Особенности жанра семейной хроники в творчестве лескова. Ключевые понятия исследования
Роман Лескова «Соборяне»: проблематика, система персонажей, жанровые особенности романа-хроники
Лесков работал над «Соборянами» с 1866 до 1872 года, правил текст вплоть до публикации. Жанр романа не устраивал автора. Жанровая специфика романа-хроники, в которой организующей силой сюжета предстает сам ход времени, дала возможность писателю показать, как судьбы его героев связаны с ходом времени, развитием национального самосознания.
По мнению ряда исследователей, жанровое своеобразие прозы Лескова обусловлено отражением национально-религиозных идей, оригинальным совмещением беллетристики и публицистики, мемуарности и достоверности.
Определение жанра «Соборян» как «роман-хроника» вполне обоснованно. Если первая глава содержит подробную портретную характеристику трех главных героев, то две следующие главы представляют собой описания героев, выполняя роль экспозиции. Для хроники сюжетообразующим элементом является ход времени. Первые главы «Соборян» задают точку отсчета, с которой и идет ход времени. Художественное время в хронике – особая категория. Подробные описания героев в первой главе и описания их жилища во второй главе – начало хроникального действия «Соборян».
Описания внешности героев связаны с внутренним содержанием образов – характерами, психологией. Автор описывает фигуру Савелия Туберозова, затем детали лица, соотнося их с характером: «Глаза у него коричневые, большие, смелые и ясные. Они всю жизнь свою не теряли способности освещаться присутствием разума; в них же близкие люди видали и блеск радостного восторга, и туманы скорби, и слезы умиления; в них же сверкал порою и огонь негодования, и они бросали искры гнева – гнева не суетного, не сварливого, не мелкого, а гнева большого человека. В эти глаза глядела прямая и честная душа протопопа Савелия…» [18].
Авторская характеристика героев «Соборян» несколько схематична, что объяснимо созданием не индивидуальные образов, а типов русского национального характера: Савелий – мудрость, Захария – смирение и кротость, Ахилла – сила.
Жанр хроники в классическом ее понимании подразумевает изложение исторических событий в их временной последовательности, не личной драмы героя, а драмы исторической, масштабной, национальной.
Картины семейного счастья отношений отца протопопа с протопопицей трогают читателя лиризмом: «Потом они оба вставали, молились пред образом и непосредственно за тем оба начинали крестить один другого. Это взаимное благословение на сон грядущий они производили всегда оба одновременно, и притом с такою ловкостью и быстротой, что нельзя было надивиться, как их быстро мелькавшие одна мимо другой руки не хлопнут одна по другой и одна за другую не зацепится. Получив взаимные благословения, супруги напутствовали друг друга и взаимным поцелуем, причем отец протопоп целовал свою низенькую жену в лоб, а она его в сердце…» [19].
Описывая домашний быт протопопа, автор часто употребляет эпитет «тихий». В православном церковном песнопении этот эпитет отнесен к свойствам Христа. В контексте гимна словосочетание «свете тихий» имеет сакральный образ божественной сущности: «Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца Небесного, святаго, блаженнаго, Иисусе Христе!» [20].
«Демикотоновая книга протопопа Туберозова» играет в «Соборянах» идейно-композиционную, жанрообразующую роль. Лесков считал записи протопопа «книгой», а исследователи его творчества – дневником, полным переживаний и раздумий героя [21].
Стремясь подчеркнуть жанр записей отца Савелия, автор выносит его в название пятой главы первой части, единственной озаглавленной. Лесков называет эти записи «книгой», не связывая их с литературным жанром. «Демикотоновая книга» состоит из Евгениевского «Календаря» и записей протопопа, сделанных им на «прокладных страницах». Календарь фиксирует ход времени, записи на «прокладных страницах» – хроникальный характер событий в жизни героя. «Демикотоновая книга…» расширяет рамки произведения Лескова на 34 года: первая запись датирована 4 февраля 1831 года, последняя – 4 июня 1865 года. В записи от 11-го января 1863 года протопоп Туберозов в третьем лице обращается к себе как духовному лицу: «Воевал ты с расколом – не сладил; воевал с поляками – не сладил, теперь ладь с этой дурью, ибо это уже плод от чресл твоих возрастает. Сладишь ли. » [22].
1863 год, год записи в книге Туберозова, совпадает с годом поездки Лескова в Псков и Ригу по вопросу старообрядческих школ, совпадает с повышенным интересом писателя к истории и расколу. Таким образом, записи Туберозова отражают художественно переработанный в «Соборянах» духовный и жизненный опыт автора.
Определяя жанр «Соборян» как «роман-хронику», мы отмечаем, что характеры центральных персонажей автор проверяет ходом времени. В работе Лескова над хроникой, одновременно с поиском формы изменялось и название: от изображения типов русского характера с их стремлением к духовному преобразованию («Чающие движения воды»), к православным корням национального характера («Божедомы»), и далее к изображению соборности русской души («Соборяне»).
В наши дни в литературу и в литературоведение прочно вошел термин «соборность», отражающий единение духовного бытия нации посредством божественной благодати и взаимной любви. Соборность – ведущая категория русского православия. И.А. Есаулов подчеркивает православный контекст произведения Лескова: «Соборяне – это единство героев вокруг собора, Православной Церкви; это герои, объединенные, в первую очередь, единством своего духовного бытия со всей нацией посредством соборности Церкви» [23].
Христианское смирение отражено Лесковым в Захарии Бенефактове, имя которого образовано совмещением имени ветхозаветного пророка и фамилии от латинских слов, в переводе на русский язык означающих «делающий добро» [24]. Лесков сравнивает его с Творцом, а его дом с «птичником» по аналогии с библейским текстом, где птица символизирует «образ спокойной беззаботности при отеческом промышлении Божием о человеке» [25].
Как отмечают исследователи, хроники Лескова определяют направление дальнейших поисков, «связанных с решением главной проблемы его творчества – проблемы положительного идеала» [26], в которой автор демонстрирует «жизненный опыт, свой необычный литературный язык» [27].
Особенности жанра семейной хроники в творчестве лескова. Ключевые понятия исследования
По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА-ХРОНИКИ Н.С. ЛЕСКОВА “СОБОРЯНЕ”
В работе выявляются жанровые принципы романа-хроники Н.С. Лескова «Соборяне». Анализируется авторская реализация романного и хроникального времени, лежащих в основе сюжета, их типологические признаки, а также их функции в жанрообразовании.
‘> Входит в РИНЦ ® : да
‘> Цитирований в РИНЦ ® : 2
‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет
‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
‘> Норм. цитируемость по журналу: 0,568
‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,215
‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,77
‘> Дециль в рейтинге по направлению: 2
‘> Тематическое направление: Languages and literature
Введение
Творчество Н.С. Лескова, в частности, значительный пласт произведений малой эпической формы, до сих пор остается исследованным не в полной мере. И.В. Столярова в монографии “В поисках идеала” отмечала: “В современном подходе к нему продолжают проявляться две крайности: одни исследователи, игнорируя сложную эволюцию идейно-художественных исканий писателя, видят в Лескове прежде всего автора “антинигилистических романов”, и это заставляет их резко противопоставлять его творчество демократической литературе; другие, отвлекаясь от нравственно-социального пафоса его произведений, сосредотачивают внимание на мастерстве Лескова, красочности его затейливой сказовой речи”. [1, с.3] Сегодня можно назвать ряд исследований, в которых указанные тенденции преодолеваются.
И все же пока нельзя говорить о целостном, системном подходе к изучению поэтики произведений малой эпической формы в художественном наследии Н.С. Лескова. Рассмотрение и описание жанра очерка в творчестве автора нельзя назвать сложившимся направлением в лескововедении. Исследовательские поиски подобного характера находятся в фазе становления, в плане методологии прежде всего. Этим определяется актуальность данной работы.
Известен целый ряд работ, которые рассматривают преимущественно проблематику произведений Н.С. Лескова, не учитывая при этом или лишь упоминая особенности поэтики. Подобный подход актуализирован в работе И.В. Столяровой. “В 80-90-х годах, ополчаясь против усиливающихся в это время в литературе тенденций к безыдейности, Лесков настойчиво обращает внимание читателей к неотразимым вопросам в истории, философии и обыденной этике жизни, вступает в неравную борьбу за воплощение в жизнь высоких нравственных идеалов”
В последние десятилетия интерес литературоведов к творческому наследию Н.С. Лескова значительно возрос, изменились аспекты рассмотрения и оценки как отдельных произведений, так и творчества писателя в целом, по-новому осмысляется его место в литературном процессе и общекультурных процессах эпохи. Под пристальным вниманием ученых находятся проблемы идейно-художественной эволюции художника, внутренней сопряженности его творчества с предшествующими и последующими историко-литературными периодами
На сегодняшний день в лескововедении немало неизученных вопросов. Так, в новейших исследованиях все более актуализируется жанрологический подход к изучению творчества Н.С. Лескова. Уже затронуты многие аспекты философско-эстетических основ жанровых поисков (О.Е. Угдыжекова), динамики жанров (И.В. Долинина) в творчестве писателя, особенности поэтики его рассказа (Т.А. Алексеева, И.П. Видуэцкая, П.Г. Жирунов, А.А. Кретова, Ю.В. Шмелева) и очерка (Б.А. Леонова).
Современный этап лескововедения (1990-е – 2010-е гг.) характеризуется плодотворным взаимодействием традиционных и новых подходов к изучению поэтики Лескова.
Начало публикации 30-ти томного собрания сочинений Н.С. Лескова вводит в научный оборот множество забытых и неизвестных ранее текстов писателя (таких, как очерки “Обнищеванцы”, “Русские демономаны” и др.), значительно расширив поле исследований.
В то же время потенциал, открывающийся перед научной мыслью в наследии писателя, далеко не исчерпан. В лескововедении еще немало “белых пятен”. Одним из них является очеркистика Н.С. Лескова. Отсутствие специальных исследований, посвященных данному предмету, определяет актуальность работы. Избранная нами тема подразумевает обращение к проблемам очеркового жанра в творчестве Лескова.
Жанрология остается одной из сложнейших и недостаточно разработанных областей литературоведения. Особенно это относится к жанру очерка. Библиография работ, посвященных очерковому жанру, достаточно скромна. Часть из них обращена к рассмотрению отдельных вопросов развития жанра преимущественно в историко-литературном аспекте (В.А. Богданов, В.И. Кулешов, Ю.В. Лебедев, К. Степанова, А.Г. Цейтлин). Взгляд исследователей на жанровые особенности очерковой прозы, на типологию жанра довольно противоречивы.
Изучением места и особенностей очеркового жанра в творчестве Н.С. Лескова занимался В.Н. Азбукин. Исследователь акцентировал внимание на широком распространении очерковых форм в творчестве Лескова на всех его этапах. Жанровое своеобразие лесковских очерков, по мнению В.Н. Азбукина, определяется оригинальным совмещением в рамках очерка разнообразных форм беллетристики и публицистики. В.Н. Азбукин предложил свою классификацию очерков Лескова, выделив среди них “проблемные” очерки и “очерки-обозрения”. В качестве отличительных признаков метода Лескова-очеркиста исследователь называет мемуарность и сюжетообразуюшую роль анекдота. По мнению исследователя, именно мемуарность, определяющая особую роль автора в тексте произведения, вносит в очерк публицистическую струю, в то время как основанный на анекдоте сюжет служит своеобразной иллюстрацией к публицистическим высказываниям Лескова в мемуарной части.
Целью работы является исследование поэтики жанра очерка в творческом наследии Н.С. Лескова.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1 определить отличительные черты жанра очерка;
- 2 выявить специфику жанра очерка в раннем творчестве Лескова;
- 3 проследить эволюцию жанра очерка в творчестве писателя.
Источники:
http://lektsii.org/8-49962.html
http://elibrary.ru/item.asp?id=17091854
http://m.vuzlit.ru/574889/vvedenie