Основная идея очарованного странника состоит в следующем. Литературный КВН по повести Н
Литературный КВН по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» – презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНадежда Тятюхина
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Литературный КВН по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»” — Транскрипт:
1 Литературный КВН по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
3 Разминка «Ты-мне, я-тебе»
4 Конкурс знатоков повести «Очарованный странник» 1)Кто изображён Лесковым в этих строках? а) Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. б) У нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает. 2) Кто из персонажей произведения Лескова… а) правил киргизским шестериком? б) был богу обещан? в) не хотел вблизи себя отлученного от причастия терпеть? г) взял да так с крутизны в реку и спихнул? 3) Кому из персонажей повести «Очарованный странник» принадлежат эти слова? а) Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть. б) Вот мы, графинюшка, этому мальчишке спасение своей жизни обязаны. в) Нет, Иван Северьяныч, нет, мой ласковый, мил – сердечный друг, прими ты от меня, сироты, на том твоем слове вечный поклон. г) Горе у нас: сына в солдаты берут; а капиталу не имеем, нанять не на что
6 Конкурс «Знаешь ли ты живопись»?
7 Конкурс «Юный художник»
8 Конкурс «Православный» а) Кто был ангел у Ивана Флягина, которому он молился? б) Кто приснился владыке, когда он хотел попика за его пьянство оставить без места? в) Кого, по словам Ивана Северьяновича, из апостолов искушал сатана? г) Чье житие дал инок Геронтий читать Ивану Северьяновичу?
10 8. Конкурс «Кому из героев принадлежат эти предметы»? а) в) б) г)
11 Конкурс «Готовимся к ЕГЭ» 1.Определите жанр «Очарованный странник» а) роман б) рассказ в) повесть г) сказ 2. С каким былинным богатырем сравнивает автор Ивана Флягина? а) с Алешей Поповичем б) Добрыней Никитичем в) Ильей Муромцем г) Никитой Кожемякой 3. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина? а) Измаил б) Монах в) Голован г) Казачок 4. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи? а) деньги б) освобождение от крепостной зависимости в) коня г) гармонь 5. Почему Иван Флягин бежал в степь? а) в поисках приключений б) по предложению англичанина Рарея в) вослед за возлюбленной г) из-за убийства Савакирея
12 6. Как удерживали главного героя в степи? а) Богатыми подарками. б) Отдали ему в жены самую красивую девушку. в) Держали в колодках в яме. г) «Подщетинили» пятки. 7. Сколько времени провел Иван Флягин в плену? а) Один год б) Три месяца в) Пять лет г) Десять лет 8. Почему Иван Флягин убил Гришу? а) Из-за неразделенной любви. б) Чтобы Груша не вернулась к князю. в) Чтобы спасти ее от греха убийства. г) Это произошло случайно. 9. Чем завершилось скитания главного героя? а) Вернулся на родину к родителям. б) Обзавелся своей семьей. в) Постригся в монахи г) Уходит на войну. 10. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем: а) русский человек со всем справится; б) русский человек всегда стремится к опасностям; в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек; г) русский человек свято верит в Бога.
13 Ключ 1 в 2в 3 в 4г 5г 6г 7г 8в 9г 10а
14 Конкурс «Объясни значение слов» 1 команда 2 команда 1. Форейтор 4. Ремонтер 2. Конэсер 5. Послушник 3. Странник 6. Очарованный
15 Конкурс « Что в имени твоем» 1. Что означает имя Иван? 2. Что означает имя Измаил?
16 Конкурс « Что в имени твоем» 1.Что означает имя Иван? ( древнеевр. «Бог милует», «благодать господня») 2. Что означает имя Измаил? ( древнеевр. «услышит Бог»)
17 Встреча с литературными героями Н. С. Лескова
18 Конкурс «Кто быстрее?» Из букв составить предложение « Русский человек со всем справится»
19 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Данилина Т.М. Повесть Лесков Н.С. «Очарованный странник» // Литература в школе. – – С Лесков Н.С. Очарованный странник М.,изд. « Художественная литература», Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русской литературе: 10 – 11класс: Ч. 2 – М.: ТЦ Сфера, – С Михеева А.В. Постижение смысла жизни главным героем повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» // Литература в школе. – – С
Анализ «Очарованный странник» Лесков
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.
Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
Бонус
- Тест по произведению
История создания
В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Тестовая работа по повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Проверочная работа по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
Иван Северьянович Флягин
Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
Поединок с Савакиреем и уход в степь
Наказание, порка и бегство от графа
Спасение Флягиным семьи графа К.
Служба в няньках и бегство с матерью ребенка и её любовником
Жизнь в монастыре
Скитания и приход в монастырь
Служба при князе, история с Грушенькой
Возвращение в Россию
Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
Опрокинул коляску с графом
Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини
Как удерживали главного героя в степи от побега?
Надели колодки на ноги
По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
Услышал русскую речь
Так как пили водку и крестились
По военной форме.
Почему главный герой убил Грушу?
из ревности к князю
от обиды за неразделенную любовь
чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя
чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки? «Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова маленькая, как луновочка, а сам весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это…»
Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?
своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля
За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
за то, что рассыпал свечи в церкви
За пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению
Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя?
тяга к хвастовству
Точное следование церковным порядкам и правилам
фатализм – вера в судьбу
Склонность к пьянству
Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников
Как строится повествование «Очарованного странника»?
Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
Рассказ о событиях от лица главного героя
Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя)
Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
15. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:
1. русский человек со всем справится;
2. русский человек всегда стремится к опасностям;
3. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек.
16. Почему Иван Флягин убил цыганку Грушу:
1. из – за ревности;
2. из – за неразделённой любви;
3. стремясь спасти её от греха убийства;
4. это произошло случайно.
17. Чем завершились скитания главного героя:
1. вернулся на родину к родителям;
2. обзавёлся своей семьёй;
3. постригся в монахи;
4. собирается идти на войну.
15.Ответ 1. русский человек со всем справится
16.Ответ 3. стремясь спасти её от греха убийства
17.Ответ 4. собирается идти на войну
(всего 45 баллов)
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Шалаева Любовь Вячеславовна
- Написать
- 23681
- 21.03.2016
Номер материала: ДВ-543704
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 21.03.2016
- 1176
- 21.03.2016
- 921
- 21.03.2016
- 387
- 21.03.2016
- 15645
- 21.03.2016
- 2683
- 21.03.2016
- 1140
- 21.03.2016
- 439
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://www.myshared.ru/slide/806346/
http://obrazovaka.ru/sochinenie/ocharovannyy-strannik/analiz-proizvedeniya-leskova.html
http://infourok.ru/testovaya-rabota-po-povesti-ns-leskova-ocharovanniy-strannik-970063.html