Определение драмы как жанра литературы. Что такое драматургия: определение и примеры произведений

Определение драмы как жанра литературы. Что такое драматургия: определение и примеры произведений

Драматургия

Драматургия (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.

Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц.

Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Содержание

Единство действия

На перипетии основывается эстетически необходимое единство действия, слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга как причины и следствия, лишь в последнем случае получается у зрителя полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству действия, важнейшему из эстетических требований в драматургии, не противоречат введенные в неё эпизоды (напр., история Макса и Теклы в «Валленштейне» Шиллера) или даже параллельные действия, как бы другая вставная драма, в которых должно быть соблюдено свое единство (например, у Шекспира драма в доме Глостера рядом с драмой в доме Лира).

Драма с одним действием называлась простой, с двумя и более действиями — сложной. К первым принадлежат в основном античные и «классические» французские, ко вторым — большинство испанских (особенно комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумении (именно на неверно понятой «Поэтике» Аристотеля) основано требовании так называемого «единства времени и места» в драме. То есть:

1) действительная продолжительность действия не должна превышать продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, должна быть не более суток;

2) действие, изображаемое на сцене, должно происходить все время на том же месте.

Драматургические произведения, где в течение пьесы проходит несколько лет (как в шекспировской «Зимней сказке») или же действие переносится из замка в чистое поле (“Макбет”), считались по этой теории недозволенными, так как зритель мысленно должен был их переносить через значительные промежутки времени и громадные пространства. Успех подобных драм, однако, доказал, что воображение и в таких случаях легко поддается аллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках и характерах действующих лиц, а также соответствует внешним условиям.

Характер и условия

Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке, поддерживают драматический интерес в нём; они же, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую судьбу «героя». Если уничтожить причинную связь в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя ещё может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять «безобидную несообразность». Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости; таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии рока (Schicksalstragödien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их (изложение, expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетией. Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоят рядом, нераздельно (одноактные Д.). Между ними при расширении действия вводятся ещё дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причём от автора зависит, подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные условия — как, напр., в Д. исторической — необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. п.

Виды драм

Виды Д. классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). В первом случае немецкие теоретики различают Д. характеров и Д. положения, смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев; внутренними ли условиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категории принадлежит так наз. современная Д. (Шекспира и подражателей его), ко второй — так наз. античная (древних драматургов и подражателей их, французских «классиков», Шиллера в «Мессинской невесте» и т. д.). По числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При распределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) его происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьёзный (в трагедии) — тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою Д.) и боязнь (за себя: nil humani a nobis alienum!), — или же безвредный для героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходит перемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье главного лица), во втором — безвредная (напр., корыстолюбец не получает ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Если изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной пользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова; если же счастье лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в «Птицах» Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам) содержания (фабулы) можно различать следующие группы: 1) Д. с содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д., волшебные пьесы); 2) Д. с религиозным сюжетом (мимическая, духовная Д., мистерия); 3) Д. с сюжетом из действительной жизни (реалистическая, светская, бытовая пьеса), причём может изображаться историческое прошлое или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются биографическими, изображающие типы — жанровыми; и те и другие могут быть историческими или современными.

В античной драме центр тяжести лежит во внешних силах (в положении), в драме Нового времени — во внутреннем мире героя (в его характере). Классики немецкой драмы (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа. Новую драму отличают более широкий ход действия, разнообразие и индивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешней жизни; отброшены стеснения античного хора; мотивы речей и поступков действующих лиц более оттенены; пластичное древней драмы заменено живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм — с комизмом и наоборот. Разница между английской и испанской Д. та, что в последней наряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии и милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целиком вытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. высшего расцвета достигла в Лопе де Веге, художественная — в Кальдероне; кульминационный пункт английской Д. — Шекспир. Через Бен Джонсона и его учеников в Англию проникли влияния испанское и французское. Во Франции испанские образцы боролись с античными; благодаря основанной Ришельё академии последние одержали верх, и создалась французская (псевдо) классическая трагедия на правилах дурно понятого Корнелем Аристотеля. Лучшею стороною этой Д. были единство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядность внутреннего конфликта действующих лиц; но из-за недостатка внешнего действия развился в ней риторизм, и стремление к правильности стеснило естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. трагедии французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии — Мольер. Философия XVIII в. произвела перелом во французской Д. и вызвала т. н. мещанскую трагедию в прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденной жизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивался современный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д., где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге, Зонненфельс в Вене). Лессинг своей «Гамбургской драматургией» положил конец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и комедию) по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира как примеры для подражания, он продолжил путь нем. классической Д., расцветом которой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира, потом древних, наконец, в Фаусте — средневековых мистерий) и национальнейшего немецкого драматурга Шиллера. Новых оригинальных направлений после этого в Д. не возникало, но зато появлялись художественные образцы всех родов др. поэзии. Наиболее заметно у немецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.). Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошёл переворот и во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальных проблем (В. Гюго, А. Дюма, А. де-Виньи). Образцы салонных пьес дал Скриб; моральные комедии Бомарше возродились в драматических картинах нравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др.

Читать еще:  Выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезни» в Амстердаме. Шизофрения ван гог Ван гог заболевание

Драма в литературе – это. Драма: примеры произведений

Драма – это форма литературного произведения, которая позволяет в кратком сюжете показать конфликты общества, чувства и взаимоотношения героев, раскрыть нравственные вопросы. Трагедия, комедия и даже современные скетчи – все это разновидности этого искусства, возникшего еще в Древней Греции.

Драма: книга со сложным характером

В переводе с греческого слово “драма” означает “действовать”. Драма (определение в литературе) – это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа – через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже – монологов или полилогов.

Язык автора присутствует только в качестве ремарок. Они несут техническую функцию, характеризируя персонажей и описывая сцену.

Драма как род литературы сочиняется по классическим правилам.

Она состоит из нескольких частей, делясь на акты. В ней несколько героев, одна развитая сюжетная линия, задающая ось произведению. За все произведение происходит небольшое количество событий. Если работа создается для сценизации, то ее объем не должен превышает 80 страниц. Такой сценарий или пьеса равняются 3-4-часовому действию на сцене.

Древняя литература

Изначально драма сформировалась на основе культа бога плодородия Дионисия, включала песни и танцы. Актеры надевали шкуры, на лица – маски и пели дифирамбы. Проводились соревнования между трагиками и комедиантами. Знаменитые драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипил, Аристофан – прославленные авторы Древней Греции.

Классическая драма включает в себя разные жанры. Произведений литературы, которые относятся к этому виду искусства, достаточно много: это трагедия, комедия и сама драма. На стыке сформирована трагикомедия, столь популярная в российской школе.

Развитие драмы на примере трагедии

В буквальном смысле слово “трагедия” означает “козлиная песнь”. Она ассоциировалась с осеней грустью, когда бог виноделия отправлялся в спячку, или метафорически умирал. Эсхил считается основоположником трагедии, он усовершенствовал форму и включил в действие второго актера. Софокл добавил третьего персонажа. Эмоциональные ходы выражены через оплакивание, выражение соболезнования, ужаса, гнева. Хор с помощью дифирамбов задавал нужный тон.

Трагедия в Древней Греции состояла из шести классических компонентов: миф, раскрытие характеров, уместное и существенное мнение, прозаический и метрический язык, музыка и зрелище. Трагедия захватывает душу и дает познать страдание.

В неизменном виде трагедия доходит до эпохи Ренессанса, где снова становится популярной. Шекспировские герои переживают фатум по-новому. Теперь социальные условия играют большее значение, чем игры богов. Знаменитые “Король Лир”, “Отелло”, “Гамлет” по сей день являют собой хрестоматию для юных драматургов и актеров.

В эпоху Просвещения действующие лица борются за идеи. Знаменитые трагедии Шиллера “Разбойники” и “Коварство и любовь” не уступали по популярности работам Гете “Эгмонт” и “Гец фон Берлихинген”.

Романтизм выявляет конфликт, но уже между внутренним и внешним мирами героев. Байрон, Гюго работают в жанре трагедии.

Большая литературная семья

Драма в литературе – это в первую очередь большая творческая категория. Изначальная прародительница трагедии и комедии сегодня обзавелась и новыми членами семьи. Современные представители – это мелодрама, водевиль, скетч. Мелодрама как род литературы делит героев на “хороших” и “плохих” людей: действующие лица имеют полярные нравственные принципы. Конфликт происходит между ценностями персонажей, и в итоге находится неожиданное решение. Водевиль и скетч – это комбинированные формы искусства.

Выразительные жанры в литературе

Однако помимо драматургии есть и другие выразительные жанры литературы. Таблица поможет классифицировать то, что мы сейчас разберем довольно подробно.

Новелла – разновидность рассказа: прозаическое краткое произведение с острым сюжетом и нейтральным стилем повествования. Тут нет психологического подтекста и неожиданной концовки, как в мелодраме.

Ода – устаревшая сегодня, но очень популярная в конце 18-го века торжественное произведение, которое излагалось через стихи или поэзию, положенную на музыку.

Очерк – фактаж реальной жизни, достоверное повествование.

Повесть – эпический жанр о жизни героя или нескольких персонажей, показывающий последовательные эпизоды из жизни. Больше по объему, чем рассказ, но меньше романа.

Поэма – повесть в стихотворном виде.

Рассказ – меньший собрат повести, где упоминаются одно или несколько событий из жизни героя. Действия не продолжительны по времени, а действующих лиц немного. Как правило, большая часть информации поступает от незримого рассказчика. Рассказ и поэма – самые популярные жанры произведений литературы.

Роман – большое повествовательное произведение, в котором несколько сюжетных линий, затрагивающих значительный период жизни или всю жизнь человека. Персонажи равнозначны, в сюжете происходит выявление общественно-значимых задач, проблем.

Эпопея – крупное произведение о значительных национальных или исторических событиях. Оформляется в виде прозы или стихов. Часто авторы называют эпопеи романами, однако от последнего он отличается содержанием народного быта, обличением уклада жизни всех слоев общества и широким географическим и историческим охватом.

Баллада – это лиро-эпическое стихотворение, где ярко выражена историческая линия, проходящая через весь сюжет. Баллада отличается от лирического стихотворения содержанием. В последнем автор стремится выразить свои внутренние чувства, вместо фабулы. Кроме того, стихи более короткие.

Читать еще:  Иностранцы о жизни в беларуси. Беларусь не нашими глазами: иностранные студенты делятся впечатлениями

Песня – выражение идеи, чувств, сюжета через стихи, положенных на музыку. Делится на части, где рефрен – это припев, а развивающийся сюжет – куплеты.

Известны народные, исторические, лирические, героические песни. Считается, что песни и баллады – это самые древние жанры литературы.

Таблица, приведенная ниже, поможет составить общее представление о видах творческих категорий литературы.

Форма литературы

Рождение отечественной драматургии

Неторопливая и размеренная первая четверть XIX столетия ознаменована быстрым распространением драматической литературы.

С одной стороны это, безусловно, связано с интересом к театру, где появляется целая плеяда даровитых артистов и писателей. С другой стороны – в этот период появляется мода на домашние чтения и литературные гостиные. Популярны трагедии Крюковского, Озерова, Плавильщикова, Висковагова, Грузинцева, Глинки, Зотова. Большим успехом пользуется “Марфа посадница, или Покорение Новагорода” Иванова.

Противостояние классики и самобытности

Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе – это была копия французских пьес. Появляется понятие “ложноклассическая трагедия”, под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится “Драматический Вестник”, выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: “Воздушные замки”, “Говорун”, “Нерешительный”.

Комедия Грибоедова “Горе от ума” – это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский “Ревизор” – это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из “Горькой Судьбины” – это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора “Ваал”, “Просвещенное время”, “Финансовый гений” недолго продержались на сцене.

Русский Шекспир

Драма в русской литературе не существовала бы в своем виде без имени Островского. Этот автор сумел не только заслужить народную любовь, за 40 лет Островским поставлено около 50 пьес, но и привить вкус аудитории на хорошие и сложные произведения. Добролюбов нарек работы Александра Николаевича “пьесами жизни”. Все тексты выдержаны, как классическая драма. Определение в литературе пьес Островского – это общечеловеческие драмы. Автор пытается не только показать ситуацию, но еще и ищет корни проблемы в характерах персонажей, окружающей среде.

Ему удалось представить публике не просто героев, а психологические типажи, в которых так просто увидеть самих себя. Даровитый драматург писал искрометные комедии (“Женитьба Бальзаминова”), леденящие душу трагедии (“Гроза”), заставлял зрителей плакать, изумляться, сопереживать. Его работы – сокровищница русской речи.

Драма как род литературы в России, как самобытная школа последователей Островского возникает уже во время жизни мастера. Яркими подражателями его таланта были Потехин, Дьяченко, Крылов, Соловьев, Чернышев, Владыкин, Чаев, Львов и Антропов. Все они были выдающимися драматургами второй половины XIX века. Это были мастера театральной техники, сценичности действия.

Следующим этапом в развитии драматического письма становится индустриальный сюжет. Наиболее интересными представителями новейшей драматургии становятся Потехин, Шпажинский, Тарновский, Сумбатов, А. Суворин, Карпов.

Л. Толстой использовал драму как орудие информирования масс, выпустив в свет “Власть тьмы” и “Плоды просвещения”.

Современная драматургия

Сегодня драматургия продолжает развиваться, но при этом строится по всем классическим законам жанра.

В сегодняшней России драма в литературе – это такие имена, как Эдвард Радзинский, Николай Эрдман, Михаил Чусов. По мере того как стираются границы и условности, на первый план выходят лирические и конфликтные темы, которые затрагивают Уистен Оден, Томас Бернхард и Мартин МакДонах.

Драматургия

Драматургия (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.

Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц.

Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или многие годы, как у Шекспира.

Содержание

Единство действия

На перипетии основывается эстетически необходимое единство действия, слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга как причины и следствия, лишь в последнем случае получается у зрителя полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству действия, важнейшему из эстетических требований в драматургии, не противоречат введенные в неё эпизоды (напр., история Макса и Теклы в «Валленштейне» Шиллера) или даже параллельные действия, как бы другая вставная драма, в которых должно быть соблюдено свое единство (например, у Шекспира драма в доме Глостера рядом с драмой в доме Лира).

Драма с одним действием называлась простой, с двумя и более действиями — сложной. К первым принадлежат в основном античные и «классические» французские, ко вторым — большинство испанских (особенно комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумении (именно на неверно понятой «Поэтике» Аристотеля) основано требовании так называемого «единства времени и места» в драме. То есть:

1) действительная продолжительность действия не должна превышать продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, должна быть не более суток;

2) действие, изображаемое на сцене, должно происходить все время на том же месте.

Драматургические произведения, где в течение пьесы проходит несколько лет (как в шекспировской «Зимней сказке») или же действие переносится из замка в чистое поле (“Макбет”), считались по этой теории недозволенными, так как зритель мысленно должен был их переносить через значительные промежутки времени и громадные пространства. Успех подобных драм, однако, доказал, что воображение и в таких случаях легко поддается аллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках и характерах действующих лиц, а также соответствует внешним условиям.

Читать еще:  Методическая разработка на тему: Берегись бед - пока их нет! Классный час «Берегись бед, пока их нет.

Характер и условия

Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположения об ожидающейся развязке, поддерживают драматический интерес в нём; они же, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую судьбу «героя». Если уничтожить причинную связь в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя ещё может быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять «безобидную несообразность». Трагедия, в которой уничтожена причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображение беспричинной и бессмысленной жестокости; таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии рока (Schicksalstragödien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положении их (изложение, expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетией. Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоят рядом, нераздельно (одноактные Д.). Между ними при расширении действия вводятся ещё дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причём от автора зависит, подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные условия — как, напр., в Д. исторической — необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. п.

Виды драм

Виды Д. классифицируются или по форме, или по содержанию (сюжету). В первом случае немецкие теоретики различают Д. характеров и Д. положения, смотря по тому, чем объясняются речи и поступки героев; внутренними ли условиями (характером) или внешними (случаем, роком). К первой категории принадлежит так наз. современная Д. (Шекспира и подражателей его), ко второй — так наз. античная (древних драматургов и подражателей их, французских «классиков», Шиллера в «Мессинской невесте» и т. д.). По числу участников различают монодрамы, дуодрамы и полидрамы. При распределении по сюжету имеется в виду: 1) характер сюжета, 2) его происхождение. По Аристотелю, характер сюжета может быть серьёзный (в трагедии) — тогда в зрителях должно возбуждаться сострадание (к герою Д.) и боязнь (за себя: nil humani a nobis alienum!), — или же безвредный для героя и смешной для зрителя (в комедии). В обоих случаях происходит перемена к худшему: в первом случае вредная (смерть или тяжкое несчастье главного лица), во втором — безвредная (напр., корыстолюбец не получает ожидаемой прибыли, хвастун терпит посрамление и т. п.). Если изображается переход от несчастья к счастью, мы, в случае истинной пользы для героя, имеем Д. в тесном смысле этого слова; если же счастье лишь призрачное (напр., основание воздушного царства в «Птицах» Аристофана), то получается шутка (фарс). По происхождению (источникам) содержания (фабулы) можно различать следующие группы: 1) Д. с содержанием из фантастического мира (поэтическая или сказочная Д., волшебные пьесы); 2) Д. с религиозным сюжетом (мимическая, духовная Д., мистерия); 3) Д. с сюжетом из действительной жизни (реалистическая, светская, бытовая пьеса), причём может изображаться историческое прошлое или современность. Д., изображающие судьбу отдельного лица, называются биографическими, изображающие типы — жанровыми; и те и другие могут быть историческими или современными.

В античной драме центр тяжести лежит во внешних силах (в положении), в драме Нового времени — во внутреннем мире героя (в его характере). Классики немецкой драмы (Гете и Шиллер) старались сблизить оба эти принципа. Новую драму отличают более широкий ход действия, разнообразие и индивидуальные черты характеров, больший реализм в изображении внешней жизни; отброшены стеснения античного хора; мотивы речей и поступков действующих лиц более оттенены; пластичное древней драмы заменено живописным, прекрасное соединено с интересным, трагизм — с комизмом и наоборот. Разница между английской и испанской Д. та, что в последней наряду с поступками героя играет роль шаловливый случай в комедии и милость или гнев божества в трагедии, в первой же участь героя целиком вытекает из его характера и поступков. Испанская народная Д. высшего расцвета достигла в Лопе де Веге, художественная — в Кальдероне; кульминационный пункт английской Д. — Шекспир. Через Бен Джонсона и его учеников в Англию проникли влияния испанское и французское. Во Франции испанские образцы боролись с античными; благодаря основанной Ришельё академии последние одержали верх, и создалась французская (псевдо) классическая трагедия на правилах дурно понятого Корнелем Аристотеля. Лучшею стороною этой Д. были единство и законченность действия, ясная мотивировка и наглядность внутреннего конфликта действующих лиц; но из-за недостатка внешнего действия развился в ней риторизм, и стремление к правильности стеснило естественность и свободу выражения. Выше всех стоят в классич. трагедии французов Корнель, Расин и Вольтер, в комедии — Мольер. Философия XVIII в. произвела перелом во французской Д. и вызвала т. н. мещанскую трагедию в прозе (Дидро), занявшуюся изображением трагизма обыденной жизни, и жанровую (бытовую) комедию (Бомарше), в которой осмеивался современный общественный строй. Это направление перешло и в немецкую Д., где до тех пор господствовал французский классицизм (Готшед в Лейпциге, Зонненфельс в Вене). Лессинг своей «Гамбургской драматургией» положил конец ложному классицизму и создал немецкую драму (трагедию и комедию) по примеру Дидро. Указав в то же время на древних и на Шекспира как примеры для подражания, он продолжил путь нем. классической Д., расцветом которой было время Гёте (испытавшего на себе сначала влияние Шекспира, потом древних, наконец, в Фаусте — средневековых мистерий) и национальнейшего немецкого драматурга Шиллера. Новых оригинальных направлений после этого в Д. не возникало, но зато появлялись художественные образцы всех родов др. поэзии. Наиболее заметно у немецких романтиков подражание Шекспиру (Г. Клейст, Граббе и др.). Благодаря подражанию Шекспиру и испанскому театру произошёл переворот и во французской Д., новую жизнь в которую внесла и разработка социальных проблем (В. Гюго, А. Дюма, А. де-Виньи). Образцы салонных пьес дал Скриб; моральные комедии Бомарше возродились в драматических картинах нравов А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду, Пальерона и др.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74993
http://fb.ru/article/156957/drama-v-literature—eto-drama-primeryi-proizvedeniy
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74993

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии