53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогический проект «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития. О театре

Педагогический проект «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития. О театре

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

2 этап – Практический.

З адача данного этапа – создание пространства для общения и взаимодействия участников проекта посредством театрализованной деятельности.
С одержание этапа:

  • взаимодействие через игру детей со сложными дефектами во время прогулки;
  • взаимодействие детей ТМНР с воспитанниками старших групп посредством совместных игровых ситуаций;
  • обмен опытом с родителями воспитанников с ТМНР по оказанию ассистирующей помощи во время взаимодействия участников;
  • встречи педагогов и родителей в рамках «Круглого стола»;
  • совместная деятельность с детьми по изготовлению атрибутов, необходимых для театрализованной деятельности;
  • инсценировка авторской сказки с участием семей воспитанников и детей старшего дошкольного возраста.

И тоговым продуктом взаимодействия участников педагогического проекта «Шаг навстречу» является инсценировка авторской сказки, адаптированной к возможностям каждого ребенка с ТМНР.
П ривлечение родителей, братьев и сестер воспитанников, а также детей из старших групп позволяет организовать интересные, нестандартные формы взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников. Во время театрализованной постановки формируется позитивная атмосфера в группе участников.
Н аходясь в пространстве интегративного театра, дети с особенностями в развитии общаются с детьми старших возрастных групп и перенимают их опыт социальных навыков поведения, а сверстники учатся принимать детей с ТМНР. Все участники формируют позитивное отношение друг к другу.
У частие родителей во всех этапах реализации проекта способствует уточнению и расширению представлений о возможностях своего ребенка, способствует созданию продуктивных форм взаимодействия дома.
У частие в проекте позволяет семьям воспитанников расширить социальный опыт, преодолеть барьер нетипичности собственного ребенка. В результате родители дают возможность своим детям участвовать в районных и городских конкурсах, позволяют реализовать творческий потенциал своего ребенка. В итоге наши ребята становятся лауреатами и победителями районных и городских конкурсов. Мы ими очень гордимся!

Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Галина Алмазова
Театрализованная деятельность, как средство социализации дошкольников

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей — психолого-педагогические приемы — направленно активизируют его социальное познание.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Читать еще:  На маленьком плоту: самые скандальные высказывания Юрия Лозы. Юрий Лоза: Хендрикс слабый гитарист, а журналисты меня перевирают А страну пребывания вы можете назвать

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина, предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова, выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева, разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

Читать еще:  Характеристика марьи болконской кратко. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Основой театрализованной деятельности являются театрализованные игры.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Виды театров:

1. Би-ба-бо (набор кукол для обыгрывания)

2. Настольный театр.

4. Конусный театр.

5. Пальчиковый театр.

6. «Театр в лицах»— маски героев, шапочки, медальоны.

7. Театр «Козявочка»

8. Теневой театр

9. Театр на трубочках

10. Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами

— Атрибуты для ряженья.

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. — М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Трусова Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально- игровойдеятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.

пед. наук. — М., 1986. 24с.

Тематический план «Недели толерантности» Понедельник. 1. Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» Участвуют все группы детского сада. 2. Совместное изготовление.

Оформление участков летом Каждый год наш детский сад красочно оформляет территорию детского сада, зимой — снежными и ледяными постройками, а летом — красивыми поделками.

Театрализация как средство развития и социализации детей с различными образовательными потребностями

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Театрализация как средство развития и социализации детей с различными образовательными потребностями

Пимонова Едена Владиславовна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Социализация детей с различными образовательными потребностями является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленная на включение ребенка в жизнь общества.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно школа призвана помочь детям с различными образовательными потребностями в становлении личностного самосознания, формировании культуры чувств, способности к общению, овладению собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитанию чувство меры и вкуса, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Метод театрализации, органично включенный в образовательный процесс, — универсальное средство в развитии творческих способностей, формировании коммуникативных навыков, приобретении социально-нравственного опыта.

Читать еще:  Что является заголовком сказки. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе сочинения сказок

Интерес к использованию театральных методик и технологий театральной педагогики в целях нравственного, эстетического, и социального воспитания учащихся проявляли многие ученые и практики. Подтверждение этому мы находим в работах А.В.Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.

Изучая научную литературу по выше обозначенной тематике, я пришла к выводу о том, что театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с различными образовательными возможностями, а также в развитии у них коммуникативных навыков.

Театрализация – это использование средств театра в процессе образования и социализации. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения реплик) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с процессом социализации детей с различными образовательными потребностями (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Театрализация, на мой взгляд, привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Чрезвычайно важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей с различными образовательными возможностями всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок и педагог. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью теней, озвучивая их роли. Наши же спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети разыгрывают сказочный сюжет или сюжет придуманный совместно с педагогом.

В театре игрушек все внимание сосредотачивается на игрушке. Условность нашего театра близка ребятам с особыми образовательными потребностями, они привыкли к ней в своих играх, тем более что сцена и большинство декораций были сделаны руками самих детей.

Поэтому все дети с увлечением следят за происходящим на столе – сцене действия, они охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, предупреждают об опасности и отказывают им помощь, дают героям советы.

Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Кроме того были решены следующие задачи психологического характера: развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений, развитие внимания и воображения и т.д.

Роль педагога в организации и проведении таких театрализованных игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно это важно в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, театрализация должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе «особого» ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни .

Источники:

http://www.sites.google.com/site/17pelikan/teatralnye-podmostki/ustanceva
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-socializaci-doshkolnikov.html
http://infourok.ru/teatralizaciya-kak-sredstvo-razvitiya-i-socializacii-detey-s-razlichnimi-obrazovatelnimi-potrebnostyami-1391503.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector