Описание природы в рассказе ася. Роль пейзажной зарисовки в повести И.С.Тургенева `Ася`
Природа в повести Ася Тургенева (описание и роль пейзажа)
С первых произведений Иван Сергеевич Тургенев прославился как писатель, одаренный необычайной чуткостью, внимательностью к природе, ее тончайшим изменениям, писатель, умеющий создать непревзойденные лирические картины природы, нарисовать словом яркое, осязаемое, трехмерное изображение, которое создаст необходимое настроение, предварит важные события в сюжете. Такие пейзажные зарисовки встретились читателю в «Записках охотника».
Повесть «Ася» создавалась в 1857-1858 годах в Германии и Франции. В произведение о любви природа входит полноправной участницей коллизии, влияющей на эмоциональное состояние, поведение героев.
Действие происходит в небольшом городке в Германии на берегах Рейна. Прекрасные картины реки и развалин старинного замка служат фоном для встреч и бесед героев, а изображаемые писателем пейзажи передают настроение персонажей. Как правило, мы видим природу Рейна глазами повествователя, и по тому, как он фиксирует ее нюансы, какие слова выбирает для описаний, можно с уверенностью сказать, что господин Н. романтик.
Он замечает и красноватый оттенок, который бросает заходящее солнце на листья виноградника, и плывущие в спокойных водах Рейна отражения огней городка, и величественный и грозный силуэт старой крепости на фоне безоблачного неба.
Интересно, что Гагин, хотя и увлекается живописью, не наделен автором такой зоркостью и внимательностью.
Исследователи обращают внимание на то, что картины природы в повести, связанные с главной героиней, воспринимаемые ею, сияют ярким светом. Так искрящаяся под лунным лучом гладь реки, солнечный свет, заливающий развалины замка, капли росы на листьях – всё это по-своему характеризует и саму Асю, ее искренность и бескомпромиссность, чистоту и порывистость.
Природа врачует души героев: отягощенный неразберихой в отношениях Гагина и Аси, в своих чувствах, повествователь идет в горы, бродит по долинам и деревушкам, любуется горными хребтами и игрой облаков, набирается впечатлений. И действительно, душевная смута отступает, уступая место радости, приятной усталости от ходьбы.
И конечно, читатель обратит внимание на удивительную образность картин природы. Тургенев использует метафоры, сравнения, восклицания, чтобы пейзаж оживал, был реалистичнее, ярче.
Можно сказать, что изображение природы в повести «Ася» помогает раскрыть авторский замысел, создать яркие, запоминающиеся образы, нарисовать картины человеческих чувств.
2 вариант
Замечательное произведение под названием «Ася» написано русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Главной героиней является девушка по имени Ася. Природа и пейзажи, как и во многих других произведениях этого автора, играют великую роль. Ивана Сергеевича Тургенева неспроста многие критики называют «мастером описания природы». Он заслуживает этот титул за свои умения.
«Ася» повествует о любви, которая всецело раскрывает суть и чувства человека. Но для других целей существуют слова о природе.
Природа в произведении «Ася» имеет свое значение. Как и во всех произведениях описание природы и пейзажей помогает читателю понять состояние внутреннего мира героев.
Все события повести протекают в Германии. Одной из самых красивых и величественных рек этой страны является Рейн. Неспроста. Иван Сергеевич Тургенев умышленно отправил персонажей в такое место для создание романтической обстановки.
Первая глава ознаменована для читателя встречей главного героя – некого господина Н.Н., который безответно влюблен в какую-то «коварную вдову». Но он страдает очень ненатурально, лицемерно. Это понимает даже сам он.
А вот описание вечернего города абсолютно искренни, живы. Они как бы противопоставлены неискренней любви господина Н.Н.
Во второй главе Н.Н. знакомится с Асей. И после этой встречи описание природы вокруг главного героя становится еще более глубоким и прекрасным. Пейзажи сплетаются с описанием прекрасной девушки, что очаровала Н.Н. это является подтверждением слов о девушке.
Разговор Н.Н., Гагина и Аси тоже сопровожден описанием природы и пейзажей. Сначала это вечер, потом он плавно перетекает со временем в ночь.
Тургенев делает акцент на постоянно колеблющейся природе. Она изменяется также стремительно, как и характер девушки. Ася близка к природе.
Чтобы хорошо и четко описать крепкую, настоящую любовь, испытываемую Асей к господину Н.Н., автор описывает горы, долины, а также мощное течение реки.
После пятой главы, в которой рассказчик влюбился в Асю, описания пейзажей и природы улетучились. Н.Н. не видит вокруг себя ничего, кроме милой девушки. Не описывается окружающий мир даже тогда, когда герои идут писать картины на природе.
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в повести Ася Тургенева
Популярные сегодня темы
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя
В данном тексте представлена характеристика главных и дополнительных героев произведения Некрасова.
Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени»
В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги
Платон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова Горе от ума, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова.
Роль пейзажа в повести И. С. Тургенева Ася
(материалы к уроку литературы в средней школе)
Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.
Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.
Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.
В первой главе мы встречаем героя повести НН, страдающего по какой-то «коварной вдове». Но эти страдания его так неискренни, так ненатуральны, что это замечает даже сам герой.
“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”
Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.
«Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого небо; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно…»
Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.
«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката».
Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.
«День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь».
Автор подчеркивает постоянную изменчивость природы, сравнивая ее с характером Аси.
«Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно»
Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.
Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.
К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.
Только к десятой главе, когда герой расстается с Асей, опять появляется описание природы. Герой плывет по «царственному» Рейну, но в его душе нет покоя.
«Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу – но и в небе не было покоя…».
Это сравнение предвещает печальный конец повести.
Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.
Урок в 8 классе на тему “Роль пейзажа в повести “Ася” И.С.Тургенева
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
“Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода”
Цели урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе повторения признаков однородных членов предложения; закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах.
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и
рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.
2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка;
операции анализа, сравнения, обобщения).
3. Предметные: организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;активизировать знания учащихся об однородных членах предложения; совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.
Тип урока: урок- исследование; интеграция русского языка и литературы
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Репродукции картин русских художников.
Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.
Эпиграф:
Человека не может не занимать природа, он связан с нею
тысячью неразрывных нитей: он сын её!
1. Организационный момент.
И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её. ” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” – мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.
Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.
2. Сообщение учащегося. С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера – художника слова – удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти
Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.
– Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.
3. Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” – Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? – Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.
4.Вопросы к учащимся:
1) Что такое пейзаж? (Пейзаж – описание природы в художественном произведении.)
2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)
3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж ? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)
4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)
5. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание.
Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:
а) подчеркните однородные члены;
6) определите смысловые отношения между однородными членами;
в) объясните постановку знаков препинания;
г) составьте схему предложения.
1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.
Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.
2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.
3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.
4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.
5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.
Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.
6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.
7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.
-Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?
-Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?
– Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?
6.Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Функции пейзажа в литературном произведении.
1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
– Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?
8.Задание для проверочной работы.
Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:
вставить пропущенные знаки препинания,
подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.
составить схемы предложений.
Примеры предложений из текста для проверочной работы:
1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.
2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.
3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.
4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.
5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.
6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…
7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…
Четвёртый отрывок. Прочитать, устно проанализировать.
Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым. Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал.
Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице. “Что же это значит? — спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.
Как заканчивается 2 глава?
Какие чувства испытывает герой?
Как описание природы помогает передать состояние героя?
– Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?
Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/priroda-v-povesti-asya-turgeneva-opisanie-i-rol-pejzazha
http://www.proza.ru/2012/11/13/1956
http://infourok.ru/urok-v-klasse-na-temu-rol-peyzazha-v-povesti-asya-isturgeneva-1395699.html