19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Персонажи романа что делать чернышевский. Чернышевский «Что делать?»: сюжет и анализ романа

Анализ романа Что делать? Чернышевского

История создания

Роман был написан во время пребывания Чернышевским в Петропавловской крепости. Арест был по объяснимой причине – новаторские, но неугодные властям идеи. К слову, данное творение планировалось как ответ шедевру Тургенева «Отцы и дети». Это можно заметить хотя бы по героям, Базарову и Рахметову, меж которыми существует некое сходство

Жанр

Что же касается жанра, «Что делать?» можно охарактеризовать как смесь философского, политического и любовного романов с некоей ноткой утопии. Основным направлением служит реализм. Несмотря на то, что в творении имеется несколько сюжетных линий, центральная проблема все равно остается открытой. Присутствует синкретизм.

О чем роман?

Произведение обладает весьма оригинальной композицией. Существует несколько сквозных линий: жизнь Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова. Достаточно пристальное внимание уделяется любовным перипетиям. Роман также отражает социально-политические проблемы, которые переплетаются во снах героини: два параллельных мира богатых и бедных, вопрос эмансипации, мечты о новой и счастливой жизни.

Возможно, именно благодаря такому разнообразию аспектов, которые автор счел нужным осветить, сюжет представляется довольно сложным и даже запутанным. Роль труда в человеческой жизни, отношения между мужчиной и женщиной, брак по расчету, и многие другие проблемы – все эти темы в той или иной степени освещаются в романе, все они объединены грифом «Что делать?».

Главные герои и их характеристика

Розальская Вера Павловна – одна из основных героинь. Красивая, стройная девушка. Обладает черными волосами и смуглой кожей. До того, как встретила Лопухова, проживала с матерью и братом на Гороховой улице. Отец управлял доходным домом, мать была процентщицей. В брак с Лопуховым, учителем ее брата, вступает, чтобы избежать нежелательного замужества, которого хочет ее родительница.

Открывает швейную мастерскую, куда приглашает работать девушек не как подчиненных, а на равных условиях. Видит граничащие с реальностью сны, которым в романе уделяется достаточно большое внимание. Склонна к рассуждениям. Задумывается о правах женщин и их равенстве с мужчинами.

Кирсанов Александр Матвеевич – друг Лопухова, впоследствии муж Веры. Окончил медицинскую академию. Когда товарищ тяжело болел, Кирсанов был его лечащим врачом, а когда Лопухов инсценировал самоубийство, женился на Вере Павловне. Обладает некоей долей человеколюбия, сопереживания. Интеллигент и в чем-то гуманист. Его образ мыслей во многом совпадает с главной героиней.

Лопухов Дмитрий Сергеевич — бывший студент-медик. Сын помещика. Начал заниматься частной практикой после того, как встретил Веру Павловну. Привык самостоятельно прокладывать себе дорогу в жизни. Добр и отзывчив. Хороший друг, ведь решается спасти девушку от брака по расчету, оформив с ней фиктивный союз.

Но впоследствии, чтобы дать жене свободу, инсценирует самоубийство и меняет имя.

Рахметов – молодой дворянин. Человек «особенный». Друг Лопухова. Характеризуется как честный и самоотверженный. Крепок волей и физически – причем, начал формировать себя с юных лет. Духовность в нем воспитал Кирсанов. Когда Рахметов понял, что человек не может обладать абсолютно всем, он стал вести аскетичный образ жизни. В понимании автора идеальный революционер, человек новой формации.

Тема

Можно сказать, что в романе «Что делать?» сталкиваются два противоборствующих лагеря – люди старой закалки (в числе которых мать Веры Павловны) и представители «нового мышления» (допустим, Рахметов, Лопухов, Кирсанов, сама Вера). Неспроста проводится аналогия с «Отцами и Детьми» Тургенева. Здесь также присутствует конфликт. Молодые люди осознают необходимость революции. В их понимании она приведет к прогрессу. Они уверены, что для того, чтобы жизнь стала лучше, необходимо производить радикальные изменения не только в государственном строе, но и мышлении общества.

Что же касается «возрастных» героев, те довольны своей жизнью и не стремятся к переменам. Но не потому, что «так правильно», а потому, что «они так привыкли». Нежелание понимать нужды своих отпрысков и принимать тот факт, что задача молодежи – строить тот мир, в котором им будет комфортно жить, и есть тот основополагающий фактор, благодаря которому два полюса никогда не поймут друг друга, не пойдут на компромисс.

Проблематика

Под освещением Чернышевским любовной линии скрывается нечто куда более важное – раскрытие злободневных проблем. Среди них как значение интеллигенции в истории, так и необходимость изменения всех существующих доктрин. Причем, сделать это должны «новые люди», ровесники Рахметова. Следовательно, поднимается проблема будущего социалистического общества.

Сны Веры показывают смену общественного строя – то, «как было» и то, «как будет». Политическая проблема переустройства, борьба за равенство, женская эмансипация, любовь и труд – все эти области формируют проблематику данного произведения.

Смысл романа

Стремления к светлому будущему, желание улучшить действительность – это прекрасно. Тем не менее, изменение строя и общественной жизни, решение социально – политических, нравственных и прочих проблем возможно лишь в случае радикальной перестройки, как уклада, так и человеческого создания.

Можно сказать, данная ситуация поделила людей на «новых» и «старых». Вторые уже отживают свое, а первые – готовы к переменам и обустройству «современного», более счастливого, идеального общества, основным правилом в котором станет своеобразный «закон равенства и братства».

2 вариант

Произведение создается в период заключения писателя по причине его радикальных высказываний под арест в Петропавловскую крепость и является своего рода ответом на роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».

Жанровая направленность произведения представляет собой роман в стиле социологического реализма с элементами утопии. Отличительной особенностью жанровой направленности является сочетание настоящего, объективного отражения реальности того периода времени и будущего. Помимо этого, роман характеризуется в качестве философско-публицистического в связи с использованием автором скрытого смыслового значения в целях демонстрации собственной политической позиции.

Сюжетная линия романа повествует о девушке, вынужденной проживать в невежественной и грубой семье с порядками, установленными расчетливой и жестокой матерью, которая желает выдать дочь замуж за состоятельного человека. От замужества девушку спасает ее репетитор, предложившей ей фиктивный брак. Проживая с фиктивным мужем, женщина влюбляется в его друга, отвечающего ей взаимностью. Чтобы не мешать счастью влюбленных, фиктивный муж инсценирует собственное самоубийство.

Читать еще:  Александр николаевич островский в зеркале русской критики, значение творчества островского. Роль островского в создании национального репертуара

Главные герои романа представленными несколькими образами, центральным из которых является Рахметов, изображенный в произведении особенным человеком, отличающимся целеустремленностью, физической силой, плодотворностью, готовностью отдать собственную жизнь во благо счастья других. Рахметов представляется в романе не в качестве романтического героя, а в лице реального человека, описанного автором с различных сторон его характера. При этом писатель подразумевается предостережение от восхитительного восприятия данного героя, поскольку он характеризуется стремлением объятия необъятного.

Главной героиней произведения является Вера Павловна, представленная в образе красивой, смуглой женщины, имеющей длинные темные волосы, отличающейся спокойствием, уравновешенностью, задумчивостью, но в то же время хитростью, непреклонностью и силой воли. Ее стремление к образованию и хорошее окружение позволяют девушке стать умной, интересной и сильной личностью, интеллектуальной развитой.

Фиктивным мужем Веры Павловны становится Дмитрий Сергеевич Лопухов, представленный в образе студента-медика, характеризующегося хладнокровием, изощренным умом, хитростью, прагматичностью и одновременно хитростью, добротой, чуткостью, жертвенностью.

Также основным персонажем произведения является Кирсанов Александр Матвеевич, представленный в образе возлюбленного Веры Павловны, доброго, интеллигентного, отзывчивого молодого человека, отличающегося решительностью, твердостью характера.

Главной характеристикой ключевых героев романа является их благородство, порядочностью и честность.

Писатель поднимает в романе несколько тем, основными из которых являются любовь, волевые черты характера молодого поколения, противостояние равнодушия и отзывчивости, революционные настроения и народное просвещение.

Проблематика произведения представляет собой болезненно актуальную и злободневную, поскольку писателем затрагиваются проблемы социального неравенства, женского вопроса в стране, характеризующегося бесправием и беспомощность женской половины населения, кризиса монархического устройства, народной нищеты, а также проблема нравственного выбора.

Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором примера подражания для молодого поколения, представленного в образе Рахметова, нового типа человека дела, способного к решению проблем своей страны. С помощью своего героя автор высказывает собственную позицию в необходимости отказа от эгоистических взглядов, сословного высокомерия, проявления поддержки окружающим, участия в глобальных программных изменениях реальной действительности.

Жизнь настоящего революционера, по мнению писателя, заключается в таком же существовании, как и простого человека, без возведения в отдельную элиту. Образ Рахметова является аккумуляцией совокупности положительных черт характера русского человека, представляющего автором в качестве сверхчеловека, имеющего светлые идеалы и твердую решимости для их реализации.

Анализ произведения Что делать?

Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.

Роман «Что делать?» начинается с того момента, как некий молодой человек, которого звали Дмитрием Лопуховым, покончил с собой. Главной же героиней этого произведения является Вера Павловна Розальская. Ее мать, будучи очень властной и корыстной женщиной любой ценой пыталась выдать дочь замуж за состоятельного человека. Чтобы избежать ненавистного ей замужества Вера заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым, который был учителем ее младшего брата.

Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.

Но молодые люди не могут раскрыть своих чувств, так как не желают причинить душевную боль своему другу. Сам Дмитрий замечает, что между Верой и Александром вспыхнули чувства, чтобы не мешать им, он инсценирует свою кончину. Все переживают его смерть, оплакивают, а сам лопухов уезжает за границу, чтобы в конечном итоге вернуться назад и помириться с друзьями. Но смысл романа не только в любовных отношениях, а в знакомстве друзей с человеком, который является воплощением истинного революционера, он старается сделать все для народа и вдохновляет этим других людей.

В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.

Смысл самого названия произведения «Что делать?» — это своего рода «гимн» человека нового формата, который ищет пути решения главной проблемы. По мнению Чернышевского, стоит отказаться от высокомерия и эгоизма, оказывать не только моральную, но и материальную помощь простому народу. Но в то же время, Чернышевский отрицает таких людей, как Рахметов, пытающихся сделать невозможное, отказавшись от земного удовольствия и благ, во имя служения своему народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Что делать? Чернышевского

Популярные сегодня темы

В жизни случается многое. Дружба может очень быстро превратиться во вражду, и причиной легко становятся пустяки. Но на самом деле есть какие-либо причины, которые просто развиваются из подсознания человека

В нашей школе довольно много кружков, потому каждый из учеников может выбрать себе занятие по душе.

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.

Автор романа Отцы и дети очень разнообразил свое творение женскими образами. От трудолюбивой Фенечки до благородной Анны Сергеевны Одинцовой.

Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

Анализ «Что делать?» Чернышевский

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Читать еще:  Кто написал знаменитую поэму мертвые души. Анализ поэмы «Мертвые души»: история создания и замысел поэмы

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863

История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».

Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.

Н. Г. Чернышевский «Что делать?»: описание, герои, анализ романа

Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» создан им в камере Петропавловской крепости в период с 14/12/1862 по 4/04/1863 гг. за три с половиной месяца. С января по апрель 1863 г. рукопись частями передавалась в комиссию по делу писателя для цензурирования. Цензура ничего предосудительного не нашла и разрешила публикацию. Недосмотр вскоре был обнаружен и цензора Бекетова отстранили от должности, но роман уже опубликовали в журнале «Современник» (1863, No 3—5). Запреты номеров журнала ни к чему не привели и книга разошлась по стране в «самиздате».

В 1905 г. при императоре Николае Втором запрет на издание сняли, а в 1906 г. книга издана отдельным тиражом. Интересна реакция читателей на роман, которые разделились по мнениям на два лагеря. Одни поддерживали автора, другие сочли роман лишённым художественности.

Анализ произведения

В книге автор поднимает следующие вопросы:

1. Социально-политическое обновление общества путем революции. В книге автор из-за цензуры не мог развернуть данную тему подробнее. Она даётся полунамёками в описании жизни Рахметова и в 6-й главе романа.

2. Нравственные и психологические. Что человек силой своего ума способен создать в себе новые заданные моральные качества. Автор описывает весь процесс от малого (борьба против деспотизма в семье) и до масштабного, то есть революции.

Читать еще:  Образовательная программа по постановке хореографических номеров. Образовательная программа "основы хореографии"

3. Женская эмансипация, нормы семейной морали. Данная тема раскрывается в истории семьи Веры, в отношениях трёх молодых людей до мнимого самоубийства Лопухова, в 3- х первых снах Веры.

4. Будущее социалистическое общество. Это мечта о прекрасной и светлой жизни, которую автор разворачивает в 4-м сне Веры Павловны. Здесь же видение облегчённого труда при помощи технических средств, т. е. техногенное развитие производства.

(Чернышевский в камере Петропавловской крепости пишет роман)

Пафос романа — пропаганда идеи преобразования мира через революцию, подготовка умов и ожидание её. Более того, желание активного в ней участия. Главная цель произведения — разработка и внедрение новой методики революционного воспитания, создания учебника по формированию нового мировозрения для каждого думающего человека.

Сюжетная линия

В романе она фактически прикрывает основную мысль произведения. Не зря ведь поначалу даже цензоры сочли роман не более, чем любовной историей. Начало произведения, нарочито занимательное, в духе французских романов, ставило своей целью сбить с толку цензуру и попутно привлечь внимание большинства читающей публики. В основе сюжета незамысловатая любовная история, за которой скрываются социальные, философские и экономические проблемы того времени. Эзопов язык повествования насквозь пронизан идеями грядущей революции.

Сюжет таков. Есть обычная девушка Вера Павловна Розальская, которую корыстная мать всячески старается выдать за богача. Пытаясь избежать этой участи девушка прибегает к помощи своего друга Дмитрия Лопухова и заключает с ним фиктивный брак. Таким образом, она получает свободу и покидает дом родителей. Впоисках заработка Вера открывает швейную мастерскую. Это не совсем обычная мастерская. Здесь нет наёмного труда, работницы имеют свою долю в прибыли, поэтому заинтересованы в процветании предприятия.

Вера и Алекандр Кирсанов обоюдно влюблены. Чтобы освободить мнимую жену от угрызений совести Лопухов инсценирует самоубийство (именно с описания его и начинается всё действие) и уезжает в Америку. Там он приобретает новое имя Чарльз Бьюмонт, становится агентом английской фирмы и, выполняя её задание, приезжает в Россию для приобретения стеаринового завода у промышленника Полозова. Лопухов дома у Полозова знакомится с его дочерью Катей. Они влюбляются друг в друга, дело заканчиваетсясвадьбой.Теперь Дмитрий объявляется перед семьёй Кирсановых. Начинается дружба семьями, они поселяются в одном доме. Вокруг них образовывается круг «новых людей», желающих устроить свою и общественную жизнь по-новому. Жена Лопухова-Бьюмонта Екатерина Васильевна также присоединяется к делу, устраивает новую швейную мастерскую. Такая вот счастливая концовка.

Главные герои

Центральный персонаж романа — Вера Розальская. Особа общительная, относится к типу «честных девушек», не готовых идти на компромисс ради выгодного брака без любви. Девушка романтичная, но, не смотря на это, вполне современная, с хорошими административными задатками, как сказали бы сегодня. Поэтому она смогла заинтересовать девушек и организовать швейное производство и не одно.

Ещё один персонаж романа — Лопухов Дмитрий Сергеевич, студент медицинской академии. Несколько замкнут, предпочитает одиночество. Он честен, порядочен и благороден. Именно эти качества подвигли его помочь Вере в её тяжёлой ситуации. Ради неё он бросает учёбу на последнем курсе и начинает заниматься частной практикой. Считаясь официальным мужем Веры Павловны, он ведёт себя по отношению к ней в высшей степени порядочно и благородно. Апогеем его благородства становится его решение инсценировать собственную смерть, чтобы дать любящим друг друга Кирсанову и Вере объединить свои судьбы. Так же, как и Вера, он относится к формации новых людей. Умён, предприимчив. Об этом можно судить хотя бы потому, что английская фирма доверила ему очень серьёзное дело.

Кирсанов Александр муж Веры Павловны, лучший друг Лопухова. Очень импонирует его отношение к жене. Он не просто нежно любит её, но и ищет для неё занятие, в котором она могла бы самореализоваться. Автор испытывает к нему глубокую симпатию и отзывается о нём, как о человеке отважном, умеющим вести до конца то дело, за которое взялся. При этом, человек честный, глубоко порядочный и благородный. Не зная об истинных отношениях Веры и Лопухова, влюбившись в Веру Павловну, надолго исчезает из их дома, дабы не нарушать покой любимых им людей. Только болезнь Лопухова принуждает его появиться для лечения друга. Фиктивный муж, понимая состояние влюблённых, имитирует свою смерть и освобождает место для Кирсанова рядом с Верой. Таким образом, влюблённые обретают счастье в семейной жизни.

(На фотографии артист Карнович-Валуа в роли Рахметова, спектакль «Новые люди»)

Близкий друг Дмитрия и Александра революционер Рахметов — наиболее значимый герой романа, хотя ему отведено в романе немного места. В идейной канве повествования ему выпала особая роль и посвящено отдельное отступлении в 29 главе. Человек неординарный во всех отношениях. В 16 лет оставил на три года университет и бродил по России в поисках приключений и воспитания характера. Это человек с уже сформированными принципами во всех сферах жизни, в материальной, физической и духовной. При этом, обладающий кипучей натурой. Он видит свою дальнейшую жизнь в служении людям и готовится к этому, закаляя свой дух и тело. Отказался даже от любимой женщины, потому что любовь может ограничить его в действиях. Он хотел бы жить как большинство людей, но не может себе этого позволить.

В русской литературе Рахметов стал первым революционером практиком. Мнения о нём были совершенно противоположными, от негодования, до восхищения. Это — идеальный образ революционера — героя. Но сегодня, с позиции знания истории, такой человек мог бы вызвать только сочувствие, так как мы знаем насколько точно история доказала правоту слова императора Франции Наполеона Бонапарта: «Революции задумывают герои, исполняют дураки, а её плодами пользуются мерзавцы». Возможно, озвученное мнение не вполне вписывается в рамки сформированного десятилетиями образа и характеристики Рахметова, но это, действительно, так. Вышесказанное нисколько не умаляют качества Рахметова, потому что он герой своего времени.

По признанию Чернышевского, на примере Веры, Лопухова и Кирсанова, он хотел показать обыкновенных людей нового поколения, которых тысячи. Но без образа Рахметова у читателя могло бы сложиться обманчивое мнение о главных героях романа. По мнению писателя, все люди должны быть такими как эти три героя, но высшим идеалом, к которому должны стремиться все люди, это образ Рахметова. И с этим я полностью согласен.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-romana-chto-delat-chernyshevskogo
http://obrazovaka.ru/sochinenie/chto-delat/analiz-proizvedeniya-chernyshevskogo.html
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector