Основатель музея изящных искусств. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С

Основатель музея изящных искусств. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С

ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.

Первый в своём роде

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя.

Отцы-основатели

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн, который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым.

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов, основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Античный храм

Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением. Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Читать еще:  Онлайн чтение книги зимние заметки о летних впечатлениях примечания. Достоевский «Бедные люди» – отзывы критики

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Выставка подарков Сталина

Экспозиция была вновь открыта 3 октября 1946 года. После войны в Пушкинский музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Также из Германии был привезён знаменитый Клад Приама. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено в Германию, однако некоторые ценности из западногерманских музеев и частных коллекционеров до сих пор находятся здесь.

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX – 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951–1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

Новое время

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством. Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

Будущее «Пушкинского»

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

Музей изящных искусств

Здание построено в начале XX века на месте Колымажного двора специально для Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете.

Идея создания художественно-образовательного и общедоступного музея принадлежала профессору Московского университета и директору Румянцевского музея И.В. Цветаеву. Новый музей должен был представлять собой наглядное пособие для изучения архитектуры, скульптуры и прочих искусств Европы и Востока.

В 1896 г. был назначен конкурс на здание музея. По условиям конкурса, здание должно было быть построено в стиле античного храма или дома эпохи Возрождения. Заказ на строительство получил молодой архитектор Р. Клейн.

Музей строился по последнему слову инженерной мысли. Стеклянная крыша обеспечивала достаточно освещения в залах второго этажа. Здание было оборудовано электричеством и системой вентиляции.

Внутренняя структура Музея полностью отвечала задачам, которые возлагали на него создатели. Анфилада второго этажа демонстрировала древнегреческую скульптуру, развитие античного искусства. Остальные залы были отданы экспонатам Древнего Египта, Ассирии, эпохи Итальянского и Северного Возрождения. В Музее действовала библиотека, для лекций была предусмотрена аудитория с отдельным входом из Колымажного переулка.

В Музее были собраны копии и слепки, выполненные в лучших мастерских Европы с известных оригиналов, полностью сохраняя их масштаб. Жемчужиной музейного собрания стала коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства В.С. Голенищева.

К строительству и оформлению Музея были привлечены выдающиеся художники и дизайнеры начала XX в.: П.В. Жуковский, А.Я. Головин, И.И. Нивинский, К.П. Степанов. За строительством наблюдал инженер И.И. Рерберг.

Читать еще:  Краткая биография дмитрия хворостовского. Дмитрий Хворостовский: жена, дети, личная жизнь

Музей строился на личные пожертвования меценатов. Среди них члены царской фамилии, Морозовы, Юсуповы, Поляковы, Солдатенковы и др. Экспонаты также приобретались на деньги жертвователей. Однако главным дарителем на протяжении всех лет строительства был крупный промышленник и благотворитель Ю. Нечаев-Мальцев.

Музей был открыт в 1912 г. Его директором стал И.В. Цветаев. С первых дней работы Музея была развернута экскурсионная и лекционная программы. Эта традиция сохраняется и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. имя императора Александра III убрали из названия. В 1923 г. сюда было решено поместить коллекции западной живописи из Румянцевского музея и частных коллекций. Музей был перепланирован, с сохранением внутренней структуры помещений и части постоянной экспозиции, собранной Цветаевым.

В 1937 году музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

Сейчас это главное здание комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – Третьяковка для зарубежных живописцев

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Дата основания 1912 год
Основатель Иван Владимирович Цветаев
Координаты: 55°44’50.3″N 37°36’18.7″E

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – крупнейший российский музей, представляющий экспозицию зарубежного искусства. Здесь хранится самая большая в стране коллекция работ всемирно известных живописцев. Кроме того, музей владеет богатейшими собраниями нумизматики, скульптур и малых форм искусства.

Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру – слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии. Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

История музея

После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.

Зал № 14. Греческий двори

В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.

Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.

Читать еще:  Помилование краткое. Помилование – что это такое? Кто осуществляет помилование в РФ? Из истории вопроса

В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.

В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.

Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.

Самые знаменитые выставки

Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея выстраиваются длинные очереди.

Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство

В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи. Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.

В 1974 году из парижского Лувра в Москву привезли Джоконду. Картина, написанная Леонардо да Винчи, привлекла такое количество народа, что москвичи и туристы вынуждены были стоять в очередях по несколько часов. За время выставки на знаменитый портрет пришли полюбоваться около 311 тысяч любителей живописи. Из-за большого наплыва людей, каждый мог смотреть на знаменитое полотно в течение всего 9 секунд. Примечательно, что это был последний раз, когда картина «Мона Лиза» покидала Париж.

Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII – XVI веков

Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей – 655 тысяч человек. Это был феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.

Музей для детей

В Пушкинском музее открыто несколько кружков для детей разного возраста, в том числе, изостудия для дошкольников и художественные мастерские керамики и эстампа. Дети, интересующиеся историй искусств, посещают занятия Клуба юных искусствоведов.

Зал № 26. Европейское искусство Средних веков

Для школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем, показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции, дворце Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме и искусстве XX столетия.

Музей проводит несколько познавательных и игровых программ для семей с детьми. Это увлекательные тематические квесты, клубы, лекции, детские фестивали и семейные экскурсии.

Зал № 16. Выставка «Искусство Древнего Кипра»

Полезная информация для посетителей

В наши дни в одном из самых известных музеев Москвы хранится более 700 тысяч уникальных экспонатов. Комплекс музея включает 27 строений, и ежегодно сюда приходит более миллиона человек.

Главное здание имеет статус памятника архитектуры. Оно открыто для посетителей с 11:00 до 20:00. Билеты для входа в музей продают в любой день, кроме понедельника. Они стоят от 400 до 600 рублей. Следует иметь в виду, что вход в музей и продажу билетов прекращают за час до закрытия.

Зал № 16. Искусство Древней Греции

Посетителей просят соблюдать музейные правила. В музее нельзя делать фотографии и снимать видео со вспышкой, штативом и палкой для селфи. Запрещается проносить в здание цветы, прикасаться к картинам и скульптурам, а также разговаривать в залах по телефону. Рюкзаки, зонты, большие сумки и пакеты гости музея могут оставить в музейной камере хранения.

Как добраться

Музей находится в центре города, поэтому до него удобно доехать из разных частей столицы. Главное здание расположено на улице Волхонка, 12. Сюда легко дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

Источники:

http://aif.ru/culture/art/gmii_im_pushkina_istoriya_sozdaniya_odnogo_iz_luchshih_muzeev_mira
http://um.mos.ru/houses/muzey-izyashchnykh-iskusstv/
http://putidorogi-nn.ru/evropa/993-muzej-izobrazitelnykh-iskusstv-imeni-a-s-pushkina

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии