Основные понятия и составные элементы художественной культуры. Художественная культура и ее основные направления

Основные понятия и составные элементы художественной культуры. Художественная культура и ее основные направления

Составляющие художественной культуры

МКХ 11

Раздел 1.

Предмет мировой художественной культуры

Знакомство с целями и задачами дисциплины, ее специфика. Понятия «художественная культуры». Основные виды духовной деятельности людей.. Искусство как один из способов познания окружающего мира. Синтез и взаимодействие культур.

Предмет мировой художественной культуры

1. Изучение понятия «художественная культура»:

1.1. ознакомление с термином «культура»,

1.2. анализ определений понятия «культура»;

1.3. деление культуры на материальную и духовную.

1.4. составляющие материальной культуры

1.5. составляющие духовной культуры

1.6. художественная культура – один из компонентов духовной культуры.

2. Основные виды духовной деятельности людей.

3. Искусство как один из способов познания мира.

Классификация видов искусств

4. Пространственные виды искусства.

5. Временные виды искусства.

6. Пространственно-временные виды искусства.

7. Художественный образ – основное средство отражения чувственного познания мира.

8. Синтез и взаимодействие культур.

Понятие «художественная культура».

Ознакомление с термином «культура».

Что включает в себя понятие «культура»?

Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Вывод: культура – явление не природное, а созданное человеком.

Анализ определения «культура».

Современная наука насчитывает около пятисот определений понятия «культура». Анализ определений понятия «культура» Ж-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, К.Маркса, З.Фрейда, В. Даля.

Вывод: культура сложна, многогранна и многоаспектна. Она охватывает всю человеческую деятельность в сферах материального и духовного производства. Только культура делает HomoSapiens ЧЕЛОВЕКОМ. Трудятся не только люди, как не одни они образуют некие сообщества. Но лишь люди обладают культурой.

Деление культуры на материальную и духовную.

Под материальнойкультурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

Составляющие материальной культуры

Три основных составляющих материальной культуры.

1. Предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

2.Технологии средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

3. Техническая культура это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура – охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. К составляющим духовной культуры относят: науку, искусство, философию, просвещение, нравственность, религию, мифологию. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, знания, взгляды, воззрения.

Составляющие художественной культуры

Художественная культура – один из компонентов духовной культуры человечества. Художественная культура вместе с познавательной, религиозной, нравственной, экономической, политической культурой призвана формировать внутренний мир человека, содействовать развитию человека как творца культурных ценностей. Художественная культура концентрируется вокруг искусства и связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживание и тому подобное). Художественная культура имеет, как правило, изобразительный характер.

Читать еще:  Страшные карты для майнкрафт 1.2 1. The Orphanage (Приют) - самая страшная карта для Minecraft

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 609 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Художественная культура

  • Формы культуры
  • Молодежная культура
  • Массовая культура

Художественная культура, её понятие и особенности

Художественная культура – одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Структура художественной культуры

Специализированный уровень художественной культуры — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство под руководством профессионалов; обыденный уровень — бытовое искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности.

Структурно художественная культура включает в себя:

  • собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);
  • его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);
  • его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);
  • художественное образование и повышение квалификации;
  • художественную критику и научное искусствознание;
  • художественные образы;
  • эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);
  • реставрацию и сохранение художественного наследия;
  • техническую эстетику и дизайн;
  • государственную политику в этой области.

Центральное место в художественной культуре занимает искусство — литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения — книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

Способность человека к художественному творчеству основывается на процессе чувственного восприятия действительности и непосредственно-эмоциональном отношении к ней, что выражается в переживаниях (восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание и т.п.) и принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Чувственное переживание действительности выражается с помощью слов, звуков, красок, линий, объемов и т.д. и завершается созданием образов — субъективных отражений объективного мира. При этом степень совпадения возникающих образов и породившей их действительности может быть самой разной.

В структуре культуры художественная культура осуществляет важные функции формирования характера человека, трансляции норм и ценностей, смыслов и знаний и тесно связана с моралью, религией и философией, а также необходима для выполнения рекреационной функции культуры (отдых и восстановление человека).

5.3. Художественная культура и ее строение

Художественную культуру неправомерно отождествлять, как это часто делается, с эстетической культурой, потому что определенным эстетическим потенциалом обладают все сферы деятельности человека — и труд, и игра, и наука, и техника, и медицинская практика, и военная, и речь человека, и его манеры — все, что человек делает, он может делать красиво и некрасиво, изящно и грубо, и плоды его деятельности могут быть величественными и пошлыми, оцениваться как трагические и комические, художественная же деятельность есть особый — образный — способ воссоздания реальности, обращенный к нашему переживанию и тем самым дополняющий ваш жизненный опыт, позволяя каждому пережить то, чего он не может пережить в своей реальной жизни.

Выделение художественной культуры как подсистемы культуры обосновывается ее амбивалентностью: искусство является «и тем и этим», т.е. и духовной деятельностью, и материальной; причем две стороны — поэтическая идея и звучание стиха, песни или симфонии, пережива­ние природы и красочное полотно картины, динамическое чувство и жесто-мимическая материя танца, и т.д. — во всех видах искусст­ва слиты воедино и не могут быть разъединены. Ни та, ни другая сторона не может быть заменена: слово в стихе — другим словом, рисунком или жестом, актерское движение — рисунком, словом или напевом, фортепьянная партия в концерте Чайковского — скрипич­ной, и наоборот; более того, роль, сыгранную И. Смоктуновским, нельзя заменить той же ролью в исполнении В. Высоцкого, и даже одно исполнение произведения искусства актером, музыкантом, балери­ной — другим.В искусстве его духовное содержание воплощено в материальной форме так, что оно от нее неотрывно и, в отличие от содержания научных и идеологических сочинений, не может быть «перекодировано», т. е. выражено в другой материальной форме, потому творчество скульптора, живописца, актера, танцора, музыканта, поэта, наконец, является обработкой определенного материала, в котором заключена выражаемая художником поэтическая идея и от которого идея эта неотделима.

Читать еще:  Селин дион - биография, фото, песни, личная жизнь певицы. Биография и личная жизнь селин дион

Строение художественной культуры аналогично структуре обеих рассмотренных подсистем культуры: в одном измерении оно опре­деляется различиями художественной предметности, т.е. произве­дений разных видов искусства, в другом — межсубъектными отно­шениями в данной сфере культуры. Своеобразие ее строения обус­ловлено тождеством духовного и материального в художественной творчестве. В первом измерении это выражается в различиях междуконкретными проявлениями духовного содержания и в различиях между соответствующими данным содержаниям материальными средствами художественной формы. Так отличаются друг от друга три класса искусств, определяемых по материальной структуре как пространственные, временные и пространственно-временные, а по особенностям духовного содержания — как воссоздающие пережи­ваемый художником материальный мир — природу, человека, вещи (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), выра­жающие внутренний, эмоциональный мир человека (музыка и хоре­ография) и соединяющие интеллектуально-духовное изображение (осмысление) реальности с выражением эмоционально-оценивающего отношения к ней художника (литература, театр, кино и телевизион­ное искусство). Таким образом, искусство использует все возможно­сти, которыми располагают природа и культура, для художественно-образного освоения полноты бытия.

Отождествление духовного содержания с материальной формой, определяющее место и функции искусства в культу­ре, объясняет и зависимость его выразительных возможнос­тей от характера используемых для этого материальных средств. Их исходное и основное различие состоит в про­странственно-статическом характере одних (камень, гли­на, дерево, металл, рисунок и цвет и т. д.),процессуально внепространственном характере других (слово и вневербальные звучания) ипространственно-временном, пластико-динамическом — третьих (тело человека и его экранные изображения). Соответственно исторически сложились три группы искусств:

изобразительные (живопись, скульптура, графика, художественная фотография);

архитектоничес­кие (зодчество, прикладные искусства и дизайн);

словесно-му­зыкальные (литература, искусство живого слова — художественное чтение);

сценические и экранные (танец и искусство актера с обслуживающими их творчеством режиссера, сцено­графа, оператора).

Схематически это выглядит таким обра­зом: 53

Художественная культура разделяется на специализированную — построенную на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденную — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.

Художественная культура – это совокупность общественных отношений по поводу производства, распространения и потребления (освоения) художественных ценностей. Исторический процесс самоопределения искусства как специфического и самостоятельного культурного явленияпотребовал вычленения в культуре особой ее подсистемы, которая должна была создать оптимальные условия для автономной художественной деятельности:

– для способов создания произведений искусства;

– для их восприятия публикой;

– для их хранения, функционирования, изучения, оценки;

– для связи всех этих аспектов реальной жизни искусства в новых и постоянно меняющихся социокультурных условиях с другими сферами культуры и социальной практики.

Для эффективного функционирования искусства, оно должно быть обеспечено всей системой художественной культуры, т.е. той областью культуры, в рамках которой реализуется художественное творчество, организуется специальное образование и т.п. Другими словами, художественная культура структурно включает в себя:

Читать еще:  Возвращение блудного попугая цитаты. Фразы из мультфильма возвращение блудного попугая

собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);

его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);

его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);

художественное образование и повышение квалификации (включая практику творческих конкурсов);

организованную рефлексию процессов и результатов художественного творчества (художественная критика и пресса, различные области научного искусствознания);

эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);

реставрацию и сохранение художественного наследия;

техническую эстетику и дизайн (художественно оформленную продукцию утилитарного назначения);

художественно-творческую самодеятельность населения;

государственную политику в области искусства и ряд иных подсистем более частного порядка. 54

Социокультурные функции искусства в значительной мере связаны

с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на этой основе эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах;

с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравственном аспекте социальный опыт человеческих взаимодействий, а также в искусственно конструированный нравственный опыт, выстроенный на основе придуманных образов жизненных коллизий;

с задачей проектирования эстетически организованной (в пространственном, декоративном, интеллектуальном, эмоциональном и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей.

Особенность художественного общения как формы межсубъект­ных отношений состоит в тотальном охвате отношениями обще­ния всех, кто вступает или уже вовлечен в своеобразное «заколдованное царство» субъектности. Именно общением являются отно­шения художника и зрителей, читателей, слушателей, так как они не просто воспринимают передаваемую им информацию, но по-своему переживают и осмысливают произведение искусства, тем самымсоучаствуя в выработке этой информации и оказываясь своего рода соавторами художника. Общением же являются

отношения между художниками в коллективных формах творчества и между зрите­лями-слушателями в массовых формах восприятия искусства;

от­ношение художника к создаваемым им образам и отношение кним зрителей, читателей, слушателей, а также

отношения между самими образами в «художественной реальности». Вследствие этого искусство предоставляет людям — не только творцам «художе­ственной реальности», но и аудитории, «живущей в ней» силою воображения, — такую степень свободы, какую не раскрывает пе­ред ними ни одна другая сфера культуры.

Мы определяем искусствокак способ моделирования действительности и жизненного опыта чело­века, служащий получению специфической познавательно-оце­ночной информации, ее хранению и передаче с помощью особогорода образных знаковых систем (художественных языков).

Следует отметить, что отличие художественной культуры и от духовной, и от материальной сфер культурыне мешает искусствув необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, и с материальными предметами: в первом случае соединение про­исходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах, революционных песнях, военных маршах, в научно-художественных жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихах, диалогах; во втором — в архитектуре, дизайне, прикладных искус­ствах, а также в художественной гимнастике и других формах син­теза искусства и спорта.

Культура есть системная, исторически образовав­шаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность спе­цифически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов — материальных, духовных и духовно-материальных, художе­ственных (поскольку в искусстве духовная содержательность и мате­риальная форма взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семиотический текст)» 55 .

Источники:

http://studopedia.net/1_5678_sostavlyayushchie-hudozhestvennoy-kulturi.html
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/hudozhestvennaya-kultura.html
http://studfile.net/preview/6131002/page:20/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии