0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«опыты для будущего»: выставка александра родченко в мамм. Истории великих фотографов

Александр Родченко «Опыты для будущего»

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

представляют выставку в рамках программы «История России в фотографиях»

АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО «ОПЫТЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО»

К 125-летию со дня рождения

Генеральный партнер программы «История России в фотографиях»: Новатэк

Русский авангард ХХ века – явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи, до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография… – все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.

Начало 1920-х годов – «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда – пусть на короткое время, пусть иллюзорно – возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать»*, вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа. В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.

Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и другие приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека.

В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко – единственный, кто, благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.

Читать еще:  Чтение летом в подготовительной группе. Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе

Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство – это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…»**

Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.

Проект создавался в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственным центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина, Московским музеем современного искусства, Московской государственной художественно-промышленной академией имени С. Г. Строганова, Астраханской картинной галереей им. П.М.Догадина, Вятским областным художественным музеем им. В.М. и А.М.Васнецовых, Нижегородским государственным художественным музеем, Пермской государственной художественной галереей и частной коллекцией, Москва.

* Александр Родченко. Опыты для будущего. М., 1996. С. 199–200.

«опыты для будущего»: выставка александра родченко в мамм. Истории великих фотографов

Александр Родченко. Лестница. 1930. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пионер — трубач. 1930. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Девушка с лейкой. 1934. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Радиослушатель. 1929. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Портрет матери фотографа. 1924. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Колонна спортивного общества Динамо. 1932. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пожарная лестница. Из серии «Дом на Мясницкой улице». 1925. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Девушки с платками. 1935. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Читать еще:  Букер д фред о себе. Booker – биография, фото рэпера, песни, личная жизнь, девушка, альбомы, рост, вес

Александр Родченко. Охранник рядом с Шуховской башней. 1929. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко. Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «КНИГИ».1924. Собрание музея «Московский Дом Фотографии». © A. Родченко – В. Степанова архив. © Музей «Московский Дом Фотографии»

Москва, 24.09.2016—12.02.2017

Поделиться с друзьями

Кураторы: Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев

В рамках программы «История России в фотографиях»

Кураторы: Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев

В рамках программы «История России в фотографиях»

Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Московский музей современного искусства, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Астраханская картинная галерея им. П.М.Догадина, Вятский областной художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Нижегородский государственный художественный музей, Пермская государственная художественная галерея

Видео

Каталог выставки

©Архив Родченко, фотографии
©Музей «Московский Дом фотографии». Издание, 2007.
На обложке: Александр Родченко «Шуховская башня», 1929.

О выставке

МАММ представляет выставку Александра Родченко «Опыты для будущего» приуроченную к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти одного из главных лидеров русского художественного авангарда начала ХХ века.

В 2016 году также исполняется 20 лет Мультимедиа Арт Музею, Москва который гордится самой крупной коллекцией фотографий Александра Родченко.

Наш музей сделал более 50-ти выставок этого великого мастера в России и за рубежом, но эта выставка особенная. Она отражает все этапы и логику развития творчества Александра Родченко. Впервые на выставке «Опыты для будущего» (название одноименной книги художника) собраны не только картины, графика, линогравюры, трехмерные объекты, фотомонтажи, архитектурные опыты, но и уникальные материалы, включающие эскизы декораций и костюмов к театральным и кинопостановкам, а также фрагменты фильмов, в работе над которыми Александр Родченко принимал непосредственное участие. И конечно, его фотографии.

«И в жизни мы, человечество, есть опыты для будущего», — писал Александр Родченко. Великий русский поэт начала ХХ века Велимир Хлебников ввел в русский язык слово «будетлянин». Александр Родченко работал над оформлением книг Велимира Хлебникова, в том числе книги «Заумники» (1922), обложка которой будет показана на выставке. Термин «будетлянин», наверное, можно отнести и к личности Александра Родченко.

Художник никогда не делал различий между разными жанрами визуального искусства. Если использовать современную терминологию, Александр Родченко был мультимедиа художником. Создавая картины, графические работы, фотомонтажи, плакаты, работая над созданием нового шрифта, сегодня известного во всем мире как «шрифт Родченко», подходя к созданию титров для кино, как к важнейшей и интереснейшей творческой задаче, проектируя рабочий клуб, создавая архитектурные фантазии для города будущего, мечтая, чтобы искусство вышло на улицы, Родченко видел главную задачу в творческом преображении настоящего во имя будущего.

Он писал: «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое, хотя оно окажется ничто в сравнении со вчерашним, но зато послезавтра я превзойду сегодняшнее». Его творчество оказалось одним из важнейших факторов, повлиявших на изменение, как искусства, так и среды обитания в ХХ веке. Его жизненные установки, сформулированные в теоретических трудах, заданный им вектор движения и умение мечтать о будущем важны для нас и сегодня.

Читать еще:  «Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Брак Штольца и Ольги

В 20-е годы Родченко работал над созданием музея нового типа, где стирались бы границы между видами и жанрами искусства. Эти принципы были заложены в фундамент создания и развития нашего музея, частью которого 10 лет назад стала Школа фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко.

Благодаря коллегам и партнерам Мультимедиа Арт Музея, Москва, предоставившим уникальные работы для этой выставки: Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственному центральному театральному музею им. А.А. Бахрушина, Московскому музею современного искусства, Астраханской картинной галерее им. П.М. Догадина, Вятскому областному художественному музею им. В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородскому государственному художественному музею, Пермской государственной художественной галерее, и частным коллекционерам, мы имеем возможность максимально полно продемонстрировать многогранность таланта великого мастера. У художника не было случайных работ или брошенных идей. Он писал: «Если просмотреть всю мою работу за все время, то это будет огромное и совершенно новое произведение». Мы надеемся, что выставка «Опыты для будущего» поможет проявить уникальную целостность творчества Александра Родченко.

Выставка фотографий Александра Родченко в МАММ

Портреты Лили Брик, Владимира Маяковского и сюжеты из жизни в Советском Союзе покажут на выставке фотографий Александра Родченко в московском Мультимедиа Арт Музее

Лиля Брик. Портрет для рекламного плаката «Книги», 1924.

23 сентября 2016 года в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) на Остоженке откроется выставка работ фотографа-модерниста Александра Родченко, посвященная 125-летию со дня его рождения. Название выставки – «Опыты для будущего» – совпадает с названием книги с личными записями Александра Родченко.

«Искусство – это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…» – такую запись Родченко оставил в своем дневнике 12 февраля 1943 года, позже она попала на 282 страницу «Опытов для будущего».

Александр Родченко. «Лестница». 1930.

На монохромных фоографиях, которые представят в экспозиции, Родченко запечатлел сюжеты из жизни советских людей. Единственное проявление цвета – розовый фон за портретом кричащей Лили Брик для рекламного плаката «Книги». Среди других известных снимков в МАММ представят «Лестницу» (1930 год), «Девушку с лейкой» (1934 год), портрет Владимира Маяковского (1924 год) и обложку его книги «Про это».

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924.

Александр Родченко. «Девушка с лейкой». 1934

Александр Родченко. Поэт Владимир Маяковский. 1924.

Александр Родченко. «Девушка с лейкой». 1934

«Александр Родченко был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография… все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути, – рассказывает директор МАММ Ольга Свиблова. – Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко – единственный, кто, благодаря печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно».

Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского. 1923.

Выствака Александра Родченко в московском Мультимедиа Арт Музее продлится до 13 ноября 2016 года.

Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935.

Источники:

http://www.photographer.ru/events/afisha/6947.htm
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/arod
http://www.gq.ru/travels/vystavka-fotografij-aleksandra-rodchenko-v-mamm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector