Основные типы и виды учреждений культуры. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
Основные типы и виды учреждений культуры
Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)
1 тип Клубные учреждения
– сельский – городской – ведомственный – по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. – дом культуры
2 тип Театрально – зрелищные учреждения
– театр всех видов – Кинотеатры – Цирковое искусство – Концертные залы, площадки, организации
– отраслевые – мемориальные – краеведческие – музеи-заповедники – музеи-усадьбы (ясная поляна)
– галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.
4 тип Библиотечные учреждения
– территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) – отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) – учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) – демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)
5 тип Парки культуры и отдыха
– городские ПКиО- центральные ПКиО – сады- скверы
Появляются новые типы учреждений культуры.
· 2 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
o 2.1 Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
o 2.2 Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
o 2.3 Статья 3. Основные понятия
o 2.4 Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
o 2.5 Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
o 2.6 Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
o 2.7 Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития
· 3 Раздел II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 4 Раздел III. ПРАВА И СВОБОДЫ HАРОДОВ И ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 5 Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6 Раздел V. ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
· 7 Раздел VI. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 8 Раздел VII. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 9 Раздел VIII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 10 Раздел IX. КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
· 11 Раздел Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ
Наименование Программы – федеральная целевая программа “Культура России (2006 – 2010 годы)”
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) – распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
Государственный заказчик-координатор – Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственные заказчики – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Основные разработчики Программы – Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Цели Программы – сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; интеграция в мировой культурный процесс; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
Задачи Программы – обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности – обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
– увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5 процента;
– увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;
– увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 21 процента;
– укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:
– увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15 процентов;
– увеличение количества посещений музеев;
– увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
– увеличение показателя средней книгообеспеченности;
– увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 18 процентов);
– укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынке (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 22 процентов);
– укрепление влияния российской культуры на мировой культурный процесс, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом, до 1,15 процента в 2010 году)
Перечень мероприятий Программы
В 2006 – 2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в г. Москве, Дворец наместника в г. Тобольске, здание Арсенала в г. Челябинске, усадьба Остафьево, объекты Литературного музея, государственного музея-заповедника “Гатчина” и государственного музея-заповедника “Павловск”, Гостиный двор в г. Архангельске, Суздальский кремль, Путевой дворец в г. Твери и другие.
В течение 2006 – 2010 годов в ходе реализации Программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, повышения доступности искусства, обеспечения социально значимой литературой жителей различных регионов страны.
Мероприятия, проводимые в рамках Программы, предполагают развитие отечественного кинематографа. Предусматривается создание более 80 игровых, 1100 частей неигровых и 30 мультипликационных фильмов.
Ресурсы Программы должны быть направлены на преодоление отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий, создании произведений культуры на электронных носителях, обеспечении безопасности их хранения.
Важным для библиотек и архивов России сегодня является перевод информационных ресурсов с бумажных на электронные носители, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Предполагается дальнейшее развитие сети региональных и межрегиональных центров консервации документов, формирование системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Реализация Программы позволит продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 1,5 млн. записей. Возрастет количество музеев, имеющих доступ к Интернету. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Основные направления деятельности учреждений культуры клубного типа
Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просвет, рекреационного характера, создание условий для занятий любит народным и иным творчеством.
Виды деятельности учреждений культуры клубного типа:
ü Создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, любительских объединений и клубов по интересам.
ü Организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований.
ü Проведение спектаклей, концертов, других театрально – зрелищных и выставочных мероприятий. Демонстрация кинофильмов и видеопрограмм.
ü Организация работы разнообразных консультаций и лекториев, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, циклов творческих встреч.
ü Проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями.
ü Организация досуга различных групп населения.
ü Организация работы спортивно – оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение физкультурно – массовых мероприятий.
ü Предоставление платных услуг социально – культурного характера.
ü Реализация социально – творческих заказов.
Современный зарубежный опыт организации социально-культурной деятельности
В большинстве Европейских стран основная поддержка культуры и культурная деятельность осуществляется на местном уровне. Специфической особенностью является отсутствие жесткой функциональной дифференциациикультурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (библиотека – это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).
За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» – социальный (восстановление сил и оздоровление). Рекреационные зоны – туристические маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.
Национальные фонды поощрения искусстваоснованы для поддержки и развития художественного творчества, процветания искусства. Они финансируют различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, КДУ.
Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада и других странах с развитой индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Слабовидящим и слабослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги: Экскурсии на языках жестов и знаков. Тексты магнитофонных экскурсий. Световая сигнализация (язык). Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха. Гид-кассеты.
Рекреационный туризм – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов: Туристско-оздоровительный тип. Познавательно-туристский тип
Коммерческий досуговый сектор – это высокодоходный бизнес. Области досугово-рекреационного бизнеса: Путешествия и туризм, отдых на природе. Производство досуговых товаров. Развлекательная индустрия, клубы, казино, парки, цирки, родео, бега, эстрада и др.). Индустрия спорта (пр-во обуви и спорт. реквизита, содержание спортивных залов и стадионов)
Во Франции – университеты, где пожилые могут получить образование, пенсионеры и инвалиды – заниматься спортом. В Германии торговые центры превращаются в развлекательные центры при создании в них баров, клубов, музеев, встреч с известными людьми, т.е. досуг превращается в «полезную и приятную» трату материальных средств.
Национальные парки-территории, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Природные паркиявляются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.
В западном досуговедении понятия «досуг» и «рекреация» взаимосвязаны, но они обладают и своими уникальными отличительными особенностями. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» – социальный (восстановление сил и оздоровление). Ключевым понятием в организации досугово-рекреационной деятельности за рубежом является многофункциональностьвсех объектов КДД.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1212 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
V. Основные направления деятельности учреждения культуры клубного типа
Для решения очередных и стратегических задач клубное учреждение осуществляет основополагающую (общую для всех видов клубных учреждений) и специфическую (характерную для определенного вида учреждения) деятельность.
Основные направления деятельности клубного учреждения:
организация культурно-массовых (культурно-досуговых и информационно-просветительских) мероприятий;
создание и организация работы клубных формирований;
информационно-методическое обеспечение деятельности клубной сети;
организация работы по сохранению нематериального культурного наследия Красноярского края.
1. Организация культурно-массовых мероприятий
1.1. Культурно-массовые мероприятия подразделяются на культурно-досуговые и информационно-просветительские, которые реализуются через разнообразные формы (табл. 2).
Таблица 2 Культурно-массовые мероприятия
праздник (государственный, национальный, традиционный, профессиональный,
семейный, города, микрорайона, села, улицы, фольклорный, спортивный и др.);
вечер (тематический, чествования, отдыха, знакомств, встречи, выпускной,
литературный, поэзии, музыкальный, песни и др.);
концерт (тематический, театрализованный, отчетный, сольный и др.);
программа (игровая, шоу, развлекательная, познавательная);
фестиваль (искусств, кино, народного творчества, национальностей, дружбы и
др.), конкурс, смотр (профессиональный, игровой, творческих коллективов и др.);
бал (выпускной, костюмированный, новогодний, маскарад);
карнавал, шествие, парад, митинг, манифестация;
народное гуляние, обряд, ритуал в соответствии с местными обычаями и
традициями (национальными, семейными, гражданскими и др.);
выставка (авторская, художественная, прикладного творчества, фото, народных
промыслов, садоводов-огородников, цветов, животных и др.), ярмарка
(традиционная, ремесел, вакансий и др.), презентация, викторина, лотерея,
дископрограмма (танцевальная, тематическая, ретро и др.);
демонстрация кинофильмов, видеопрограмм, мультимедийных проектов и др.;
протокольное, корпоративное мероприятие (торжественные приемы, презентации
представление (театрализованное, цирковое, новогоднее и др.);
гостиная (литературно-музыкальная, поэтическая, видео- и др.);
встреча с деятелями культуры, науки, литературы, лидерами общественных
организаций и др.;
симпозиум, съезд, собрание, круглый стол;
семинар, семинар-практикум, мастер-класс и др.;
лекционное мероприятие, лекторий (тематический, кино-, видео-);
Примечание. Перечень форм культурно-массовых мероприятий может расширяться клубным учреждением в зависимости от специфики обслуживаемого контингента потребителей, вида и возможностей
учреждения (в соответствии с уставом учреждения).
1.2. Организация культурно-массовых мероприятий включает в себя следующие этапы: подготовку культурно-массового мероприятия и его проведение (прил. 17).
1.3. При организации культурно-массового мероприятия клубное учреждение должно учитывать категории потребителей услуг (дети, подростки, молодежь, ветераны, люди с ограниченными возможностями здоровья, корпоративные клиенты, все категории населения, иные категории населения).
Сотрудники клубного учреждения, занимающиеся организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, должны иметь специальное образование и соответствующую профессиональную квалификацию.
Культурно-массовые мероприятия проводятся в помещениях или специально отведенных местах, соответствующих определѐнным стандартам эксплуатации.
Здания, помещения, площадки для проведения культурно-массовых мероприятий должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, безопасности труда, правил пожарной безопасности и быть защищены от воздействия различных факторов (повышенная температура, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и т. п.), отрицательно влияющих на здоровье персонала и посетителей.
Источники:
http://studopedia.org/13-37449.html
http://studopedia.net/7_25591_osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-uchrezhdeniy-kulturi-klubnogo-tipa.html
http://studfile.net/preview/1721884/page:4/