полоцкой. Приблизительно между 1120 – 1173 гг. Является единственным источником сведений о религиозной и культурной жизни города Полоцка 20 – 40-х гг. XII в. Оригинал,к сожалению, не сохранился, но само житие дошло до нас в списках XIV в.

19. Особым образом отметим произведения Кирилла Туровского , чьи работы пользовались большой популярностью в Древней Руси. Кирилл Туровский был западнорусским церковным деятелем второй половины XII в. Его перу принадлежит 8 “слов” на разные церковные праздники. Также его писательский талант проявился в двух поучениях и целом спектре публицистики.

Церковная литература вдохновлялась произведениями Туровского, черпая из них художественные приемы и выражения. Русские же книжники переписывали произведения Туровского многие века.

20. Надписи . От XII в. сохранилось значительное количество надписей на камнях, сосудах, пряслицах и пр. Среди основных следует указывать следующие: надпись на чаре Володимира Давидовича 1151 г.,

А се чара кна (князя) Володимерова Давыдовича кто из нее пь (пьет) тому на здоровье, а хвала бога и своего осподара великого кна “. Надпись на чаре Володимира Давидовича 1151 г.

надпись на кресте, принадлежащем Евфросинии Полоцкой, который был изготовлен ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г., надпись на “Рогволодовом камне”, находившимся на пути между Друцком и Оршей.

Памятники древнерусской письменности периода феодальной раздробленности намного разнообразней, нежели чем памятники древнерусской письменности времен существования Древнерусского государства.

Новгород, Владимир, Псков, Переяславль, Москва, Полоцк, Туров и пр. Во всех этих городах стали появляться местные летописания. Возник даже целый ряд выдающихся по своему значению, оригинальных литературных произведений. Например, к ним относятся: “Моление Даниила Заточника”, конец XII – начало XIII вв., “Повесть о разорении Рязани Батыем”, XIII в., “Слово о погибели Русской земли”, XIII в., “Житие Александра Невского”, конец XIII в. и пр.

XIII – XIV вв. оставил нам в наследие значительное количество актовых памятников, которые были написаны на различных территориях Древней Руси. Это были жалованные, правовые и купчие грамоты, духовные или договорные грамоты великих и удельных князей, кормчие книги, новгородско-псковские акты и пр.

21. Также к периоду XIII – XIV вв. относится и старейший летописный свод – Первая Новгородская летопись (по Синодальному списку XIII – XIV вв.). Первая Новгородская летопись представляет собой выдающийся памятник уникальной древнерусской литературы, где (конечно, с позиций господствующего класса), озвучивается жизнь Новгородской боярской республики. Здесь можно обнаружить и бурные политические события тех лет, и ожесточенную борьбу.

Отметим, что памятник назван “Синодальным”, поскольку ранее он принадлежал к Московской Синодальной библиотеке.

Лаврентьевская летопись.

Лаврентьевская летопись является одной из самых древних русских летописей. Она датируется XIV в. Данная летопись представляет собой важнейший источник для изучения истории Киевской и Северо-Восточно Руси (852 – 1305 гг.). Названа она в честь монаха Лаврентия, который переписал её в 1377 г. в г. Нижнем Новгороде с какой-то ветхой рукописи.

Летопись поделена на две части:

  • 1 часть летописи – это “Повесть временных лет” в редакции 1116 г. здесь излагаются события, относящиеся к истории Русского государства;
  • 2 часть летописи – “Суздальская летопись”, в котором описаны события, относящиеся к периоду до 1305 г. и происходившие на территории Ростово-Суздальского княжества.

Лаврентьевская летопись была обнаружена в 1792 г. А.И.Мусиным-Пушкиным.

Памятники XV – XVI вв.

Письменность XV – XVI вв. весьма богата. Можно выделить Ипатьевский список летописи , который является особо ценным источником по истории Юго-Западной Руси до конца XIII в. Особо примечательны и другие работы тех лет: цикл сказаний о Куликовской битве (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище” и пр.), “Хождение за три моря” купцы из Твери Афанасия Никитина, сочинения Ивана Пересветова, переписка Андрея Боголюбского с Иваном IV Грозным, судебники Ивана III и Ивана IV Грозного, “Московский апостол” 1564 г. и пр.

Источники:

http://rrepetitor.ru/ancient/duhovnaya-i-svetskaya-literatura-pamyatniki-drevnej-rusi-doshedshie-do-nashih-dnej/
http://obrazovalka.com/qa/literatura/9835546-pervyj-pamjatnik-drevnerusskoj-literatury-ktoryj-doshjol-do-nas-jeto.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d385f9589a5de00ae1e497b/5d4d2d40b5e99200ae67205e

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии