Откровение помыслов бывшей послушницы. Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий
Откровение помыслов
Открове́ние по́мыслов — один из важнейших аспектов аскетического делания; раскрытие духовнику содержания своих помыслов, страстных влечений, сомнений в целях достижения спасения.
Если христианин участвует в Таинстве покаяния, во время богослужения, где исповедует свои грехи, а затем очищается от грехов, то для чего ему дополнительно раскрывать свои помыслы?
Таинство Покаяния и действительно предполагает раскрытие перед лицом священника личных грехов. Однако в рамках этого Церковного Таинства верующий сообщает не о всех своих грехах (которых не счесть), и тем более не о всех своих помыслах.
В ряде случаев это бывает трудно реализовать даже технически, например, если в храме присутствует большое количество верующих при небольшом количестве священников.
Опять же, при некоторых обстоятельствах грешнику требуется скорейшее или даже немедленное раскрытие внутренних помыслов перед духовником. В монастырях, где, собственно и практикуется практика откровения помыслов, это практика выполнима ввиду близкого местонахождения духовника или, по крайней мере, иного духовно опытного лица.
Практика откровения помыслов подразумевает определенную духовную мудрость, добродетельность, опытность наставника. Иногда от духовника требуется не только мудрость и опыт, но и прозорливость.
Особого отношения и решений требуют вопросы подвижников, связанные с нападениями демонических сил, невидимой духовной борьбой. В области этих вопросов даже и опытные старцы, не раз лично испытывавшие на себе влияние темных духов, затрудняются дать безошибочный удовлетворительный совет. Что же можно сказать о неопытных?
Кроме того, откровение глубинных помыслов, касающихся сугубо личных переживаний, подразумевает высокую степень доверия духовнику с одной стороны и знание духовником особенностей своего духовного чада с другой. Стороннему человеку, пусть даже и мудрому, бывает сложно понять, оценить и наставить того человека, с кем он прежде был незнаком (в глубоком понимании этого слова). Ещё более затруднительно — сделать это за относительно короткий отрезок времени, в рамках Таинства Исповеди.
Наконец, откровение помыслов не следует уравнивать с исповедью ещё и потому, что по своему значению, помимо прочего, оно может служить подготовительной ступенью к Таинству Исповеди. Предварительно открывая помыслы духовнику и своевременно получая от него необходимые рекомендации, благословения, человек и к богослужению вообще, и к Таинству Покаяния в частности приступает более подготовленным.
Откровение помыслов бывшей послушницы. Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий
Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).
Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21–26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это – лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.
Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям – «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии, гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1).
Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону.
В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.
По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз – 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов – Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита – Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов – московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев – Новгородский митрополит Афоний – велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.
По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605–1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю» (1 Цар. 9: 15–16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.
Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».
Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.
При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).
Можно ли в ситуации, где нужно сделать выбор, бросать жребий?
Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Большое спасибо за исчерпывающий ответ. Б-жьих Вам благословений. Скажите, пожалуйста, когда в жизни возникают ситуации, где нужно сделать выбор, как поступать? Конечно, в первую очередь это молитва и ожидание ответа от Б-га. Можно ли в таких случаях бросать жребий? Не будет ли это искушением Б-га? Что об этом говорит Тора? Какое мнение Мудрецов? С уважением, Юрий
Отвечает рав Овадья Климовский
Здравствуйте, уважаемый Юрий! Большое спасибо Вам за теплый отзыв и за Ваши очень интересные вопросы.
Возможность делать выбор — особая привилегия, дарованная человеку, отличающая его от всех остальных земных творений, и, по словам рава Хаима из Воложина, в каком-то смысле уподобляющая его Творцу. Вы правы, человек, который хочет поступать правильно, всегда имеет возможность найти ответ на вопрос, как это сделать в данной ситуации. Всевышний не бросает нас, Он привел нас в этот мир с определенной целью, и, если мы намерены следовать ей, даст нам все возможности для этого.
Какие же существуют способы выяснить, как лучше поступить? Прежде всего, конечно, нужно знать Законы Б-га. Зачастую, тщательно изучив соответствующий раздел, мы можем обнаружить, что наш вопрос снят. Например, мы раздумываем, что лучше — поехать в субботу с друзьями на экскурсию по их просьбе (и, доставив им тем самым удовольствие, выполнить заповедь «возлюби ближнего») или остаться дома, скажем, тоже для какой-нибудь полезной деятельности. Открыв же Законы субботы, мы обнаруживаем, что вопрос о поездке куда-либо в субботу не стоит вообще.
Хорошо сблизиться с мудрым и праведным человеком, который сможет и подсказать, каков закон в данном случае, и просто дать совет, когда книги законов молчат. Когда цадик искренне желает добра тому, кто спрашивает его совета (а праведники таковы, что судьба каждого еврея заботит их так, будто он их родственник), то он получает помощь Небес и его совет оказывается полезным.
Но не следует допускать, чтобы на наше решение влияли какие-либо внешние события, например, кошка перебежала дорогу, хлеб выпал из руки и т.п. Это называется нихуш, гадание, и отвергается Торой. Интересно, что в Торе и Талмуде мы находим несколько примеров, когда большие праведники занимались, на первый взгляд, именно нихушем. Разумеется, это не было гадание. Комментаторы объясняют, что происходило на самом деле, оставляя нам некоторую возможность видеть в происходящем вокруг намеки, знаки для себя. Однако с этим следует быть очень осторожными. Здесь нет места для раскрытия всей темы, рассмотрим лишь пример Элиэзера, верного раба Авраама, который отправился на поиски невесты для Ицхака. Остановившись у колодца, он, обращаясь в страстной молитве к Творцу, объявил: «Если девушка поможет мне напиться и напоить верблюдов, я пойму, что Ты сделал мне милость, указав на нее. Значит, она и есть суженая Ицхака». Так и случилось. Ривка проявила необыкновенную доброту, позаботившись о незнакомом страннике, и Элиэзер привел ее к Ицхаку. Говорят наши мудрецы: это пример настоящего гадания! И тут же возникает вопрос: неужели Элиэзер, ученый и праведный человек, которому Авраам поручил столь ответственное задание, — нарушил такой явный запрет [1]?
Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:4) запрещает поступать так, как Элиэзер. Комментарий Кесэф Мишнэ оправдывает Элиэзера, в соответствии с мнением Рамбама, тем, что тот не полагался на слепой случай, а просто проверял, есть ли в девушке главное качество, которое необходимо праматери еврейского народа — милосердие. Таким образом, хотя мудрецы именно на примере поступка Элиэзера учат, как выглядит запрещенный нихуш, сам Элиэзер вовсе не гадал [2]. Раавад, споря с Рамбамом, утверждает, что в таком случае нет запрета гадать — ведь человек не полагается на какие-то суеверные приметы, а просто ищет намека от Всевышнего. Однако Раавад считает, что таким образом все равно не узнать, как на самом деле следует поступить, разве что намеки повторятся три раза. И если человек сам назначает способ проверки заранее, то это подобно жеребьевке, о которой сказано: «За пазуху бросается жребий, но от Б-га все решение его» (Мишлей 16:33).
Не вдаваясь в многочисленные подробности, о которых говорят законоучители, скажем, что подобный способ разрешения сомнений не стоит применять, не посоветовавшись с раввином. Если эта проверка базируется хотя бы частично на логике, то, возможно, она будет разрешена.
Другое дело — жребий, который и Тора допускает для того, чтобы определить, например, какое животное будет принесено в жертву в Йом-Кипур, а какое отправится в пустыню к скале Азазел. Более того, наделы колен Израиля в Святой земле тоже были определены с помощью жребия. В Талмуде и Законах мы находим многократное использование жеребьевки для того, что определить, кому достанется честь выполнить определенную заповедь или получить порцию и т.д. Однако бросать жребий, чтобы решить жизненно важный вопрос, не стоит торопиться, не поискав других путей к решению. Известно, что в некоторых особо важных случаях наши учителя использовали так называемый жребий Виленского Гаона: открывали наугад страницы особого издания Танаха и выбирали определенную строку. Написанное там должно «намекнуть» на ответ. Возможно, это подобно другому «способу»: раньше было принято спрашивать первого встреченного ребенка, выходящего из хедера: «Какой стих (Торы) ты выучил сегодня?». Однако не каждый может удостоиться понять ответ на свой вопрос из того, что услышит.
С уважением, Овадья Климовский
[1] А ведь наши мудрецы учили, что все Законы Торы, которые Авраам узнавал, он тщательно исполнял, и понятно, что так вели себя и его ученики. Тем более, что нихуш сравнивают с идолопоклонством, следовательно, его должны остерегаться не только евреи.
[2] Претензия же к нему, по этому объяснению, заключается в том, что он проверил только качество милосердия, и положился на эту проверку, не выясняя происхождение девушки, из какой она семьи и прочие важные детали.
Источники:
http://azbyka.ru/otkrovenie-pomyslov
http://pravoslavie.ru/30781.html
http://toldot.ru/urava/ask/urava_6532.html