Основные разделы культурологии. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности называется морфологией культуры

Основные разделы культурологии. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности называется морфологией культуры

Морфология культуры

Первоначально слово «культура» употреблялось как агротехнический термин в значении «взращивать, возделывать землю» (ср. современное «в июне засеяно 1000 га злаковых культур»). Но уже Цицерон (106-43 до н.э) использовал этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии.

В эпоху средневековья слово «культура» употреблялась редко, уступив место слову «культ». В эпоху Возрождения происходит возврат к античному пониманию слова «культура», которое понималось уже как мир разума. Самостоятельное же значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа С.Пуфендорфа. Культура противопоставлялась им природному; сам термин употреблялся им как результат творческой деятельности общественно значимого человека.

Особенно большое внимание понятию «культура» стали уделять французские просветители XVIII века, которые сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от варварства и невежества к просвещенному культурному состоянию, а сама культура понималась как мир разума. В последние десятилетия все большее внимание уделяется культуре как знаковой системе

Культура в своем реальном существовании оказывается динамичной, исторической системой. При этом возможности ее прогресса зависят не от нее самой, а от организации общества – «традиционные» общества всемерно препятствуют развитию культуры, какому-либо изменению ее состояния, а общества «личностно-креативные», заинтересованные в непрерывном прогрессивном развитии культуры и дающие полный простор творческой деятельности личности, обеспечивают все более энергичный и быстрый рост новаторства в культуре.

Сказанное проливает свет на взаимоотношения культуры и личности: человек является творцом культуры, а она в свою очередь творит человека. Но делает она это совместно с обществом.

Под понятием «культура» могут подразумеваться:

мировая (общечеловеческая) культура;

национальные и этнические культуры;

субкультуры (культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, отражающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общепринятых в обществе норм (язык, внешность, нормы, идеология, иерархия).

отдельные компоненты национальной культуры (культура труда, быта, правовая, художественная и др.);

надэтнические культурные общности (христианская, исламская, индо-буддийская и т.д.).

Современный подход к пониманию культуры требует осмысления ее как системно самоорганизованного целого, которое исторически сформировалось в ходе развития неизвестной животному миру формы деятельности, порождавшей сеть отношений культуры к природе, к обществу и человеку. Достаточно сложным является традиционное (но не всеми принимаемое) противоположение культуры на материальную и духовную. Материальная культуравключает в себя мир вещей, созданных трудом человека. Это культура труда и материального производства. В свою очередь материальная культура распадается на ряд категорий: животные, растения, культура почв, различные магистрали, иные пути сообщения, инструменты, здания и сооружения, технологии и оборудование.

К духовной культуре принято относить мифологию, религию, искусство и философию.

К особенностям духовной культуры относят:

1) неутилитарность (она нужна сама по себе, а не ради каких-либо целей);

2) наибольшая свобода творчества;

3) особый духовный мир, созданный силой человеческого воображения; он богаче реального мира;

4) наиболее чутко реагирующая на изменения среды самая хрупкая область культуры, более всего страдающая при социальных катаклизмах и нуждающаяся в поддержке общества.

Читать еще:  Никола пуссен интересные факты. Никола пуссен - французский художник, основатель стиля "классицизм"

В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей и отражают уровень развития человека и его «техногенной» сферы.

Однако некоторые разделы области невозможно определенно отнести к какой-либо из указанных областей; их считают «вертикальным сечением» культуры, пронизывающими все ее уровни. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, эстетическая и экологическая.

С позиций осуществления ценностей различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь неоднородна. Наиболее ее важными составляющими являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) насчитывают около 100 (это календарь, число, имя, ритуалы, семья и т.д.). Универсалии присущи всем культурам (см. ниже) от места, времени и социального устройства общества.

Культура делится также на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека и общество) Прогрессивную культуру справедливо связывают с понятием гуманизма, ибо она направлена в первую очередь на развитие духовной культуры.

В отделльных учебниках раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называют морфологией культуры.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Морфология культуры

Раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение, структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности (национальная культура, городская культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные подвиды, такие, как материальная и духовная культура.

☼ раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках к-рого изучаются формы и строение отдельных Артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций – см. Конфигурация культурная) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств. объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Осн. методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Осн. пограничные области — археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, истор., геогр. распределения. Осн. методы познания — общая теория систем, организационный и динамич. анализ. Осн. пограничные области — социология, психология, этология, экология.

Морфологич. изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредств. трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в истор. масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов об-ва;. технологическое — распределение культурного потенциала в физич. и социокультурном пространстве и времени.

Общую морфол. модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить сл. образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хоз., полит., правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практич. знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Читать еще:  Ведение бухгалтерского учета для ип на усн. Детали ведения бухгалтерского учета ип на усн

В рамках культурологии морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.

Лит.: Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

Э.А. Орлова.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Морфология культуры. Структура культуры

Морфология культуры – раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По классификации М. С. Кагана есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь и социальная организация, и три формы духовной предметности: знание (ценностность), проект и художественная предметность, которая несет в себе художественные образы. По классификации А. Я. Флиера культура включает в себя четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Морфология культуры – это изучение вариаций культурных форм в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основные методы познания – структурно-функциональный, семантический, генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм: генетическое (порождение и становление культурных форм); микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений: непосредственная трансляция культурной информации); историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени); структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества).

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры. Общую морфологическую модель культуры – структуру культуры – в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом:

  • o три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный, обыденный;
  • o три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации(хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого знания(искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта(образование, просвещение, массовая культура);
  • o обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация –домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание –обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта –игры, слухи, беседы, советы и т.п.

Таким образом, в едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности общества) и трансляционный. На кумулятивном уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая и художественная культуры. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической – нравы и обычаи; правовой культуре – мораль; философии – обыденное мировоззрение; религии – суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре – практические технологии; художественной культуре – обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Читать еще:  Девушки с хорошими формами обтягивающих платьях. Как выбрать купальник? Учитываем тип фигуры и цвет. Советы для полных. Купальники для девушек с пышными формами

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи:

  • o сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям;
  • o средства массовой коммуникации (СМК) – телевидение, радио, печать, где осуществляется взаимодействие между “высокими научными” ценностями и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой;
  • o социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры и т.п.).

Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие между ними отражены на рис. 1.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов.

Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое ядро культуры, выступающее в качестве ее основополагающего принципа, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в менталитете и образе жизни. Спец

Рис. 1. Уровни культуры, их составляющие и взаимодействие

ифика “ядра” той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное ядро и так называемую периферию (внешние слои). Если ядро обеспечивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей устойчивостью. Например, современную западную культуру часто называют обществом потребления, поскольку на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную культуры. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную.

По мнению Л. Н. Когана и других культурологов, есть несколько видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой “вертикальное” сечение культуры, “пронизывая” всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Источники:

http://helpiks.org/3-12962.html
http://gufo.me/dict/culturology/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B
http://studme.org/129801085575/kulturologiya/morfologiya_kultury_struktura_kultury

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии