Педро кальдерон краткая биография. Педро кальдерон де ла барка – биография, информация, личная жизнь

Педро кальдерон краткая биография. Педро кальдерон де ла барка – биография, информация, личная жизнь

Педро кальдерон краткая биография. Педро кальдерон де ла барка – биография, информация, личная жизнь

Краткая биография Кальдерона де ла Барка (17 января 1600 – 4 июня 1681).

Кальдерон де ла Барка Педро (целиком его имя звучит как Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо) – крупнейший испанский драматург, поэт, чье творчество принято считать одним из наиболее значительных достижений золотого века в сфере литературы. Биографию Кальдерона нельзя назвать богатой на события и подробности жизненного пути, особенно если сравнить ее с сохранившимися сведениями о других знаменитых представителях этой эпохи – Сервантеса и Лопе де Вега.

Родом Кальдерон из обедневшей дворянской семьи, в который он появился на свет в 1600 г., 17 января. Родиной будущего знаменитого драматурга был Мадрид. Родители надеялись, что сын станет священником, поэтому отдали его воспитывать в мадридскую иезуитскую коллегию. В ее стенах 13- летний подросток сочинил первую драму, «Небесная колесница». Затем получал образование в Саламанке: в здешнем университете он изучал теологию, право, математику.

Следующим этапом его биографии стала военная служба, на которую Кальдерон поступил в 1620 г. Возможно, в составе испанской армии он воевал в Италии и Фландрии, однако есть данные, что в это время он находился на родине. Как личность творческая Кальдерон впервые заявил о себе в 1622 г. на торжествах в честь св. Исидора: он участвовал в поэтическом состязании, и ему досталась первая премия. Еще одним «бонусом» была похвала из уст прославленного Лопе де Вега. Вдохновленный успехом, Кальдерон решил больше не возвращаться к праву.

Уже в следующем году Кальдерон впервые выступает в качестве драматурга, представив публике пьесу «Любовь, честь и власть». Ранний период творчества, до середины 20-ых гг., прошел под знаком написания т.н. комедий плаща и шпаги. В 1625 г. литературная деятельность становится основной и единственной для Кальдерона. В 1635 г. умирает Лопе де Вега, которого он считал своим учителем. К этому времени его талантливый последователь заслужил статус первого драматурга страны. В этом же году прославленного Кальдерона назначают на должность придворного драматурга и директора открывшегося в новом дворце Королевского театра. Благоволивший ему Филипп IV предоставил в распоряжение самых известных сценографов и музыкантов. В 1637 г. Кальдерон был посвящен в рыцари ордена св. Иакова (Сант Яго).

Как человек военнообязанный, в течение 1640-1642 гг. драматург был в рядах войск, подавлявших национально-сепаратистское восстание в Каталонии. От воинской службы освободился по состоянию здоровья в 1642 г. и спустя 3 года уже получал пенсию. В 1651 г. жизненный путь Кальдерона в очередной раз сделал крутой вираж: его рукоположили в священника, и он переехал из Мадрида в Толедо. Исследователи утверждают, что сподвигли его на это личные обстоятельства, в частности, рождение внебрачного ребенка, кончина брата, а также новые веяния в общественной жизни, связанные с начавшимися гонениями на театр.

Несмотря на статус духовного лица, Кальдерон по-прежнему писал пьесы, приходил на поставленные по ним спектакли, однако отказался от прежних тем, обращаясь теперь к библейским и другим аллегорическим сюжетам религиозного характера. Эти т.н. духовные драмы сам драматург считал главным своим достижением. С 1663 г. до самой смерти он был королевским капелланом, т.е. духовником, сначала у Филиппа IV, позднее у Карла II. В этом же году драматург возглавил иезуитское братство св. Петра. Монарший двор относился к Кальдерону очень благосклонно, его пьесы не сходили с подмостков, тем не менее последние годы жизни он очень нуждался материально. Скончался 4 июня 1681 г. в Мадриде. Несмотря на очень почтенный возраст, Кальдерон де ла Барка Педро продолжал писать; среди бумаг на его столе нашли драму, которой суждено было остаться незавершенной.

Кальдерон Педро, испанский современник Шекспира

Педро Кальдерон [дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо; Pedro Calderón de la Barcay Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño; 17.01.1600, Мадрид — 25.05.1681, Мадрид] — один из крупнейших испанских писателей, его творчество — вершина литературы барокко.

Кальдерон был младшим современ­ником У. Шекспира. Он родился в Мадриде, принадлежал к аристокра­тическому роду, окончил коллегию иезуитов в Мадриде, учился праву и теологии в университетах Алкала и Саламанки. Провел бурную молодость; служа в армии, побывал во Фландрии и Италии. Кальдерон был тесно связан с традицией Лопе де Вега, начинал как представитель его школы, но со временем создал свою «персональную модель», оказавшую огромное влияние на формирование различных философских жанров в литературе. Кальдерон написал 120 комедий (т. е. драм), 78 аутос (религиозных пьес), 20 интермедий. Так как с 1635 г. Кальдерон был придворным драматургом, все они были опубликованы при жизни автора и дошли до нас. В 1651 г. Кальдерон принял сан католического священника, был почетным капелланом испанского короля Филиппа IV, с 1666 г. — настоятель братства св. Петра.

Читать еще:  Литературные мистификации с российскими корнями (литературно-историческая миниатюра). Исследовательская работа "искусство литературных мистификаций"

Кальдерон был создателем нового драматургического жанра — религиозно-философской драмы, в которой меняется традиционная структура драматического произведения: главными героями становятся философские идеи, а персонажи оказываются лишь их рупорами. Сюжет строится так, чтобы раскрыть определенную философско-религиозную идею. Философский аспект отражается в поступках и речах героев, в названии произведения, на всех других уровнях художественного целого. Один из самых ярких примеров этого жанра — драма Кальдерона «Поклонение кресту» (ок. 1630–1632, опубл. 1634). В финале драмы выясняется, что преступные герои Эусебио и Юлия, связанные любовью, — родные брат и сестра. Эусебио убит, но воскресает при появлении священника, которого он когда-то пожалел, и тот отпускает ему грехи. Примиренный с небом, Эусебио умирает, а Юлия, над которой отец занес меч, обхватывает крест и обращается с молитвой к небесам. Молитва и крест спасают ее, и она растворяется в воздухе, как дым. Весь этот фантастический и запутанный сюжет, герои, совершающие необъяснимые человеческой логикой поступки, призваны воплотить религиозно-философскую идею, которую Кальдерон выразил словами: «Вот что значит преклонение перед крестом».

Самая значительная религиозно-философская драма Кальдерона — «Жизнь есть сон» (ок. 1632–1635, пост. и опубл. 1635). Драма написана с необыкновенным мастерством, это одна из вершин всей испанской литературы. Философская идея, разрабатываемая Кальдероном в драме, обозначена в ее названии. Раскрытию идеи подчинены герои, символика, сюжет. Действие происходит в Полонии (Польше), но множество деталей показывает, что это лишь условное место действия. Король Полонии Басилио усомнился в предсказании двадцатилетней давности, руководствуясь которым, он заключил своего сына Сехисмундо в темницу посреди глухого леса. Пока Сехисмундо спит, его переносят во дворец. Проснувшись, он узнает, что является наследником престола, и начинает совершать бесчинства вплоть до убийства человека. Несчастливое предсказание начинает сбываться, и чтобы не сбылась самая страшная его часть — свержение короля, уснувшего Сехисмундо снова переносят в темницу, а когда он просыпается, его строгий наставник Клотальдо сообщает ему, что все, что он видел во дворце, было лишь сном. Между тем, предсказание продолжает сбываться: восставший народ Полонии свергает Басилио и предлагает корону Сехисмундо. Однако он от нее отказывается, так как уверился в идее, что жизнь — это только сон. Тема «жизнь есть сон» многократно повторена Кальдероном (в одноименном ауто, пьесах «Дьявол садов», «Дочь воздуха», «Цепи дьявола», «Апполлон и Климена», «Эхо и Нарцисс», «В этой жизни все истина и все ложь» и др.). Эта тема стала одной из наиболее значимых во всей последующей испанской культуре вплоть до ХХ века (см., например, фильм Л. Бунюэля и С. Дали «Андалузский пес», 1928, снят во Франции).

Большое место в драматургическом творчестве Кальдерона занимает жанр ауто сакраментале (дословный перевод — «священное действо») — религиозной аллегорической одноактной пьесы. Ауто «Пир Валтасара» — яркий пример пьес Кальдерона такого рода. Среди действующих лиц — библейский персонаж царь Валтасар, Суетность (первая жена Валтасара), Идолопоклонство (новая его жена), Мысль (шут), Смерть и т. д. Пророк Даниил предсказывает Валтасару скорую смерть. Во время пира Валтасар видит сон, в котором звучат голоса: «Смирись и покайся», но, проснувшись, царь продолжает пировать. Темнеет. Огненная рука пишет на стене три слова: «Измерено, подсчитано, взвешено». Смерть настигает Валтасара. Пророк Даниил превращает пиршественный стол в алтарь. Идолопоклонство склоняется перед всемогущим Богом.

Кальдерон работал и в жанре «драмы чести». Наиболее значимые произведения этой группы — «Стойкий принц» (1628), «Врач своей чести» (ок. 1633–1635), «За тайное оскорбление — тайное мщение» (1635), «Саламейский алькальд» (ок. 1645). Кальдерон развивает мотив чести как высшей ценности для испанца, представленной в национальной испанской драме (пьесы Лопе де Вега, Гильена де Кастро, Аларкона, Тирсо де Молина и др.). Немецкие романтики нарекли Кальдерона «поэтом чести». Отточенная техника драматической интриги присутствует в комедиях Кальдерона, самый яркий пример — «Дама-Привидение» (1629, опубл. 1636).

Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо скончался в Мадриде на 82 году жизни в почете, но в бедности.

Читать еще:  Сравнительная характеристика онегина и германна. Cочинение «Cравнительная характеристика Онегина и Печорина

Кальдерону было 16 лет, когда умер Шекспир, он к тому времени не написал еще ни одной пьесы. Нет никаких оснований предполагать, что Кальдерон на протяжении всей жизни когда-либо испытал влияние Шекспира, очевидно, он не только не читал шекспировских пьес, но и не слышал о таком драматурге. Тем не менее еще немецкие романтики начиная с братьев А. В. и Ф. Шлегелей утвердили представление о Кальдероне как «католическом Шекспире», при этом ставя Кальдерона даже выше английского драматурга в плане актуальности для современной литературы. Так, Ф. Шлегель писал: «Не в равной степени можно у нас применять внешнюю форму испанцев, которую надлежит тщательно различать от формы внутренней, ибо сия последняя, по господствующему в ней развитию более лирическому, бесспорно подходит к нам ближе, чем сжатость Шекспира, более эпико-историческая. Многоцветную полноту образов и картин, рождаемых плодовитою фантазией Юга, которая составляет особенную отличительность внешней формы и поэтического языка испанской трагедии, можно признать прекрасною там, где такое изобилие природно: переимчивости же искусства она не дается» (Шлегель Ф. История древней и новой литературы. СПб., 1830. Ч. 2. С. 137–138). А. В. Шлегель в «Курсе драматической литературы» утверждал, что в драмах Кальдерона и в меньшей степени в пьесах Шекспира сосуществуют и взаимообогащают друг друга два элемента: народный и более идеальный, «придворный». (Schlegel A. W. Cours de littérature dramatique. Т. 2. P. 326–340; работы братьев Шлегелей, находившихся в библиотеке А. С. Пушкина, приводятся по: Багно В. Е. Пушкин и Кальдерон // Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006. С. 244, 252).

Сопоставление Шекспира и Кальдерона имеет смысл только в типологическом плане. Но зато в таком ключе обнаруживается много сближений. Акад. Н. И. Балашов выделял такие общие для двух авторов моменты, как изображение героев-злодеев («макиавеллистов») или появление у Кальдерона своего рода аналога «фальстафовского фона». Есть сближения в создании идеальности женских фигур в поздних драмах Шекспира и в «драмах чести» Кальдерона: «Трагическая закономерность выступает в “драмах чести” Кальдерона (как впоследствии у многих романтиков) сквозь нагромождение случайностей, в драме — роковых и в то же время реальных. Например, жена не может перед вечной разлукой (и будто по ее вине!) не объясниться с ранее любимым ею человеком, а доходящие до мужа сведения о целомудренной сцене прощания трактуются им как доказательства измены. Все сочувствие Кальдерона — не в меньшей степени, чем это было у писателей Возрождения, — на стороне женщины, которая в этих драмах у него более цельно ангелоподобна, чем у Лопе или Шекспира, хотя не наделена такой жизненной пластичностью, как идеальные героини “Цимбелина”, “Зимней сказки”, “Бури”. Зато Кальдерон выделяет еще одно очень важное для испанского зрителя обстоятельство: героиня чиста перед небом. Это единственная щелочка, сквозь которую в “драмы чести”, в драмы “без бога”, проникает тонкий луч нравственного света, как его понимали современники Кальдерона» (Балашов Н. И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон. Драмы : В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко. М., 1989. Т. 1. С. 809–810). В «Волшебном маге» (или, как предлагает переводить название этой пьесы Кальдерона Н. И. Балашов, в «Необычайном маге») обнаруживается общность художественных решений с шекспировской «Бурей»: «Тяжкий путь к христианскому мученичеству Киприана идет на фоне прекрасной природы — леса, садов, стройных башен, на фоне любовных безумств, поединков, видений, разыгранных кораблекрушений (не листал же Кальдерон “Бурю” Шекспира, никому в Испании не известного!), страданий и радостей Юстины, ее искушений и продемонстрированной ею, как нигде кроме трактата Декарта о страстях (I, § 41), твердостью “свободной воли”, безусловно властной, если не над помыслами, то над поступкам» (Там же. С. 813).

Помимо типологического может быть осуществлено тезаурусное сближение Шекспира и Кальдерона, которое выражается в отнесении этих писателей к константам мировой и отечественной культуры, их высшим ценностям. В русской литературе это сближение осуществил А. С. Пушкин в статье «О народной драме и драме “Марфа Посадница”»: «Со всем тем, Кальдерон, Шексп.[ир] и Расин стоят на высоте недосягаемой — и их произведения составляют вечный предмет наших изучений и восторгов» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. M. ; Л., 1949. Т. XI. С. 72).

Соч.: Obras completas. V. 1–3. Madrid, 1959; в рус. пер. — Пьесы : В 2 т. М., 1961; Драмы : В 2 кн. / Пер. К. Д. Бальмонта; изд. подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко; ст. Н. И. Балашова и др. М., 1989.

Читать еще:  Автоматизированное рабочее место специалиста. Автоматизированное рабочее место как инструмент для рационализации управленческой деятельности

Лит.: Menéndes y Pelayo M. Calderón y su theatro. Madrid, 1910; Critical essays on the theatre of Calderón. N. Y., 1965; Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969; Durán M., Gonsáles Echeverría R. Calderón y la crítica. V. 1–2. Madrid, 1976; Iberica: Кальдерон и мировая культура. Л., 1980; Штейн А. Л. Литература испанского барокко. М., 1983; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; Соколова Н. Кальдерон // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Багно В. Е. Россия и Испания: Общая граница. СПб., 2006; Педро Кальдерон де ла Барка : Библиографический указатель / Сост. В. Г. Гинько. М., 2006.

Жизненный и творческий путь Педро Кальдерона, краткая биография

Биография Педро Кальдерона де ла Барки

Педро Кальдерон де ла Барка (исп. Pedro Calder?n de la Barca) родился 17 января 1600 года в Мадриде в Испании. Его отец дон Диего Кальдерон занимал крупную государственную должность: он работал секретарем казначейства. Его мать Анна Мария де Энао происходила из Фландрии, являлась дочерью простого оружейника. Кальдерон, стремясь под наставлениями отца построить духовную карьеру, окончил мадридскую иезуитскую коллегию, также получал образование в университетах Алькала-де-Энареса и Саламанки. Однако в 1620 году будущий драматург оставил университет и поступил на военную службу. Существуют данные, свидетельствующие о том, что Педро Кальдерон служил в испанских войсках на территории Фландрии и Италии в период с 1625 по 1635 гг. Согласно другой информации, в эти годы он пребывал в Мадриде.

Наставником и предшественником Кальдерона считался знаменитый испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега. К моменту смерти своего учителя Кальдерон становится известным драматургом Испании, получившим признание при королевском дворе. Поэт дебютирует в драматургии со своей пьесой «Любовь, честь и власть» в 1623 году. Вскоре король Филипп IV высказывает свое признание драматургу и заказывает у него пьесы для постановок в придворном театре. Король настолько полюбил творчество Кальдерона, что даже наградил его рыцарским орденом Святого Иакова.

В период с 1640-1642 гг. драматург продолжает военную службу, подавляет в Каталонии «Восстание жнецов». После того, как знаменитый поэт оставляет военную службу по состоянию здоровья, в его жизни происходят трагические события: он становится отцом незаконнорожденного сына, а также умирает родной брат драматурга. В связи с этим в 1651 году Кальдерон принимает сан священника. В 1663 году Кальдерон становится личным духовным наставником Филиппа IV, а затем и его преемника Карла II. Тем не менее, великий испанский драматург прожил последние годы в бедности. Он скончался 25 мая 1681 года.

Пьесы Педро Кальдерона

Среди произведений Кальдерона представлены пьесы различной жанровой тематики. Это и более ранние религиозные драмы «Поклонение кресту» (1625), «Стойкий принц» (1629), «Маг-чудодей» (1637); и комедии интриги «Астролог-притворщик» (1632), «Лента и цветок» (1632), «Сэм у себя под стражей» (1637); и драмы чести «Врач своей чести» (1635), «Живописец своего бесчестия» (1650). Кроме того в его творчестве представлены мифологические, народно-героические драмы «Статуя Прометея» (1668), «Саламейский алькальд» (1644-1649) и пьеса с историческим сюжетом «Дочь воздуха» (1650).

В 1629 году Кальдерон пишет две самые известные комедии интриги «Дама-невидимка» и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Обе пьесы характеризуются использованием схожего сценического приема: дама проникает в помещение через потайной ход, чтобы добиться любви понравившегося ей мужчины. Основная идея обеих комедий интриг заключается в том, что человеческую волю нельзя запереть на замок. Также Кальдерон развивает в них мысль, что только сам человек может стать защитником своей чести.

Одной из самых знаменитых пьес драматурга считается произведение «Жизнь есть сон», написанное приблизительно в 1635 году. Здесь переплелись различные жанры: в пьесе присутствуют элементы драмы чести, религиозной драмы и даже комедии интриги. В пьесе драматург рассматривает предназначение человека и насколько он готов распоряжаться своей судьбой, а также вопрос о том, каков же должен быть идеальный правитель, способный поддерживать порядок и согласие в мире.

Изучив биографию Кальдерона, вы непременно пожелаете ознакомиться с другими сочинениями по этой теме:

Источники:

http://www.wisdoms.one/biografiya_kalderon_barka.html
http://around-shake.ru/personae/4099.html
http://goldlit.ru/calderon-biography

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии