Отличительные черты помещиков в мертвых душах таблица. Образы помещиков в поэме “мертвые души”
Образы помещиков в поэме “Мертвые души”
Название произведения Гоголя «Мертвые души» многозначно. «Мертвыми душами» в поэме являются не только умершие крепостные, документы на которых хочет выкупить Чичиков, но и помещики, с которыми знакомится читатель в процессе чтения книги. В данной статье рассказывается кратко о помещиках в «Мертвых душах», о характерах, и их образах.
- Образы Манилова и Коробочки в поэме
- Образ Ноздрева и Собакевича в поэме
- Образ Плюшкина в поэме
- Таблица «Образы помещиков в «Мертвых душах»
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Образы Манилова и Коробочки в поэме
Первыми помещиками, встретившимися на пути Чичикова становятся Манилов и Коробочка. С Маниловым читатель знакомится во II главе, а с Коробочкой – в III. После выхода в свет поэмы в обиход входит термин «маниловщина», обозначающий образ тунеядства и праздного безделья. В произведении автор так описывает Манилова: «человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина, среди тех, с кем Чичикову пришлось иметь дело. Попав к ней случайно, Чичиков узнает, что и у нее можно приобрести «мертвые души». Коробочка оказывается настоящим предпринимателем и дельцом. Она ловко торгуется с Чичиковым за свой «товар» и очень беспокоится, не продешевила ли она. Бывшая секретарская жена, ныне вдова, держит в узде все свое хозяйство в 80 душ. Она и ее крестьяне обеспечивают себя сами товарами своего производства.
Образ Ноздрева и Собакевича в поэме
Н. В. Гоголь вводит фигуру Ноздрева в IV главе. Это бесшабашный молодой человек, игрок и кутила. У Ноздрева нет никаких моральных принципов, поэтому Чичиков не сомневается в положительном исходе своего дела. Постоянные драки и подлые поступки определяют характер Ноздрева. Этот персонаж не уделяет внимание своим детям, а собак и волчонка, поселившегося в его доме, он любит сильнее своих отпрысков.
В V главе произведения Павел Иванович знакомится с Собакевичем. Внешне похожий на медведя, он и характер имеет каменный. Михайло Семенович – богатырь, как и все в его поколении. Из интересных фактов его биографии можно отметить, что он никогда не болел и даже один ходил на медведя. И этот сильный, пышущий здоровьем человек оказывается, как и все остальные помещики, мертвым внутренне. За свои «мертвые души» он предложил самую высокую цену, еще и торговался, уверяя Чичикова в качестве своего товара. Его душа, как и у других помещиков, уже умерла, осталась только жажда наживы и беспринципность.
Образ Плюшкина в поэме
Степан Плюшкин находится на завершающем месте в последовательности персонажей. Эта фигура олицетворяет собой скряжничество и невероятную скупость. Несмотря на богатства, он ведет жизнь нищего человека, а его крепостные умирают от голода. В закромах Плюшкина полно товаров и еды, которая гниет и ветшает. Внешне этот человек больше похож на старушку-ключницу, чем на обеспеченного помещика. Его владения полностью отражают образ своего хозяина. Все находится в запустении, дома покосились, а крестьяне либо мрут, либо бегут от такого хозяина. Именно у Плюшкина самое большое количество «мертвых душ».
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”
В таблице представлена сравнительная характеристика помещиков, которая включает их характер, окружающую обстановку, портрет, отношение к странной просьбе Чичикова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Отношение к просьбе Чичикова
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян
(попал случайно во время дождя)
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины
Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее
Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями
Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций
Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)
Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки
Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж
Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт
«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него
(познакомился в городе, ехал по приглашению)
Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами
Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий
Плохо отзывается о городских чиновниках
«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)
Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)
Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа
Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»
Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт
Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”
Разделы: Литература
Цели урока:
-
Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.
- Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
- Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
Оформление:
-
Портреты Чичикова и помещиков.
- Текст поэмы “Мёртвые души”.
- Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
- Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)
I. Оргмомент (приветствие).
Сообщение темы урока, целеполагание.
II. Вступительное слово учителя.
Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.
Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2
III. Анализ образа Манилова.
– Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3
– Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.
– Какая деталь в описании героя является преобладающей?
Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению
– Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?
Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
– С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?
Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
– Какова отличительная черта Манилова?
Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.
– К каким выводам автор приводит читателей?
Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.
Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.
IV. Анализ образа Коробочки.
– Рассказать кратко содержание 3-й главы.
– Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”
Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.
Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”
– Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.
– Каково положение крестьян у Коробочки?
Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.
Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
– Что сделало Коробочку такой?
Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся
“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
V. Анализ образа Ноздрёва.
Авторская характеристика Ноздрёва
Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.
– Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?
В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.
– Какова речь героя?
Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
– Каковы жизненные цели Ноздрёва?
Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся
В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
VI. Анализ образа Собакевича.
– Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.
Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.
– Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.
Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”
В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;
“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”
“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”
– Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.
“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся
Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.
Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.
VII. Анализ образа Плюшкина.
Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.
Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.
– Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?
– Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
– Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
– Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.
Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.
Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…
Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся
Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.
– Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.
Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.
Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.
Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.
VIII. Сходство Чичикова и помещиков.
Помещик, его отличительная черта
Как эта черта проявляется у Чичикова
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24
X. Подведение итогов.
XI. Домашнее задание.
1. Заполнить таблицу по плану:
- краткая характеристика помещика;
- описание усадьбы помещика;
- описание совместной трапезы;
- как помещики реагируют на предложение Чичикова;
- дальнейшие действия помещиков.
2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”
Источники:
http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/obrazy-pomeschikov.html
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/02/26/obrazy-pomeshchikov-v-poeme-nvgogolya-mertvye-dushi
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538690/