Педразвитие. Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
Педразвитие
Автор: Наськина Светлана Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №16
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”
Дата публикации: 26.09.2017
Раздел: дошкольное образование
Статья «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм- это чувство любви к Родине, чувство привязанности к истокам
русской народной культуры. Связь между поколениями людей ведет к
формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
порождает нерушимую связь между поколениями, что приводит к общему
взаимодействию и порождает творческие усилия и достижения, придающие
особое своеобразие культуре.
У каждого народа своя культура и каждое достижение для народа является
общим для всего человечества. Национальный гений и его творчество
является предметом особой патриотической гордости и любви. Гений творит
от себя, но в то же время и за весь народ.
Россия- многонациональная страна. Но, чтобы быть россиянином
необходимо ощутить духовную жизнь нашего народа, принять русский язык,
историю и культуру нашей Родины. Патриот учится на исторических
ошибках своей страны. Национализм же ведёт к расовой ненависти,
обособлению и как правило к культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства.
Патриотизм прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Педагог должен быть патриотом своей страны, если он не будет им , то не
сможет привить ребёнку чувство любви к Родине. Навязать патриотизм
невозможно, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души
Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем
воспринимать старинные русские праздники, традиции, фольклор.
Уже в младших группах появляются народные игрушки: пирамидки,
матрешки, каталки, качалки и др. Малыши знакомятся с русскими народными
играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками,
сказками, загадками. От возраста к возрасту усложняется задача по
слушанию детей музыкального материала, восприятию.
Наша задача донести до воспитанников знания традиций, обычаев русского
народа, историю нашей культуры. Окружающие предметы детей должны
пробуждать душу ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного,
любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с
самого раннего возраста понять, что они являются частью русского народа,
На занятиях необходимо использовать все виды фольклора. Знакомить с
особенностями культуры русского народа. Знакомя детей со сказками,
пословицами, загадками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
ценностям. В пословицах и поговорках высмеются недостатки, восхваляются
положительные качества людей. Особое место в произведениях русского
народного творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
Большое место в воспитании у детей народного патриотизма занимают
народные праздники и традиции. Дети знакомятся с народными танцами,
песнями, водят хороводы. Узнают о культуре проведения таких праздников.
Образовательная цель патриотического воспитания дошкольников является –
приобщение детей ко всем видам национального искусства- от архитектуры
до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Развитие чувства патриотизма у детей является одной из самых главных задач
в воспитании дошкольников.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» Парциальная программа. Санкт- Петербург. Детство-
Н. В. Бабинова «Тематические фольклорные номера для дошкольников»
В. Н. Косарева «Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет.
Н. А. Леонова «Знакомство детей с народным декоративно- прикладным
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
статья на тему
Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
к истокам русской народной культуры
на музыкальных занятиях
Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Каждый год в наше МБДОУ № 55, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.
Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.
Актуальность . Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.
Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.
- Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
- Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
- Формировать целостное восприятие народной культуры.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
- Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек;
- Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
- Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
- Проведение календарных и фольклорных праздников: «Встреча осени», «Праздник урожая», «Святки», «Масленица» «Посиделки» и другие.
- Русские народные костюмы,
- Народные музыкальные инструменты: ложки, трещетки,
- Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т.д.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.
На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.
Принципы организации образовательного процесса:
- Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
- Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
- Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Реальными показателями практической работы будут являться:
– повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
– повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
– разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);
– повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации, профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.
Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.
Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей системы музыкального воспитания дошкольников.
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ “Детский сад Алёнушка” ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево
Home » Форум » «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта произошли изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании.
Музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».
Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.
С фольклором дети знакомятся в практике на музыкальных занятиях, на занятиях дополнительного образования и других занятиях, в повседневной жизни, при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.
Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.
Но назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».
Каждое музыкально — художественное впечатление, каждый музыкально — художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.
Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.
Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.
Период дошкольного детства является наиболее плодотворным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;
- желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
- создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
- овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
- активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).
Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, используемые в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.
Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.
Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.
Источники:
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3058
http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/02/22/priobshchenie-doshkolnikov-k-istokam-russkoy-narodnoy
http://mdou-detsad7.minobr63.ru/%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-2/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D1%89