Оперное творчество джузеппе верди кратко. Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор

Оперное творчество джузеппе верди кратко. Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор

Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор.

Творчество Верди – кульминация в развитии итальянской музыки XIX века. Его творческая деятельность, связанная, в первую очередь, с жанром оперы, охватила более полувека: первая опера («Оберто, граф Бонифачо») была написана им в 26-летнем возрасте, предпоследняя («Отелло») – в 74 года, последняя («Фальстаф») – в 80 (!) лет. Всего, с учетом шести новых редакций ранее написанных произведений, он создал 32 оперы, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира.

В общей эволюции оперного творчества Верди просматривается определенная логика. В плане тем и сюжетов выделяются оперы 40-х годов с приоритетным значением сюжетных мотивов, рассчитанных на большой общественно-политический резонанс («Набукко», «Ломбардцы», «Битва при Леньяно»). Верди обращался к таким событиям древней истории, которые оказывались созвучными настроениям современной ему Италии.

Уже в первых операх Верди, созданных им в 40-е годы, нашли воплощение столь актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк», «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. – все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране. Последняя опера 40-х годов – Луиза Миллер» по драме Шиллера «Коварство и любовь» – открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме – теме социального неравенства, которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма. На смену героическим сюжетам приходит личная драма, обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света».

В своих операх 50-х годов Верди отходит от гражданско-героической линии и сосредотачивается на личных драмах отдельных персонажей. В эти годы создана знаменитая оперная триада – «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Трубадур» (1859). Тема социальной несправедливости, идущая от «Луизы Миллер», получила развитие в знаменитой оперной триаде начала 50-х годов – «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853). Все три оперы рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте, нищей цыганке, падшей женщине. Создание этих сочинений говорит о возросшем мастерстве Верди-драматурга. По сравнению с ранними операми композитора здесь сделан огромный шаг вперед:

  • усиливается психологическое начало, связанное с раскрытием ярких, неординарных человеческих характеров;
  • обостряются контрасты, отражающие жизненные противоречия;
  • новаторски трактуются традиционные оперные формы (многие арии, ансамбли превращаются в свободно организованные сцены);
  • в вокальных партиях повышается роль декламации;
  • возрастает роль оркестра.

Позднее, в операх, созданных во второй половине 50-х годов («Сицилийская вечерня» – для Парижской оперы, «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад») и в 60-х годах («Сила судьбы» – по заказу петербургского Мариинского театра и «Дон Карлос» – для «Парижской оперы), Верди вновь возвращается к историко-революционной и патриотической тематике. Однако теперь общественно-политические события неразрывно связаны с личной драмой героев, а пафос борьбы, яркие массовые сцены сочетаются с тонким психологизмам. Лучшее из перечисленных сочинений – опера «Дон Карлос», разоблачающая страшную сущность католической реакции. В ее основе лежит исторический сюжет, заимствованный из одноименной драмы Шиллера. События разворачиваются в Испании времен правления деспотичного короля Филиппа II, предающего собственного сына в руки инквизиции. Сделав одним из главных героев произведения угнетенный фламандский народ, Верди показал героическое сопротивление насилию и тирании. Этот тираноборческий пафос «Дона Карлоса», созвучный политическим событиям в Италии, во многом подготовил «Аиду».

«Аида», созданная в 1871 году по заказу египетского правительства, открывает поздний период в творчестве Верди. К этому периоду относятся также такие вершинные творения композитора, как музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф» (обе по Шекспиру на либретто Арриго Бойто). В этих трех операх соединились лучшие черты стиля композитора:

  • глубокий психологический анализ человеческих характеров;
  • яркий, захватывающий показ конфликтных столкновений;
  • гуманизм, направленный на обличение зла и несправедливости;
  • эффектная зрелищность, театральность;
  • демократическая доходчивость музыкального языка, опирающегося на традиции итальянской народной песенности.

В двух последних операх, созданных на сюжеты Шекспира – «Отелло» и «Фальстаф» Верди стремится найти какие-то новые пути в опере, дать в ней более углубленную проработку психологического и драматического аспектов. Однако в плане мелодической весомости и содержательности (особенно это касается «Фальстафа») они уступают ранее написанным операм. Добавим, что в количественном отношении оперы расположились по линии «угасания». За последние 30 лет своей жизни Верди написал лишь 3 оперы: т.е. один спектакль за 10 лет.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Краткое содержание творчества

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Verdi)
(10.10.1813 года [Ронколе, деревне в провинции Парма]- 27.01.1901 года [Милан])

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.

Читать еще:  Как делают фокус с переодеванием платьев. Секрет фокуса с переодеванием: как это происходит на сцене

В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена.

Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора.

За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств.

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе).

Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Читать еще:  Крестьянин на дровнях обновляет путь. Как правило, проблему для читателя представляют именно универсальные символы, которые кроются за самыми обычными вещами и не привлекают внимания: дом, окно, путь, сани, собака, река, метель…

Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).

Оперное творчество джузеппе верди кратко. Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор

Оперы Верди

Если попросить прохожего в любой стране мира напеть что-то из оперы, большинство вспомнит «Libiamo…», «Сердце красавицы…» или «Va, penciero…». Оперы Джузеппе Верди настолько проникли в жизнь даже самых далеких от музыки людей, что кажется, будто они были всегда. Действительно, искусство невозможно представить без этих мелодий. Более того, без Верди не было бы последующих поколений композиторов, творчество которых пошло по пути, созданному его талантом.

Историю создания опер Джузеппе Верди, а также содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Оперное творчество Верди

Верди начал писать оперы в эпоху заката эры бельканто – Россини отошел от сочинительства, Беллини скончался, в творческой силе был только Доницетти . В отличие от этих великих композиторов, начинавших карьеру в театрах поменьше, Джузеппе получил первый заказ сразу из главного европейского оперного дома.

Судьба вела его к славе с самых юных лет и, кажется, давала всегда немного больше, чем другим – ему было всего 10, когда на музыкально одаренного ребенка обратил внимание Антонио Барецци, обеспеченный житель Бусетто и член его Филармонического общества. Благодаря своему патрону сын трактирщика окончил гимназию и начал брать уроки у лучших педагогов. Официальное образование Верди так и не получил – в миланскую консерваторию его не приняли, других попыток он не делал. Несмотря на это, спустя несколько лет 25-летний композитор выпускает свою дебютную оперу сразу на сцене Ла Скала. «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» продемонстрировал силу, энергию и драматическое дарование, присущее Верди уже на старте карьеры.

Популярные оперы Верди

«Травиата»

Самая популярная, самая известная, главная опера мирового репертуара – любая превосходная степень в отношении этого произведения будет уместной. История любви куртизанки к молодому аристократу, бескорыстного самопожертвования, увенчанная трагическим финалом. Кажется, у этой женщины было много имен – Виолетта Валери (героиня оперы), Маргарита Дюваль (героиня романа «Дама с камелиями»), Мари Дюплесси (куртизанка и реальная возлюбленная Дюма-сына). Но этот ряд неполон без имени Джузеппины Стреппони – второй супруги Верди. Они познакомились при постановке его первой оперы. Джузеппина прежде никогда не была замужем, родила детей от разных мужчин и вынужденно отдала их на воспитание в приемные семьи. Отношения певицы и композитора начались в Париже – единственном городе, где они могли быть вместе, не опасаясь порицания.

В патриархальной Италии Джузеппина была почти затворницей – именно для того, чтобы жить с любимой женщиной, Верди купил огромной поместье и стал домоседом, занимаясь виноделием и выращивая овощи. Но даже в редкие дни визитов в город Джузеппина слышала осуждающий шепот за спиной. 12 лет прошло, пока в Женеве она не стала синьорой Верди. Но именно для своей Пеппины Джузеппе написал самую прекрасную в мире оперу о любви, показав великодушие, искренность и благородство, живущее в сердце той, кого общество заклеймило «падшей».

«Риголетто»

Семнадцатая опера композитора и первая, которая никогда не нуждалась в возобновлениях – со дня премьеры она вошла в репертуар главных мировых оперных домов и не покидает его по сей день.

Сложно представить, как этот хит мог однажды стать причиной скандала, но сюжет, выбранный Верди для новой работы, возбудил театральный менеджмент и вызвал неодобрение цензоров. Пьеса В. Гюго «Король забавляется», послужившая источником для либретто, была запрещена после первого же парижского представления 1832 года и не ставилась ни разу в последующие 50 лет! В декабре 1850, за несколько недель до премьеры « Риголетто » австрийский наместник в Венеции отменил спектакль, сочтя его безнравственным и непристойным.

Такое серьезное неприятие со стороны властей было спровоцировано образами двух главных героев драмы. Герцог Мантуи показан человеком, начисто лишенным совести и ведомым лишь сексуальными инстинктами. Между тем его шут – низменное создание, отвратительное и уродливое – проявляет сложные и отчасти благородные чувства. Таким образом, произведение оппонировало негласным предрассудкам того времени, согласно которым знатные люди являли собой пример возвышенных мыслей, красивых поступков и неколебимых принципов.

Никогда прежде Верди не ставил музыку в услужение действию так безжалостно, как в «Риголетто», где формальные структуры итальянской оперы начала 19 века растворяются, чтобы создать развивающийся музыкальный каркас, ежемоментно отвечающий потребностям драмы. При этом добавив серию незабываемых сцен и группу персонажей со сложными связями и выраженными индивидуальными музыкальными характерами. «Риголетто» – яркий пример ранней зрелости композитора, опера, в которой невинность противопоставляется цинизму, любовь вступает в конфликт с неумолимым духом мести, сосредоточенным на противоречивой фигуре шута.

«Аида»

К открытию Каирского оперного театра Хедив Египта заказал произведение на египетский сюжет. Верди весьма быстро написал большую оперу – яркое зрелище с массой задействованных участников, разыгранное в экзотических декорациях. При этом грандиозная форма не затмевает интимный характер личной драмы, которая находится в центре сюжета. Любовь эфиопской рабыни, вынужденной скрывать свое царское происхождение, и капитана египетской гвардии находится в конфликте с патриотическим долгом и людьми, наделенными властью. « Аида » суммировала все достижения Верди до этого момента и, казалось, маэстро написал оперу, которой можно завершать карьеру. Действительно, его следующая работа вышла только 16 лет спустя.

«Набукко»

«Набукко» стал поворотным пунктом в карьере Верди и ознаменовал новую эпоху во всей итальянской опере. После провала оперы «Король на день», которая совпала с потерей первой супруги и двоих маленьких детей, композитор был почти сломлен. Единственное, что могло еще вселить надежду в собственные силы – первая опера, «Оберто», не была забыта и ставилась в итальянских театрах. В этот момент, случайно, Верди получает готовое либретто – оно предназначалось для композитора Отто Николаи, но не заинтересовало последнего. Библейский сюжет о том, как евреи томились в плену вавилонского царя Навуходонасора, а затем были освобождены, когда царь обратился в христианство. Эта тема совпала с устремлением итальянского народа, жаждавшего избавиться от иностранной оккупации. Верди удалось создать проникновенное и мощное произведение. В первый же год в Ла Скала было дано 67 спектаклей, а в течение следующих 6 лет « Набукко » был поставлен в большинстве ведущих оперных театров мира. Третья опера принесла Верди международное признание.

Читать еще:  Передача которую вела верка сердючка. Как выглядит и кем стала немая Геля из «СВ-шоу» с Андреем Данилко

«Трубадур»

Сюжет «Трубадура» по оперному гиперболизирован и во все времена вызвал иронию скептиков. Несмотря на это, Верди облек этот образец романтизма в яростную и страстную музыку, которая несет сюжет с момента лирического начала до трагической развязки. Герой – цыган, влюбленный в знатную даму, его противником является жестокий и высокомерный дворянин, по иронии судьбы являющийся его братом. Движущую силу сюжету дает также обуянная жаждой мести старая цыганка Азучена, образ которой Верди очень любил. « Трубадур » – одно из мрачнейших произведений маэстро, в котором обнажаются самые негативные стороны человеческой натуры.

«Бал-маскарад»

16 марта 1792 года шведский король Густав III был смертельно ранен на балу армейским офицером – участником аристократического заговора. Облечь историческую драму в театральные средства первым попробовали драматург Э. Скриб и композитор Д.Обер в 1833 году. Через 10 лет оперу на этот сюжет создал С. Меркаданте. Верди, несомненно, знал об этих работах. Написать либретто оперы для неаполитанского Сан-Карло он предложил Антонио Сомме, который будучи отличным драматургом, не очень уверенно владел искусством либреттиста. В результате текст во многом опирается на первоисточник Скриба. Как и следовала ожидать, тема оказалась слишком сложной для неаполитанской цензуры, и после неоднократных изменений в логике сюжета стали образовываться заметные упущения. Отказавшись сотрудничать с Неаполем, Верди попытался продать оперу в Рим. Но и там, в городе, где пьесу Скриба играли в драматических театрах, оперу не допустили без редактуры. В итоге местом действия был выбран политически безопасный Бостон, а блестящего короля сменил заурядный губернатор. Только в 20 веке театры стали обращаться к первоначальному варианту сюжета.

«Отелло»

Сюжет трагедии Шекспира стоит на трех китах – любви, зависти и ревности. Близкий друг оказался вдруг самым заклятым врагом. Но для появления оперы «Отелло» на свет произошло все ровно наоборот – враг стал другом и преданным соавтором. Арриго Бойто был одним из самых талантливых итальянских либреттистов и композиторов. В 1863 году он выступил с обличительной речью против современного состояния итальянского искусства и, в частности, против Верди, его ведущего музыкального представителя. Верди очень этим оскорбился и в течение многих лет цитировал этот текст всякий раз, когда всплывало имя Бойто. Потребовалось немало времени, чтобы творцы урегулировали взаимные претензии и приступили к обсуждению «Отелло». Мудрый маэстро проверил таланты соавтора сперва на переделке «Симона Бокканегры». Посчитав работу успешной, он доверился Арриго полностью и не зря – имея не только литературный, но и композиторский опыт, Бойто прекрасно чувствовал жанр и как никто понимал маэстро. « Отелло » поднял язык итальянской оперы 19 века до шекспировского уровня богатства и сложности и является величайшим оперным шедевром всех времен и народов.

Интересные факты

  • Второе столетие Верди остается самым популярным оперным композитором. За последние 15 лет его произведения исполнялись более 40 000 раз, заметно опередив ближайших преследователей в лице Моцарта и Пуччини.
  • Сколько опер написал маэстро? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если считать полностью оригинальные работы – то 26. Если расценивать «Иерусалим» (по мотивам «Ломбардцев в первом крестовом походе») и «Арольдо» (по мотивам «Стифелио») как отдельные оперы, то – 28.
  • Премьеры большинства работ маэстро состоялись в Италии. Исключения составили: «Разбойники», написанные специально для Лондона, «Иерусалим», «Сицилийская вечерня» и « Дон Карлос», которые заказала Парижская опера, « Сила судьбы», написанная для Санкт-Петербурга, « Аида», созданная для Карской оперы.
  • Когда король Умберто I предложил Верди за заслуги перед отечеством титул маркиза, тот отказался, заметив: «Я – крестьянин».
  • Верди не любил сорить деньгами. Когда он продавал жителям окрестных мест свое вино, то просил их возвращать ему пустые бутылки.
  • Ноты арии «La donna è mobile» («Сердце красавицы…») Верди передал тенору и оркестру в последний момент, заручившись клятвой, что никто из них не будет напевать эту мелодию за пределами театра. Маэстро понимал, что иначе эту легко запоминающуюся песню еще до премьеры оперы будет петь весь город.
  • Когда у Верди спрашивали почтовый адрес, он диктовал: «Италия. Маэстро Верди»

В 19 веке мир изменился до неузнаваемости – изобрели фотографию и велосипед, метрополитен и телефон, автомобиль и посудомоечную машину… Тем удивительнее в эпоху перемен 55-летнее постоянство, с которым мировые театральные сцены неизменно возглавлял Джузеппе Верди – мальчик из деревни, ставший главным оперным гением в истории.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать арии из опер Верди

Источники:

http://cyberpedia.su/14xfe17.html
http://gverdi.ru/kratko.php
http://soundtimes.ru/opera/opera-v-statyakh/opery-verdi

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии