Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста.

Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству

(по Н.Н. Фоминой)

1. Восприятие– основа зрительной памяти, образного мышления.

2. Сравнение – основной путь организации сознательного восприятия, активизации мышления.

3. Сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием музыки и литературы – активизация образного мышления и творчества. Для активизации внимания, создания творческой атмосферы на занятиях активно используются отрывки из музыкальных, стихотворных произведений и т.д.

4. Игровые формы деятельности. На занятиях используются приемы драматизации и уподобления с детьми младшего школьного возраста. Учебно-иммитационные и деловые игры для подростков.

5. Метод плавного погружения в тему. Использование музыки, через эмоциональный рассказ, анализ работ мастеров активизируется желание творить. Самостоятельная работа – сам процесс творчества.

6. Упражнение – метод, цель которого разгрузить творческую деятельность, расковать образное мышление.

7. Дифференциация задания. Деление детей на группы для выполнения творческой работы.

8. Демонстрация детских работ. В конце занятия детские работы показываются всей группе, обращается внимание на положительные моменты. Недостатки работ обсуждаются индивидуально.

9. Обобщение темы. Каждый цикл занятий по одной теме заканчивается коллективной или индивидуальной творческой работой.

10. Практическая значимость результата работы. Максимальное использование детских работ в практической деятельности, такой как закладки, подарки, оформление помещения.

11. Раскрытие связи искусства с жизнью (26).

Вариантов разработки программ великое множество. Это зависит от тематической направленности лагерной смены, от возможностей педагога, от запросов детей, записавшихся в кружок. Программы работы с детьми могут иметь искусствоведческую направленность и тогда в основном содержание занятий будут составлять беседы об искусстве и культуре, экскурсии в музей и картинные галереи. Программа может иметь общекультурный уровень, основанный на полихудожественном подходе к преподаванию искусства и использовании разнообразных изобразительных техник и материалов. Программа может носить развивающий характер и строиться на основе серии упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти и воображения, так необходимых для художественно-творческой активности. Программа может быть мульти- или монотехнологической, опирающейся на разнообразие или одну технику обработки того или иного материала (аппликация, батик, оригами, бисероплетение, художественная роспись по дереву). Программа может быть тематической и раскрывать подробно связь искусства с жизнью («Культура башкирского народа», «Традиции казачества на Южном Урале», «Уральские сказы Бажова» и др.).

Ниже представлены варианты – образцы краткосрочных образовательных программ для детских оздоровительных лагерей, тематических планов занятий художественным творчеством с детьми, серии упражнений, инструктивных карт, разработанных педагогами дополнительного образования Центра детского творчества Орджоникидзевского района города Магнитогорска, входящими в творческую группу по художественно-эстетическому образованию, рисунки к серии упражнений на развитие творчества выполнены студентами ХГФ МаГУ.

Варианты тематических планов занятий

Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

Основными методами литературного развития детей являются следующие

Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  • 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
    • – чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
    • – чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
    • – чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
    • – настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
    • – кукольный и теневой театр, фланелеграф;
    • – диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
  • 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
    • – оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
    • – чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Подготовка к чтению включает следующие моменты

  • – обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • – определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
  • – подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
Читать еще:  Какие модульные картины лучше – холст, стекло или фотобумага. Модульные картины своими руками — пример самостоятельного выполнения

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

  • 1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
  • 2) введение слов — этических оценок поступков героев;
  • 3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
  • 4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

Чтение книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

  • 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
  • 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
  • 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Инсценирование или драматизация – это разыгрывание по ролям содержания произведения. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:

«Детское книгоиздательство» — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями («Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель мне помог понять. », «Что узнали мы из книг» и прочее);

«Детская библиотека» — организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе;

«Выставки книг» — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп («Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе» и т. п.).

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Такие мероприятия проводятся примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов. Желательно при их планировании учитывать даты «календаря праздников».

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными датами «календаря праздников» и памятными датами жизни писателей и поэтов.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

Основными методами литературного развития детей являются следующие

Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

Читать еще:  Кристины асмус и гарика сколько лет вместе. Гарик харламов ушел от жены к кристине асмус

– чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

– чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

– чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

– настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

– кукольный и теневой театр, фланелеграф;

– диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

– оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

– чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Подготовка к чтению включает следующие моменты

– обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

– определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

– подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;

4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

Чтение книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Инсценирование или драматизация – это разыгрывание по ролям содержания произведения. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:

«Детское книгоиздательство» — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями («Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель мне помог понять. », «Что узнали мы из книг» и прочее);

«Детская библиотека» — организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе;

«Выставки книг» — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп («Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе» и т. п.).

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Такие мероприятия проводятся примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов. Желательно при их планировании учитывать даты «календаря праздников».

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными датами «календаря праздников» и памятными датами жизни писателей и поэтов.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

1.6. Анализ рекомендуемой литературы для чтения детям по приобщению дошкольников к словесному искусству по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой

Литературный репертуар для детей старшего дошкольного возраста отличается разнообразием видов, жанров, тематики. Так произведения русского фольклора начинаются с малых форм: песенок («Как на тоненький ледок…» и др.), закличек («Дождик, дождик веселей…»), приговорок («Божья коровка…»), которые позволяют детям усваивать ценность народной культуры. Это русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояниям добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки трудолюбия и доброты («Хаврошечка»), дружбы и теплоты в отношениях, взаимопомощи («Крылатый, лохматый да масляный» и др.), а так же храбрости («Заяц-хвастун»).

Читать еще:  Личная жизнь юрия шевчука. Юрий шевчук - биография, фото, песни, личная жизнь певца и музыканта

Так же в круг детского чтения входят фольклор народов мира песенки и сказки, которые несут в себе большой потенциал национальных народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Далее идут произведения поэтов и писателей России, где на первое место поставлена поэзия, в программный список вошли, лирические стихи о природе А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, И.А. Бунина, и юмористические стихи В.Левина («Сундук», «Лошадь»), а так же стихи о жизни детей.

Проза представлена произведениями более сложным содержанием: о детях их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка», Л. Толстой «Косточка»), о взаимоотношениях в мире людей и животных Л.Н.Толстого («Лев и собачка»), а так же рассказы о необходимости и ценности дружбы В. Ю. Драгунского («Друг детства»), юмористические рассказы Н.Н. Носова и др.

Литературные сказки, которые отличаются он народных не только развернутыми описаниями, но и более замысловатыми сюжетами и разнообразием форм, это и прозаические сказки о животных (Б.Заходер «Серая звездочка»), и стихотворные сказки (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»), и сказочные повести (В.Катаев «Цветик семицветик») и др. Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (Т.Александрова «Домовенок Кузька»), похожих на самих детей, но менее знающих, а потому нуждающихся в сочувствии ребят.

Произведения поэтов и писателей разных стран представлены поэзией разных авторов, в основном это юмористические стихи (В.Смит «Про летающую корову», Я.Бжехв «На горизонтских островах» и др.) и поучительные стихи (Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»).

В списке произведений зарубежных авторов так же рекомендованы литературные сказки: финского писателя Х. Мякеля («Господин Ау»), английского писателя Р.Киплинга («Слоненок»), и известной шведской писательницы А.Линдгрен («Карлсон, который живет на крыше»)

В списке программных произведений предназначенных для заучивания наизусть, есть русские народные песни (И.Белоусов «По дубочку постучишь…»), стихи о маме (Е.Благининой «Посидим в тишине», Г Виеру «Мамин день»), которые можно рассказать на утреннике, стихи о родине (М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны») и др.

Для чтения в лицах представлены юмористические стихи, которые призваны развлечь детей.

Дополнительная литература представлена так же разными жанрами, это русские и зарубежные народные и авторские сказки, а так же проза и поэзия российских и зарубежных авторов.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ре. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1992. – 64с.

2.. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного

произведения // Избр. психологические труды. –М.: Педагогика, 1996. – 320

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 288 с.

4 Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина ; под ред. В. Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 334 с.

5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

6. Горкина А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн. 2006.

7. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 6. – С.35-39

8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 174 с

10. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.

11. «Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей»: В 2 кн. Кн. 1./сост. С. Д. Томилова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005.- 704с.

12. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 206. – 592с.

13. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

14. Программа «Истоки» Базис развития ребенка – дошк./ Т.И. Алиева, Т.В. Т.В. Антонова, Е.Т. Арнаутова и др.; науч. ред Л.А.Паромонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335с.

15. Детский сад: теория и практика. 2012 № 9 (21)

16. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет ( с методическими рекомендациями)/ З.А.Гриценко. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2004. – 144с.

Источники:

http://studopedia.ru/9_118655_osnovnie-metodi-i-priemi-priobshcheniya-detey-k-izobrazitelnomu-iskusstvu.html
http://m.vuzlit.ru/443621/pedagogicheskie_usloviya_ispolzovaniya_metodov_priemov_priobscheniya_slovesnomu_iskusstvu_detey_starshego_doshkolnogo
http://lektsii.org/3-131837.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии