Патриотизм и космополитизм в современном мире. Патриотизм в разных социальных моделях

Патриотизм и космополитизм в современном мире. Патриотизм в разных социальных моделях

Тема 19. Патриотизм и космополитизм

При взгляде на современную нам российскую действительность возникает много «почему?». Поэтому люди прописывают в своих квартирах незаконных мигрантов десятками? Почему призывники уклоняются от службы в армии? Почему талантливая молодежь уезжает из страны? Почему во внешней разведке появляются предатели? Почему богатые люди выводят капиталы за границу? Причина в том, что у людей не хватает патриотизма. Сейчас, наконец, в обществе стало появляться понимание, что на нем очень многое держится, что без него невозможно обойтись в государственном строительстве.

А что такое патриотизм? Патриотизм (от греч. patrís — родина, отечество) – чувство любви к родине, готовность служить ей и защищать её.

Что понимается под отечеством, родиной, с чего начинается Родина? В некоторых словарях говорится, что родина – это исторически принадлежащая данному народу территория. Однако родина – это не есть просто территория, это, все-таки, более широкое, емкое понятие. Это страна, где мы родились и выросли, получили воспитание и образование, где живут наши родители, где живут близкие, дорогие нам люди; где жили наши предки и находятся их могилы, это народ, к которому мы принадлежим, его история и культура. Всё это есть наше Отечество. Существует еще понятие малой родины: это та деревня, поселок, город, где мы родились и где прошло наше детство.

Любовь к отечеству и своему народу есть явление всеобщее в человеческом роде, и патриотизм естественен и понятен всякому нормальному человеку. Мы не найдем народа, в истории которого не было бы высоких примеров самопожертвования и любви к своему народу и отечеству. Такие примеры мы находим в древней истории (подвиг 300 спартанцев), в Священном Писании и житиях святых:

Иосиф Прекрасный в Египте не забывает своих родителей и родню, и завещает в будущем перенести свои мощи на родину.

Пророк Моисей просит помиловать свой народ, впавший в идолопоклонство: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32).

Ап. Павел: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:2), – то есть Израильтян.

Из русских святых показывают нам пример патриотизма: благоверные князья Александр Невский, Георгий Владимирский, Василько Ростовский, Константин Ярославский, Дмитрий Донской, прп. Сергий Радонежский, патриарх Ермоген, прав. Федор Ушаков.

Свт. Филарету Московскому принадлежат слова: «Плохой гражданин отечества земного не может стать хорошим гражданином отечества небесного».

Любовь к своему народу имеет особое название – национализм, и это слово само по себе не несет негативной окраски. Любовь к своему народу, его истории, религиозным и культурным традициям, лучшим представителям – важная часть патриотизма. Не следует смешивать здравый национализм с шовинизмом, который утверждает идею национального превосходства, исключительности, противопоставляет интересы одного народа интересам всех других народов. Слово шовинизм обязано появлением персонажу театральной французской пьесы 19в. Николе Шовену. В пьесе он представлен как фанатичный и одновременно карикатурный поклонник Наполеона и всего французского.

Еще часто национализм смешивают с нацизмом. Нацизм – идеология гитлеровской Германии, поэтому нельзя это слово в полной мере применять к явлениям современной жизни.

Впервые простую и ясную формулу национального патриотизма дала Жанна д’Арк: это желание быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу.

Космополитизм, (космополит с греч.- гражданин мира) в отличие от патриотизма, проповедует любовь ко всему человечеству, внушает равно любить людей всех стран и народов. Он ставит интересы человечества выше интересов отдельной нации.

Космополитизм выдается за что-то очень современное, за новейшее достижение человеческой мысли. Однако возник он ещё в античном мире. Древние философы с помощью этих идей хотели преодолеть раздробленность греческих городов-государств, объединить свой народ. Эти идеи разделяли известные философы: Диоген Синопский, первым употребивший слово «космополит», Сократ, стоик Зенон. Представитель грубого эвдемонизма Аристипп, в согласии со своей философской концепцией, выразил свои космополитические взгляды в словах: «где хорошо, там и отечество». Создание огромного государства Александра Македонского послужило причиной дальнейшего развития космополитических воззрений.

В эпоху Средневековья космополитические представления формировались в социальных группах, ведущих кочевой образ жизни: у странствующих рыцарей, студентов, торговцев, комедиантов, воинов-наемников. Эти идеи поддерживали европейские мыслители эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Элементы космополитизма присутствовали также в коммунистической идеологии, направленной на построение бесклассового общества во всемирном масштабе.

Космополит считает себя гражданином всего мира. Объектом его любви является не конкретный «человек», «брат», «ближний», а всё человечество в целом. А может быть, это и действительно хорошо – любить всё человечество? Дело в том, что «всё человечество» является абстрактным объектом, с которым невозможны конкретные отношения, а человек не может по настоящему любить абстракцию.

Вот как пишет о любви ко всему человечеству Достоевский в романе «Братья Карамазовы»:

«Я так люблю все человечество!», — восклицает восторженная дама в разговоре со старцем Зосимой. Тогда Зосима приводит ей в ответ слова одного доктора: «Я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если бы это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. В одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк и он беспрерывно сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще».

Космополитизм не имеет основания ни в естественном душевном расположении людей, ни в христианской религии, ни в историческом опыте. Мы знаем примеры, когда отдельные люди или группы людей (эмигранты) покидали Родину. Они тосковали на чужбине, создавали общины соотечественников для сохранения национальной культуры, разговаривали в кругу семьи на родном языке и мечтали когда-нибудь вернуться назад. Ассимиляция всегда была болезненным процессом, и могла произойти только через несколько поколений, когда рождались и вырастали люди, никогда в жизни не видевшие прежней родины. Вспомним псалом «На реках вавилонских». Евреи вернулись в Землю Обетованную, татары после депортации вернулись в Крым, чеченцы – на Кавказ.

В современном мире сильны тенденции к формированию единой планетарной цивилизации в рамках Западного глобализационного проекта. Поэтому космополитизм как учение сегодня снова стал востребованным, о нем вспомнили и наполнили его новым содержанием. В политической сфере говорят о всемирном правительстве, в религиозной – о толерантности. В мировой экономике усиливаются транснациональные компании и интеграция. Еще более заметно эти тенденции проявляются в культурной сфере. В разных странах и на разных континентах люди носят одну и ту же одежду (джинсы, кроссовки, футболки), смотрят одни и те же голливудские фильмы, слушают одну и ту же музыку, пользуются одними и теми же тефлоновыми сковородками и электрочайниками, играют в однаковые спортивные и комьютерные игры. Повсеместно распространяются единые стандарты. Все это способствует стандартизации сознания. Особое значение в этом процессе имеет всемирная компьютерная сеть, доступ к которой уже сейчас рассматривается как виртуальный аналог мирового гражданства. Глобализационному проекту соответствует новый тип человека – постоянного мигранта-кочевника, утратившего традиционную привязанность к стране, общине, семье, который считает своей родиной то место, где ему в данное время комфортнее живется. В истории ещё не было такого прецедента, чтобы целые народы призывались отказаться от Родины.

Читать еще:  Сообщение культура и искусство древних цивилизаций мезоамерики. Бросая вызов природе, вопреки логике, майя построили свои уникальные города в труднопроходимых джунглях, далеко от воды, в то время как все подобные цивилизации мира возникали в долинах крупн

Глобализационный проект неразрывно связан с разрушением национальных государств, без этого он не может состояться. Мощным оружием такого разрушения являются потоки мигрантов, которые ломают традиционный уклад общества и национально ориентированный тип сознания. Причем национальное сознание деградирует как у коренного населения, так и у самих мигрантов. Идеология космополитизма опасна для национальных государств еще и тем, что ее последователи всегда готовы выступить против интересов собственной страны, так как не считают чем-то важным собственную национальную и государственную идентичность.

Казалось бы, патриотизм разделяет страны и народы, а космополитизм стремится объединить их. Что лучше, соединяться или разделяться? Оказывается, однозначного ответа дать нельзя. Важно то, на какой основе происходит это объединение. Если на основе добродетели, то лучше соединение, а если на основе греха, то лучше держаться в стороне от такого сообщества. И ещё один возникает вопрос: кто будет управлять этим объединённым миром? Наверное те, кто осуществляет глобализационный проект. А кто осуществляет этот проект?

Раздельное существование различных народов определено Промыслом Божиим. Народы имеют каждый свой язык, культуру, свою индивидуальность, свою особенную задачу в человеческой истории и даже каждый своего Ангела хранителя. Это разнообразие уничтожать так же преступно, как разнообразие пород деревьев и видов животных. Такая попытка стала бы сопротивлением Божественному мироустройству.

Скорее всего, попытка уничтожить разнообразие культур утопична, потому что культура каждого народа неразрывно связана с его жизнью в конкретных исторических и природных условиях. Не сможет негр жить в тундре, или эскимос в Южной Африке: у них разная одежда, разная пища, разная температурная настройка организма, разные навыки, соответственно разные песни, привычные ритмы, движения, поведение. Многое из этого уже передаётся по наследству. А гражданин мира неужели сможет жить везде и чувствовать себя одинаково хорошо? Представлять в воображении себя гражданином мира он, конечно, сможет, но реально жить и хорошо себя чувствовать негр будет в Африке и в набедренной повязке, а эскимос в тундре, в дохе и унтах из оленьей шкуры.

Если заинтересованные силы продвигают в обществе какая-то идею, то недостаточно просто критиковать ее, надо суметь предложить что-то взамен. Какую же позитивную идею можно противопоставить современному глобализационному проекту? Ту, о которой говорится в кондаке Пятидесятницы – соединение в Христианской Церкви.

Мы знаем из Священного Писания, что земные народы появились по воле Божией при вавилонском столпотворении. Столпотворение на какой-то миг объединило людей в их богоборческих планах, но в итоге привело к утрате единого языка, так что люди перестали понимать друг друга и, забыв о начатом деле, рассеялись по поднебесной. Напротив, в книге Деяний апостолов мы читаем о том, как нисшедший к людям Святой Дух преобразил их и внутренне объединил. Новозаветная Пятидесятница – это единение людей в вере и благодати Божией, в результате чего люди, говорящие на разных языках, научились понимать друг друга. Об этом говорится в кондаке Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» (заметим, что слово «языки» в этом коротком песнопении употребляется в трех различных смыслах). В Новом Завете Господь дал людям планеты возможность воссоединения через Церковь, но человечество, к сожалению, не пользуется такой возможностью.

В текущей жизни Церковь призывает большие и малые народы уважать друг друга, стараться жить в мире и сотрудничестве, бережно сохраняя при этом свое культурное своеобразие. Примером такого мирного сосуществования являлась Российская империя. Ни один малый народ в ней не исчез, но все, даже самые неразвитые и малочисленные, сохранили свою национальную культуру и историческую территорию, чего нельзя сказать об американских индейцах, австралийских аборигенах, малоазийских греках. Но от них к нашему времени остались хотя бы какие-то следы, а о многих-многих других исчезнувших этносах сведения можно найти только в исторических документах.

Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 15. Патриотизм и космополитизм

Гуманистическая аксиология. Патриотизм и космополитизм. Национальная и международная безопасность

К числу других политических ценностей гуманизма относятся такие общественные чувства и состояния, как патриотизм, национальная безопасность, космополитизм и международная безопас­ность. Эти ценности гуманизм склонен рассматривать в единстве и балансе, так, чтобы ни одна из них не доминировала над другими.

Патриотизм, т.е. любовь к родине, чувство особой близости к тому народу, которой является непосредственным лоном и сферой бытия личности, естественен и ценен, поскольку обогащает ее и облагораживает многие социальные поступки человека. Каждый порядочный и разумный человек хочет видеть свою страну процветающей, защищенной, прочной, безопасной.

Понятие национальной безопасности, строго говоря, дале­ко выходит за рамки политической ценности. Национальная безопас­ность подразумевает и политическую, экономическую, правовую, военную, экологическую, медицинскую, идеологическую, нравственную, научно-техническую, информационную и культурную. Нет необходимости доказывать, как существенны для каждого члена общест­ва достойный образ жизни, преуспевающая экономика, правовое государство, адекватные мировым стандартам военная доктрина, армия и вооружения, нормальная экология, здоровье народа, не загрязненность общественного сознания идеями расизма, фашизма и тоталитаризма, высокая культура и уро­вень общественных и межличностных нравов, благоприятные условия для развития гуманитарных, естественных, технических и всех других наук, расцвет искусства и иных видов человечного ценностного твор­чества.

Патриотизм и забота о национальной безопасности важны не только сами по себе как ценности гуманистического мировоззрения. Их важно как можно лучше осознавать и культивировать, поскольку они предохраняют нас от порой незаметного, но весьма опасного соскаль­зывания в сферы национализма, ксенофобии (недоверия ко всему чужому) и изоляционизма. Во всех этих социальных феноменах заключены семена ненависти, раздора, фанатизма и, в конечном счете, они вполне могут обернуться геноцидом, в том числе и собственного народа. Когда эти семена начинают давать дружные всходы в обще­ственном сознании и психологии, то это означает, что общество встало на рельсы, ведущие к национальной катастрофе.

Иногда говорят о «здо­ровом национализме» или необходимости «национальной идеи». Тут кроется большое заблуждение и риск. Можно говорить о здоровом патриотизме, а не национализме, который по сути своей –- своего рода эпидемия. Скорость и широта распространения этой эпидемии иногда вводит политиков в соблазн. Они используют «национальную идею» для мобилизации народных сил, быстрого решения той или иной социальной проблемы: политической консолидации и достижения видимого гражданского мира, решения экономических или других реальных проблем. Между тем, джинна национализма легко выпустить из бутыл­ки, но слишком трудно контролировать или обратно загнать в нее, не оказаться раздавленным и порабощенным им, особенно в многоэтнических и многоконфессиональных обществах.

Надежными противовесами национализму и балансирами пат­риотизма являются ценности космополитизма и международной без­опасности. В русской истории, особенно ее советского периода, космо­политизм (вопреки официальному лозунгу «пролетарии всех стран, соединяйтесь») находился под большим подозрением. Космополиту припи­сывалась нелюбовь к родине или даже ее предательство. Слово «космополит» было ругательным, «космополитов» преследовали и репрессировали.

Вплоть до начала реформ в России космополитизм рассматри­вался как «реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая го­сударственный и национальный суверенитет, служащая целям государств, добивающихся мирового господства» (Советский энциклопе­дический словарь. М., 1985. С. 636).

Такая ложная и недоброжелательная трактовка космополитизма кажется не только недоразумением, но и загадкой, поскольку космополитические идеи и чувства глубоко укоре­нились в русской культуре и психологии россиянина, а официальная идеология СССР, марксизм-ленинизм, исповедовала интернационализм и рассматривала себя как выражение взглядов самой передовой части человечества.

Многие гении отечественной культуры: А. Пушкин, М. Ломо­носов, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, Л. Толстой и др., – умели гармо­нично сочетать чувство патриотизма с ощущением целостности и единства человеческого рода, причастности национального междуна­родному, мировому. Так, например, Достоевский считал русского че­ловека «всечеловеком», способным понять и полюбить любую другую национальную культуру.

По своему первоначальному историческому смыслу космополитизм (от греческого kosmopolites – космополит, гражданин мира) был стремлением расширить и обогатить сферу социаль­ного и духовного бытия человека. И это стремление, если оно не было лицемерным, не служило прикрытием целям империалистического господства и корысти, всегда было гуманистической ценностью. Само это понятие родилось в античной Греции вместе с первыми ростками идей гуманизма.

Читать еще:  Удивительная история петера шлемиля. Лекция: Повесть Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»

«Космополитизация» или, что, по сути, то же, глобализация социального бытия – неизбежный естественноисторический процесс. Он отражает позитивные потребности в укреплении экономических, культурных, научных и иных связей в мировом сообществе. Интеграционные и гло­бальные процессы не только демонстрируют научно-технические и куль­турные достижения человечества, но и дают личности много новых возможностей для самосовершенствования, реализации своей человечности. Разумеется, космополитизм существует в мире реальных междуна­родных планетарных противоречий, в том числе и в атмосфере соперничества стран за влияние и господство. Возможно, эта геополитическая борьба и является естественным выражением воли к жизни любого общественного организма, однако она не связана с идеей мирового гражданства, куда более существенной для человечества, и лишь обостряет нужду в гуманистической ценности космополитизма.

Социальными индикаторами космополи­тизма как вполне зрелого стремления личности к расширению социального и культурного пространства своего существования стали сегодня формирование глобального сознания, глобальной этики, глобальной экономики и глобального информационного пространства, глобальной политики, глобальных социальных движений, одним из которых является гражданский или светский (секулярный, т.е. нерелигиозный) гуманизм. Наше время – это формирование и деятельность гло­бальных социальных институтов, наиболее значительным из которых является Организация Объединенных Наций или глобальное информационное пространство, символом которого служит интернет.

Космополитическое сознание включает умение любить и уважать не только ближнего, но и дальнего, умение осознать, что ценностью является не только наше я, другая личность, семья и нация, но и человечество, которое поверхностному мышлению пред­стает как абстракция, а может и должна быть усмотрена как конкрет­ная реальность.

Этот процесс в чем-то аналогичен переходу нашего представ­ления о Земле, как планете, от теоретического и абстрактного к конкретно­му и эмпирическому. Раньше мы только знали, что Земля есть космическое тело, а теперь с помощью достижений космоплавания можем увидеть нашу прекрасную планету непосредственно. Нечто по­добное должно произойти и в осознании реальности мирового сообщества. Ка­жется, что ощутить его как нечто целостное и реальное едва ли возможно. Но отдельные признаки, приметы жизни человечества как целого уже являются зримыми. Мы можем различить их и в атмосфере Генераль­ных ассамблей ООН, и в телепрограммах мировых новостей, и в гло­бальных информационных и коммуникационных системах, и в дея­тельности международных гуманитарных или миротворческих миссий.

Укрепление и культивирование любви к реальностям дальним и общим – главный шаг к тому, что гуманизм назы­вает мировым гражданством. Стремиться к такому мировому гражданству должен каждый, и притом быть гражданином мира в полной мере – исключи­тельная честь и ответственность. Большинство величайших гуманис­тов: А. Эйнштейн, А. Швейцер, Л. Толстой, М. Ганди, Б. Рассел, А. Сахаров и другие, – были такими гражданами. Их подвиг состоял как в том, что они расширили границы гуманистического сознания и показали нам подлинные возможности человечности, так и в том, что они имели силы и мужество взять на себя ответственность за судьбы мира, за судьбу всего человечества. Они смогли возвыситься до такого зрелого уровня гуманности, на котором проблемы и заботы челове­чества становятся личными проблемами и заботами.

Космополитизм и международная безопасность находятся в та­ких же тесных отношениях между собой, как и патриотизм и нацио­нальная безопасность. Космополитизм – один из внутренних гумани­стических мотивов созидания системы международной безопасности, основанной на сумме национальных безопасностей. Это в свою очередь создает наиболее благоприятную среду для космополитизма как гуманистической ценности. Вместе с тем еще большее значение имеет связь между космополитизмом и меж­дународной безопасностью, с одной стороны, и патриотизмом и на­циональной безопасностью – с другой.

Идеальной является гармония и баланс этих ценностей как на уровне личного сознания, так и на уровне общественного мнения. Самое трудное здесь не выяснение приоритета ценностей: они здесь не конкурируют и не должны конкурировать между собой, а складываются и умножаются друг на друга.

Важно правильно оценить тот явный факт, что сам объективный ход истории, ее глобализа­ция ведет к доминированию глобальных, космополитических ценностей, тогда как удельный вес национальных, частных и локальных социальных ценно­стей имеет тенденцию к снижению. Оптимальным решением этой проблемы является не искусственный и окрашенный ксенофобией протекционизм в защите национальных ценно­стей, и тем более не использование объективных процессов космополитизации теми или иными странами для культурной, экономической и полити­ческой экспансии. Необходимы естественность и органич­ность процессов сочетания национального и глобального.

В мировом сообществе нет и не может быть монополистов. Вся­кая претензия на представительство глобальных интересов одним государством или группой отдельных государств – это ложь и извращение самого смыс­ла мирового сообщества, попытка подорвать его изнутри.

Так или иначе, несмотря на огромные различия в культурном, техно­логическом, социальном и политическом развитии стран и регионов, процесс гуманизации мирового сообщества очевиден. Так, например, системы коллективной глобальной безопасности, разрабатываемые под эгидой ООН, способствуют укреплению национальной безопасности каждой отдельной страны. Системы мирового экономического, политического и культурного со­трудничества укрепляют и обогащают национальные культуры и на­циональные экономики. Формирование международной антитеррористической коалиции также выражает потребность мирового сообщества в консолидации перед лицом мировых проявлений зла.

Вопросы к лекции

1. Почему национальные и планетарные ценности нужно рассматривать в единстве?
2. Каковы корни национальных ценностей и чувств?
3. Почему возник космополитизм и его ценности?
4. В чем ценность патриотизма?
5. Каков позитив космополитизма, почему возрастает его роль в жизни людей?
6. Необходимы ли современному мировому сообществу глобальные институты управления, безопасности и т.д.?

Вопросы для размышления

1. Почему националистов большинство, а космополитов меньшинство?
2. Существуют ли границы национальных и планетарных ценностей?
3. Каковы пути разрешения противоречий между глобализацией общества и человеческой жизни и традиционными ценностями национальной культуры и психологии?

Патриотизм и космополитизм в современном мире. Патриотизм в разных социальных моделях

17 октября госсекретарь Совета безопасности Беларуси Станислав Зась во время интервью изданию «Беларусь сегодня» пригласил общественность поддержать дискуссию о патриотизме и его особенностях в Беларуси.

Данная тема действительно имеет очень большое значение для нашей республики. Для стабильного развития государства необходимо, чтобы как можно больше граждан имели сильное патриотическое сознание. Патриоты, как правило, стабильно работают во благо Родины; представители данной категории населения не склонны покидать её, даже если в других странах им предложат лучшие условия труда и быта; помимо этого, они выступают главными защитниками Отечества в военное и мирное время.

Лучшим примером государства с высоким уровнем патриотизма граждан можно назвать Советский Союз. Во время его существования патриотизм был не только неотъемлемой частью государственной идеологии, но и одной из главных добродетелей на уровне общественных и межличностных отношений.

С момента распада сверхдержавы до наших дней белорусское общество претерпело огромные изменения: люди стали меньше ориентироваться на патриотичные и коллективистские ценности, но всё больше на материалистичные и индивидуалистские. Причинами общественных трансформаций и переоценки ценностей послужили развитие рыночной экономики, культурная глобализация и стремительное развитие информационных технологий.

Наиболее ярко космополитические и индивидуалистские ценности проявляются среди молодёжи — её представители родились, выросли и сформировались как личности в условиях отчасти единого мирового культурного пространства (мировые звезды музыки, телеканалы MTV и Discovery, мультфильмы «Дисней», голливудские кинофильмы и т. д.).

Вполне естественно, что массовая культура, имеющая огромное влияние на формирование ценностей индивида, стала формировать единые культурные импринты (модели поведения) у представителей разных стран и даже цивилизаций. В частности, даже отношение к такому важному социальному институту, как семья, в белорусском обществе постепенно вписывается в глобальные тренды современности — происходит рост среднего возраста вступления в брак и рождения детей, а также увеличивается количество незарегистрированных семей.

Многие социальные и экономические явления, которые в молодёжной среде считаются модными и прогрессивными, имеют вовсе не национальные, а глобальные корни (буккроссинг, фриланс, стартапы и т. д.), что также способствует космополитизации мышления, преклонению перед зарубежной культурой или общими достижениями человечества, а не собственного народа.

Серьёзное влияние на трансформацию ценностей оказало отсутствие «железного занавеса», что подарило белорусам возможность путешествовать по миру, а также учиться и работать за границей. Особенно это касается западных государств. Не секрет, что в экономических центрах мира проживают, учатся и работают в одних коллективах молодые люди совершенно разных национальностей, которые свободно общаются между собой на английском/немецком/французском языке, шутят, понимают друг друга, вместе отдыхают и т. д. Кроме того, для них характерен довольно высокий уровень мобильности — они могут легко переехать в другую страну в зависимости от нахождения нового места работы и там точно так же встроиться в многонациональный коллектив. По сути, это представители новой глобальной культуры, в сознании которых отсутствуют государственные и цивилизационные границы. Среди них присутствуют и молодые специалисты родом из Беларуси, успешность и востребованность которых выступают примерами для многих местных молодых ребят.

Читать еще:  Когда был открыт уйгурский музыкально драматический театр. Театральная энциклопедия - уйгурский

Кульминацией формирования в целом космополитического и индивидуалистического сознания выступила общедоступная Всемирная сеть интернет, которая позволяет свободно и быстро общаться людям из разных уголков мира, находить общие интересы и даже создавать семьи, чем постепенно стирает границы между народами и культурами.

Интернет стал объединять людей не по Родине, национальности и месту рождения, а по интересам и личным качествам.

Не стоит забывать, что современное общество перенасыщено информацией. Ежедневно наши сетчатки и барабанные перепонки бомбардируют самые разношёрстные сведения — от развлечений и рекламы до самого широкого спектра идей и смыслов. И когда в информационном пространстве отсутствует единый вектор и нивелированы всеобщие идеалы, происходит атомизация социума, его распад на отдельных индивидов, каждый из которых считает себя «не таким как все», а порой и противопоставляет себя обществу и Родине. Наступает эпоха постмодернизма — эпоха «усталой», «энтропийной» культуры индивидуалистов, эпоха господства личностных ценностей над общественными. Хорошо по этому поводу высказался кумир современной молодёжи, лидер новосибирской рок-группы «Буерак» Артём Черепанов: «Живя в 2018 году, странно говорить о вещах с серьёзным лицом, что-то отстаивать. Это выглядело бы смешно и комично. Как я могу чему-то учить? Я не Егор Летов, и сейчас просто не то время, чтобы этим заниматься».

В целом космополитизация и атомизация нашего общества являются объективными процессами, вызванными высоким уровнем технического, информационного и экономического развития. И такая картина характерна для всех развитых государств. Даже для тех, где всё ещё пытаются сохранить традиции общественно-политической жизни и патриотическую риторику из уст власть имущих, к примеру для Великобритании и США. Молодёжь там всё равно достаточно мобильна в плане учёбы или работы и космополитична. Именно молодые люди составили костяк избирателей Хиллари Клинтон во время её соперничества с патриотом старой школы Дональдом Трампом, что говорит о том, что консервативный поворот в США является временным явлением, выбивающимся из общей колеи развития американского общества.

Поэтому успешное развитие патриотизма в Беларуси возможно лишь в том случае, если данным вопросом заниматься сквозь призму современных ценностей нашей молодёжи, учитывая все вышеперечисленные последствия глобализации. Общество изменилось, значит, должны измениться и подходы к патриотическому воспитанию, а возможно, и само понимание слова «патриотизм».

В XXI веке патриотизм может заново прижиться в обществе, только если он основан на балансе интересов Родины и личности. Другими словами, при определении патриотизма не стоит прибегать к формулировкам а-ля «жертвовать своими интересами ради Родины», потому что они могут, наоборот, отторгнуть значительную часть общества, имеющую индивидуалистические ценности. Такие формулировки прекрасно подходили в XX веке, но вряд ли подойдут в XXI.

Новое компромиссное определение патриотизма должно звучать следующим образом: «Патриотизм — это твой личностный рост и саморазвитие, которые пойдут на пользу тебе и твоей Родине».

Безусловно, это определение не звучит так красиво и поэтично, как «жертвовать собой ради Родины», однако оно гораздо более реалистично, прозаично и имеет шансы на то, чтобы прижиться на фоне современных ценностей.

То есть патриот XXI века — это тот, кто умеет найти баланс между собственными интересами и интересами Родины и посвятить ей свои идеи и собственную самореализацию.

Ведь если человек жертвует своими интересами ради Родины, значит, его интересы изначально не совпадали с интересами Родины, что уже есть определённой социальной проблемой.

Жертвенность собственными интересами, как правило, психологически происходит через «не хочу». Человек вынужден переступать через самого себя, и это в итоге может привести его к обратной реакции — к лютой ненависти к Родине в связи с неполучением им желаемых результатов своей жертвы, неполучении обратной отдачи за свою жертву: «Ах, я столько отдал за Родину, а она меня в ответ почти никак не отблагодарила!» Хоть раз, но подобные причитания наверняка слышал каждый из вас.

Поэтому смысл имеет лишь тот патриотизм, когда интересы личности и интересы Родины априори одно и то же. «Если ты делаешь хоть что-то полезное в Беларуси, работаешь, ты уже априори патриот». Только тогда человек не будет воспринимать патриотизм как обязанность переступать через свои интересы, что позволит избежать негативных последствий этого, описанных выше.

Стало быть, если мы ставим знак равенства между интересами личности и интересами Родины, мы можем вывести общие интересы первого и второго. И именно в этих общих интересах и должны заключаться белорусская национальная идея и особенности белорусского патриотизма — современного и адаптированного под ценности нынешней молодёжи:

1. Мир и стабильность. Основа основ существования Родины и личности. Не думаю, что кто-то хочет наступления войны и собственной гибели в окопах под обстрелами. Что касается Родины, любая война ставит под угрозу и её существование. Так что здесь баланс интересов бесспорный — мир любыми средствами, воздержание от воинственной риторики, выстраивание мирных отношений со всеми государствами.

2. Социально ориентированная экономика. Уровень патриотизма выше там, где каждый гражданин имеет со стороны Родины защищённость, внимание и обеспечение всем самым необходимым для жизнедеятельности. Человек себя чувствует нужным Родине, а значит, существует большая вероятность, что он будет отвечать ей взаимностью.

При отсутствии социального характера экономики государство отчасти утрачивает свои функции помощника для незащищённых слоёв населения, что способствует разбалансировке их интересов с интересами Родины.

3. Отрицание и пресечение любых форм радикализма. Беларусь — это многонациональная двуязычная страна, в которой проживают представители разных религий и при этом сохраняется предельно высокий уровень толерантности. Здесь соседствуют костёлы, православные храмы и памятники Ленину, и такое разнообразие воспринимается в обществе как само собой разумеющееся. Мирно сосуществуют два государственных языка, носители которых относятся друг к другу в целом доброжелательно.

В связи с этим для государства и для человека представляет серьёзную опасность возможное заражение некоторой части общества радикальными идеями вроде радикального национализма.

4. Цифровое развитие, модернизация. Развитие технологий в Беларуси, во-первых, делает жизнь человека удобнее, а во-вторых, способствует росту репутации республики в мире как IT-государства. Баланс интересов также налицо.

5. Демографическая безопасность путём охраны традиционных семейных ценностей. В интересах и человека, и государства выступают сохранение и воспроизводство населения, что невозможно без демографической стабильности. Чем больший процент пенсионеров в обществе, тем большая нагрузка на работающих гражданах и государстве.

В связи с этим Беларусь нуждается в повышении уровня рождаемости, что невозможно без защиты традиционных семейных ценностей в обществе.

В целом все вышеперечисленные ценности уже характерны для современного белорусского государства: стабильность, мир, развитие цифровых технологий и социально ориентированная экономика являются «фишками» нашей республики в регионе и мире. У нас много достижений в разных сферах жизни общества, которые отвечают интересам и государства, и людей. Стало быть, у Беларуси уже 25 лет и так де-факто существует уникальная и самобытная национальная идея, которую осталось только записать и донести до самых широких масс. При этом наша национальная идея в целом прогрессивна и современна, и не стоит вмешиваться в наше идейное пространство, потому что распространение каких-либо эфемерных идеологий может нарушить мир и стабильность в Беларуси.

Только такой патриотизм в условиях XXI века сможет стать хорошей альтернативной космополитизму.

Источники:

http://studopedia.ru/13_6103_tema–patriotizm-i-kosmopolitizm.html
http://www.humanism.ru/education/cours/values/121-values15.html
http://www.sonar2050.org/publications/patriotizm-kak-alternativa-kosmopolitizma/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии