Отцы и дети прощание с матерой. Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Отцы и дети прощание с матерой. Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Проблема отцов и детей прощание с матерой

Родина. Какое емкое слово. И каждый человек вкладывает в него свой смысл. Для одних — это огромная страна с ее необозримыми просторами. Для других — место, где родился и вырос, где находится отчий дом — «начало начал». Однако, есть и общее, объединяющее всех людей

О безграничной любви к Родине пишет и Валентин Распутин. Обычно чуждый патетики, громких слов писатель восторженно говорит об этом чувстве: » Удивительно и невыразимо чувство Родины… Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая

Сюжет повести связан с деревней Матера, которая вот-вот должна погибнуть: для строительства электростанции на реке возводят плотину, и поднявшаяся вода затопит островок вместе со всем, что на нем находится. Автор описывает приближающийся момент катастрофы, отчаянное положение людей, не способных противостоять надвигающейся беде. Можно сказать, что Распутин создает особый тип «повести — драмы» о судьбе человека, но исследуется эта драматичная, сжатая до пространства деревни и острова трагедия, совсем не драматургическим способом: она переводится в глубины характера, в безмолвие душевных тревог. Именно в прощании с Матерой, с этой крестьянской Атлантидой, почти святой землей, обетованным островом, уходящим на дно рукотворного моря, и раскрываются герои Распутина.

Триста лет обживали русские крестьяне то место, где стоит деревня Матера. И сейчас, неторопливо, без спешки, течет жизнь на этом острове, отгороженном от чужого и злого мира водами реки. Водный рубеж — лучшая граница. И люди счастливы и спокойны в своем замкнутом мире. Родная деревня является для них матерью, которая заботливо растит своих детей. А они отвечают ей великой любовью. И разве можно оторвать ребенка от матери, тем более от такой доброй и красивой? Глазами главной героини повести, Дарьи, мы видим необычайную красоту этой маленькой родины-матери: «От края до края. от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего. отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли назвалась громким именем Матера». Именно эту прелесть. красоту первозданной природы тяжело и грустно терять жителям деревни. Им не нужны благоустроенные квартиры, где есть отопление и газовые плиты. Не в этом для них счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печь, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь около родительских могил, а когда придет время, лечь рядом с ними. Так думает самая старая жительница деревни — Дарья. Этот образ поражает читателя своей точностью и конкретностью, в нем просматриваются черты настоящего философа, со своим оригинальным мировоззрением и системой ценностей: «Ты не просто человек, творящий себя с нуля, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства». Именно Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Эта женщина является некой хранительницей вечности, поэтому переселение для нее подобно смерти. К сожалению, верными своей маленькой родине, Матере, остаются только старики и старухи. Егор. Настасья, Сима, странник, юродивый Богодул — всем им больно расставаться с родной землей, которая вынянчила и вырастила их. Снова и снова откладывают они переезд и грудью встают на защиту своих святынь. Вспомним, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, как старушки до последней ночи ползают по нему, втыкают обратно кресты, восстанавливают надгробия.

Старое поколение деревни можно условно отнести к «отцам». Но есть на острове и молодежь, которая с легким сердцем готова оставить Матеру. Андрей, Петруха, Клавка Стригунова — это «дети», радующиеся предстоящим переменам. Как мы знаем, взгляды «отцов» и «детей» очень часто различны, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совсем противоположная: молодежь отказывается от того единственного, что делает возможным сохранение жизни на земле, — от обычаев, традиций, национальных корней. Именно с этим связывает Распутин и потерю нравственности. Он заставляет читателя задуматься над тем, будет ли человек, покинувший родную землю, счастливым. Сжигая за собой мосты, покидая Матеру, не потеряет ли он свою душу, свою жизненную опору.

Читать еще:  Можно ли заключать между физическим лицом и ип договор беспроцентного займа? Как взять кредит ИП? На заметку индивидуальному предпринимателю.

Повесть звучит как предупреждение нам, нынешнему поколению, которое начинает забывать свои истоки, свою историю. Все тревожнее становится за молодое поколение. Стремясь к новой жизни, которая становится гораздо легче благодаря научным открытиям и техническим изобретениям, человек подчас и сам превращается в бездушную машину, теряя все человеческое. Что будет с Россией? Что ждет ее в будущем? Распутин выражает надежду и веру в то, что наши люди в силах сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа. А для этого им надо быть на ней не временными жильцами, а вечными хранителями, как Дарья, чтобы не испытать перед потомками чувства вины за утрату чего-то родного, близкого сердцу, без чего не будет счастья, да и самой жизни.

Взаимоотношения человека и природы.

Сочинение по блоку «Человек и природа»

Взаимоотношения человека и природы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

В последние десятилетия все отчетливее звучат призывы бережного отношения к природе. Почему нужно беречь природу? Существует ли взаимосвязь между человеком и природой? Должен ли человек нести ответственность за то, что происходит на земле? Эти вопросы поднимают многие писатели отечественной и мировой литературы. Вот и Валентин Распутин с особым чувством тревоги говорит в своих произведениях о человеческой безалаберности, бесхозяйственности, расточительности по отношению к богатствам родной земли. Такое отношение неумолимо ведет к утрате жизненных ценностей, к деградации человеческой души.

Тема утраты взаимосвязи человека и природы прослеживается во многих произведениях писателя. С особой остротой она звучит в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар».

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» наглядно демонстрирует ситуацию безответственного отношения человека к природе, к родному краю. Конкретно-исторический сюжет произведения связан с затоплением острова и деревни в связи со строительством ГЭС на Ангаре. Однако писать придает ему обобщенный смысл: Матёра – это и реальная земля, и мифический мир. Этот маленький островок свидетельствует человечеству о тревожном состоянии современного мира. Триста лет обживали этот островок люди. Неторопливо, без спешки идет жизнь на Матёре, и за эти триста лет многих она сделала счастливыми. Всех принимала, всем становилась матерью, и дети отвечали ей взаимностью. И никто не хотел верить, что остров будет затоплен. Как не желала с этим мириться и главная героиня повести – Дарья Пенегина. Она и ещё несколько «старинных старух» не утратили связи с землей, с древними традициями. Старые женщины решительно отстаивают кладбище, спасая могилки предков от «пожогщиков». Дарья рассуждает о том, что на свете творится неладное, что раньше люди жили по совести, а теперь без сожаления покидают остров. Глядя на сына Андрея и внука Павла, Дарья говорит о современном человеке вообще, который не живет, а «приставляется», так как утратил естественную связь с землей. А прощальный вой Хозяина острова – это голос гибнущей деревни. Надвигающаяся катастрофа (затопление острова) буквально пронизывает каждую деталь, каждую страницу повести. Показательно сравнение – деревня «повяла, как подрубленное дерево», наглядно воплощающее авторское представление о жизни людей, лишенных связи с землей, с истоками. Распутин убеждает читателя, что человек подобен дереву, а его жизнь – неотъемлемое звено в процессе вечного природного движения. Забыв об этом, человек обрекает себя на верную гибель.

Распутин обращает наше внимание на то, что вечное, связанное с природой, противопоставляется временному, преходящему. Вот и всплывают в повествовании образы-символы, связанные с народной жизнью. Это и «царский листвень» – символ Мирового единения человека с землей. И воронья ягода (ворон в русском фольклоре – вестник горя и смерти) – своеобразный символ истощения природы, предвестник гибели острова. И туман, появившийся над рекой в финале повести, говорящий о неустроенности и неопределенности жизни на новом месте. Там, на большой земле, все чинно и чисто, только эта мнимая красота не приносит удовлетворения, ибо нет в ней души, а значит, – жизни. Финал повести открыт. Но читатель прекрасно понимает, что на новом месте матёринские старики долго не протянут. Потихоньку, друг за другом, они уйдут и унесут собой в могилу память о родной земле.

Читать еще:  Польский язык переводчик на русский с произношением. Польские слова с произношением и переводом

Щемящая грусть, боль и тревога охватывают читателя после прочтения повести. И каждый из нас понимает: то, что происходит сейчас с природой, возникло не сейчас и не вдруг. Это десятилетиями складывающаяся ситуация – результат пагубной, разрушающей деятельности человека, который когда-то давно возомнил себя царем природы, забывая об ответственности за все живое на земле. Поэтому актуален смысл названия повести. Это прощание не только с островом, с родной землей, с предками, это прощание с теми нравственными основами жизни, которые всегда были неотъемлемой частью русской души и которые так легко утратили свое значение в наши дни.

Как набат звучит голос автора: это касается всех! Мы все вместе ответственны за порядок вокруг и внутри себя. Нам его в нашем доме и наводить.

Проблематика повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой (Аргументы ЕГЭ)

1. Человек и прогресс.

Одной из важных является проблема, связанная с человеком и научно-техническим прогрессом. Мы узнаем о том, что на реке Ангаре хотят построить гидроэлектростанцию, и вода затопит многие земли, в том числе Матеру. Жители острова по-разному отнеслись к этому событию. Клавка Стригунова говорила о том, что остров “давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить – средь воды… как лягушки”.

А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами.

Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

2. Проблема памяти.

Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли). Так стали рушиться и нравственные устои.

Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.

3. Проблема связи человека с природой.

Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.

4. Проблема ответственности перед предками.

Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.

Читать еще:  В обществе где отсутствует цветовая дифференциация штанов. Цветовая дифференциация штанов

5. Проблема цели жизни.

В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на “переднем крае”, где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому. по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…”. Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него “вытравилась душа” от всех пережитых бед:” …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа. “. У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.

6. Проблема прочности родной связи.

В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.

Источники:

http://schoolessay.ru/problema-otcov-i-detej-proshhanie-s-materoj/
http://vopvet.ru/news/vzaimootnoshenija_cheloveka_i_prirody/2016-11-20-6088
http://www.kritika24.ru/page.php?id=32277

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии