29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Он был замечателен тем что всегда даже. Повторение пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях — (Продолжение)

Содержание

Повторение пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях

Постель была мягкая и чистая, а Сергею спать не хотелось. Дождь не умолкал, и, казалось, за окном все так же шумело мельничное колесо. На занавески падали капли. Пахло сырой, размокшей землей, и этот запах воскрешал картину ночной переправы через Дон… Сергей закрыл глаза и видел серый полог реки, столб прожектора, окутанный водяной пылью, черный пояс понтонного моста, силуэты людей, тени машин. И тогда вот так же мирно шумел дождь, теплый летний дождь, и в люк танка веяло запахом мокрой земли… Да, была и отшумела война! Такие мысли часто приходили ему в голову, и в памяти воскресали давно забытые эпизоды фронтовой жизни. Война стояла перед ним, и забыть ее, не думать о ней Сергей не мог. Возникало страстное желание совершить подвиг, равный тому, который уже совершил на фронте.

Рассветало. Из-за горы вставала заря, свет луны тускнел. Спать не хотелось. Настроение было радостное, приподнятое. Сергей прилег на кровать. Слабо кружилась голова, веки сами сомкнулись. (152 слова.)

1. Борис подвел резец к металлу — брызнули во все стороны раскаленные искры, красная от накала стружка стремительно потекла с резца. (И. Ник.) 2. Мрачноватый, молчаливый, он (Тищенко) постоянно что-то проверял на корабле, осматривал, чистил, исправлял, а когда совсем нечего было делать, садился за книги. Была у него мечта поступить в заочный гидротехнический институт. (Мус.) 3. В кабинете все натерто, отлакировано; сияет паркет, стекла окон, письменный стол, образцы ученических работ на стенах. (В ) 4. Пришел Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. (Л. Т.) 5. Тревожно засвистали суслики, отчетливей зазвучал перепелиный бой, умолк призывной крик стрепета. (Шол.) (125 слов.)

1. Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был и мал и узок. 2. Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру. 3. Собаки дремали; лошади лежали, понурив головы. Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту. Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. 4. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; зрезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и пошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. (125 слов.)

Солнце поднималось все выше и выше. Железная палуба накалилась, как плита; поручни обжигали руки. Палубу то и дело поливали водой.

Земснаряд (…) медленно продвигался вперед. (…)

Лиловая туча уползла за горизонт; небо прояснилось; земля, насыщенная влагой, источала острые запахи.

В шесть часов вечера дневная смена закончилась. Земснаряд остановился. (…)

Среди экипажа земснаряда Тищенко был известен своей нетребовательностью: он мог пить любую воду, питаться всухомятку, спать на жестком топчане.

Вскоре парни и девушки сошли на берег, добрались до остановки автобуса и поехали в рабочий поселок. Он строился на пустынном левом берегу Волги основательно, на долгие годы. Фундаменты зданий закладывались глубоко и прочно, материал подвозился самый добротный: кирпич, камень, готовые окна и двери, лепные украшения для отделки. Уже потянулись улицы новых домов. (…) Под окнами бегали ребятишки, сохло на веревках мокрое белье, разноголосо играли патефоны, кричали радиоприемники.

Около почты гидромеханизаторы сошли с автобуса и стали расходиться: кто в общежитие, кто в столовую, кто в магазины. (135 слов.)

1. Два раза мы спугивали оленей и кабанов, стреляли по ним, но убить не удалось: люди торопились и мешали друг другу. (Арс.) 2. Старик держал себя с большим достоинством и говорил мало, зато молодой китаец оказался очень словоохотливым. (Арс.) 3. За стеной шумел ветер, повизгивали на ржавых петлях ставни, в окнах тонко звенели стекла. 4. От Волги тянуло речной свежестью, из степи наплывали горьковатые запахи полыни, 5. В темноте горели огни, вспыхивали, как зарницы, всполохи электросварки, рычали машины, звенело железо, гремел камень. 6. Девушка отложила книги и отправилась в клуб: там сегодня новая кинокартина. 7. Ветер сотрясал акацию ветви ее бестолково метались в воздухе, перегибались через изгородь. 8. В забое поднялись волны, земснаряд качнуло 9. Вновь прокатилась тяжелая свинцовая волна; вода в забое закипела, забурлила; лавина песка с глухим шумом поползла с берега вниз. Пораженная этим зрелищем, Таня замерла: никогда еще ей не приходилось видеть оползень. (135 слов.)

а) 1. Честному труженику — медовые пышки, а лодырю — еловые шишки. (Погов.) 2. Без дела жить — только небо коптить. (Погов.) 3. Начался деловой школьный день — первый день нового учебного года. (Эмд.) 4. Марина всматривается: Гали нет. (Эмд.)

б) 1. Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарко лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть. 2. Елеска похолодел: это была его смерть. 3. Еще раз крикнул петух и затих: его вместе с котомкой утащил из ямы волк. Хочет подняться старик, делает огромное усилие и слышит вдруг знакомый лай, точно где-то под землей взлаял Музгарко. (94 слова.)

Уходим все дальше в лес, в синеватую мглу, изрезанную золотыми лучами солнца. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум, мечтательный и возбуждающий мечты. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, неумолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчиво поет странная птица — щур. (…) Щелкает белка, в лапах сосен мелькает ее пушистый хвост; видишь невероятно много, хочется видеть все больше, идти все дальше.

Читать еще:  Рисунки простым карандашом героев из мультиков. Как нарисовать плуто поэтапно карандашом

Между стволов сосен являются прозрачные воздушные фигуры огромных людей и .исчезают в зеленой густоте; сквозь нее просвечивает голубое (…) небо. Под ногами пышным ковром лежит мох (…), костяника сверкает в траве каплями крови, грибы дразнят крепким запахом.

Бабушка в лесу точно хозяйка и родная всему вокруг — она ходит медведицей, все видит, все хвалит и благодарит. (…) Так мы прожили все лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи. Собранное бабушка продавала, и этим кормились. (116 слов.)

Прекрасно было здесь, на Днепре. Празднично сверкают чайки над небесно-чистой водной равниной, белеют парусники, снуют шаланды, подходят плоты… Несметная сила воды, чистой, свежей, сладкой, течет и течет куда-то к морю. Богат ею Днепр, богаче любого царя. Вся ярмарка, изнемогая от жажды, черпает из него пригоршнями, кружками, тысячами ведер, а в нем воды нисколько не убавляется — полные берега! Самые ловкие пловцы не могут достичь дна в его холодных глубинах. Как хорошо, что принадлежит он всем, одинаково приветливыи и щедрый для каждого… Купаются в нем птицы, купаются люди, далекие плавни лежат на воде, распустив по волнам свои весенние, пышнозеленые стебли… В глубину — глубокий, в ширину — широкий. Чуть виден его противоположный берег с мрачными ветряками на холмах. (119 слов.)

В БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕ

Я сидел в березовой роще осенью. (…) С самого утра перепадал мелкий дождик; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь. (…) Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. (…) Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. (…) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. (…)

Солнце стояло низко на бледно-ясном небе, лучи его тоже как будто поблекли и похолодели: они не сияли, они разливались ровным, почти водянистым светом. До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась. Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу. (123 слова.)

Волго-Донской судоходный канал тянется на сто километров и совсем похож на настоящую реку. По нему ходят пароходы, баржи, гонят плоты, в нем водится рыба.

Канал не только соединил между собой две могучие русские реки, но и связал водным путем пять морей нашей страны. По пути канала создали тринадцать шлюзов и четыре больших водохранилища. Вниз по течению Дона, около станицы Цимлянской, реку перегородили огромной плотиной, и в степи разлилось новое, Цимлянское море. У плотины построили электростанцию.

Теперь степь вокруг станицы Цимлянской полна огнями и на полях даже работают электротракторы. А от Цимлянского моря и от водохранилищ на Волго-Доне во все стороны отошли оросительные каналы, и сухая степь получила живительную влагу.

Она (Таня) ярко представила себе: по шлюзовому каналу, который они сейчас прокладывают, идут волжские пароходы (…) Зеленеют всходы, крепнут стебли, тучнеют колосья. (130 слов.)

1. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться, по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. 2. Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. 3. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат, но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая. 4. Вечер провел я, по обыкновению своему, у коменданта. Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избежать докучных вопросов; но, признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении. (128 слов.)

1. В три часа утра, когда еще было совершенно темно, с меня сдернули обогретый тулуп, и багровый огонь свечки неприятно поразил мои заспанные глаза. (…) 2. Вблизи слышался равномерный, спокойный храп, вдали движение, говор и бряцанье ружей пехоты, готовившейся к выступлению: пахло дымом, навозом, фитилем и туманом; по спине пробегала утренняя дрожь, и зубы против воли ощупывали друг друга. Только по фырканью и редкому топоту можно было разобрать в этой непроницаемой темноте, где стоят запряженные передки и ящики. по светящимся точкам пальников — где стоят орудия. 3. Не прошло пяти минут, как со всех сторон затрещали и задымились костры, рассыпались солдаты (…), и в лесу неумолкаемо зазвучали сотни топоров и падающих деревьев. 4. Артиллеристы (…) разложили свой костер, и. хотя он уже так разгорелся, что на два шага подойти нельзя было, густой черный дым проходил сквозь обледенелые ветви, с которых капли шипели на огне и которые нажимали на огонь (…), и помертвелая белая трава оттаивала кругом костра, солдатам все казалось мало: они тащили целые бревна, подсовывали бурьян и раздували все больше и больше. (166 слов.)

ВО ВРЕМЯ РУБКИ ЛЕСА

Неприятель, действительно, поставил два орудия на том месте, где разъезжали татары, и каждые минут двадцать или тридцать посылал по выстрелу в наших рубщиков. Мой взвод выдвинули вперед на поляну и приказали отвечать ему. В опушке леса показался дымок, слышались выстрел, свист, и ядро падало сзади или впереди нас. Снаряды неприятеля ложились счастливо, и потери не было.

Артиллеристы, как и всегда, вели себя превосходно, проворно заряжали, старательно наводили по показавшемуся дыму и спокойно шутили между собой. Пехотное прикрытие в молчаливом бездействии лежало около нас, дожидая своей очереди. Рубщики леса делали свое дело: топоры звучали по лесу быстрее и чаще; только в то время, как слышался свист снаряда, все вдруг замолкало, среди мертвой тишины раздавались не совсем спокойные голоса (…), и все глаза устремлялись на ядро, рикошетировавшее по кострам и срубленным сучьям. (129 слов.)

Читать еще:  Краткое содержание рассказа буран аксаков. Проект исследовательской работы С.Аксаков "Буран"

Пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. (…) Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что ездили без дороги. Потом (…) вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, (…) с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело — и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. (130 слов.)

Сложные предложения: 5 сложных предложений, как их составить?

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний.

Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а с несколькими грамматическими основами — сложными.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, в котором несколько грамматических основ. Чаще всего их две, но может быть и больше.

Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. Связь между частями сложного предложения может быть сочинительной (равноправной) или подчинительной (неравноправной).

Для примера приведем два сложных предложения:

Вы пообещали приехать, и мы очень обрадовались.

Алексей заранее отправился на почту, чтобы посылка с подарками дошла вовремя.

Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения

Сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненное предложение состоит из равноправных простых предложений. Они соединены сочинительной связью — то есть одинаковы, от одного предложения к другому нельзя поставить вопрос. Используются сочинительные союзы: а, и, но, однако и другие.
Пример: Гости вошли в помещение, и вскоре отовсюду зазвучала музыка.

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных, зависимых от него. От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Используются подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, потому что, когда, если и другие.
Пример: Мы еще не были знакомы, когда оказались на этой вечеринке.

Бессоюзное предложение не имеет никаких союзов, простые предложения в его составе разделяются, например, запятыми. Связь между частями предложениями только смысловая.
Пример: Прозвенел звонок, дети зашли в класс.

Сложное предложение смешанного типа может содержать одновременно сочинительную, подчинительную и/или бессоюзную связь.
Пример: Вы сказали, что не сможете приехать на конкурс, и мы решили пригласить других участников, чтобы было кому выступать.

5 сложных предложений — примеры

В помещение вошла дама, и джентльмены встали. (Сложносочиненное предложение)

Пассажир приехал на вокзал к полудню, но поезд уже ушел. (Сложносочиненное предложение)

Как только опоздавшие вошли в зал, спектакль начался. (Сложноподчиненное предложение)

Мы почти ничего не услышали, потому что на трибуне не работал микрофон. (Сложноподчиненное предложение)

Собака лает, караван идет. (Бессоюзное предложение)

Как составить или найти сложное предложение?

Чтобы составить сложное предложение , необходимо:

Придумать не менее двух грамматических основ (в двусоставном предложении это подлежащее и сказуемое).

Соединить грамматические основы сочинительной или подчинительной связью, либо составить бессоюзное предложение.

Чтобы найти в тексте сложное предложение , необходимо:

Найти предложение, в котором содержится не менее двух грамматических основ. Это может быть сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное предложение.
Например: Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Первая грамматическая основа — река не замерзла . Вторая — волны чернели .

Сложное предложение можно разделить на два простых: Река еще не замерзла. Ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

Будьте внимательны: несколько однородных подлежащих или однородных сказуемых не делают предложение сложным. Например: Мальчики и девочки играли и веселились в песочнице . В данном случае мальчики и девочки — однородные подлежащие, играли и веселились — однородные сказуемые. Это простое предложение.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложносочиненных предложениях запятая ставится между частями предложения перед союзами:

или, либо, или… или,

да, да и, тоже, также

то есть, а именно

Пример: Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.

В сложносочиненных предложениях запятая НЕ ставится :

Перед союзами и, да (в значении и ), или, либо запятая не ставится, если части предложения объединены каким-либо общим элементом (второстепенным членом или придаточным предложением):
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь

Между двумя назывными предложениями:
Хриплый стон и скрежет ярый.

Между двумя вопросительными, восклицательными, побудительными предложениями:
Это кто такие и что им надобно?

Между двумя неопределенно-личными предложениями, если подразумевается общий производитель действия:
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.

Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемого:
Нужно собирать вещи и необходимо предупредить всех об отъезде.

В сложноподчиненных предложениях главная и придаточные части отделяются запятой, точкой с запятой или тире .
Пример: Он явился с известием, что лошади готовы.

Если придаточное предложение находится внутри главного, оно выделяется с обеих сторон.
Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок.

Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной, то запятая обычно ставится только после главной части:
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался…

Между главной и следующей за ней придаточной частью запятая не ставится:

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица «не».
В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, ни … ни, или, либо.
Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла.

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия).
Я бы тоже желал знать почему.

Если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения:
Позвонят — расспроси кто и зачем.

В бессоюзных предложениях могут использоваться запятые, точка с запятой, тире, двоеточие .
Была без радости любовь, разлука будет без печали.
Привычка, свыше нам дана: замена счастию она .

Читать еще:  Мышцы при подтягивании средним хватом. Какие мышцы тренируются при подтягиваниях на турнике

Сложные предложения с однородными членами и причастными оборотами

Сложное предложение может дополнительно содержать однородные члены, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. В этом случае они также выделяются запятыми в соответствии с правилами.

О знаках препинания при однородных членах читайте здесь: Что такое однородные члены предложения

О том, как выделять запятыми причастные и деепричастные обороты, читайте в статье: Что такое причастие и деепричастие

О том, как выделять вводные слова, читайте в статье: Вводные слова в русском языке

Об обращениях читайте здесь: Обращение в русском языке

10 примеров сложных предложений из русской литературы

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул.
Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Петр глянул в сторону, куда указывал барин.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Сегодня утром вспомнила, что я именинница, и вдруг почувствовала радость, и вспомнила детство, когда еще была жива мама.
А.П. Чехов. «Три сестры»

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
И.А. Бунин. «Темные аллеи»

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Темные деревья дремали раскорячившись, объятые лаской спокойного дождя; им было так хорошо, что они изнемогали и пошевеливали ветками без всякого ветра.
А.П. Платонов. «Чевенгур»

Хозяйка пришла звать его к телефону, и он, вежливо сутулясь, последовал за ней в столовую
В.В. Набоков. «Дар»

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду .

Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

В бессоюзных сложных предложениях знаки препинания ставятся на границе предложений, соединённых бессоюзной связью. Поскольку в них нет союзов, то нюансы значения выражаются с помощью интонации, а в письменной речи — пунктуацией.

В бессоюзных сложных предложениях могут использоваться знаки препинания:
1) запятая,
2) точка с запятой,
3) двоеточие,
4) тире.

Занятия в школе отменили, ребята разошлись по домам.

(последовательность действий: обе части произносятся с понижением тона)

Занятия в школе отменили — ребята разошлись по домам.

(причинно-следственная связь, вторая часть выражает следствие: первая часть произносится с повышение, а вторая – с понижением тона)

Ребята разошлись по домам: занятия в школе отменили.

(Вторая часть выражает причину того, о чём сообщается в первой)

Запятая

Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности, например:

Солнце взошло, роса высохла, на траве расположились группы отдыхающих.

Точка с запятой

Если части бессоюзного предложения распространены или если внутри них уже есть запятые, то разграничивающим знаком может быть не запятая, а точка с запятой, например:

Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих.

Двоеточие

Употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений:

1) пояснения, когда вторая часть поясняет, раскрывает то, о чём сообщалось в первой, например:

Весна пришла: на реке тронулся лёд.

2) причины, обоснования, когда вторая часть раскрывает причину того, о чём сообщается в первой, например:

Списать контрольную Мишка не сумел: учительница посадила его прямо перед собой.

3) изъяснительности, когда вторая часть синонимична изъяснительному придаточному предложению, например:

Мать знала: дети вернутся домой поздно.

(синонимично: Мать знала, что дети вернутся домой поздно.)

Примечание:

В последнем случае первая часть бессоюзного сложного предложения часто содержит глаголы: думать, говорить, чувствовать, понимать, узнать, слышать, смотреть и др. подобные.

Я думаю: скоро всё изменится.

(могут быть другие подобные слова: чувствую, понимаю, ощущаю, верю, знаю)

Употребление тире в бессоюзном сложном предложении связано с выражением следующих значений:

1) сопоставления или противопоставления, если во второй части содержится информация, сопоставляемая или противопоставляемая информации в первой части, например:

Маша уснула – Ольга помогала взрослым.

2) результата, следствия, если вторая часть содержит информацию о результате, следствии того, о чём говорилось в первой части, например:

Настали холода – мы уже не гуляли целыми днями на улице.

3) времени или условия, если в первой части определено время или условие того, о чём говорится во второй части:

Папа вернётся с работы – он вам почитает.

(синонимично: Когда папа вернётся с работы, он вам почитает.)

4) сравнения, когда во второй части даётся сравнение с тем, о чём говорится в первой части. Такие предложения синонимичны предложениям со сравнительными оборотами с союзами как, будто, словно, точно и проч. Традиция относит их к бессоюзным сложным предложениям.

Посмотрит – рублём подарит (Н. Некрасов).

5) тире также ставится в предложениях, в которых вторая часть начинается словами: это, так, такой, только, например:

Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.
Она была в потрясающем платье – такие я видела только на фото в глянцевых журналах.

Источники:

http://diktanty.ru/povtorenie-punktuacii-v-slozhnosochinennyx-slozhnopodchinennyx-i-bessoyuznyx-slozhnyx-predlozheniyax/
http://www.anews.com/p/121901604-slozhnye-predlozheniya-5-slozhnyh-predlozhenij-kak-ih-sostavit/
http://russkiy-na-5.ru/articles/476

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector