Отношение братьев кирсановых к молодому поколению. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы
Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых сочинение
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор на почве разного восприятия мира. Братья Николай Петрович Кирсанов и Павел Петрович Кирсанов очень интеллигентные и образованные люди.
Николай Петрович мужчина, которому за сорок с приятными чертами лица. Николай Кирсанов был не грубым, мягким человеком и даже в момент, когда его сын приехал он как-то неловко себя почувствовал рядом с сыном Аркадием и своей любовницей Фенечкой. Много лет назад Николай потерял жену, с которой он был счастлив в браке. Фенечка ему родила сына, хотя в какие-то моменты он стеснялся ее и даже переселил во флигель. Он очень любит поэзию и музыку, ему нравится мечтать. Николай Петрович, окончил институт, где ему очень нравилось учиться. Ему хочется познакомиться со всеми друзьями своего сына Аркадия, Николай тянется к молодому поколению.
Николай Петрович ответственный и работящий человек. Натура он ранимая и романтичная, очень любит свою семью и относится ко всему с пониманием. Несмотря на социальное неравенство в обществе Николай все же женится на Фенечке, которая подарила ему сына Митю. С уважением относится ко всем в своей семье и поддержал брата, когда тот переживал из-за любовной драмы.
Павел Петрович Кирсанов ухоженный и красивый мужчина, одевается со вкусом и богато. Получив военное образование, оставил службу и ездил за своей любимой везде. Их любовь не увенчалась успехом, и он очень страдал из-за этого, для себя он решил, что он больше никогда не полюбит. Очень начитанный человек и образованный. Павел Петрович любит честность и отличается силой духа. Павел пользуется успехом среди своего общества и прослыл джентльменом. Он редко выходит с имения и ничем не занимается, но неоднократно помогают брату материально. В искусстве ничего не понимает, но с удовольствием вступает в дискуссии с младшим поколением чтобы доказать их неправоту.
Семья для Павла Петровича самое ценное, он очень тепло относится к младшему брату Николаю Петровичу и его сыновьям. Он искренне рад их счастью и никогда ему не завидует. Для него нет ничего важнее, чем его семья и близкие, он всегда за них горой, и яростно защищает своих брата, и племянников. Павел очень умно рассуждает и ведет себя всегда уверенно, но в споре нередко теряет над собой контроль. Любит разбавлять русский язык английскими и французскими словами, очень умен.
Павел Петрович Кирсанов тяжело пережил гибель своей любимой женщины и сильно в себе замкнулся. Он очень одинокий человек, и уехав в Германию, стал еще более замкнутым. В кругах высшего общества по-прежнему пользуется уважением и популярностью.
В своем романе Тургенев так же пишет о ценностях семьи и ставит в пример братьев Кирсановых. Они никогда не ругались за имущество и всегда во всем друг друга поддерживают. Между ними нет борьбы за лидерство и чувства зависти.
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых
Популярные сегодня темы
В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.
Наступает осень, и герои рассказа жалеют об уходящем лете. Рассказ идет от лица автора, который вспоминает необычный осенний подарок, принятый от внука лесника Вани. Молодая березка, по словам Вани
Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например
Поэма Медный всадник была написана в середине первой половины XIX века и является последним произведением периода Болдинской осени.
Безусловно, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Она очень добра и отзывчива по отношению к мальчику, понимает, насколько тяжело ему приходится. Неоднократно учительница предлагает ему продукты и финансовую помощь
Особенности композиции романа И. С. Тургенева “Рудин”
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — “строительное искусство”). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову “архитектура”. Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. “Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. “
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман “Рудин”, начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа “Рудин” состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа “лишних людей”, их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: “. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали”.
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая “образ и давление времени”, он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, “было будущее России”, на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность “быть передавателями цивилизации народу”. Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, “лишними людьми”.
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность “лишних людей”. Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей “лишними” в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: “Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. “
В “Рудине” наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа “Рудин”, — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле “Рудина”.
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи “о значении просвещения и науки, об университетах. “. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика “Современника” видела в “Рудине” новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: “При многих недостатках “Рудина” в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя”.
Cочинение «Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»
Показывая в своем романе конфликт между «отцами и детьми», И. С. Тург енев раскрывает его не как конфликт поколений, а гораздо глубже. Перед нами конфликт двух социальных групп, двух классов — дворянства и разночинцев, выходящих на сцену общественной жизни во второй половине XIX столетия. Это не просто противоречия — это битва взглядов, убеждений, принципов, которым не ужиться друг с другом. Разногласия между ними настолько сильны, что компромисс невозможен, борьба неизбежна. Какую же силу противопоставляет автор «новому герою времени» — демократу и нигилисту Базарову? Кто олицетворяет в романе «Отцы и дети» устои старого привычного мира? И. С. Тургенев, никогда не разделявший мысли о революционных преобразованиях в стране, принадлежащий к либерально настроенным дворянам, был, прежде всего, честным писателем. Он считал, что «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Николай Петрович и Павел Петрович — помещики-либералы, образованные люди, наделенные и интеллектом, и эстетическими чув ствами, и гуманностью. Они явно возмущались действиями Салтычихи и поддерживали либеральные разговоры о грядущем освобождении крестьян. Однако, готовясь к реформе — отмене крепостного права и зная, что часть помещичьего владения должна отойти крестьянам, Николай Петрович продает лес, росший на этой земле, то есть «снимает сливки», оставляя крестьянам пеньки, землю, в которую придется вложить много труда, чтобы она стала пригодной для пахоты. «Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, а работники смотрят отъявленными ленивцами» — вот завидный итог его хозяйствования. И дело не только в том, что такое имение приносит убыток самому помещику, в убытке и его люди, но самое главное — это безделье и попустительство развращает их души.
Утонченные дворяне, так следящие за своими костюмом и следующие европейской моде, они годами мирятся с дискомфортом, с неудобствами в элементарном — «в комнате английский рукомойник, а дверь не запирается». С одной стороны, они охотно поддерживают разговоры о новых введениях, о демократизме, о свободе слова, но при этом страшно боятся перемен. Вспомните, как огорошило и испугало их заявление Базарова, что он отрицает все. Павел Петрович, заядло споривший со своим оппонентом, даже побоялся произнести, что входит в это понятие «все».
Более того, гордясь своей свободой и говоря об уважении к личности, о европейской широте взглядов, Павел Петрович сознательно подчеркивает свою принадлежность к элите. Это и его изысканные костюмы, и холеные руки с длинными ногтями, и нарочно искаженные нормы произношения русских слов. Братья Кирсановы строят свое благополучие на службе отечеству. Николай Петрович, получив университетский диплом, удалился в свое имение, Павел Петрович ушел в отставку, чтобы ездить повсюду за княгиней, в которую был влюблен. Благо доходы с имения позволяли им не работать, постепенно приучая их к жизни, практически бесцельной и паразитической.
Поэтому и защищает так рьяно государственные устои Павел Петрович, нападая в споре на демократа Базарова, собирающегося «место расчистить» от всего, что составляет основу жизни Кирсановых. Павел Петрович настолько горячится в споре, что забывает о правилах хорошего тона, ведет себя некорректно по отношению к оппоненту. В защите своих прав он не остановился бы и перед вызовом противника на дуэль.
Конечно, принадлежность к дворянской верхушке дала нашим героям возможность получить хорошее образование, приобщиться к достижениям культуры и искусства. Более того, мы видим перед собою действительно лучших представителей дворянства, для которых Рафаэль — не пустой звук и которые способны испытывать истинное наслаждение от поэзии и музыки. Николай Петрович не становится в позу, когда сын вручает ему, по совету Базарова, «Stoff und Кraft», а честно пытается разобраться в этой немецкой брошюре. И Павел Петрович, как бы он ни относился к Базарову, не отталкивает безоговорочно книгу, а прежде всего интересуется, не забыл ли брат немецкий язык.
Мы видим искреннюю привязанность братьев друг к другу, умение ненавязчиво поддержать друг друга. Между Кирсановыми нет ссор о дележе имущества, упреков в неправильном ведении хозяйства. Они действительно уважают свободу друг друга, в том числе и свободу Аркадия, никогда презрительно не отзываются о женщинах. Николай Петрович живо интересуется молодежью, хочет стать настоящим товарищем взрослого сына, боится, чтобы сын не осудил его.
Может, в высшем проявлении человеческой личности — в любви — эти представители дворянской верхушки, обладающие высокими моральными качествами и чувством прекрасного, окажутся на идеальной высоте? Николай Петрович действительно женился по любви, на небогатой, но развитой девушке, прожил с ней десять лет душа в душу, после ее смерти «поседел в несколько недель», а потом всего себя отдал воспитанию сына, «прожил с ним три зимы в Петербурге, почти никуда не выходя и стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия».
Впоследствии, сойдясь с Фенечкой, дочерью бывшей экономки, и став отцом ее ребенка, Николай Петрович как-то двойственно относится к ней. С одной стороны, он искренне любит малыша и привязан к молодой женщине, с другой стороны, настолько стесняется ее перед взрослым сыном, что готов переселить ее во флигель, с глаз подальше, не задумываясь, какой след это оставит в душе молодой матери. Он оформит свой брак и узаконит сына только после слов брата перед отъездом того за границу. В этой семье будут ровные, спокойные отношения, но никогда не будет равенства, Николай Петрович навсегда останется барином.
Любовь обычно возвышает человека, окрыляет его, выявляя скрытые возможности, делает его лучше, даже если это любовь неразделенная, безответная, как это было в случае с Базаровым. А вот Павел Петрович, которого все считали неординарным человеком, влюбился в женщину «небольшого ума», чье «поведение представляло ряд несообразностей», влюбился во время мазурки, в «течение которой она не сказала ни одного путного слова». «Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду». «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за ней, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие. но ничего не помогало». Потеряв возможность видеть княгиню, «он состарился, поседел; стал сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно спорить в холостом обществе. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». Страшный итог, если учесть, что эти десять лет могли бы стать лучшими годами его жизни!
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина». Такой горький вывод делает Базаров, узнав его историю. Может, оценка Базарова и не совсем объективна, так как со стороны всегда легче оценить чьи-то поступки и принять решение, но он сам пережил глубокое, безответное чувство и не изменил своим убеждениям, не свернул с выбранного пути. Братья Кирсановы, по большому счету, не хозяева своей жизни. Они плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, в основном, прислушиваются к собственному «я».
Прообразами героев И. С. Тургенева стали представители его класса. Глядя на их жизнь, писатель искренне сожалеет, что они напрасно растратили лучшие годы, что все хорошее, что было заложено в них, прошло так никчемно. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса, — заявляет И. С. Тургенев. — Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, то что же молоко? Они лучшие из дворян — и именно поэтому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/sravnitelnaya-harakteristika-nikolaya-i-pavla-kirsanovyh
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=2&bookid=25
http://mysoch.ru/sochineniya/turgenev/_story/otcy_i_deti/nikolai_petrovich_i_pavel_petrovich_kirsanovi_po_romanu_i_s_turgeneva_otci_i_deti/