Основные различия между реализмом и модернизмом. Разница между модернизмом и реализмом
Что отличает модернизм от реализма в литературе?
В современном мире отношение к литературе довольно своеобразное, классические произведения не устаревают, но все больше ценятся новые веяния, смешения жанров. Новинки художественного вымысла и реалии жизни зачастую слишком разительны, такое противостояние наблюдается и в литературных течениях.
Когда развивались течения
Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.
Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве, брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает модернизм от реализма.
Понятие о реализме
Реализм — это такое направление в литературе, в котором вещи изображаются максимально правдиво и достоверно, опираясь на исторические факты и события. Основоположником русского реализма является Пушкин Александр Сергеевич. Его произведения «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и другие передают всю атмосферу и быт того общества, рассматривают проблемы настоящего для героев времени.
Автор в реализме не судит, а лишь передает чувства персонажей и события, которые с ними происходят. Основными можно выделить такие черты:
- объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
- типические характеры, обстоятельства и конфликты;
- точность деталей;
- внимание к социальным проблемам;
- две линии: любовная и социальная.
Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма развиваются течения:
- Критический реализм: классические традиции, рассматриваются социальные явления (Антон Чехов и Лев Толстой).
- Социалистический реализм: жизнь рассматривается с точки зрения ее исторического развития, анализируются конфликты между героями разных классов (Максим Горький).
- Мифологический реализм: реальная жизнь рассматривается путем сопоставления ее с мифами и легендами (Леонид Андреев «Иуда Искариот»).
- Натурализм: особенно правдивое изображение жизни, часто с неприятными подробностями (Александр Куприн «Яма», Викентий Вересаев «Записки врача»).
Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.
Понятие о модернизме
Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.
Модернизм имеет свои течения:
- Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны (Александр Блок, Константин Бальмонт).
- Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев).
- Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
- Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).
Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.
Главные различия
Вопросом о том, что отличает модернизм от реализма, литература 11 класса задается неспроста, это важно для понимания произведений. Часто, даже если не помнишь автора или в каком веке было написано произведение, можно определить это самостоятельно по соотнесенности с литературным направлением.
Можно говорить о том, что отличает модернизм от реализма кратко с помощью таблицы.
В чём разница?
Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
Ключевое различие между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе заключается в том, что Модернистские авторы сознательно покончили с традиционными стилями письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях, тогда как Постмодернистские авторы сознательно использовали смесь более ранних стилей в своих произведениях.
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Модернизм в литературе
- Что такое Постмодернизм в литературе
- Сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе
- В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
- Заключение
Что такое Модернизм в литературе?
Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.
Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.
Писатели модернизма
- Анна Ахматова (1889—1966)
- Андрей Платонов (1899-1951)
- Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
- Герман Гессе (1877-1962)
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Что такое Постмодернизм в литературе?
Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:
Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю
Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ
Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают
Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении
Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю
Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание
Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий
Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.
Некоторые примеры постмодернистских работ
- «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
- «Жизнь Пи» Янна Мартела
- «Каннибал» Джона Хоукса
- «Уловка-22» Джозефа Хеллера
- «Химера» Джона Барта
В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?
- Модернизм и Постмодернизм отражают отсутствие безопасности, дезориентацию и фрагментацию 20-го века.
- На них большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?
Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.
Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.
Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе
Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.
§ 12. Развитие культуры в 1920 – 1930-е годы
Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011
Вопросы и задания:
1. Объясните, в чём заключались основные различия между реализмом и модернизмом.
Модернизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
Основные различия между модернизмом и реализмом:
1. Модернизм молодое явление, а реализм был известен еще в античные время.
2. Модернизм имеет множество ответвлений, а реализм нет.
3. Модернизм приукрашает мир, придает ему метафоричности, а реализм рассказывает о том, что есть на самом деле.
2. Каковы причины появления модернизма?
Основной причиной появления модернизма стало ощущение кризиса и распада окружающего мира в среде европейской интеллигенции, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. В работах ряда европейских ученых развенчивались рационально-оптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур. Эти тенденции оказали влияние и на художественную культуру, в которой начался отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Все эти тенденции вылились в появление модернизма.
3. Охарактеризуйте два-три направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, каким образом влиял собственный жизненный опыт писателей на их идейно-художественные позиции? Приведите примеры.
Литература потерянного поколения.
В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э.Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли выбросить из памяти то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война.
Литература о борьбе за социальное и национальное освобождение.
Многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. В их числе были французские писатели А. Барбюс и Р.Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и другие. Их герои отвергали ценности буржуазного общества. Одни из них боролись против этого общества, как герои романа А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.
4. *Объясните смысл понятия «антиутопия» (вспомните, какие произведения назывались утопиями). В чём, по вашему мнению, заключалось значение произведений, написанных в этом жанре в 20 – 30-е годы XX столетия?
Антиутопия – жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Утопия – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Примеры утопий – Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца» и др.
Значение произведений написанных в жанре антиутопия в 20 – 30-е годы XX столетия (Е.Замятин «Мы», Дж.Оруэлл «1984» и др.) было в том, что в них прослеживалась критика действующей системы, через метафоры и образы передавались насущные и волнующие проблемы западного общества, а также раскрывался возможный ход истории.
Так, ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К.Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатлении близких по содержанию к тому, что можно было прочесть в печати тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал.
5. Покажите, в чём состояло новаторство мексиканской школы монументальной живописи.
Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.
Новаторство мексиканской школы монументальной живописи заключалось в изображения героических событий прошлого на стенах и фасадах. Так на зданиях появились монументальные росписи – фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям общечеловеческие чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.
6. Посмотрите на иллюстрацию на с. 106 и объясните, каким образом художник выразил свою позицию.
На странице размещен фрагмент картины Д.Сикейроса «Портрет буржуазии». В ней четко просматриваются политические взгляды автора, который был сторонником левых идей. На картине изображена буржуазию, которая все разрушает на своем пути. Таким образом Д.Сикейрос выказывал критику в отношении существующего строя.
7. *Сравните произведения модерна и рационализма (конструктивизма). Назовите особенности каждого из стилей.
Модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX – начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре).
В рационализме и конструктивизме наоборот на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887—1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом – это машина для жилья».
8. Объясните, почему культуру 20 – 30-х годов XX в. называют массовой.
Потому что культура стала быть направленной на массового потребителя. Искусство стало доступным не только элите, но и простому человеку (особенно кино), что привело к его широкому распространению. Положительным в массовой культуре было то, что произведения искусства оказались более доступными для разных слоев и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.
9. *Наше исследование. Прочтите фрагмент из «Производственного кодекса» Голливуда. Выделите в нём главные идеи. *Как бы вы сформулировали правила («рецепты»), по которым создаются современные фильмы в США, других странах? Обратитесь и к опыту российской кинематографии.
Главной идеей «Производственного кодекса» Голливуда выступает то, что кино должно изображать только светлые стороны жизни человека и воспитывать чувство, что образ жизни США – это единственный и лучший для любого человека.
На сегодняшний день Голливуд по прежнему следует этой идее, в голливудские фильмы в большинстве своем заканчиваются «хэпи-ендом». Если это фильм про войну, что побеждает именно американская армия и т.д. Хочется отметить, что и российской кинематографе режиссеры все чаще обращаются к голливудским рецептам, создавая фильмы для массового зрителя и забывая про свои особенности создания фильмов.
Источники:
http://www.syl.ru/article/405650/chto-otlichaet-modernizm-ot-realizma-v-literature
http://raznisa.ru/raznica-mezhdu-modernizmom-i-postmodernizmom-v-literature/
http://resheba.me/gdz/istorija/9-klass/aleksashkina/12