Основные черты культуры раннего средневековья. Средневековая культура и её основные черты и характеристики

Основные черты культуры раннего средневековья. Средневековая культура и её основные черты и характеристики

Культура раннего Средневековья

В период раннего Средневековья на смену античной, светской культуре приходит средневековая культура, в которой откровенно доминировали религиозные взгляды. Формирование культуры обусловлено наследием традиций старого христианства и наследие культуры варварских народов, которые разрушили Рим.

Особенности культуры раннего Средневековья

Отличительной особенностью западноевропейской культуры Средневековья можно назвать монополию церкви, которая подчинила своим принципам и мотивам все сферы искусства и образования.

Такие науки, как юриспруденция, естествознание и философия должны были соответствовать учения церкви. Первая раннесредневековая энциклопедия «Этимология», написанная в VI веке Исидором Севильским, содержала в себе знания по грамматике, географии, истории, космологии, и все ее содержание проинтерпретировано в соответствии с христианской догматикой.

Ведь идейной целью церкви в тот период было разрушить наследие античной культуры, и несмотря на то, что с некоторыми ее элементами ей приходилось мириться, церковь делала все возможное, чтобы уничтожить все ее влияние. (Католическая церковь в борьбе с еретиками).

Черты ранней средневековой культуры

Ключевым моментом средневековой культуры этого периода называют символизм, большинство произведений искусства пропитаны символами и аллегориями, которые впоследствии стали устоявшимися.

Также для культуры характерно непосредственное чувство материла, грубость и чрезмерная яркость. Постепенно искусство стало отходить от варварских традиций и мироощущений, и присущий христианству аскетизм полностью подмял под себя варварское наследие.

Если говорить о культуре народных масс, то она являла собой наивный и немного дикий реализм, которому был чужд аскетизм религиозных убеждений.

Несмотря на то что господствующая феодально-церковная культура пыталась подмять под себя народную культуру, живой и настоящий фольклор продолжал развиваться в самых разнообразных формах. Это были легенды, народные песни: любовные, лирические, патриотические; сказки и предания.

Именно эти мотивы положили начало более поздней культуры Средневековья, многие литературные произведения основывались на сказаниях и легендах о героях и воинов, которые были главными персонажами для народа. Например, народное творчество послужило основой для англосаксонской поэмы о невероятном герое Беовульфе, которая была написана в X веке.

Церковь не сумела полностью подчинить себе веянья народной культуры, поэтому старалась оказывать на нее существенное влияние, даже канонизировала местных «героев» и приурочила церковные праздники к народным гуляниям.

Каролингское и Оттоновское возрождение

Период подъема феодально-церковной культуры Средневековья, в конце VIII начала IX века, носит название «каролингского возрождения». Карл Великий стремился укрепить свои позиции и положение страны, и для этого ему требовались кадры чиновников и судей, имевших образовательную подготовку.

Мероприятия, которые проводил Карл Великий, поспособствовали бурному развитию культуры. При его дворе возникла Академия, напоминающая литературный кружок, в монастырях писались анналы, создавались трактаты по агротехнике и по сельскому хозяйству.

Постепенно круг образованных людей расширялся, увеличивался фонд рукописей. «Каролингское возрождение» способствовало продвижению идеи об пользе образовании и светских науках. Однако развитие культуры все равно оставалось довольно узким, так как оно ограничивалось нуждами господствующего сословия.

После распада империи Каролингов возрождение культуры резко оборвалось, большинство стран Европы к X веку ожидал упадок культуры. Лишь при дворе германских императоров развитие образования и искусства еще имело продолжение, развивалась литературная деятельность, уделялось внимание архитектуре и открытию новых школ.

Это явление носит название «Оттоновское возрождение», так как это происходило при дворе Оттонов. И несмотря на свою узость и отсутствие разнообразия «каролингское» и «оттоновское» возрождения сумели поспособствовать дальнейшему развитию культуры Средневековья.

Но стоит отметить, что ее подъем и развитие носило довольно отяжеленный характер, ввиду отсутствия достойного культурного наследия.

Основные черты культуры европейского средневековья и ее религиозный характер

Тема 3. Культура Киевской культуры.

3. 1. Основные черты культуры европейского средневековья и ее

3. 2. Украинская культура княжеского периода (IX – XII вв.).

3. 3. Письменность и образование в Киевской Руси. Развитие

литературы и науки. (СРС)

3. 4. Искусство и архитектура Киевской Руси. (СРС)

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые университеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

Читать еще:  Знаменитости рожденные под знаком зодиака рыбы. знаменитости рожденные под знаком рыбы

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовенство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры: нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между представителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность – все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм – высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осуждался культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, строгости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден особый церковный суд – инквизиция. Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим главным источником религиозного знания. Философия и наука находились под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догматике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схоластике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегреческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и творчеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезингеры.

Городская- в ней особое место занимают сатирические стихотворные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество – представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание “прекрасного” подверглось жесткой критике. Недопустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль, который в большей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями

С ХII в. романский стиль вытесняет готика. Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их украшали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой.

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Телескоп хаббл самые удивительные. Самые фантастические снимки телескопа Хаббл (10 фото)

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Средневековая культура и её основные черты и характеристики;

План

Тема 5. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основные категории: Средневековье, Романский и Готический стиль, бюргерство, рыцарство, христианство, экзегема, рефлексия, историзм, инквизиция, университет.

1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики.

2. Христианство как доминанта средневековой культуры.

3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы.

Средневековая культура и цивилизация по времени охватывает исторический этап V-XVI вв. Она развивалась более 1 тысячи лет и явилась основой современной культуры Западной Европы. При этом средневековая культура является первой самостоятельной культурой по отношению к Западной Европе. Эта эпоха создала ценности, обладающие не только философско-исторической, но и художественно-эстетической значительностью. Понятие «Средние века» впервые появилось в Италии, именно этим понятием итальянские гуманисты называли эпоху, отделявшую их время от древнего. Позднее этим понятием обозначали период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения.

Культура средневековья имела свою особую систему ценностей, как знаковые образы, выражающие её сущность, особенность и содержание. В их числе необходимо отметить, прежде всего, христианство как господствующую систему мировоззрения. Возникло оно в Палестине в I в. н.э. как секта в Иудаизме с идеей равенства всех перед Богом, отречения от роскоши и богатства.

В число так называемых знаковых образов, выражающих сущность, особенность и содержание средневековой культуры следует отнести взаимодействие двух культур, культурных начал, а именно Романского и Готического стилей, что создавало напряжение, динамизм в отношениях и формировало своеобразие культуры средних времен.

1. Романский стиль – это культурное течение Западной Европы в Х-Х11 веках. Он возник как стремление власти и церкви таких стран, как Франция, Испания, Англия, Германия опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Основой служило не столько единство социального строя и материального производства(т.е. феодализм), сколько единое религиозное мировоззрение, т.е. христианство.

Содержание этого стиля – целостное, полное, соразмерное объединение всех видов искусств: архитектуры, живописи, музыки, литературы и других всевозможных видов искусства. Цель объединения – строительство духовной жизни человека и подчинение его поведения идеям господствующего мировоззрения упорядоченного и иерархического. Главное, что усваивалось из Римского начала – это право, правовая культура, наука, искусства, философия, христианство.

2. Целью Готического стиля (культура готов, варваров) тоже ставилось единство всех видов искусства под эгидой архитектуры.

При этом Готический стиль объединял три архитектурных школы, как:

1. Французская (пламенеющая). Она проявляла себя в узорах оконных переплетов.

2. Немецкая (кирпичная). Она представляла узорную кладку из фигурного и глазурованного кирпича.

3. Английская (перпендикулярная). Эта школа характеризовалась вытянутыми в длину соборами с упрощенной архитектурой.

Готический стиль укреплял религиозное мировоззрение, развивал творческую мысль, предварял, расчищал почву для культуры Возрождения. Готика – искусство контрастов: земного и небесного, низменного и возвышенного, отражающее противоречивый мир.

Заметным знаковым образом средневековья считается его материальная основа, а именно, феодальные отношения, которые включали в себя:

1) условную собственность на землю (т.е. феодал держал землю с крестьянами на правах владения, полученную от вышестоящего феодала – сеньора, тот тоже вассал феодала, более высокого в политической иерархии)

2) личное и экономическое подчинение крестьян “держателям” земли. Форма зависимости – патронат (зависимость неполноправных) и крепостное право

3) соблюдение единства прав и обязанностей сеньоров и вассалов.

Особенностью формирования средневековой культуры является то, что она формировалась при господстве натурального хозяйства, т.е. замкнутости поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. Городское хозяйство заполнялось торговлей, цеховым ремеслом, бюргерством.

Неотъемлемой составляющей средневековой культуры является иерархичность в социальных отношениях, где договоренность строилась на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Структуру средневекового общества составляли духовенство, дворянство и третье сословие – народ. Духовенство имело заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, а народ трудился. Следует отметить формирование в этот период монашества как попытки индивидуального спасения через аскетизм, строительства монастырей с уставами и трудом, подражанием нищенской жизни Христа на Земле.

В XII веке в Европе начинает развиваться просвещение. При главных соборах возникали кафедральные школы, где учились клирики (духовные лица) и миряне. В городах создавались и нецерковные школы, музыкальные, медицинские. В XII-XIII вв. кафедральные школы перерастали в университеты.

Читать еще:  Краткий анализ доктор живаго пастернака. Рецензия на роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

В 1200 г. создан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неаполитанский – в Италии. Книга становилась главным инструментом познания, т.е. появилось светское образование.

В XIV в. возникли университеты в Германии, Чехии, Польше. К концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов, где преподавание велось на латинском языке.

В литературе средневековья развивался эпос и рыцарская культура. Героический эпос дошёл до современности в основном в преданиях.

Понятие «рыцарь» означает знатное происхождение в противоположность горожанам, крестьянам, людям незнатного происхождения. Рыцарская культура связана с рыцарской литературой, прославляющей рыцарские подвиги, отражающие ритуалы рыцарской чести, служение даме. Добродетелями рыцарства были сила, храбрость, щедрость великодушия, верность.

В городах развивалась городская культура, содержанием которой являлось карнавальное, театральное, смеховое искусство . оно противостояло христианскому, строго аскетическому. Оно представляло собой весёлое, праздничное, народное, поэтическое искусство. Это означало, что в средневековой культуре существовало два её полюса:

– ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства);

– культурные традиции простонародья, концентрированные в фольклорном творчестве (безмолвствующее большинство).

В формировании системы знаний в эпоху средневековья отрицался опыт.

Ключом к познанию считалось слово. Поэтому основной наукой того времени считалась схоластика.

Схоластика – есть средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. школьная) философия, основанная на церковных догмах и обслуживающая богословие. Схоластика также трактуется как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начётничество.

Особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность, т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Основой книжного образования служили трактаты как своды знаний в какой-либо области: словари, энциклопедии, комментарии. В соответствии с тремя уровнями знаний комментарии и интерпретации им соответствовали.

Первый уровень знания – нижний, предназначался для неграмотных простолюдинов, нёс практическую информацию, пояснялся живописью, скульптурой, раскрывал содержание Библии.

Второй уровень знаний – связан с рыцарством и феодализмом, в нем изучали основы медицины, юриспруденции, философии, музыки.

Третий уровень знаний получали лишь немногие – профессионалы – врачи, юристы, теологи.

Кроме указанных уровней знания в Средневековье имело место закрытое образование ремесленнических корпораций, которое усваивалось через 15 лет. Сложность заключалась в том, что оно имело мистический характер. Ремесленники превращали вещество из одного состояния в другое, т.е., проводя огромное количество опытов, они по своему систематизировали химические свойства природных веществ, постигали закономерности различных превращений, что в последствии помогло возникновению химии как науки.

Символом алхимических превращений был «философский камень» – средство для превращения неблагородных металлов в золото, серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и многое другое.

Средневековую культуру невозможно представить без инквизиции(от лат. Inguisitio – розыск). Инквизиция служила оружием борьбы с инакомыслием, отступничеством от церковных канонов, появлением ереси, служению дьяволу через приверженность тайным наукам, наличием служения остаткам язычества. Инквизиция использовала слежку, лжесвидетельства и доносы, конфискацию имущества, осуждение родственников подозреваемых, пытки, порки, тюремное заключение, сожжение на костре. Жертв инквизиции насчитываются тысячи, в том числе знаменитый мыслитель – Джордано Бруно. Галилео Галлией – был узником инквизиции.

Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский мыслитель писал: «В мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством». Он полагал, что: «Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение». «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».

Галилео Галилей (1564 – 1642) итальянский физик, астроном, механик, мыслитель писал: «Ни мой разум, ни мои рассуждения не в состоянии остановиться на признании мира либо конечным, либо бесконечным». Он опирался не только на знания, но понимал и учитывал незнание, то есть то, чего человечество еще не достигло.

Галилео Галилей выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, построил телескоп с 32 кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Инквизиция вынудила его отречься от учения Н.Коперника (польского мыслителя). До конца своей жизни он был «узником инквизиции». Только в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Г.Галилея.

Источники:

http://www.nado5.ru/e-book/kultura-rannego-srednevekovya
http://studopedia.ru/2_16361_osnovnie-cherti-kulturi-evropeyskogo-srednevekovya-i-ee-religiozniy-harakter.html
http://studopedia.su/13_123078_srednevekovaya-kultura-i-ee-osnovnie-cherti-i-harakteristiki.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии