Определение слова эпос в литературе кратко. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Определение слова эпос в литературе кратко. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ

ТЕРМИНОЛО́ГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕ́ДЧЕСКАЯ, совокупность терминов, употребляемых в литературоведении. По сравнению с терминологией естественных и технических наук Т. л. обладает собственной спецификой. В этих науках многозначность, синонимичность (одно понятие обозначается разными словами), образность, отсутствие четких границ сферы обозначаемого ощущаются как недостатки. Объекты литературоведения являют собой феномены такой сложности (образ художественный, поэтическое слово), что в ряде случаев не могут быть описаны как строго очерченные, полностью исчерпывающие себя понятия и соответственно обозначены единым общепринятым термином. В частности, этим объясняется неоднозначность, пестрота и противоречивость в истолковании не только сравнительно новых литературных терминов, но и таких традиционно устоявшихся, общепринятых, как стиль, образ, мотив, сюжет, тема, литературное направление и течение и др. Вместе с тем есть такие разделы литературоведения, где строго однозначные и образующие выдержанную систему термины возможны и даже необходимы (стиховедение, некоторые разделы поэтики). Тем или иным сторонам объекта могут отвечать термины разных научных школ и разных эпох, поэтому в Т. л. нередка ситуация возрождения терминологии античной или средневековой поэтики. Невозможный в естественных науках параллелизм терминов (после появления авторитетной новой теории старый термин отмирает) обычен в филологии, где, как и в философии, нет полностью устаревших, «отмененных» теорий и где прежние термины и обозначения продолжают функционировать в языке науки.

Т. л. всегда активно использовала заимствования из других наук или искусств: с конца XIX в. — термины музыки и искусствознания (О. Вальцель; использование в поэтике терминов искусствоведа Г. Вёльфлина), дарвиновской теории (И. Тэн, Ф. Брюнетьер), позже — терминологию генетики, социологии, в наше время — термины теории информации, семиотики (особенно структурной лингвистики). Неоднократно производились попытки «перевести» Т. л. на более точную и однозначную терминологию других наук. Попытки такой «перекодировки» еще острее обнаруживают невозможность декретирования той или иной системы Т. л.

Наибольшую устойчивость и распространенность в истории литературоведения обнаруживают термины-концепции, например: образ автора (ст. Автора образ), внутренняя форма слова, остранение, карнавализация. Термин жив и долговечен не общественным договором и не законодательным установлением, а поддерживающей силой стоящей за ним теории.

Художественный текст — объект такой сложности, что некоторые его явления не поддаются описательно-аналитической характеристике, но образно-обобщенной. Возникают термины метафорического характера, провоцирующие на образные ассоциации, выражающие не только основной смысл явления, но и сверхсмыслы, обертоны («субъектные призмы» и «плоскости» как термины повествовательной структуры у В. В. Виноградова, «теснота стихового ряда» у Ю. Н. Тынянова). Отсюда стремление некоторых ученых «к вариациям и к многообразию терминов к одному явлению» (М. М. Бахтин о себе; в его кн.: Эстетика словесного творчества, 1979, с. 360). В описании художественного мира писателя, очевидно, всегда достаточно высокой будет доля неспециальной, общеупотребительной лексики. В общей для научного знания проблеме альтернативы — язык естественный или искусственный — в литературоведении предпочтение, очевидно, должно быть отдано первому, гибко пользующемуся исторически сложившимися лексико-стилистическими средствами («мудростью языка»), использующему все его богатства и традиции — от публицистики и метафизической медитации до просторечия.

Одна из основных черт современного литературоведения — его дифференциация по направлениям, школам, каждая из которых создает свои термины, его терминологический полиглотизм.

Литература:
Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов, т. 1—2, [под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого и др.], М. — Л., 1925;
Лотте Д., Основы построения научно-технической терминологии, М., 1961;
Вопросы терминологии, М., 1961;
Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966;
Бушмин А. С., Методологические вопросы литературоведческих исследований, Л., 1969;
Научный симпозиум «Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики», ч. 1—2, М., 1971;
Словарь литературоведческих терминов, [ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев], М., 1974 (по указателю);
Григорьев В., Поэтика слова, М., 1979;
Чудаков А., Нужны новые категории, «Лит. обозрение», 1979, № 7;
Мейлах Б., Терминология в изучении художественной литературы: новая ситуация и исконные проблемы, «ВЛ», 1981, № 7.

Читать еще:  Человек, который мог все. Как советский учёный изобрел первый электронный музыкальный инструмент

Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
От аллегории до ямба.

Составитель: Н.Ю. Русова, 2004г.

Целое – Целое (термины, обозначающие)

Часть – Часть (термины, обозначающие)

Эст. – Эстетическая категория

Асс. – Прочие ассоциативные связи

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

3. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

5. Введение в литературоведение / Под редакцией Г.Н. Поспелова. М., 1976.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия. М., 1979.

7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

8. Виноградов В. . О языке художественной литературы. М., 1959.

9. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. М., 1979.

10. Громов Н.И., Спицына Н.А., Коровин В.И., Семенова Н.К. Русская литература: Учебник для 8 класса средней школы. М., 1988.

11. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

12. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учебник для 10 класса средней школы. М., 1990.

13. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.

14. Краткий психологический словарь. М., 1985.

15. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1985.

16. Краткий словарь по эстетике / Под редакцией М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

17. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Полухина В.П., Збарский И.С., Романичева Е.С. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы // Литература в школе. 1991. № 4. С. 25-64.

18. Литература. Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1989.

19. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

22. Маранцман В.Г. Художественная литература: Книга для учащихся 9 класса. М., 1991.

23. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М., 1981.

24. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

25. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.

26. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

27. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

28. Программы педагогических институтов. Сб. 1. История русской литературной критики. Теория литературы. М., 1987.

29. Программы средней общеобразовательной школы. Литература. 4-10 классы. М., 1988.

30. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

31. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

32. Русская литература ХХ века. Очерки, портреты, эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. В 2 ч. М., 1991.

33. Русская советская литература: Учебник для 11 класса средней школы / Под редакцией В.А. Ковалева. М., 1989.

34. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.

35. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974.

36. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

37. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: АН СССР, 1962. Т. 3.

38. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 20 т. М., 1964. Т. 15.

39. Философский словарь. М., 1968.

40. Чуковский К.И. От двух до пяти // Собр. соч. М., 1968. Т. 1.

41. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

42. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.

Определение слова эпос в литературе кратко. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1625 дн. с момента
до начала нового учебного года

Словарь литературоведческих терминов

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория – Условное изображение отвлечённого понятия или явления посредством конкретного образа или понятия (и наоборот).

Читать еще:  Мастер и маргарита изображения. Магические иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», которые оживляют книгу

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Амфибрахий – Трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Анапест – Трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.

Анафора – Изобразительное средство, единоначатие, повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения.

Античность (от лат. antiquus — древний) – В широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции).

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Афоризм – Краткое, устойчивое выражение, пришедшее из литературного источника.

Баллада – Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие.

Басня – Краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Былина – Произведение устной народной поэзии о богатырях и народных героях.

Гротеск – Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль – Трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Драма – Род литературы, объединяющий произведения, созданные для представления в театре.

Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).

Житие – жизнеописание знаменитых деятелей церкви и светских лиц, возведенных в ранг святых.

Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.

Загадка – Краткое, требующее отгадки, иносказательное предложение.

Идея – Это мысль, намерение (то, что автор хотел отразить в своем произведении).

Ирония – Притворство, срытая насмешка, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее его под сомнение.

Классификация – Эти деление на группы, разряды, классы.

Композиция – Деление произведения на определенные части, связанные друг с другом сюжетом, особой организацией пространства и времени.

Конфликт – Столкновение двух или более сторон.

Красноречие – Один из жанров древнерусской литературы, прообраз публицистики, в котором авторы давали своим современникам или потомкам назидания, поучения или высказывались по вопросам общественно-политического характера.

Кульминация – Композиционная часть повествования, в которой происходит обозначение путей решения основных проблем и разрешения конфликта, наивысшая точка развития действия.

Легенда – Устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастика, воспринимаемая как достоверность.

Лирика – Род литературы, произведения которого ритмически организованы, имеют стихотворную форму, представляют читателю внутренний мир субъекта, сферу его переживаний и чувств.

Литература – Искусство, предметом которого является слово.

Литота – Преуменьшение (троп, обратный гиперболе).

Метафора – Употребление слова в переносном значении.

Метонимия – Частный случай метафоры, перенос значения на основе смежности явлений, называние целого по его части.

Миф – Жанр устного народного творчества, в котором при помощи художественных образов объясняются явления природы, культуры, религии.

Новелла – Малая форма повествовательной литературы, рассказ, имеющий необычный поворот сюжета.

Оксюморон – Изобразительное средство, сочетание несочетаемых по лексическому значению слов.

Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.

Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»

Очерк – Публицистический жанр, в котором главную роль играет констатация фактов, а не ассоциации.

Пейзажная лирика – Вид лирики, изображающий чувства лирического героя, возникшие у него при общении с природой.

Пейзажно-символическая лирика – Стихотворения, герои которых – люди – скрыты под образами природы.

Песнь – произведение устного народного творчества эпического или героического характера, написанное в стихах.

Перифраз – Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Письмо – Послание адресату, имеющее особые признаки формы: приветствие, адресность, обращение к адресату, формулы прощания.

Повесть – Особая форма эпической литературы, произведение, описывающее отрезок из жизни главного героя.

Поговорка – Часть изречения, эмоционально окрашенная, определяющая какое-либо явление.

Читать еще:  Страны в которых по сей день живут людоеды. Племена каннибалов, которые до сих пор едят людей

Пословица – Это краткое, устойчивое в речи, ритмически организованное, многозначное изречение.

Поэма – Крупное многочастное стихотворное сюжетное произведение.

Притча – Один из жанров религиозной литературы, аллегорический рассказ.

Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.

Размер – Число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рама – Фрагмент, обрамляющий основное повествование.

Рассказ – Малая форма эпической литературы, которая может существовать как в устной так и в письменной форме, повествующая об одном событии из жизни героя.

Ремарка – Авторский комментарий к реплике героя драматургического произведения.

Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма – Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (стихов).

Род литературы – Группы литературных произведений сходных по смыслу и по направленности: на объект – эпос, на субъект – лирика, на акт высказывания – драма.

Роман – Большая эпическая форма, содержанием которой является судьба отдельной личности в процессе её становления и развития, развёрнутая в художественном времени и пространстве.

Сага – Вид героического эпоса (создавалась германскими народами). В основе – изображение вождя (князя, героя) и его героических деяний.

Сатира – Обличение пороков человека или общественных пороков.

Сарказм – Высшая степень проявления иронии.

Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.

Синекдоха – Частный случай метафоры, называние части по целому.

Сказание – Повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.

Сказка – Рассказ, фантазия с особыми правилами построения и стиля.

Сонет – Стихотворение из 14 строк: 2 катрена на 2 рифмы, 2 терцета на 2 или 3 рифмы.

Сравнение – сопоставление с союзами “как”, “словно”, “будто”, «точно».

Стопа – Основная единица ритма, повторяющаяся группа, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов.

Строфа – Группа стихов, объединённых способом рифмовки, смысловыми и синтаксическими ритмическими единствами.

Сюжет – Цепь событий в произведении.

Триолет – Восьмистишие с рифмовкой по схеме АВаАаbab: где заглавные буквы – тождественные строки(повторяющиеся): 1, 4, 7 – повтор и 2, 8 – повтор. После 2, 4 стиха пауза или точка.

Троп – Изобразительное средство.

Философская лирика – Вид лирики, изображающий мысли лирического героя, обдумывающего проблемы бытия.

Фольклор – 1) Обычаи, обряды и быт народа. 2) Устное народное творчество.

Хорей – Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Цикл рассказов – Объединение ряда рассказов на основе тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля.

Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.

Эллипсис – П ропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Эпитет – Определение какого – либо понятия, предмета, имеющее оценочное значение.

Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.

Эссе – Публицистический жанр, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Юмор – Доброжелательное изображение недостатков человека или общественные явления, которые не носят характера пороков.

Ямб – Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Источники:

http://literary_encyclopedia.academic.ru/7007/%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF_%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%94%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
http://niv.ru/doc/dictionary/literary-terminology/index.htm
http://www.sites.google.com/site/legkoucitsavmeste/literatura/slovar-literaturovedceskih-terminov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии