Открытое занятие по вокалу тема “ритм”. Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога)

Открытое занятие по вокалу тема “ритм”. Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога)

Открытое занятие по вокалу тема “Ритм”
план-конспект на тему

Знакомство с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм, длительность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

  • развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;
  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;
  • воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.
  • Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.
  • Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.
  • Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

  1. Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья – Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

  1. Голосовые упражнения ( «Ослик» , Самолет» , «Поезд»).

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют.

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

  1. Распевание
  1. «От топота копыт», – работа над дикцией и динамикой:
  • Четкая дикция;
  • Штрихи
  • Работа над динамикой;
  1. «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского
  • Работа над дыханием;
  • Построение трезвучия
  • Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Нота прикрепляется на нотный стан.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

  1. Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

2. « Во поле береза стояла»

3. «Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? ( Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов. )

Читать еще:  Я стесняюсь своего тела виктория комар результат. «Я стесняюсь своего тела»: от них отказались специалисты

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

Как вы замечательно двигались,

А движение – это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд – это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? ( Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

Педагог : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.

Открытое занятие на тему «Развитие певческих навыков»

Динара Дадабаева
Открытое занятие на тему «Развитие певческих навыков»

Тема открытого занятия:

«Развитие певческих навыков»

Дадабаева Динара Мухамеджановна

Цель: формирование певческих навыков, певческой дикции.

Задачи: 1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.

3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжим работать над певческим дыханием, поговорим о ритме, отработаем ритмический рисунок в песне «По малину в сад пойдем».

Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

1. Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2. Спокойный вдох – длинный выдох (подуем на цветок)

2. Короткий бесшумный вдох – длинный выдох (надуваем шар)

3. Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром).

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.

1. Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У

2. Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte) – маленькая лошадка (piano).

Вокальные упражнения: Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз.

1. Мычим, выстраивая унисон,

2.(ма-мэ-ми-мо-му) – на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.

3. «Вот иду я вверх, и спускаюсь вниз» – до, ре, ми, фа, соль, соль, фа, ми, ре, до. (Расширение диапазона).

4. «Мы поем, хорошо поем», вверх – мажорное трезвучие и от квинты вниз мажорный звукоряд до примы. (Точное интонирование, расширение диапазона).

Читать еще:  Дэдпул убивает литературу. «Регенерирующий дегенерат»: комиксы о Дэдпуле, которые стоит прочитать

5. Гамма До мажор – вверх и вниз.

Ритмические упражнения, ритмические игры

Когда мы слушаем музыку — всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет — мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).

Сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)

-Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.

1. Игра «Узнай песню по ритму» («Антошка», «Жили у бабуси, 2 веселых гуся»,)

2. Игра «Эхо» (повторить несложный ритмический рисунок)

Работа над дикцией:

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Палку толкал лапой Полкан, лапой Полкан палку толкал.

Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Я предлагаю поиграть в игру. Есть красивое слово – регистр. Повторите его, дети! Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. Вот это – высокий регистр (играет на инструменте, это – средний регистр (играет, а это – низкий регистр (играет).

Высокий регистр будем показывать, поднимая руку вверх. Средний – держать руку полочкой перед животом. А низкий регистр – опустим руку вниз. Повторим: как показываем высокий регистр? Средний? Низкий? Молодцы! Приготовьтесь и внимательно слушайте, в каком регистре я буду играть – тот и показывайте.

Муз. рук. играет маленькие отрывки в разных регистрах, дети жестами показывают их.

Музыкальная игра «Ехали медведи, на велосипеде»

М. р. Молодцы, ребята! На следующем занятии мы с вами обязательно ещё поиграем в угадывание регистров

Работа над произведением: Песня «Веснушки»

1. проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2. беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

Работа над качеством исполнения:

1. пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.

2. пропевание сложных элементов со словами или вокализации.

3. пение по фразам.

4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)

Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее ритмический рисунок. Занятие окончено. До свидания.

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков «Нотки-бусинки» Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции. Задачи: Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

Консультация для родителей «Развитие певческих и вокально-хоровых навыков у дошкольников» На сегодняшний день большое внимание на музыкальных занатиях уделяется обучению детей правильному пению. Такая методика обучения позволяет.

Формирование певческих умений и навыков дошкольников — путь к развитию песенного творчества Формирование певческих умений и навыков дошкольников – путь к развитию песенного творчества Цель: развитие различных граней музыкальных.

Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников» 1ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическая разработка Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие по развитию у детей 6–7 лет певческих навыков «Путешествие на воздушном шаре» Цель: Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста, посредством разных видов детской деятельности. Задачи: 1. Формировать.

НОД по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Вход детей. Под марш «Улыбка» дети входят в зал. МР. Сегодня у нас много гостей, поздороваемся с ними, а заодно и настроим свой слух и.

План по самообразованию «Развитие певческих навыков у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г. Бологое Тверской области План по самообразованию.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Принципы работы музыкального руководителя «Развитие певческих навыков дошкольников старшего возраста» «Запоют дети – запоет народ» К. Д. Ушинский Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных.

Читать еще:  Итальянский композитор Россини: биография, творчество, история жизни и лучшие произведения.

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: “Развитие ладового слуха и чувства метроритма”.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие – разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие – развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные – формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

-Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

– Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

– Мы готовы к работе на занятии.

– У нас хорошее настроение.

– Мы будем стараться.

– Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

– Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

– Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

-Приготовились, настроились – поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? – раз.

Почему? – потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? – тоника

-Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал – поднимает руку.

-Молодцы , ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

-Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

-А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня – попевка «Василек» .

– Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

– А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Что мы сейчас пели? – мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии – ножками.

– Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии – доли

– А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

– К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет , едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» – работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

– Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/06/09/otkrytoe-zanyatie-po-vokalu-tema-ritm
http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-na-temu-razvitie-pevcheskih-navykov.html
http://pedsovet.org/publikatsii/iskusstvovedenie-i-kulturologiya/plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-estradnomu-vokalu

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии