Особенности художественной культуры XX века. Художественные направления в культуре XX века
Особенности художественной культуры XX века
Особенности художественной культуры XX в. были определены новыми условиями ее формирования, среди которых в качестве ведущих факторов выступили революции, войны (особенно две мировые), научные открытия и технические достижения. Предпосылки художественной культуры этого времени начали складываться в конце XIX — начале XX вв. Поэтому искусство этого периода — искусство переломное, кризисное, выражающее наивысшую напряженность момента и обретающее новую почву для своего развития. На рубеже веков с появлением импрессионизма на Западе и деятельностью объединения «Мира искусства» в России художественная культура обретает новую функциональную заданность.
Если предшествующее искусство критического реализма свою задачу видело в обличении действительности, стремлении ее переконструировать, то искусство нереалистическое (а по существу, это почти все новое искусство XX в.) стремится стать средством интуитивного или, напротив, интеллектуального постижения действительности. Не пытаясь соперничать с такими только что появившимися способами запечатления реальности, как фотография и кино, и отказываясь от дублирования внешнего мира феноменов, художники пытаются создать новую реальность, новый мир, заключенный в рамки двухмерного пространства полотна.
Для искусства XX в. характерно в большей степени не приближение к действительности и ее критика (как это было характерно для критического реализма), а отстраненность от событий общественной жизни, не социологизм, а философия в красках, где художники отражали идеи космизма (работы А. Филонова) и показывали разрушение материи своими собственными средствами художественной выразительности (супрематизм К. Малевича).
Отсюда и проявляющаяся подчас неэмоциональность, холодность, рассудочность этого искусства, несущего не только художественную, но и философскую нагрузку. Именно эти его качества, а именно аполитичность, асоциальность и отсутствие четко выраженной ориентации на подражаниеприроде, т. е. беспредметность, позволяли обозначать его как элитарное, буржуазное, создаваемое для избранного меньшинства художником в «башне из слоновой кости». Принципы нового искусства допускают возможность искажения реальности, разъятия объемов на отдельные фрагменты-плоскости, что отличает, в частности, произведения кубистов. Иногда художники (как, к примеру, примитивист А. Руссо) создают свой собственный, наивный мир, который как бы напоминает человеку о золотом веке.
В контексте этой собственной, беспредметной реальности эмоции вызываются определенными цветовыми сочетаниями, а также геометрическими конструкциями. Характерно, что многие художники начинали работать в рамках предметной реальности, но постепенно отказались от принципов реализма, сочтя их не соответствующими времени (этот путь проделали в своем творчестве К. Малевич и В. Кандинский).
Принцип отказа от реальности и традиционных методов ее воплощения в художественном произведении становится ведущим и в архитектуре, где модернрубежа веков скоро уступает место конструктивизму с его опорой на современныетехнические достижения, интернациональному стилю, унифицирующему культурные различия в зодчестве, затем — органической архитектуре, как бы «вписанной» в природный контекст, ближе к концу века — деконструктивизмуи постмодернизму.
Еще одной особенностью искусства XX в. является отсутствие общего единого стиля, позволившего бы расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Многие из них в истории искусства XX в. сосуществуют параллельно, существенно не влияя на эстетику друг друга. Так, фовизм, либо кубизм, не является следствием развития реализма рубежа веков, точно так же неореализм конца 40-х гг. не проистекает из абстракционизма. Художественная жизнь каждого из этих направлений также различна: некоторые из них, возникнув внезапно, без видимых предпосылок, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на всем протяжении века, претерпевая лишь несущественные видоизменения в различных исторических и социальных условиях, как, например, неоклассика.
Художественные направления в культуре XX века
Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма. Его основные черты — отход от культурных ценностей XVIII — XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.
Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм( от фр. fanve –дикий), представленный именам французских живописцев — А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм. Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.
На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм ( от фр. expression — выразительность) . Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля , поборники данного художественного направления ( немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства ( Ф. Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических , кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении , непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии , породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.
Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм (от фр. cube — куб) — авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм — куб, конус, цилиндр. По выражению автора термина “кубизм”, Л. Восселя, в картинах данного направления господствует “множество кубиков”. Годом возникновения этого направления считается 1907 год, когда выдающийся художник П. Пикассо выставил свою программную кубическую картину “Авиньонские девицы” — большое панно, на котором изображена сцена борделя. Женские фигуры на картине почти не объемны, плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме, лица написаны грубоватыми штрихами. Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения. Если на первом этапе развития кубизма ( 1907 — 1913 гг.), получившем название ” аналитический”, все изображения дробятся на мелкие плоскости и кубики, что, по мнению авторов, позволяет глубже проникнуть в суть предметов и явлений, то на синтетической стадии все большее внимание уделяется цвету, картины становятся все более абстрактными, декоративными и обобщенными, а аскетические зеленоватые, коричневатые и серые тона уступают место более ярким и контрастным . Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.
Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм — творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В. Кандинский в книге “О духовном искусстве” ( 1910 г.), где он утверждал, что художник — пророк и деятель, тянущий изо всех сил вперед ” застрявшую повозку человечества”. Но сделать это можно, только создав ” новую реальность”, которая есть не что иное, как внутренняя субъективная реальность, исходящая из интеллекта и чувств художника. Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники ( В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.
В абстракционизме различаются два основных направления. Первое из них, обозначенное творчеством В. Кандинского, Ф. Купки и др., главный акцент делает на самостоятельной выразительной ценности цветового пятна, его колористическом богатстве цветовых отношений, с помощью которого художник стремиться выразить глубинные “истины бытия”, вечные “духовные сущности”, неподвластные грубой предметности реальной действительности. Это в наиболее яркой форме воплощено в картине В. Кандинского ” Эскиз 1 для композиции VII” (1913 г.), где буйство красных, оранжевых, желтых, голубовато-зеленоватых красок, перемежающихся черными полосами, над которыми возвышается красная фигура, напоминающая одновременно и лицо, и виолончель, должно, по замыслу художника, выразить сложную мелодию как бы звучащих чувств, эмоций, переживаний человека. Оно получило название абстрактный экспрессионизм.
Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий ( К. Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат. высший, последний) К. Малевича, лучизмМ. Ларионова,беспредметничество П. Мондриана. Выдающийся художник К Малевич, несколько лет проработавший в Витебске, снискал всемирную известность своим “черным квадратом”, который он считал не “пустым квадратом”, а ” восприимчивостью к абсолютной пустоте”. За черным последовали иные изображения квадратов–красные, даже белые на белом фоне. В 1914 году появилась картина ” Динамический супрематизм”, давшая название данному художественному направлению. На белом фоне изображен треугольник, соприкасающийся в разных местах с другими геометрическими фигурами, треугольниками, кругами разного размера. Супрематизм рассматривался К Малевичем как абсолютное преобладание в художественной деятельности “чистого” ощущения, освобожденного от какой-либо связи с предметной реальностью.
Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.
Футуризм —одно из авнгардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России. Его исходной точкой стало опубликование в парижской газете “Фигаро” 20 февраля 1910 г. итальянским поэтом Ф. Маринетти “Манифеста футуризма”. Сущность этого течения — бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов. Они стремились вырезать “раковую опухоль” традиционной культуры скальпелем техницизма, урбанизма и новой науки. Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Их лозунг: “Война — единственная гигиена мира!”. Некоторые из них после войны примкнули к фашистской партии итальянского диктатора Б. Муссолини. Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства . Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля , а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение. В результате на картине возникают ” размытые” кадры с изображением лошади с двадцатью ногами, автомобиля — с множеством колес. Еще одной важной особенностью футуризма было стремление внести в изобразительное искусство шумы и звуки технизированного мира при помощи визуальных средств. Дж. Балла, например, называет свою картину ” Скорость автомобиля + свет + шум”.
Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В. Маяковский, В. Хлебников, В Каменский, браться Бурлюки характеризовались стремлением создать новые принципы на смысловых парадоксах, новаторском “словотворчестве и словоновшестве”, что отчетливо проявилось в зауми В. Хлебникова. Их отличало обостренное ощущение грядущего “мирового переворота”, неизбежного “крушения старья” и возникновение ” нового человечества”. Они стремились поставить свое искусство на службу революции, но к 20 годам пришлись не по вкусу новым властям, подверглись резкой критике, а их группировки были распущены.
Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм ( от фр. surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители — писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред , воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность. Самый знаменитый художник этого направления— Сальвадор Далиназывает свой подход к творчеству ” параноидально-критическим методом”, позволяющим образы, хорошо знакомые разуму, — людей, животные, здания, пейзажи– соединять в гротескной манере так, что , например, конечности превращались в рыб, туловища женщин — в лошадей, а раскрытые женские губы — в розоватый диван. В его знаменитой картине ” Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании (1936 г.)” секс и ужас переплетаются воедино: мягкая женская плоть в центре контрастирует с грубыми мозолистыми руками, одна из которых сжимает грудь, а другая вдавливается в землю, как старый корень виноградной лозы, питающийся вареными бобами, символизирующими простых людей, которые становятся жертвами войны.
Потрясенный катастрофами XX века, С Дали потрясает зрителя фантастическими, мастерски выполненными композициями, в которых причудливо переплетены страхи Эдипова комплекса, персонифицированные в портретах В. И. Ленина, вмонтированных в клавиатуру черного рояля (“Пристрастная галлюцинация : явление шести голов Ленина на рояле” (1931) и в фотографии фашистского диктатора на золоченной тарелке под мрачной тенью черного телефона, висящего на обрубленном дереве и испускающего из своей трубки гигантскую слезу (” Загадка Гитлера” (1939), с ужасами войны “Лицо войны” (1940-1941), где череп, глаза и рот мертвой головы наклонены над другими черепами. Возникающие из подсознания чувственные сны, кошмары и параноидальные фантазии, превращающиеся в скрытую реальность, образуют плывущую, колышущуюся, наполненную динамизма картину, в центре которой часто оказывается образ плотно одетой, полураздетой и совершенно обнаженной Галы ( урожденной русской Елены Делувиной-Дьяконовой) — обожаемой художником его жены, которую он описывал очень сексуальной и страстной.
Сюрреализм оказал мощное воздействие на различные сферы культуры, его влияние испытали фото-искусство ( Ф. Надара, Д. Камерон и др.), ” театр абсурда” (Э. Ионеско, С. Бекет), кинематограф ( А. Тарковский и др.).
Художественная культура 20 века
Виды и формы художественной культуры 20 века
катарсис художественный культура
XX век знаменует собой существенный перелом в истории человека и формах его культурной деятельности. Соглашаясь с тем, что уже начало XX века обозначило важный этап в развитии художественного сознания человечества, мы фиксируем не просто границу в смене картин мира, а некий глобальный разрыв с предшествующими тенденциями искусства. Это не означает, что речь идет о рождении в начале века нового всеобъемлющего стиля, о становлении новых приемов художественной выразительности, ведущих к сложению устойчивых и общезначимых художественных форм. Напротив, мы являемся свидетелями мозаичных, не укладывающихся в единую формулу художественных поисков.
Нельзя, однако, забывать, что уже и XIX век предстал в панораме, не сводящейся к единой формуле художественных поисков. Тем не менее, художественные процессы XIX столетия можно, так или иначе, выделять, хотя и краткие, но вполне определенные периоды доминантного развития реализма, натурализма, импрессионизма, символизма. Принципиальное отличие художественных процессов XX века состоит в том, что разнородные художественные течения развиваются не последовательно, а параллельно, и при этом воспринимаются как равноправные. Все их многообразие (модернизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и др.) создает всеобъемлющий собирательный портрет человека ХХ века.
Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Субъективность миропонимания заключалась в том, что в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликты – элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому, надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем, человек, может жить лишь до встречи с абсурдом. Именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.
Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью
Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: «мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах» .
Авангардизм – движение в художественной культуре XX века, порывающее с существовавшими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г. Авангардизм, тесно связан с модернизмом, понятие модерн шире, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому. В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философии. Поэтому авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо), характеризуются перестройкой традиционного типа искусства, еще не выработан язык авангарда, поэтому художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.
Абстракционизм – направление, в искусстве возникшее в 10-х годах XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. М., 1985 г.. Абстрактное искусство, отрицающее познавательные задачи художественного творчества, является крайним проявлением модернизма. Основателем абстракционизма считается – Василий Кандинский. Сущность этого течения заключается в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку. Другой представитель абстракционизма – Казимир Малевич. Его произведение «Черный квадрат» (1913г), выставлялся как некий новый планетарный знак.
Модернистское направление – сюрреализм, связан с Сальвадором Дали, возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Сюрреализм провозгласил источником искусства сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом искусства – разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями Там же.. Реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.
Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 1979 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура) . Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития. Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.
Вторжение «неклассических форм» Кривцун в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика конца XIX века. По мысли Кривцуна, должен был быть провозглашен тезис о смерти искусства, чтобы оказалось возможным возрождение новой фазы его развития. Своеобразие новой фазы художественного творчества состояло и в том, что она подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства.
Источники:
http://studopedia.ru/10_250376_osobennosti-hudozhestvennoy-kulturi-XX-veka.html
http://studfile.net/preview/1194803/page:49/
http://m.vuzlit.ru/543332/hudozhestvennaya_kultura_veka