Педразвитие. Хорошо развитый музыкальный слух – это важнейшее условие для развития музыкальной памяти

Педразвитие. Хорошо развитый музыкальный слух – это важнейшее условие для развития музыкальной памяти

Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания

1. Исследования 2. Развитие в детском возрасте 3. Великие музыканты 4. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений 5. Влияние комплексных и систематических занятий

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти – двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще – в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком – это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень – одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.
Читать еще:  Что мы знаем о былинах. Определение былин: что особенного в этом исконно русском жанре фольклора

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями – один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.

Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные

соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на

основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия

для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального

слуха являются:

Звуковысотный слух

Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.

Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать

можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих

немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,

наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада

Читать еще:  Как смешать черный цвет из красок. Какие цвета смешивать? Как получить кофейный при смешивании красок, гуаши

всегда есть дети, которые:

Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)

У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни

или на основе очень хороших задатков;

Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно

У этих детей формирование слуха близко к завершению;

Поют то интонационно точно, то фальшиво;

Все звуки поют неверно;

Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно

(дети со средним диапазоном голоса);

Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный

слух.

Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные

доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение

голосовых связок. Они являются в некотором роде органам

восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным

условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.

Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём

подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога

находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего

неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение

акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и

закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением

Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное

значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды

музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на

музыкальных инструментах.

Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью

музыкального занятия в детском саду.

Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы

напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде

ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.

Пути к развитию музыкального слуха:

Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает

его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух

ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в

идеальном, качественном исполнении.

В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,

подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно

петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более

звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку

более точно подстроиться.

Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во

время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование

«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для

достижения высокого звучания – давать упражнения на небольшие

интервалы (секунда, терция, кварта).

Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его

согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать

движения, менять характер движений в зависимости от характера

музыки, передавать в движении музыкальные образы.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают

красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество

пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских

музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у

детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и

различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В

игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.

Игры для развития музыкального слуха:

1. «Лесенка» – Различение высоты звуков и направления движения

мелодии вверх, вниз.

2. «Кто поёт?»Развивает у детей способности различать регистры.

3. «Музыкальный домик»Развивает у детей умение различать тембр

различных детских музыкальных инструментов.

4. «Весело-грустно»Развивает представление о характере музыки.

5. «Кого встретил колобок»Развивает представления о регистрах.

6. «Узнай и сложи попевку» – Учит узнавать по ритмическому

рисунку, ту или иную попевку.

7. «Весёлый поезд» – Умение различать изменения темпа музыки.

8. «Громкая и тихая музыка» – Умение различать динамические

оттенки музыки.

9. «Разноцветные кубики» – Умение различать в музыкальном

произведении части, вступление и заключение.

Подводя итоги, хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:

Музыкален каждый ребёнок от рождения!

Обучайте, играйте, терпите, ждите!

Развитие фонематического слуха у дошкольников «Развитие фонематического слуха у дошкольников» Родители часто полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать.

Игра на развитие фонематического слуха и развитие звукобуквенного анализа слова «Урок Феи Музыки» Цель: Развивать фонетико-фонематическое восприятие Отрабатывать навыки звукового анализа слова Задачи: развитие устойчивости слухового.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве Методическая разработка по теме: «Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве» Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном.

Читать еще:  Лицевая гимнастика от морщин. Тибетская омолаживающая гимнастика: суть и принципы выполнения основных упражнений для достижения максимального эффекта

Конспект занятия по музыкальной деятельности «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Конспект «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Цели и задачи: развивать у детей чувства ритма,.

Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире.

Оформление музыкального зала на День матери в дошкольном учреждении Организация утренников в детском саду – дело ответственное. К нему заранее готовится весь педагогический состав образовательного учреждения.

Развитие речи детей с нарушением слуха Развитие речи детей с нарушением слуха. В специальных условиях коррекционного обучения детей с нарушением слуха предусматривается целенаправленное.

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребёнка, становление его самостоятельности, осознания ценности труда в.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве. Роль воспитателя Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве рассматривается как своего рода (моделирование социальных отношений». В играх проявляется непосредственный.

Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами!

Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Автор – Станислав Колесник

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Источники:

http://mozgius.ru/psihologiya/razvitie/muzykalnaya-pamyat.html
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-muzykalnogo-sluha-v-doshkolnom-detstve.html
http://music-education.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-muzykalnogo-sluha/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии