Основная тематика романтизма в литературе. Лекция: Романтизм как литературное направление
IV. Лекция «Романтизм как литературное направление»
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя неотделима от деятельности учащихся. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором работают эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирал те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель (см. кн.: Активные формы преподавания литературы / Сост. Р. Н. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991).
В лекции определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействии, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.
Романтизм в России
Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения)
В центре художественной системы романтизма стоит личность.
Основной конфликт — конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность — это страстная личность.
Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти — зависть, жадность, честолюбие.
Романтический герой — сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой — художник.
Исключительному характеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда — история и экзотика.
Романтики первыми обращаются к истории. Создатель жанра исторического романа в мировой литературе — романтик Вальтер Скотт. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но характеры даны вне истории. История является своеобразной декорацией («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго).
Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге (В первых двух песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описаны Португалия, Испания, Греция, Албания). Для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами.
Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору (устному народному творчеству), его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).
Романтики большое внимание уделяли природе — бурной стихии.
Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой — он часто вынужден вступать с ней в борьбу («Мцыри» Лермонтова).
В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Романтики широко используют символику. Романтический символ — это возведение от конкретного к абстрактному.
Англия: «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» — Вордсворт, Колридж, Саути. В. Скотт — родоначальник исторического жанра.
Франция: де Сталь, Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.
Россия: поэты Жуковский, Д. Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев; Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский; Пушкин в определенную эпоху своего творчества, Лермонтов; прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский, Загоскин.
Основные свойства:
— доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);
— стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
— тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).
Черты:
— провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
— взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
— интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
— склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному и бессознательному;
— тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
— мучительное переживание разлада с действительностью;
— отказ от обыденного;
— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Домашнее задание
1. Выучить лекцию о романтизме.
2. Читать статью учебника «Поэзия ХIХ века».
3. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский и Пушкин».
4. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский — переводчик».
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Лекция 1. Русский романтизм
1. Исторические предпосылки возникновения романтизма
2. Общая характеристика течения
3. Новаторство романтиков
4. Типология русского романтизма
5. Отличие русского романтизма от европейского
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии
2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.
3. Маймин Е.А. О русском романтизме. –М.: Просвещение, 1975.
4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.
5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.
6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.
7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.
I. Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.
Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр. революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу.
В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.
II. 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. Поэтому критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Они мечтают о внесоциальном существовании. К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.
Я – мир собственной души
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – П – прошлое
2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.
3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ «естественного человека», уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в «Кавказском пленнике», цыгане в «Цыганах»). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).
С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, т.е. как форму политического бунта. Поэтому исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.
4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, т.е. «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения» (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.
5. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой.
Романтический герой – это герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя «человеком вне социальной среды» (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, т.е. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно поэтому он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал «одну лишь пламенную страсть». На нем лежит черта избранности, выделенности.
Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).
Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).
Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.
6. Презирая толпу (тех, кто живет повседневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).
7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому, которое, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому «здесь» противопоставляется таинственное «там».
8. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.
9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (например, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия «Вечер»).
10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.
11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.
111. 1. Романтики обратились к фантастике.
Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. Поэтому самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).
2. Интерес к фольклору.
Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (например, баллады В.А.Жуковского)
3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста, а в выступлении соперником переводимого автора.
4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).
Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.
5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души.
1У.В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первыйсвязан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.
Вторая волна – после реакции на восстание 1825 г. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.
Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма
1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)
2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)
3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов.
Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):
1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)
2. Зарождение романтизма (связано с «Сельским кладбищем» Жуковского, 1802).
3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.
4. 20-е годы – расцвет.
5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.
6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.
7. 50-е годы – отход от романтизма.
Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета, Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.
До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о необходимости подчиняться судьбе. Общее: едины в своем отрицании существующего общества, расчета, пошлости, скуки.
Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (например, философский романтизм Веневитинова).
Фохт предложил развернутую схему русского романтизма
· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)
· гедонистическая разновидность (Батюшков)
· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)
· философская (Веневитинов, Баратынский)
· синтетический романтизм (Лермонтов)
· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)
Маймин Е.А. предлагает свою схему:
· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)
· Гражданский, революционный романтизм декабристов
· Романтизм Пушкина – синтетический
· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, «байронического».
Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.
· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)
· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).
У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути все большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Они искали пружины исторического развития в социальных факторах.
2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности
Во-первых, меньшая отчетливость, выраженность основных признаков, свойств романтизма. («Ром.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор. почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)
Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями. (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)
3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:
1. Отношением к мистике.
2. Ролью индивидуального, личностного начала.
Русские романтики (за небольшим исключением, например, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.
У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.
3. Проблема «местного колорита» трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (например, «Вестник Европы») она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта, костюмов времени.
Н.Полевой (издатель «Московского телеграфа») понимал «местный колорит» более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.
4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности.
Романтизм, как литературное направление
Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.
Романтизм, как литературное направление
В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.
Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание -понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:
Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.
Русский романтизм
Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».
Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.
Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.
Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.
Романтизм как литературное направление. Основные черты и особенности.
Романтизм – одно из самых значительных литературных направлений 19 века.
Содержательные особенности романтизма (романтизм как мировоззрение).
Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века, в отталкивании от неё.
Все исследователи сходятся на том, что важнейшим событием, сыгравшем роль при возникновении Романтизма была Великая французская революция, которая началась в 14 июля 1789 году, когда разгневанный народ взял штурмом главную королевскую тюрьму Бастилию, в результате которой Франция стала сначала конституционной монархией, а потом республикой. Революция стала важнейшим этапом формирования современной республиканской, демократической Европы. В последующем она стала символом борьбы за свободу, равноправие, справедливость, улучшение жизни народа.
Однако отношение к Революции было далеко не однозначно. Многие мыслящие и творческие люди скоро в ней разочаровались, поскольку её результатами были революционный террор, гражданская война, войны революционной Франции почти со всей Европой. А общество, возникшее во Франции после Революции, было очень далеко от идеала: народ жил по-прежнему в нищете. И поскольку Революция была прямым результатом философских и социально-политических идей Просвещения, то разочарование коснулось и самого Просвещения. Вот из этого сложного сочетания очарования и разочарования в Революции и Просвещении родился Романтизм. Романтики сохранили веру в главные идеалы Просвещения и Революции – свободу, равноправие, социальную справедливость и т.д.
Но они разочаровались в возможности их реального воплощения. Возникло острое ощущение разрыва между идеалом и жизнью. Поэтому для романтиков характерны две противоположные тенденции: 1. безоглядный, наивный энтузиазм, оптимистическая вера в победу возвышенных идеалов; 2. абсолютное, мрачное разочарование во всём, в жизни в целом. Это две стороны одной медали: абсолютное разочарование в жизни есть результат абсолютной веры в идеалы.
Ещё один важный момент касательно отношения романтиков к Просвещению: сама по себе идеология Просвещения в начале 19 века стала восприниматься как устаревшая, надоевшая, не оправдавшая надежд. Ведь развитие идёт по принципу отталкивания от предыдущего. Перед Романтизмом было Просвещение, и Романтизм оттолкнулся от него.
Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание Романтизма от Просвещения?
В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума – рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.
1. Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) – представление о том, что жизнь гораздо сложнее, чем это представляется человеческому разуму, жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни – это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сумасшествие, сон, одержимость какой-то страстью, состояние аффекта, болезни и т.д. Для романтизма характерна насмешка над наукой, учёными, логикой.
2. Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции, не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.
3. Большинство просветителей были материалистами, многие романтики (но не все) были идеалистами и мистиками. Идеалисты – это те, кто верит, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей и который гораздо важнее, первостепеннее мира материального. Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.
(Иногда понятия “мистический” и “иррациональный” отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично).
4. Многим романтикам присущ мистический фатализм – вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в некоторых романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы. Ощущением неизбежности Судьбы проникнуты многие произведения романтиков.
5. Двоемирие – важнейшая особенность романтизма, порождённая горьким ощущением разрыва между идеалом и реальностью.
Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.
Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане – это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал – материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.
Характернейшая особенность типичного романтика – неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе, презрение к реальной жизни, оторванность от неё, невписанность в неё.
И второй мир – мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтическое бегство – это бегство из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир. Сумасшествие и самоубийство – это тоже варианты романтического бегства. У большей части самоубийц в характере есть значительный элемент романтизма.
7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному, нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.
Основной романтический конфликт – противостояние одинокого романтического героя и обычных людей.
Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения – они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время. Но романтики считали, что средневековье – это время зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.
В романтизме (особенно поэзии) очень распространён мотив полёта, отрыва от обычной жизни и стремление к чему-то необыкновенному и прекрасному.
8. Основные романтические ценности.
Главной ценностью для романтиков является Любовь. Любовь – это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда. Представление о необходимости хранить верность даже после смерти возлюбленной. При этом идеальное воплощение романтической любви дал Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта».
Вторая романтическая ценность – Искусство. Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства – Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.
Третья важнейшая ценность романтизма – Природаи её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.
Тайна природы откроется не через холодный разум учёного, а только через ощущение её красоты и души.
Четвёртая романтическая ценность – Свобода, внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.
Источники:
http://cyberpedia.su/8x41cc.html
http://studopedia.ru/3_81882_lektsiya–russkiy-romantizm.html
http://poisk-ru.ru/s17924t7.html