Определение слова театр для детей. Конспект НОД «Что такое театр? Познание жизни через эмоции
Конспект НОД ОО “Социализация” тема “Экскурсия в мир театра”
Еловикова Ольга Степановна,
первой квалификационной категории
МБДОУ д/с №29 «Журавушка» город Сургут
Средний дошкольный возраст.
Программные задачи:
Образовательная область «Социализация»
Формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении.
Познакомить детей с профессиями (артист, режиссер, костюмер, художник-декоратор, музыкант) и помещениями театра (зрительный зал, сцена).
Расширять знания детей о профессии актера.
Развивать интерес к театрально – игровой деятельности.
Воспитывать у детей любовь к театру.
Образовательная область «Коммуникация»
Формировать умение правильно и четко отвечать на вопросы воспитателя.
Обогащать словарь по лексической теме «Театр».
Активизировать речевую активность детей в подборе глаголов, прилагательных.
Образовательная область «Познание»
Закрепить знания о цвете, геометрических фигурах.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Приобщать к словесному искусству через стихотворные рифмы, загадки.
Образовательная область «Музыка» Формировать умение слушать музыкальные произведения (фрагмент) и соотносить с литературными образами. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
Совершенствовать умения детей согласовывать действия своего персонажа с музыкой. Развивать умение передавать образ в движении с помощью мимики, жеста, пластики.
Образовательная область «Физическая культура»
Обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Образовательная область «Безопасность»
Познакомить с правилами поведения в театре.
Беседы: Что такое театр? Когда и для чего придумали театр? Как устроен театр, какие помещения есть в нём. Кто работает в театре.
Рассматривать иллюстрации. Читать стихи, рассказы. Просмотр презентаций о театре.
Словарная работа:Пальчиковый, настольный, теневой, кукольный, афиша, перевоплощение, кукловод, гример, костюмер, режиссер,музыкант, художник-декоратор, занавес, драматический, балет, опера, декорации, грим, роль, актер, маска, зрители, зрительный зал, театральная касса, сцена, оркестр.
Оборудование:ноутбук, магнитофон, маски,театральный сундучок, модели, вывеска «Театральная касса», афиша, билеты,мольберт.
Дети играют в группе. Обращают внимание на входящих гостей, здороваются и приглашают присесть на стульчики.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
– Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех.
– А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей). Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
– Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?(ответы детей).
Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть.Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Давайте мы отправимся в театр. Я буду экскурсоводом. Приглашаю вас к мольберту.
– Посмотрите, что это?Яркая, красочная (на мольберте афиша).
– О чем рассказывает афиша?
1. Название спектакля («Колобок на новый лад»)
2. Кто исполняет роли. Артисты: Арина – колобок, Елизавета – бабушка, Тимофей – зайчик, Ильяс – волк, Арсений – медведь, Амина – лиса.
3. Кто режиссер.Режиссёр спектакля – Ирина Валерьевна.
–Дети, чем занимается режиссер?(ответы детей).Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить советует режиссер, проводит репетиции.
– О чем можно еще узнать?Время начала спектакля. Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать афиша.
–Что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? (билет).
– Где можно приобрести билет? (В кассе).
– Как называется касса в театре? (театральной).Вывеска «Театральная касса»
– Встали все ребята в кружок. Билет получит только тот, кто скажет вежливые слова. (Раздать детям билеты).
– А нас в зрительный зал приглашает звонок (муз.заставка).
Толкаться не будем, спокойно войдем,
И место свое по билету найдем.
Геометрическая фигура на билете должна совпадать с фигурой на спинке стула (геометрические фигуры). Дети рассаживаются на стульчики.
– Покажите Ване свой билетик, а он проверит, правильно ли вы нашли свое место.
– Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре. (Модели – картинки)
– Что обозначает эта картинка?
1.Главное правило – это соблюдение тишины во время спектакля.
– О чем говорит эта картинка?
2.Важное правило – приходить вовремя.
3.Очень важно, дети, во время спектакля не разговаривать.
- Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…(аплодисменты)
Молодцы! Покажите, как вы будете хлопать
– А сейчас я вам загадаю загадки, внимательно слушайте.
Загадка:
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – …(сцена), (Просмотр презентации «Экскурсия в мир театра»– (слайд№ 1 )
– А сцена какая? (большая, красивая, просторная).
– Самое большое театральное помещение какое? (зрительный зал),
– Посмотрите, ребята, на экран, зал какой? (большой, огромный, красивый, величественный, светлый).
– А чего так много в зрительном зале театра? (очень много стульев, кресел)
– Чем украшена сцена? (слайд№ 3) Украшена занавесом – специальными шторами, которые до начала представления закрыты. Когда начинается спектакль, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать прожектора.
Воспитатель: Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации),(слайд № 4,5).
– Как вы думаете, для чего декорации? (Для того, чтобы спектакль был ярким и красочным. Они помогают зрителям, нам, девочкам и мальчикам, оказаться в сказке у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках).
Игра «Найди лишнее»(слайд №6).
Сейчас мы поиграем игру.Задание: Назвать профессии тех, кто помогает создать спектакль (артист, костюмер, художник, музыкант). И назвать кто лишний.
Игра «Театральный сундучок» (Маски для детей)
– А сейчас мы с вами превратимся в артистов. В моем волшебном сундучке есть различные маски. Выбираем и наряжаемся.Ой, моих ребят и не узнать.
– Ты какую роль играешь (зайца).А заяц какой, скажите? (трусливый, быстрый). Ты кто? (всех детей спрашивает воспитатель).Медведь какой? (неторопливый, тяжелый, большой, смелый). Волк голодный, злой. Лиса хитрая, красивая. Колобок, румяный бок – какой?(веселый, радостный, добрый). Бабушка какая? (добрая, заботливая).
А сейчас, мы покажем, как настоящие актеры перевоплощаются и играют свою роль. (Играет музыка для каждого персонажа, персонаж двигается, танцует).
Молодцы! Все справились со своей ролью! Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.
Дорогие гости, отблагодарим за старания наших артистов аплодисментами.
– Ребята, а легко ли быть артистом? Как вы думаете? (выслушиваем ответы детей). Нелегко. Каждый день репетиции. Надо уметь весело смеяться, горько плакать, хорошо танцевать, петь и учить наизусть много слов.
Игра «Покажи настроение» Давайте мы как настоящие артисты изобразим веселое и радостное настроение.
Воспитатель: Вот мы побывали в театре и были артистами. Как много нового и интересного мы узнали о театре.
С театром расставаться нам очень жаль.
Артистами мы были так умело,
Как жаль, что быстро время пролетело.
Ведь быть артистом каждый рад,
А нам, друзья, пора в детсад
Используемая литература:
1. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» 2003г.
2. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»2008г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?»
Пономарева Валерия Сергеевна
Воспитатель, МБУ ДС № 120 “Сказочный”, Самарская область, город Тольятти
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пономарева В.С. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?» // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 12.02.2020).
Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)
Программное содержание:
- рассказать об истории создание театра
- познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
- стимулировать их интерес к театральному искусству
- развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
- обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: проектор, экран, мультмедийная презентация, кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок. «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции. Для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.
Ход занятия:
Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый – домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.
Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)
Педагог: Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?
Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!
Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.
Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»
Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.
Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.
Педагог: Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.
Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?
Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их. Правильно, театр – это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.
Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2
Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это – «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир) СЛАЙД №3
– Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4
– Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале …(сцену), где скоро будут играть свои роли. (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5
Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.
Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.
Проводится физкультминутка «В театр мы идем»
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте.
В театр мы идем.
Мы песенку поем.
Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?
Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где – какой театр.
Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?
Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:
театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)
театра мимики и жеста (здороваются жестами)
драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара
кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)
пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)
Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…
Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.
Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.
Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Гардероб”
Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание “Театр начинается с вешалки”, рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.
Словесная игра «Добавь слово»
В театр скорее приходите,
Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)
Мастерство плюс труд, плюс ум-
Сшит сценический …(костюм)
Почетна и завидна наша…(роль)
Не может без артистов режиссер.
И ветра вой, и детский крик
И шут, и царь, и гренадер
А всех сыграл один…(актер).
Из гипса – арбуз, из картона – топор,
На сцене сложил реквизит… (бутафор)
Педагог: Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.
Игра “Эмоции”. Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.
Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.
Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.
Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?
Кузя: Они – куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.
Педагог: Ребята, раз друзья Кузи – куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.
Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.
Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.
Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.
Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.
Конспект НОД в старшей группе. Такой разный театр
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас!
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо-приглашение в театр: «Вас рад приветствовать друзья! Меня зовут Пьеро, в театре жизнь моя. И вам письмо сегодня я пишу не зря. Чудесный мир свой я хочу для вас открыть. В волшебный мир театра пригласить»
– А знаете ли вы, что такое театр? (ответы детей)
– Вам интересно побывать в театре?
Дети: Да
Воспитатель: Для посещения театра нам нужно иметь хорошее настроение. Давайте вместе поднимем его, а для этого мы хлопаем в ладошки дружно, веселей! (хлопают в ладоши под хлопок) Ноги, ноги застучали громче и сильней. Завертелись наши руки, сразу опустились. Покружились, покружились и остановились. Настроение подняли и в театр мы попали.
2 этап Основной
Воспитатель:
– Как вы понимаете выражение «Театр начинается с вешалки» (ответы детей)
– Правильно, театр – это особое место, где царит теплая, приятная атмосфера, люди одеваются нарядно и одно из правил посещения театра «В верхней одежде не входить!»
– Театры бывают разные, но это правило принято соблюдать во всех видах театра. С помощью разрезных картинок, мы с вами узнаем, какие бывают театры. Также эти картинки помогут вам разделиться на команды.
(дети сами выбирают 1-у часть разрезной картинки с изображениями драматического театра, кукольного театра, театра оперы и балета, затем дети соединяются в команды).
Воспитатель:
– В каждой команде нужно разделиться на 1-го, 2-го и 3-го.
– Участник команды с номером 2, пусть подойдет и возьмет, такую же картинку как разрезная только целая, для того, чтобы было удобнее ее разглядывать.
– Команды попробуют рассказать, что у них изображено на картинке
(одна команда рассказывает, две другие дополняют или исправляют),(воспитатель уточняет название каждого из театра).
Воспитатель:
– Ребята, а что нужно, чтобы показать представление? (ответы детей)
– Так как театры разные, то им нужны для спектакля разные атрибуты (предметы), а какие именно и для какого театра, мы с вами попробуем разобраться. Для этого пусть подойдут ребята с номером 1. (дети берут иллюстрации)
– Дети, вам из всех картинок нужно выбрать только те, которые подходят для вашего театра, и объяснить свой выбор (дети выбирают нужные картинки)
– А вы знаете, кто работает в театре? (ответы детей)
– А кто показывает все эти представления? (ответы детей)
– Ребята, предлагаю вам превратиться в актеров. Согласны? (да)
– Я буду режиссером и подам вам идеи для вашего спектакля. (рассказ воспитателя о профессии режиссера)
– Пусть ко мне подойдут дети с номером 3 и возьмут карточки с заданиями?
Воспитатель напоминает, что в драматическом театре актеры говорят и поют; в балете показывают телом (танец); в кукольном театре играют куклы.
Когда одна команда показывает, две другие в роле зрителей, но с заданиями (1 команда показывает, 2 команда хвалит, 3 критикует).
– После каждого спектакля, что зрители делают? (аплодируют)
– Вот мы с вами и побывали на спектаклях в разных театрах. Спектакли замечательные, увлекательные. Вы просто молодцы!
– Вот спектакль и закончился, а куда же нам дальше? (ответы детей)
– Конечно, в гардероб.
– Вам интересно узнать, кто же еще был в театре? (ответы детей)
Игра «Угадай, чья шляпа»
Воспитатель предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
3 этап Заключительный
– Что нового вы узнали о театре
– Какие виды театров вы запомнили?
– В театр мы пришли с хорошим настроением, а сейчас, после посещения театра, у вас какое настроение? (На контуре лица изобразить свое настроение(эмоции))
Источники:
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news6423.html
http://kssovushka.ru/zhurnal/8/517-konspekt-zanyatiya-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-chto-takoe-teatr/
http://kladraz.ru/blogs/elizaveta-aleksandrovna-guzhieva/konspekty-zanjatii-dlja-doshkolnogo-vozrasta.html