Период босха иеронима все художники. Картины иеронима босха, биография художника, фото, репродукции

Период босха иеронима все художники. Картины иеронима босха, биография художника, фото, репродукции

Иероним Босх

Биография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов. » в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 – «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 – «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 – «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 – «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 – «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 – «Страшный суд»
  • 1500 – «Смерть скупца»
  • 1500-1502 – «Воз сена»
  • 1500-1510 – «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 – «Блаженные и проклятые»

Мистический художник Иероним Босх

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.

Читать еще:  Лучшие пейзажи картины импрессионистов. Чем отличается русский импрессионизм в живописи от французского

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

Его настоящее имя – Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется “а ля прима”. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства , Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Читать еще:  40 симфония бетховен биография краткое содержание. Людвиг Ван Бетховен: композитор, который не слышал

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Человек-дерево. Перо, бистр. 27,3 х 21,1 см. Альбертина . Вена

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений” .

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Читать еще:  Ханжи ли христиане, или Бывает ли добро бескорыстным? «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений” .

2. Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.

А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.

” data-medium-file=”https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=”https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=584%2C335&ssl=1″ aria-describedby=”caption-attachment-4466″ class=”wp-image-4466 size-full” src=”https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=584%2C335″ alt=”Босх Искушение святого Антония” width=”584″ height=”335″ srcset=”https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?w=1605&ssl=1 1605w, https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=595%2C342&ssl=1 595w, https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=960%2C551&ssl=1 960w, https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?w=1168&ssl=1 1168w” sizes=”(max-width: 584px) 100vw, 584px” data-recalc-dims=”1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония . 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония” .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515—1516 гг.

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником Эпохи Возрождения . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/49680-ieronim-boskh.html
http://lioubasmir.livejournal.com/4578.html
http://arts-dnevnik.ru/bosh-kartiny/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии