Откуда пошли обычаи. Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет

Откуда пошли обычаи. Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет

Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет.

Обычаи – это исторически сложившиеся в какой-либо местности (или среди определенного сообщества) правила поведения людей в той или иной жизненной ситуации.

Какие есть обычаи

В зависимости от того, к какому именно событию в человеческой жизни они привязаны, все народные обычаи можно подразделить на следующие большие группы:

  • свадебные обычаи;
  • похоронные обычаи;
  • обычаи на крещение ребенка;
  • праздничные обычаи (к их числу относятся обычаи празднования церковных и народных праздников – Пасхи, Троицы, дня Ивана Купалы, Святок, Масленицы и т. д.);
  • обычаи на закладку нового дома;
  • обычаи, связанные с севом и сбором урожая.

Свадебные обычаи

  • Свадьбе на Руси предшествует целый ряд обычаев. Всякая свадьба начинается со смотрин невесты. После смотрин в дом невесты засылаются сваты. После того, как сваты договорятся о приданном и получат согласие от родителей невесты, назначается день свадьбы. В день накануне свадьбы устраивается девичник. Во время встречи со своими подругами невеста прощается с прежней незамужней жизнью.
  • В первый день свадьбы с утра невеста под жалобные напевы подруг облачается в свадебный наряд. В ее дом заезжает дружка жениха узнать, готова ли молодая к свадьбе.
  • После этого визита к дому невесты подъезжает жених со сватами и начинается неотъемлемая и поныне, самая веселая часть свадебного действа – обряд выкупа. Подружки невесты наотрез отказываются отдать жениху будущую супругу, задают ему и сватам шуточные загадки и требуют выкупа за вход в дом и за саму невесту. Заканчивается все это веселье тем, что жених дает подружкам деньги и конфеты, забирает свою невесту и везет ее к алтарю.
  • Из церкви новоиспеченный муж отвозит молодую супругу в свой дом, где их на пороге встречают родители жениха с иконой, и караваем в руках. После получения родительского благословения, молодая семейная пара входит в дом, их усаживают на центральное место за столом и вручают им подарки. Затем начинается обильный и долгий свадебный пир.

Похоронные обычаи

  • Тело усопшего человека омывают сразу после его смерти. Делают это пожилые вдовые женщины. Омовение можно производить лишь в светлое время суток.
  • В доме, где есть покойник, все зеркала завешивают темной тканью.
  • Пока в доме лежит покойник в нем не метут пол и не стирают вещи.
  • Покойника выносят из дому ногами вперед.
  • Когда его несут на кладбище, ни в коем случае не переходят дорогу перед похоронной процессией.
  • После похорон во упокой души усопшего устраивают тризну (поминки).
  • В вечер после похорон во всем доме обязательно моют пол.

Крестильные обычаи

  • Ребенка стараются покрестись в промежуток времени, начиная с восьмого и заканчивая сороковым днем после рождения.
  • Крестные мать и отец не могут быть мужем и женой.
  • Крестный в день крещения дарит малышу крест и Святую Библию, крестная мать дарит крыжму – вышитую и отделанную кружевом длинную белую рубашечку.
  • После крещения обязательно устраивается праздничный обед с большим количеством сладостей – засахаренных орехов, конфет, печенья и сдобных плюшек. Главное угощение такого обеда это крестильная каша – гречка, сваренная на молоке и густо сдобренная сливочным маслом и медом.

Праздничные обычаи

Число праздников так велико, а праздничные обычаи столь разнообразны, что подробно описать их все в небольшой по объему статье просто невозможно. Поэтому расскажем только о самых известных из них.

  • На Пасху пекут куличи, красят яйца и делают творожные пасхи.
  • В пасхальное утро ходят смотреть, как «солнце играет». На пригорке ожидают восхода солнца и смотрят на поднимающийся из-за горизонта солнечный диск через закопченное стеклышко. Считается, что в это праздничное утро солнце разбрасывает лучи, искрящиеся всеми цветами радуги.
  • На Троицу в церкви освящают зеленые ветки деревьев и букеты полевых цветов и обильно украшают ими жилища.
  • В ночь на Ивана Купалу для очищения от злых духов прыгают через костер и плещутся в открытых водоемах. В Иванов день собирают лечебные травы, которые согласно народным поверьям, в это время обретают особую целебную силу.

«Он символ верности и счастья от юных лет и до седин» – так поется в известной песне об обычае надевать обручальные кольца. Впрочем, в наши дни эта традиция превратилась скорее в трогательный ритуал, а кольцо – в символ, подтверждающий супружеский статус. Покупая кольца перед свадьбой, мы не задумываемся о значении и происхождении этой традиции. Между тем у кольца для помолвки богатая история с красивыми легендами и житейскими преданиями.

История помолвки

Считается, что обряд обручения впервые появился у древних римлян: тогда жених дарил простое металлическое кольцо не невесте, а ее родителям, символически подтверждая свою готовность к обязательствам содержать возлюбленную. Традиция надевать кольца во время помолвки появилась чуть позже и была связана с обычаем «покупать» женщину – это украшение служило знаком для других мужчин, что девушка уже кому-то обещана, и коммерческим гарантом, что соглашение о свадьбе будет выполнено. Церемония обручения была важнее самой свадьбы – та считалась лишь удачным завершением помолвки. Более того, разрыв отношений после помолвки серьезно осуждался и даже сопровождался выплатой компенсаций пострадавшей стороне. Подарки в этом случае носили залоговый характер и в случае расставания пары обычно возвращались.

У иудеев этой традиции предшествовал обычай вручать невесте монетку, которую позже сменила необходимость обмениваться кольцами перед свадьбой, – тоже в знак обещания финансовой поддержки будущего мужа перед супругой.

Кольца для помолвки из драгоценных металлов впервые появились у египтян. Они все еще мало походили на изящные образцы ювелирного искусства вроде современной классики , но уже изготавливались из золота и украшали безымянный палец левой руки – романтичные египтяне верили, что от этого пальца прямо к сердцу ведет «артерия любви».

Кольца римлян тоже наделялись особым духовным смыслом: девушки получали от будущих мужей кольца, стилизованные под ключ, что означало, что женщина будет делить обязанности и управление хозяйством с мужчиной, как равноправный партнер.

В средневековье церковь узаконила обычай помолвки , и обмен кольцами стал обозначать не только материальное соглашение, но и обещание любви и верности. Жениху надевался железный перстень, который символизировал силу, а невесте – золотое или серебряное кольцо, в знак ее нежности и непорочности.

После обручения

Отношения пары после помолвки тоже имели определенный регламент, который у разных народов любопытно отличался. Например, в Италии помолвленные могли видеться лишь в доме у невесты, да и то в присутствии ее матери. В Германии нравы были более свободные: молодые вступали в супружеские отношения уже после обручения. В Испании период от помолвки до свадьбы не должен был превышать трех месяцев – задержка этого срока могла стать основанием для расторжения отношений. А в той же Германии от обмена кольцами до бракосочетания могло пройти несколько лет: помолвленные должны были обустраивать быт в отдельном доме, а на приобретение имущества требовалось время.

Где можно «примерить» украшения. Разработчики бренда постарались на славу, помня о главном правиле – кольцо должно подойти идеально, ведь невеста будет носить его не снимая. Не даром известная пословица гласит: «Остынет кольцо, остынет и любовь».

Когда-то давным-давно, во времена детства всего человечества, наши пра-пра-пра-прабабушки и пра-пра-прамамы жили в ритме природы.

Они видели, знали: и у всего на свете есть свой собственный ритм и порядок.

Ритмична волна, когда набегает и убегает, в тайном ритме идут – чередуются лето – осень – зима – и весна, день и ночь, восходы – закаты… Всё последовательно, всё по порядку, ритмично.

Наши древние предки – они не подстраивались под эти ритмы, они в них жили. И привносили гармонию ритмов в свою повседневную жизнь.

Читать еще:  Старт в науке. План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе

Ритуал – акт творения, сотворение порядка.

Из неясности – в определённость, в предсказуемость – к этому тянется человек.

Неустойчивость, ненадёжность, хрупкость того, что мы делаем в первый раз – и напротив, ритуальные, четко определённые действия, которые как бы говорят: вот порядок, за одним пойдёте в другое.

Сделаешь так, ничего не упустишь – и знаешь, что получишь потом. Прогорит костёр – собираешь угли – хранишь бережно, не давая угаснуть – значит, новый костёр разведёшь, и в нужное время. Не охранишь – угли погаснут, станут головешками – значит, не будет костра, не будет тепла.

Последствия – от причины. Одно ведёт за собой другое, одно из другого следует, вытекает. Последовательно всё идёт, по следам.

Ощущение повторяемости и надёжности.

И пусть мы от тех, дальних предков, далеко-далеко, и нас разделяют века и века, но нам это так же необходимо. Мы всё-таки дети природы. Несмотря на технический век, несмотря на прогресс и всё прочее, мы дети природы, и чувство ритма, ритмичность нам просто необходима, она изначально заложена в нас.

Сын Давида царь Экклезиаст говорил: «Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового, о чём говорят: «Смотри, вот новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». («Ветхий завет. Книга Екклесиаста или Проповедника. Глава 1). И это не грустные слова. Наоборот. Они говорят, что всё – жизнь, что жизнь продолжается. И от того, как мы сохраняем доброе «вчера» зависит, какое будет «завтра».

В тот миг, когда мы выполняем какой-то добрый ритуал, мы как бы протягиваем ниточку от прошлого к будущему. Через «сегодня». И помогаем верить себе и поверить близким, что это от нас зависит, наше «сейчас». Если делаем это с любовью.

Как-то к нам обратилась одна хорошая мама: «Меня волнует мой ребёнок. Заметила, что когда я спрашиваю про уроки, дочка всегда стучит себя по карману, вот так, три раза. Спрашивала, зачем? Не говорит, пожимает плечами. Дневник, чтоб я расписалась, подаёт мне левой рукой. Глупость какая-то. В коридоре у нас пол выложен плитками, узор такой, так она всегда по узору ходит, по линиям. Если оступится – так вернётся и сначала пойдёт. «Это что, мания и пора вести к невропатологу ?».

Если и вы замечали за своим ребёнком нечто подобное, спешим вас успокоить.

Дети часто сами придумывают некие ритуалы (и/или подхватывают у кого-то и повторяют). «Вот пройду по асфальту и не наступлю ни на одну трещину – значит, купят мороженного… / … в цирк поедем…/ …напишу контрольную на «пятёрку»,…/…мама не будет ругаться…» и т.д. и т.п.

Дети часто сами придумывают некие штучки (и/или подхватывают у кого-то и повторяют). «Вот пройду по асфальту и не наступлю ни на одну трещину – значит, купят мороженного… («в цирк поедем / напишу контрольную на «пятёрку» / с Мишкой помиримся / мама не будет ругаться, если сделаю так-то и так…»).

Ах, сколько мы все когда-то загадывали, ах, какие придумывали приметы!

А что это по сути? Ритуал, где обозначена чёткая последовательность действий. Узнай, загадай, выполняй… И что удивительно: помогает! «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться…».

Бессмысленные вроде действия на самом деле имеют смысл. Это – и способ себя успокоить, и/или настроить на что-то хорошее, и/или себя убедить: выйдет так, как мне хочется, и судьба ко мне благосклонна.

И мы не задумываемся особенно, и дети наши не думают. Это – из прошлого, это как генная память.

Просто загадывая и исполняя вот такое странное действие, мы словно уходим к истокам; та «обрядовость» в нас – из времён, когда человек ещё помнили: вся природа – живая, и поклонялись ей. И значил себя как часть ее. И обращались (и мы обращаемся снова) к богам.

Тогда – приносили жертву, а мы прикладываем усилия, делая то-то и то-то.

Тогда – получали награду, благословение. И мы получаем: «выходит так, как я загадал/а!»

Бессмысленные вроде действия на самом деле имеют смысл, иносказательный, а может быть, даже сакральный.

В тот миг, когда мы действуем как положено, по загаданному – задуманному, традиционно, мы как бы протягиваем ниточку от прошлого к будущему. Через «сегодня». И помогаем верить себе и поверить близким, что это от нас зависит, наше «сейчас».

«Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться…».

Человек одновременно принадлежит двум мирам: «миру дольнему» и «миру горнему». И оба эти мира – небесный и земной – в нас сочетаются.

Материальное и духовное – в нас.

Так может быть, творя ритуалы и следуя ритуалам, мы восстанавливаем (создаём, поддерживаем!) гармонию этих миров?! Слышим и следуем правилам, ритмам, законам, по которым был создан наш мир. Традиции и ритуалы связывают человека с человеком, а прошлое – с будущим. И всё становится единым и целым. Как планета – единое целое вместе с горами, реками, атмосферой, вместе с людьми на ней. Всё, всё Земля.

Так и семья – единое целое, один организм.

Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

21.09.2015 14:04:48

Кульков Сергей Андреевич

Слушать: Эфир от 18.08.2015 21:00 http://radonezh.ru/radio/2015/08/18/21-00.html

– Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

– Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», – размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

– Преображение – это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

– Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем – все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь – там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени – Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

Читать еще:  Вечерний ургант с сергеем шнуровым. Иван Ургант и Сергей Шнуров устроили рэп-баттл на Versus

– С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

– «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

– Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

– Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос – истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья – ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

– Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

– Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

– Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

-Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

– Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

– Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня – чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело – это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

– Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

– Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое – тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

Читать еще:  Собирание русского фольклора в ХIХ – начале ХХ вв. Имена известных собирателей народных песен, пословиц, сказок, былин их труды

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, – говорил батюшка, – и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.

Можно ли вкушать яблоки до Преображения?

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея. Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов — очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая — благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая — Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать — «. повиноватися уставу святых отец. »

Источники:

http://cifra05.ru/the-postpartum-period/otkuda-poyavilsya-obychai-ne-vkushat-yablok-do-preobrazheniya-ved-urozhai.html
http://radonezh.ru/text/otkuda-poyavilsya-obychay-ne-vkushat-yablok-do-preobrazheniya-ved-urozhay-gibnet-147930.html
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3370

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии