Отметить одну из особенностей композиции комедии. План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: «Особенности композиции комедии Н.В

Отметить одну из особенностей композиции комедии. План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: «Особенности композиции комедии Н.В

«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа над первым и вторым действием»

Цели: рассмотреть особенности композиции комедии, детально проработать первое и второе действие.

  1. Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М.: Просвещение, 2013г.
  2. Коровина В.Я. «Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 класса», М.: Просвещение, 2012г.
  3. Журнал «Русский язык и литература в школах СССР», Киев, 1985г.
  4. Золотарева И.В., Крысова Т.А. «Поурочные разработки по литературе», М.: Вако, 2015г.
  5. Маймин Е.А., Слинина Э.В. «Теория и практика литературного анализа», М.: Просвещение, 1984 г.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, иллюстрации к первому и второму действию, карточки с основными действующими лицами комедии.

  1. Организационный момент.
  2. Два ученика работают индивидуально по карточкам, отвечая на вопрос о содержании первых двух действий комедии.

– Сегодня мы работаем над содержанием 1 и 2 действия. В критике принято утверждать, что в комедии две завязки.

– Давайте подумаем, что можно отнести в первом действии к завязке? (Чтение письма Чмыхова и появление Бобчинского и Добчинского).

– В чем суть назначения завязки? (С завязки начинается конфликт, действие завязывается и начинает развиваться).

– Гоголь стремится к тому, чтобы завязка коснулась всех героев. Давайте теперь вернемся к афише. (Карточки с основными действующими лицами вывешиваются на доску в круг).

– Какие непосредственно слова являются завязкой? ( «К нам едет ревизор») (Эта фраза помещается в центр круга с карточками основных действующих лиц).

– Действительно ли коснулось всех?

Гоголь хотел, чтобы «колесо завращалось».

– Что движет всеми?

Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала: У страха глаза велики, да ничего не видят. (Пословица)

В процессе чтения письма и в процессе наставлений, которые дает городничий, перед нами открывается «физиономия» города N. Не случайно здесь оценочное слово – физиономия.

Таблица «Физиономия города N»

Желает скрыть все недостатки, дает чиновникам спешные указания.

Больные ходят «по-домашнем» и очень похожи на «кузнецов»; в палатах курят крепкий табак; лекарств дорогих не употребляют, врачуют больных «ближе к натуре».

«В передней сторожа завели домашних гусей с маленькими гусененками, которые так и шныряют под ногами; над шкапом с бумагами висит охотничий арапник, от заседателя такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Учителя – неадекватные люди: один учитель «никак не может обойтись без того, чтобы взошедши на кафедру не сделать гримасу», другой в порыве эмоций, показывая Александра Македонского, сбегает с кафедры и, что есть силы, хватает стулом об пол.

Все письма внимательно прочитываются почтмейстером, а самые интересные он оставляет на память.

Вот уже сложилась картина из первого действия.

– Из-за чего нарастает напряжение? (Городничий в спешке раздает наставления, но его отвлекают постоянно, то судья – Аммос Федорович, то почтмейстер, что усугубляет напряжение).

Все как пружина, чем туже сдавить пружину, тем сильнее она разжимается и напряжение растет. Сюжет развивается не только «в длину, но и в глубину». Один спешит, остальные тормозят, за счет этого мы больше узнаем об этих людях. Всеми движет страх. Но есть и другие действующие лица, которыми движет другое (любопытство, тайная надежда, возможно любовь) – это дочь и мать. Здесь возникает комическая ситуация. Пока мужчины трясутся, у женщин другие интересы.

Читать еще:  Невероятная красота статуя любви в грузии. Скульптура "Али и Нино": воодушевляющая и трагическая история любви

Мы видим Осипа, который развалился, пока барина нет.

нагло ведет трусит, груб заискивает с

себя, пока лицемерит с со слугой городничим,

никого нет господином робость,

– Сравните их поведение (Оно одинаково). Эти качества: наглость по отношению к низшим, трусость и ложь перед вышестоящими – атрибут морали и поведение малых и больших начальников, их подчиненных и слуг.

– А это характерно только для уездного городка? (Нет, Хлестаков не местный, он из Петербурга, значит там то же самое).

– Как ведет себя Хлестаков, когда приходит городничий?

– О чем это говорит?

– Чтение по ролям восьмого явления второго действия.

– Почему так много ремарок? («Работа ума» городничего, цель: разузнать побольше о нежданном госте и понять – успел ли Хлестаков заметить то, что не следовало бы замечать). Реплики заиграли в других смыслах (квартира – тюрьма). Хлестаков начинает осваиваться.

– Давайте подытожим. Что можно сказать о городе, о жителях? (город ужасен, городничий делает все, чтобы все грехи управления были незаметны)

– Кто такой Хлестаков? (Хлестаков пустой, врет просто так, что взбредет в голову, он не искусный лжец, все от глупости).

– Действительно ли у страха глаза велики?

Городничий от страха не видит очевидного.

– Почему принимают Хлестакова за ревизора (Аргументы: его «недурная наружность», «партикулярное платье», «в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки», а главное то, что другую уж неделю живет в городе, из трактира не едет. Забирает все на счет и ни копейки не хочет платить; да и в чужие тарелки заглядывает». Последнее является самым весомым, и все персонажи соглашаются с тем, что Хлестаков – ревизор.

– Давайте посмотрим по словарю толкование слова «партикулярный»? (Работа с толковым словарем С.И. Ожегова: ПАРТИКУЛЯ́РНЫЙ, -ая, -ое (устар.). Невоенный, штатский, частный. Партикулярный костюм).

Д/З Читать 3,4 действие.

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке и по индивидуальным карточкам.

Конспект урока по литературе на тему “Н.В. Гоголь. “Ревизор” как социально-историческая комедия” (8 класс)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

План – конспект урока по литературе в 8 классе

Тема : «Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия».

Тип урока : урок формирования ЗУН (урок изучения нового материала).

Продолжить знакомство с биографией Николая Васильевича Гоголя;

познакомить учащихся с произведением «Ревизор», с историей его создания и постановки;

сформировать представление об отношении писателя к истории, исторической теме в художественном произведении.

Развивать навык выразительного чтения текста;

развивать умения/навыки анализа текста;

развивать умение составления тезисов;

развивать умение/навык использования цитирования при ответе на вопрос;

развивать умение/навык участвовать в коллективном диалоге;

развивать умение/навык работы со словарем литературоведческих терминов;

развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы.

Воспитывать эстетический вкус учащихся;

воспитывать чувства гуманности, ответственности учащихся.

презентация «Н.В. Гоголь»;

портрет Н.В. Гоголя;

Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

средства ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, экран).

Вступительное слово учителя

Объявление темы и целей урока

Изучение нового материала

Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение комедии, беседа по вопросам, составление тезисов

Подведение итогов (рефлексии)

Саморефлексия, выставление оценок

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с биографией и творчеством Н.В. Гоголя.

Читать еще:  Постановка маленький принц сценарий на экологическую тему. Сценарий литературной гостиной по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Произведения великого русского поэта Николая Васильевича Гоголя вошли в сокровищницу русской классической литературы. Главное оружие писателя – смех. Писатель подвергает осмеянию все, даже то, что казалось бы, не может быть осмеяно.

Слушают, записывают тему урока

2.Изучение нового материала

3. Работа в парах

4.Выразительное чтение по ролям

5. Беседа по прочитанному

6. Работа с таблицей

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание

Сейчас мы с вами послушаем доклад, подготовленный (ФИО ученика), о биографии Н.В. Гоголя. Во время доклада вам, ребята, необходимо тезисно записывать важные сведения, услышанные во время сообщения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с комедией Гоголя «Ревизор».

Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.

Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Анекдотический случай, который Гоголь взял в качестве сюжета для комедии, был правдоподобен и жизненен. Чиновники, занимавшие административные посты на местах, удаленных от центра, смутно представляли себе Петербург – столицу Российской империи, Петербург был непонятен и страшен, Только бы не приехали оттуда, из Петербурга, ревизовать, контролировать… А если приедет начальство, то нужно приложить все силы к тому, чтобы его обмануть. Приемы были очень просты: начальство нужно прежде всего задобрить, отвести ему глаза – угостить, напоить вином, наконец, тем или иным способом дать ему взятку. В атмосфере слепого страха, раболепия и невежества каждое новое лицо, появившееся в городе, по костюму или по манерам отличающееся от «своих», может быть принято за ревизора. И, действительно, такие случаи бывали.

Современник Гоголя и Пушкина Соллогуб рассказывает, что с самим Пушкиным произошла очень смешная история. В поездку на Урал для собирания сведений о Пугачеве в 1833 году Пушкин был в Нижнем, где тогда губернатором был М.Г.Бутурлин. Он прекрасно принял Пушкина, ухаживал за ним и вежливо проводил его. Из Нижнего Пушкин приехал прямо в Оренбург, где командовал его давнийший приятель В.А.Перовский. Пушкин у него и остановился. Раз, поздно утром Пушкина разбудил страшный хохот. Он видит: стоит Перовский, держит письмо в руках и заливается хохотом. Дело в том, что он получил письмо от Бутурлина из Нижнего, содержания такого: у нас недавно проезжал Перовский. Я, зная, кто он, обласкал его, но должно признаться, никак не верю, чтоб он разъезжал за документами о Пугачевском бунте, должно быть ему дано тайное поручение собирать сведения об неисправностях. Вы знаете мое к Вам расположение – я почел долгом вам посоветовать, чтоб вы были осторожны.

Над текстом комедии писатель работал 17 лет. Хотя первая черновая редакция была написана1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внёс последние; изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836,1841,1842.

Давайте с вами вспомним, к какому роду литературы относится комедия?

Какие жанры драматического произведения вы знаете?

Чем отличается драма от эпоса и лирики?

Ребята, сейчас вам необходимо будет найти признаки драматического рода в комедии. Эту работу вам предстоит выполнять в парах.

Давайте проверим, что у вас получилось.

А сейчас мы прочитаем фрагмент комедии по ролям. Обратите внимание на незнакомые вам слова, мы их разъясним с помощью словаря литературоведческих терминов.

А теперь мы с вами проанализируем прочитанное.

1. Что предваряет текст комедии «Ревизор»?

2. Прочитайте его.

3. Откуда Гоголь заимствовал этот эпиграф?

Читать еще:  Образ из пьесы бесприданница паратов. «Бесприданница»: Сергей Паратов, характеристика

4. О чем говорит нам эпиграф?

5. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению?

6.Найдите в тексте экспозицию и завязку действия.

Ребята, сейчас мы с вами начнем заполнять таблицу, в которой охарактеризуем всех чиновников города. Мы заполним с вами характеристику по одному чиновнику, а остальным героям вы дадите ее самостоятельно. Это будет вашим домашним заданием (таблица в Приложении 1).

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь выступает как драматург-новатор. Он преодолевает традиционные приемы поэтики классицизма, приемы водевилей, отходит от традиционной любовной интриги, обращаясь к сатирическому изображению общества, города, вырастающего в грандиозный символ Российского государства. «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», – писал Н.В. Гоголь.

Оценки за урок сегодня получают…

Заполнить таблицу, пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников, опираясь на таблицу.

Подготовленный ученик сообщает сведения из биографии Н.В. Гоголя (индивидуальное домашнее задание).

Учащиеся записывают важные моменты из рассказа ученика и учителя.

Композиция комедии:

Композиция комедии: Экспозиция – сообщение городничего о тайном приезде ревизора. совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять; Завязка – предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение чиновников; 8.

Слайд 8 из презентации «Пьеса Гоголя «Ревизор»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Пьеса Гоголя «Ревизор».ppt» можно в zip-архиве размером 1330 КБ.

Ревизор

«Ревизор» – Анна Андреевна жена городничего Марья Антоновна дочь городничего. Артемий Филиппович Земляника попечитель богоугодных заведений (руководитель больниц). 2. Назовите героя. И денег не платит, и не едет. Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). Городничий: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

«Литература Ревизор» – Не приведи господь служить по ученой части! Анна Андреевна (с изумлением). Сюжет “Ревизора” был подсказан Гоголю Пушкиным. Жандарм. Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Судья. У меня дом первый в Петербурге. Почтмейстер. Нет ли у вас взаймы денег – рублей четыреста?

«Уроки Гоголь Ревизор» – БИНАРНЫЙ УРОК – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. Для чего нужны бинарные уроки: Для чего нужны бинарные уроки по праву в сочетании с другими гуманитарными науками: Особенности бинарного урока: Тема бинарного урока по литературе и праву (8 класс):

«Гоголь Ревизор» – Н.В. Гоголь. 1842- окончательная редакция пьесы. «Несколько приглу- опват и, как говорят, без царя в голове». Ревизор. Школьная библиотека. «Я решил собрать в одну кучу все дурное в России» Н.В. Гоголь. Н.В.Гоголь. Действующие лица. «РЕВИЗОР» Постановка в театре. На зеркало неча пенять, коли рожа крива народная пословица.

«Комедия Гоголя Ревизор» – Смотритель училищ. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. Держиморда. Жена и дочь Городничего. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе. А несколькими днями позже, в письме к историку. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене.

«Гоголь урок Ревизор» – В.Г.Белинский. Земляника. Афиша комедии «Ревизор» Действующие лица: Ответьте на вопрос: что является завязкой комедии? Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных завед. Составьте небольшую табличку о чиновниках уездного города. Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер. Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/28/osobennosti-kompozitsii-komedii-n-v-gogolya-revizor-rabota-nad
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-nv-gogol-revizor-kak-socialnoistoricheskaya-komediya-klass-3296978.html
http://900igr.net/prezentacija/literatura/pesa-gogolja-revizor-133787/kompozitsija-komedii-8.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии