Описание фрески микеланджело сотворение адама. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Описание фрески микеланджело сотворение адама. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»

Тянущиеся друг к другу руки — самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.

1. Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил. » Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).

4. Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 — Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 — Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 — Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 — Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 — около 1504 — Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 — Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 — Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 — Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 — Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Читать еще:  Лучший город вселенной рисунки. Путешествие во вселенную вместе с таинственными фото далекого космоса

Наука

Физмат

Микеланджело добавил Богу мозгов в шею

Микеланджело, возможно, скрыл анатомическое изображение мозга в фресках Сикстинской капеллы

Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти зашифровал в одной из фресок «Сикстинской капеллы» изображение анатомического строения головного мозга, считают американские нейробиологи. Однако историки искусств выступают против возведения такой теории над фактом несколько нестандартного изображения шеи фигуры Бога.

Эпоха Возрождения, отличительной чертой которой был сдвиг от церковной культуры к светской и повышение интереса к человеку как к личности, перед которой открыты все пути, породила ряд многогранных гениев, ученых-универсалов, художников, архитекторов и писателей. Творец, в какой бы области он ни работал, в своих изысканиях не был ограничен ее рамками: известно, что Леонардо участвовал в деятельности анатомических театров, чтобы научиться правильно изображать человеческое тело. Но все ли свои знания гении передали потомкам? А если передали, смогли ли мы прочесть эту информацию и разгадать загадки, заданные авторами?

Подробнее:

Канадские ученые выяснили, почему картины Рембрандта так ценятся в мировом искусстве

Два профессора из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) – Иан Шек и Рафаэль Тамарго – считают, что разгадали одну из «головоломок», зашифрованных великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти во фресках Сикстинской капеллы – главной капеллы Ватикана. По их мнению,

фрески капеллы представляют собой зашифрованные анатомические рисунки.

Работа, посвященная исследованию одного из живописных шедевров Микеланджело, опубликована в Neurosurgery.

Известно, что Микеланджело интересовался анатомией всю жизнь, в том числе в ее прикладном аспекте, участвуя во вскрытиях. Неслучайно его статуя «Давид», находящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, считается идеалом человеческого тела — пропорции лица по ней изучают в художественных школах. Однако американские нейрохирурги считают, что художник оставил в своих фресках Сикстинской капеллы настоящие анатомические зарисовки: мозг человека и мозговой ствол изображены на шее бога с фрески «Отделение Света от Тьмы».

Это не первое изображение внутреннего органа человеческого тела, который ученые нашли (или им показалось, что они нашли) на фресках Сикстинской капеллы. В 1990 году терапевт Фрэнк Мешбергер объявил, что знаменитая фреска «Сотворение Адама» представляет собой эскиз головного мозга. Его работа опубликована в The Journal of American Medical Association. В 2000 году другой терапевт – Гарабед Экноян в своей статье в Kidney International заявил, что фреска «Отделение суши от вод» содержит изображение почки.

Подробнее:

Обнаружены останки итальянского художника Караваджо

И вот очередь дошла до «Отделения Света от Тьмы» — другой фрески, посвященной сюжетам сотворения мира.

Мы видим фигуру Творца, облаченную в красные драпированные одежды, снизу и сбоку, и она представляется возносящейся в небеса. Его руки воздеты над головой, лицо обращено вверх и вправо, открывая шею и тыльную часть короткой бороды. Именно на этом участке, считают нейрохирурги, Микеланджело изобразил вид головного мозга и мозгового ствола.

Они различили на живописном изображении части височной доли, медуллы, варолиева моста и других структур мозга.

Профессор Тамарго обращает внимание на то, что шея бога именно на этой фреске совсем не похожа на шею других фигур, изображенных в примерно той же позе (см. изображение в фотогалерее). Обычно художники изображают линии шеи плавными, а в «Отделении Света от Тьмы» линии и формы достаточно резкие и отличные от обычной анатомии видимой части шеи. Ученые считают, что такое отличие не может быть случайным.

«Анатомия шеи у этой фигуры очень необычна. Если счесть, что это получилось ненамеренно, то следует признать, что у Микеланджело был очень плохой день, когда он работал над этим изображением. А это, в свою очередь, маловероятно: художник известен своей дотошностью и педантичность в работе», — объяснил Тамарго.

Позицию авторов косвенно подтверждают и другие факты.

Обычно бог изображается с длинной струящейся бородой, а здесь она неожиданно короткая, как будто специально открывающая шею.

Подробнее:

Итальянские ученые установили, что Туринская плащаница является «средневековой подделкой»

Необычно и освещение. Вся фреска освещена слева снизу, однако шея «высвечена» справа. Авторы считают, что Микеланджело, мастер светотени, специально использовал этот прием для привлечения внимания к этой части картины.

Читать еще:  Как открыть успешную школу танцев? Продвижение школы танцев Как сделать рентабельной танцевальную студию.

Есть ли анатомическое изображение на фреске или это плод воображения авторов статьи? Сами они признают, что интерпретация, «конечно, субъективная: художники не сопровождают свою работу инструкцией по толкованию. Любая работа дискуссионна».

Мнения научного сообщества, как водится, разделились. «Я думаю, Шек и Тамарго сделали хорошую работу», — заключил профессор истории искусства из Университета Висконсина Гейл Гейгер, слова которого приводит The New York Times.

«Эти иллюстрации просто нонсенс, мягко выражаясь. Рисовать неоднозначные линии на картинах эпохи Ренессанса и считать, что научное сообщество воспримет это серьезно!» — возмутилась работой Джоанна Вудс-Марсден, профессор истории искусств из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес).

«Никто не может убедить людей не смотреть на картины и не искать в них что-то свое. Но иногда шея – это просто шея, ничего более», — заключил Брайан Курран, профессор истории искусств из Университета Пенсильвании.

Тайные знаки на известных картинах (14 фото + 1 видео)

Шедевры живописи могут нести в себе некую тайну, которую не всегда удается разглядеть и расшифровать.

Предлагаю посмотреть на произведения искусства, на которых видно тайные знаки.

1. «Мона Лиза»: в её глазах есть скрытый код

Как правило, силу «Моны Лизы» приписывают интригующей улыбке, изображённой на лице женщины. Тем не менее, историки из Италии обнаружили, что, если рассмотреть глаза Джоконды под микроскопом, то них можно разглядеть буквы и цифры.

Эксперты утверждают, что эти едва различимые цифры и буквы представляют собой нечто вроде «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу видны буквы «LV», которые вполне могут означать имя художника, Леонардо да Винчи, и в левом глазу тоже есть символы, но их пока не получилось опознать. Ясно увидеть их очень сложно, но, скорее всего, это или буквы «CE», или буква «B».

В арке моста на заднем плане можно увидеть число 72, или же это может быть буква «L» и двойка. Кроме того, на картине видно число 149 с затёртой четвёркой, что может означать дату создания картины — да Винчи нарисовал её во время своего пребывания в Милане в 1490-х годах.

Важно помнить, что картине уже почти 500 лет, так что скрытые знаки видны не так чётко и ясно, как могли быть сразу после её создания.

2. «Тайная вечеря»: в картине скрыты математические и астрологические головоломки и музыкальная мелодия

«Тайная вечеря» является объектом многочисленных спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых сообщениях и намёках, зашифрованных в картине.

Слависа Пеши, информационный технолог, добилась интересного визуального эффекта, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала. В результате на обоих концах стола появились две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса стал виден ещё один человек — возможно, женщина с младенцем на руках.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала указал, что положение рук и хлеба можно интерпретировать как ноты в музыкальном произведении, и если читать справа налево, как это было характерно для манеры письма Леонардо, то они образуют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция, заявила, что расшифровала «математическую и астрологическую» головоломку, содержащуюся в «Тайной вечере». По её словам, художник предсказал всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года — она считает, что это станет началом новой эры для человечества.

3. «Сотворение Адама»: божественное происхождение разума

«Сотворение Адама» кисти Микеланджело выдержала испытание временем не только как самая знаменитая фреска Сикстинской капеллы, но и как один из самых знаковых образов в истории человечества.

Микеланджело признан одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского Возрождения, однако не так широко известно, что он тщательно изучал анатомию и в возрасте 17-ти лет расчленял трупы, выкопанные на церковном кладбище.

Американские эксперты по нейроанатомии считают, что Микеланджело действительно использовал некоторые анатомические познания при работе над фресками Сикстинской капеллы.

Хотя некоторые могут счесть это совпадением, специалисты предполагают, что написать подобное на картине Микеланджело вряд ли мог случайно: на фреске можно увидеть даже очертания таких сложных частей мозга, как мозжечок, зрительный нерв и гипофиз. А в самой фигуре Адама, протягивающего руку Богу, можно разглядеть очертания варолиева моста и позвоночника.

4. Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга

Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.

Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом — исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.

Читать еще:  Александр фадеев писатель биография личная жизнь. Биография александра александровича фадеева

Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.

Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.

5. «Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО

«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.

В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий — этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» — лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.

6. «Пророк Захария»: власть религии

Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.

Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.

7. «Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы

Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.

Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.

8. «Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом

«Фламандские пословицы» — это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.

Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».

Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.

9. «Ужин в Эммаусе»: христианский обет молчания

«Ужин в Эммаусе» — картина Караваджо, итальянского художника эпохи барокко. На картине изображен момент, когда воскресший Иисус инкогнито пребывает в город Эммаус, но встречает там двоих своих учеников и преломляет с ними хлеб, после чего те узнают его.

Картина необычна уже тем, что фигуры людей изображены на тёмном пустом фоне в натуральную величину, а на самом краю стола стоит корзина с едой, которая, кажется, вот-вот упадёт. Есть также странная тень, похожая на силуэт рыбы, что может указывать на обет молчания как обязательный для христиан.

10. «Портрет юного Моцарта»: знаки масонов

Конечно, произведения искусства не обошли стороной тему масонства: портреты людей, прячущих руки, могут указывать на преданность делу или уровень иерархии. Примером может служить портрет Моцарта, нарисованный Антонио Лоренцони.

Источники:

http://www.vokrugsveta.ru/article/237292/
http://m.gazeta.ru/science/2010/06/23_a_3389500.shtml
http://nlo-mir.ru/bezrubriki/22344-tajnye-znaki-na-izvestnyh-kartinah-14-foto-1-video.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии