Основной конфликт пьесы м горького на дне. Драматургия М.Горького и поэтика “новой драмы”

Основной конфликт пьесы м горького на дне. Драматургия М.Горького и поэтика “новой драмы”

Социально-философская драма “На дне” М. Горького

Драма “На дне” — вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений ХХ века, ее сюжет, идейно-тематические комплексы, элементы, жанр, проблема новаторства. Персонажи пьесы как ключевые фигуры социально-философской драмы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы “Гроза”. Конспекты уроков по изучению пьесы “Гроза”.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 04.12.2006

История западноевропейской литературы. Рубеж XX столетия. Драматическое искусство. Натуралистический театр. Школа Ибсена. Бернард Шоу о “новой драме”. Творческий путь Шоу-драматурга. “Пигмалион” Б. Шоу как одно из самых ярких произведений “новой драмы”.

реферат [30,6 K], добавлен 21.10.2008

Основные отличия чеховской драмы от произведений “дочеховского” периода. Событие в чеховской драме, “незавершенность” финала, система изображения персонажей. Анализ пьесы “Вишневый сад”: история создания, внешний и внутренний сюжет, психология образов.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 21.01.2014

История театрального процесса рубежа XIX-XX веков. Возникновение “новой драмы”. Принципы поэтики “интеллектуальной драмы” Б. Шоу. Пьесы “Пигмалион” и “Дом, где разбиваются сердца” как образцы интеллектуальной драмы. Отражение приема “парадокса” в пьесах.

дипломная работа [124,0 K], добавлен 23.07.2017

Развитие драмы на рубеже ХIХ-ХХ вв. Формирование “новой драмы”. Проблема художественной гармонии и проблема гармонической общественной жизни. Изображение глобальных, вневременных, вечностных конфликтов в драматургии. Идея возрождения культового театра.

реферат [21,7 K], добавлен 19.05.2011

Становление Антона Павловича Чехова как драматурга, художественные идеи и формы его творчества. Описание специфики драматургии Чехова. Эволюция драмы “Иванов” от первой до второй ее редакции. Изучение литературных прототипов образа главного героя.

дипломная работа [176,0 K], добавлен 17.07.2017

Становление английского театра в XVIII веке, появление нового жанра – драмы. Творчество Лоренса Стерна как значительное явление в литературе Англии XVIII века. Анализ его произведений ” Жизнь и мнения Тристрама Шенди” и ” Сентиментальное путешествие”.

реферат [45,5 K], добавлен 23.07.2009

Исследование этапов становления народной драмы, элементов драмы в календарной обрядности, хороводных играх. Характеристика особенностей крестьянских семейных и свадебных обрядов. Изучение сцен и комических диалогов героев разбойничьей драмы “Лодка”.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 22.12.2011

Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы. Тематическое планирование по пьесе. Конспекты уроков по изучению произведения.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 19.01.2007

Анализ идейных, нравственных исканий писателя, оценка сложности его пути. Философский сюжет в драме “На дне”. Герои романа “Мать”. Тема человеческой свободы или несвободы в творчестве Горького. “Маленький человек” Горького в рассказах “о босяках”.

реферат [27,4 K], добавлен 21.06.2010

Драматургия М.Горького и поэтика “новой драмы”

Автор материала: Скозубенко Наталья Владиславовна

Содержимое документа:

Сегодня, в начале XXI века, фигура Максима Горького, как и столетие назад, приковывает к себе внимание широкой общественности. Личность и творчество писателя подвергаются придирчивой критике, скрупулезно рассматриваются факты его биографии, переоценивается значение отдельных произведений. Стремление показать Горького «без грима» подчас совершается в угоду своеобразной моде на сенсации, на ниспровержение прежних идеалов. Однако даже самым яростным оппонентам приходится сегодня признать, что имя Максима Горького не может быть вычеркнуто из истории общественной и культурной мысли России, из контекста сложных духовных и эстетических исканий всей русской литературы конца XIX и первых десятилетий XX века. Произведения художника стали отражением своего времени — бурной эпохи войн и социальных катаклизмов. Не будет считаться ошибкой утверждение, что сегодня изучение творчества Максима Горького начинается практически заново. Объективно и беспристрастно оценить место и роль художника в литературном процессе XX столетия — первостепенная задача современной литературоведческой науки.

Читать еще:  Конспект музыкального занятия в младшей группе март. Музыкальное занятие в младшей группе «Музыкальный теремок

О Максиме Горьком и его творческом наследии написано много. Отечественное горьковедение представлено таким именами, как Ю.Ю. Юзовский [25; 26], С.В. Касторский [13], Б.А. Бялик [6], В.В. Новиков [18], А.А. Волков [8; 9], И.А. Груздев [11], Б.В. Михайловский [16], Л.А. Спиридонова [22], А.Б. Удодов [22], – авторами фундаментальных исследований художественной системы Горького-писателя и драматурга, его биографии и личности. Однако большинство монографий, касающихся творчества художника, были написаны до 1970-х годов, когда в советском литературоведении имя Горького неизменно связывалось с определением «пролетарский писатель» и «создатель соцреализма», а его произведения рассматривались преимущественно с точки зрения отражения в них социальной проблематики. После 70-х годов интерес к Горькому заметно снизился: казалось, что ничего нового прибавить к уже сказанному невозможно.

На конец 80-х – начало 90-х годов приходится новая волна «увлечения» Горьким благодаря публикации не известных ранее материалов, касающихся жизни и творчества писателя, и этот интерес зачастую носил больше скандальный характер, чем стремление объективно оценить «белые пятна» в истории русской литературы XX века. Авторы многочисленных газетных и журнальных статей акцентировали свое внимание на вопросе взаимоотношений Горького и официальных властей после революции 1917 года, а также на загадке смерти писателя. Максима Горького поочередно называли то жертвой «кремлевского заговора», то рупором официальной идеологии, то ярым оппонентом Сталина. Однако все эти утверждения были мало аргументированы и рассчитаны лишь на однодневную сенсацию. Отрадно, что в последние годы преодолена и эта негативная тенденция. Сегодня в центре внимания исследователей и критиков – Горький-художник, гуманистические проблемы творчества прозаика и драматурга, его новаторство и связь с русской классической реалистической традицией. Последнее десятилетие ознаменовались выходом в свет ряда интереснейших исследований, касающихся личности и творчества М.Горького и его драматургического наследства. К ним можно было бы отнести книги Л.А.Спиридоновой «М.Горький: диалог с историей» (Москва, 1994) и «М.Горький: новый взгляд» (Москва, 2004), Л.Я.Резникова «Максим Горький известный и неизвестный» (Петрозаводск, 1996), диссертации М.А. Кабак «Тема семьи в творчестве М. Горького: на материале драматургии 1908-1916 г.г. (Москва 2005) и С.А Иезуитова «Пьесы М.Горького 1930-х годов: текст и контекст (Санкт- Петербург, 2007).

Таким образом, актуальность данного исследования определяется общей задачей современного литературоведения найти новые подходы в изучении художественного наследия Горького, в частности, его драматургии как части «единого текста» творчества художника.

Цель курсовой работы – показать специфику драматургии Горького, ее новаторский характер.

Цель определяет следующие задачи:

– познакомиться с литературой по проблеме;

– рассмотреть этапы драматургии Горького;

– детально проанализировать пьесы «На дне», «Мещане»;

– показать, как данная тема связана со школьной программой.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы как в вузе при преподавании систематического курса русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству М.Горького, так и в школе на уроках литературы и во внеклассной работе по литературе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 29 источников, и приложения методического характера.

Глава 1. Драматургия М.Горького и поэтика «новой драмы»

И современники, и критика, и литературоведение советской эпохи часто изолировали Горького от новаторских поисков «новой драмы» и больше сближали с драматургами-знаньевцами, продолжавшими традиции русской социально-психологической драмы XIX в. Тем не менее, Горький не только писал в эпоху обновления театра на рубеже XIX-ХХ вв., но и сам был одним из реформаторов.

Читать еще:  Халилов ансамбль. Ужасные предчувствия и чудесные спасения артистов ансамбля александрова

Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов XIX в. К написанию пьес он обратился по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Обращение Горького к драматургии объясняется не только этим, как бы внешним, хотя и с глубоким внутренним смыслом толчком, но и характером собственного творчества, отличающегося драматизмом и динамизмом.

Все драматургическое творчество М.Горького принято делить на три периода: пьесы эпохи первой русской революции («Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Враги» – 1901-1906 гг.); пьесы 1910-х гг. («Последние», «Чудаки», «Дети», «Васса Железнова» в первой редакции, «Фальшивая монета», «Зыковы», «Старик», «Яков Богомолов» – 1908-1915 гг.); пьесы советского периода («Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие», «Васса Железнова» во второй редакции – 1921-1935 гг.). Как справедливо замечает О.В. Журчева, «если рассматривать социально-историческую действительность, отраженную в пьесах, их идеологическую направленность и пафос, элементы внутренней литературно-философской полемики – с Чеховым, Л.Толстым, Достоевским и другими, – безусловно, подобная периодизация вполне закономерна и целесообразна. Но если обращаться к мировоззренческому и художественному «космосу» Горького, к несомненному единству драматургической структуры его произведений, можно увидеть повторяемость конфликтов, жанров, сюжетных коллизий, авторских приемов. Вся пестрая драматургия писателя представляет собой некое художественное целое, организованное особым неповторимым драматургическим почерком, особым настроением» [27].Для пьес Горького характерны многоконфликтность, многозавязочность, когда в течение действия разворачивается один сюжет за другим, часто симметричный предыдущему, причем сюжетные линии столь самостоятельны, что легко могут быть изъяты из пьесы и составить содержание собственной. Действующие лица начинают группироваться не «вдоль» сюжетной линии и основного драматургического конфликта, а как бы «поперек» его. Поскольку характер завязки должен соответствовать характеру развязки, «этот драматургический параллелизм выстраивает специфически горьковский конструктивный принцип: групповое размежевание и столкновение персонажей. Состав групп – меняющийся, движущийся, нестабильный. С легкостью меняются местами не только герои, принадлежащие к той или иной группе, но их идеологемы. Сценические персонажные группы образуют свои собственные сюжеты, которые могут переплетаться между собой, образуя сюжетную симметрию, столь характерную для конструкции горьковских пьес»[27]. Без учета «симфонизма» построения горьковских пьес, где есть многообразные вариации основного мотива, т.е. многоголосие, им грозило бы распасться на отдельные, не связанные между собой сцены, так же как музыкальное произведение без общей идеи распадется на отдельные музыкальные эпизоды. Тяготение к «симфонизму», очевидная несценичность, многоперсонажность и многоконфликтность пьес Горького действительно имеют свое объяснение в специфической поэтике горьковской драматургии, именно в ней заключена общая идея – и художественная, и идеологическая (мировоззренческая). Отправной точкой для определения этой общей идеи может служить реплика Варвары из «Дачников»: «Слова волнуют нас больше, чем люди» [1,с.155]. Самодовлеющее слово, становится у горьковских героев не только и не столько способом коммуникации друг с другом и с миром, а, по словам Журчевой, «самим миром и одновременно способом его создания со своей собственной пространственно-временной системой координат. Действием движет «рассуждение», «дискуссия», «мысль», «слово». Теперь каждое действующее лицо не есть характер, психологически достоверный тип. Действующее лицо есть мировоззрение, идея»[27]. В пьесах М.Горького раскрывается природа экзистенциального конфликта, когда видимая, на первый взгляд, острая социальность растворяется в мысли о трагизме существования человека в его вечной борьбе с конечностью жизни и непознаваемостью бытия. Горьковский герой тяготится своим существованием, его потрясает бессмысленность тяжело прожитой жизни и неизбежность ее распада. Своей никчемностью мучаются не только горьковские интеллигенты в «Мещанах», «Детях солнца», «Дачниках», «Варварах», но и так называемые «люди труда», и те, кого, применительно к творчеству Горького, называют «выломившимися из своего класса»: Антипа Зыков, Васса Железнова, Егор Булычев. Никакой труд, никакое самое мощное сопротивление жизни не дают им возможности разрешить глубокие внутренние противоречия с самими собой. Герои Горького, с одной стороны, труд прославляют, а с другой стороны, приходят к мысли, что и труд – лишь один из вариантов несвободы человека перед неумолимым ликом судьбы. Внешний драматургический конфликт носит чаще всего бытовой или соци.

Читать еще:  Неаполь что посетить за 1 день. Что стоит посмотреть в Неаполе? Базилика Сан Франческо ди Паола

Алексей Максимович Горький (1868—1936)

Великий пролетарский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, Горький был и замечательным драматургом. Его первая пьеса —: «Мещане» появилась в 1901 г., последняя — второй вариант «Вассы Железновой» — в 1936 г.

Драматургия Горького настолько богата и разнообразна, что нелегко выделить в ней одну, ведущую тему. И все же она существует: это тема Человека и Истории, иначе говоря, исторического человека, живущего в обществе, мучительно и трудно осознающем необходимость революционных преобразований, а потом и совершающем их.

Горький предпочитал сложные, неуемные характеры, наделенные острым чувством жизни. Персонажами его пьес были представители русской буржуазии, купцы, землевладельцы, заводчики и фабриканты («Мещане», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и «другие», «Васса Железнова», «Зыковы», «Последние», «Враги», «Фальшивая монета», «Старик», «Яков Богомолов»), интеллигенция («Дачники», «Дети Солнца», «Варвары», «Чудаки»), «бывшие», «вчерашние» люди самого разного происхождения. По сути, все российское общество являлось многоликим героем горьковских пьес. Но особое место среди действующих лиц занимал пролетарий, рабочий человек, в ком Горький видел силу, способную сокрушить старый мир. Это паровозный машинист Нил («Мещане»), которому принадлежат слова «Прав — не дают, права — берут» и «Хозяин тот, кто трудится», профессиональный революционер-большевик Синцов («Враги»), большевик Рябинин («Достигаев и другие»). Жаром общественных противоречий напоен сам воздух горьковских пьес. Герой в них вступает в прямой конфликт со средой, окружающей его.

Пьесы Горького не просто важнейшая часть его творчества, это особый художественный мир, где на первый план выступает вера в Человека. «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!», «Все — в человеке, все для человека!» Слова Сатина из пьесы «На дне» стали программными для всего драматургического цикла Горького. Знаменательно, что цикл этот, по существу, завершился написанием статьи «О пьесах» (1933), где Горький высказал немало интересных мыслей по поводу природы новой драмы.

Новаторские искания Горького наряду с драматургией А. П. Чехова во многом определили эстетику Московского Художественного театра, на сцене которого с 1902 г. («Мещане» и «На дне») ставятся пьесы Горького. Критик-марксист В. В. Воровский писал о Горьком и его героях: «Он протянул руку жизнеспособным элементам вчерашнего дня — тем самым беглецам чеховского общества — и показал им перспективы занимавшегося завтрашнего дня». Но не только Чехову близок Горький-драматург: остротой, открытостью социальных характеристик он, безусловно, развивает традиции А. Н. Островского, эпичностью же охвата событий, Масштабностью раздираемых противоречиями героев приближается к У. Шекспиру. Да и сам принцип построения ряда горьковских пьес, где одно событие сменяет другое.как частые удары судьбы, яростные шквалы эпохи, также напоминает произведения английского классика.

Социальное начало горьковских пьес выражено настолько ярко и мощно, что в иных театрах их и ставят, не различая других оттенков, но успех приходит лишь тогда, когда на сцене раскрывается весь Горький: Горький-аналитик, Горький-обличитель, Горький-лирик, Горький-поэт.

Драматургия Горького сыграла важную роль в утверждении в советском театре метода социалистического реализма, передовых идей современности, она внесла в сценическое искусство нравственный пафос социалистического гуманизма.

Творчество Горького-драматурга хорошо знакомо зарубежному читателю и зрителю, к постановке его пьес не однажды обращались ведущие режиссеры мира.

Источники:

http://otherreferats.allbest.ru/literature/00016308.html
http://vseuroki.pro/doc/dramaturgiya-mgorkogo-i-poetika-novoy-dramy.html
http://yunc.org/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(1868%E2%80%941936)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии