Олеся аргумент тема любви. Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Особенности воплощения темы любви в творчестве А.И.Куприна (“Олеся”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”)

Олеся аргумент тема любви. Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Особенности воплощения темы любви в творчестве А.И.Куприна (“Олеся”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”)

Тема любви в творчестве А.И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»).

Тема любви – наверное наиболее часто затрагиваемая в литературе, да и в искусстве вообще. Именно любовь вдохновляла величайших творцов всех времен на создание бессмертных произведений. В творчестве многих писателей эта тема является ключевой, к их числу принадлежит и А. И. Куприн, чьи три основных произведения – «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет» – посвящены любви, представленной однако автором в разных проявлениях.

Наверное нет более загадочного, прекрасного и всепоглощающего чувства, знакомого всем без исключения, чем любовь, ведь с самого рождения человек уже любим своими родителями и сам испытывает, пусть безотчетно, ответные чувства. Однако для каждого любовь имеет свой особенный смысл, в каждом своем проявлении она неодинакова, уникальна. В этих трех произведениях автор изобразил это чувство с позиций различных людей и у каждого из них оно имеет разный характер, при этом суть ее остается неизменной – она не знает границ.

В рассказе «Олеся», написанной в 1898 году, Куприн описывает глухую деревушку Волынской губернии , на окраину Полесья, куда судьба забросила Ивана Тимофеевича, “барина”, городской интеллигента. Судьба сводит его с внучкой местной колдуньи Мануйлихи, Олесей, которая завораживает его своей необычайной красотой. Это красота не светской дамы, а дикой лани, живущей на лоне природы. Однако не только внешность привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе: Молодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью и дерзостью девушки. Выросшая в глубине лесов и почти не общаясь с людьми, она привыкла относиться к незнакомым людям с большой осторожностью, однако встретившись с Иваном Тимофеевичем, она постепенно влюбляется в него. Тот подкупает девушку своей непринуждённостью, добротой, интеллигентностью, ведь для Олеси все это необычно, ново. Девушка очень рада , когда молодой гость часто навещает её. В один из таких визитов она, гадая по его руке, характеризует читателю главного героя как человека «хотя и доброго , но только слабого», признаётся, что доброта его «не сердечная». Что сердце у него «холодное , ленивое», и той, которую он “будет его любить” , принесёт он, хотя и невольно, “много зла”. Таким образом, со слов юной гадалки, Иван Тимофеевич предстаёт перед нами как эгоист, человек, неспособный к глубоким душевным переживаниям . Однако, несмотря ни на что, молодые люди влюбляются друг в друга, полностью отдаваясь этому всепоглощающему чувству. Влюбляясь, Олеся проявляет свои чуткую деликатность, врождённый ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жизни. Более того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и великодушия. Олеся готова на всё ради своей любви: пойти в церковь, терпя издевательства деревенских жителей, найти в себе силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус, представляющих собой символ вечной любви и преданности. Образ Олеси для Куприна является идеалом открытого, самоотверженного, глубокого характера. Любовь возвышает её над окружающими, даря ей радость, но в то же время делая ее беззащитной, ведёт к неизбежной гибели. По сравнению с великой любовью Олеси даже чувство Ивана Тимофеевича к ней во многом проигрывает. Его любовь более похожа порой на мимолетное увлечение. Он понимает, что девушка не сможет жить вне природы, окружающей ее здесь, но все же, предлагая ей руку и сердце, подразумевает, что она будет жить с ним в городе. При этом, он не задумывается о возможности отказаться от цивилизации, оставшись жить ради Олеси здесь, в глуши.

Он смиряется с положением, даже не делая попыток изменить что-либо, бросив вызов сложившимся обстоятельствам. Наверное, будь то настоящая любовь, Иван Тимофеевич разыскал бы возлюбленную, сделав для этого все возможное, но, к сожалению, он так и не понял, что упустил.

Тему взаимной и счастливой любви А . И . Куприн раскрыл и в рассказе «Суламифь», повествующем о безграничной любви богатейшего царя Соломона и бедной рабыни Суламифь, работающей на виноградниках. Непоколебимо крепкое и страстное чувство поднимает их выше материальных различий, стирая границы, разделяющие влюбленных, еще раз доказывая силу и мощь любви. Однако, в финале произведения автор разрушает благополучие своих героев, убивая Суламифь и оставляя Соломона в одиночестве. По мнению Куприна, любовь – это светлая вспышка, открывающая духовную ценность человеческой личности, пробуждающая в ней всё лучшее, что скрыто до поры в глубине души.

Совсем иную любовь изображает Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Глубокое чувство главного героя Желткова, мелкого служащего, «маленького человечка» к светской даме княгине Вере Николаевне Шеиной приносит ему столько страданий и мук, так как любовь его безответна и безнадежна, сколько и наслаждения, поскольку она возвышает его, волнуя душу и даря радость. Скорее даже не любовь, а обожание, оно столь сильно и безотчетно, что даже насмешки не умаляют ее. В конце концов, осознав несбыточность своей прекрасной мечты и потеряв надежду на взаимность в своей любви, а также во многом под давлением окружающих Желтков решает покончить жизнь самоубийством, но даже в последний миг все его мысли лишь о возлюбленной, и, даже уходя из жизни, он продолжает боготворить Веру Николаевну, обращаясь к ней словно к божеству: “Да святится имя Твое”. Лишь после смерти героя та, в которую он был так безнадежно влюблен осознает, “что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё”, жаль что слишком поздно. Произведение глубоко трагично, автор показывает, как важно вовремя не только понять другого, но и, взглянув в свою душу, быть может найти там ответные чувства. В “Гранатовом браслете” есть слова о том, что “любовь должна быть трагедией”; мне кажется, что автор хотел сказать, что прежде чем человек осознает, духовно дойдет до того уровня, когда любовь – это счастье, наслаждение, он должен пройти через все те трудности и невзгоды, что так или иначе сопряжены с ней.

Читать еще:  Мировой экологический кризис – пути решения. Определение экологического кризиса, его признаки

Любовь в произведениях Куприна искренна, преданна и бескорыстна. Это такая Любовь, которую мечтает однажды обрести каждый. Любовь, во имя и ради которой можно принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Любовь, которая пройдет сквозь любые преграды и барьеры, разделяющие тех, кто искренне любит, Она одолеет зло, преобразив мир и наполнив его яркими красками, а, самое главное, сделает людей счастливыми.

Урок литературы в 11 классе “Тема любви в творчестве А.И.Куприна”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Да святится имя твоё» Тема любви в творчестве А.И.Куприна.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Учитель: Любовь! Она, как море. Ширь её не знает границ.

Любовь! Она, как огонь, воспламеняет другие чувства.

Любовь! Она, как дерево, вырастает сама собой и пускает глубоко корни.

Любовь! Она, как небесная капля, которую Бог влил в чашу жизни, чтобы

уменьшить её горечь.

Любовь! Она бесценный дар, основа человеческой жизни. Она то, что движет

солнце и прочие звёзды.

Любовь! Она прекрасная и удивительная, счастливая и трагическая, взаимная и

неразделённая, порой непредсказуемая и необъяснимая.

Сегодня мы будем говорить о любви, чувстве, одухотворяющем искусство всех времён и народов. Тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать не многие. Среди них – замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.

Чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя Куприна можно с не меньшим основанием назвать и певцом возвышенной любви.

Запишите, пожалуйста, тему урока «Да святится имя твоё». Эти слова из «Отче наш» произносит герой Куприна, когда, уходя из жизни, благословляет свою возлюбленную.

Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только земного. Возможно, поэтому влюблённые часто обращают свои взоры к звёздному небу.

(Обращаем внимание на эпиграф). Это строки, которые принадлежат поэту и литературному критику начала 20 века Иннокентию Анненскому, и которые А.Блок считал вершиной мировой любовной лирики. А А.И.Куприн подарил нам замечательные прозаические произведения, в которых создал удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви.

Повести были написаны куприным в такой последовательности:

1911 – «Гранатовый браслет»

Но при разговоре мы нарушим хронологическую последовательность. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

«Гранатовый браслет» Вспомним содержание этой повести.

– Как вы думаете, эта любовь унижает или возвышает Желткова? (Возвышает. Человек маленький в этом суетном мире, где всё подчинено власти денег, где царит несправедливость и злоба, способен на такое чувство, которое дано не каждому. Мораль окружающего Желткова общества – всё продаётся и покупается, даже любовь. Нет, любовь – это не объект купли-продажи, это гармония души!

– Несомненно, любовь возвышает героя. Он, мелкий чиновник, в душе становится поэтом

– Индивид. задание. Письмо Желткова (глава X I ).

– Найдите в тексте повести слова, выражающие взгляд Куприна на любовь.

– Что же такое любовь, по мнению Куприна? (Любовь – это величайшая тайна, основанная на взаимном уважении, доверии, искренности, верности. Любовь всегда стремится к идеалу, но увы.. На вопрос Верочки: «Вы когда-нибудь видели такую любовь, дедушка» – ответ был отрицательным).

– Любовь – путеводная звезда, которая помогает человеку подняться к вершинам света, добра, красоты. Она глубоко и многогранно раскрывает человеческую личность. Именно эти мысли воплощены Куприным в повести «Олеся».

– Значит, в повести «Олеся» всё прекрасно, нет ни власти денег, ни человеческой ненависти, ни лжи? Ведь от всего этого бежал Иван Тимофеевич. (Нет, не всё хорошо. Жестокость мира проникла и сюда, в Полесье. Олеся с бабкой живут в глуши, в уединении. Они никому не приносят зла. Но люди ненавидят Олесю. Свободную и смелую, её считают колдуньей. Их прогнали из деревни и преследуют теперь. Однажды, когда девушка пошла в церковь, разъяренная толпа чуть не убила её).

– Да, вот она человеческая жестокость, ненависть, бездушие. Но это полностью отсутствует в отношениях Олеси и Ивана Тимофеевича. Девушка Полесья и русский барин полюбили друг друга. Но конец повести печален. Влюблённые расстались. Почему? Давайте вспомним, что говорит Куприн об Иване Тимофеевиче устами Олеси (глава IV ).

Читать еще:  Александр васильев историк моды биография личная жизнь. Александр Васильев - историк моды

– Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич так противоречив? Добрый, но слабый, слову своему не хозяин, любит брать верх над людьми. (На нем отпечаток жестокой и безобразной жизни. А Олеся живёт в мире природы. Она и полюбила того Ив.Тим., которого встретила в лесу).

– Есть ли различие в характерах героев повести?

а) И.Т. – слабохарактерный (глава X );

б) решительность характера Олеси (сказка, глава XIII )

Вывод; Иван Тимофеевич так и не смог переступить через себя. Не было у него с Олесей духовного родства.

– Как завершается повесть? Почему конец именно таков?

– Основная мысль повести? (Только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства).

«Суламифь» Естественное чувство любви воспето Куприным в повести «Суламифь», созданной по мотивам библейской книги «Песнь Песней Соломона». Напомним сюжет повести.

– Таков сюжет. Герои – царь Соломон и крестьянка Суламифь. Какими предстают они перед читателями? (Соломон силен и могуществен, он красив. Красива и Суламифь).

– Случайно ли так много внимания автор уделяет внешней красоте героев? (Нет. Это описание внешности = свидетельство внутренней красоты влюблённых).

– 7 дней было отпущено Суламифи и Соломону. 7 дней счастья и любви. Но меч ревности, жестокий и беспощадный, убил Суламифь. Смерть победила любовь? Какие слова Суламифь напоминают сказанное Желтковым: «Да святится имя твоё»? («Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость.Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный»).

Вывод : Любовь победила смерть. Смерть – это не только прекращение физического состояния, существования. Это переход из одного состояния в другое. Любов

Ь суламифь – это тот цветок, который, умирая, превращается в плод. А плод этот – вечный памятник Женственности, Красоте, Любви.

– Почему именно в такой последовательности мы рассматривали повести о любви А.И.Куприна? (Любовь неразделённая – несостоявшаяся – гимн Любви).

Заключительное слово: Герои Куприна, исполненные святым чувством любви, способны подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовы отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь» – гимны красоте и любви, гимны женщине, духовно чистой и мудрой. «Да святится имя твоё». Стихотворение поэта-символиста В.Брюсова тоже гимн Женщине. Предлагаю прослушать ещё одно Признание женщине, это романс на стихи Н.Заболоцкого и заодно вспомнить тех женщин, кому посвящены лучшие, вершинные, а порой и до предела исповедальные строки о любви, которые способны внушить нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» есть счастье не только непреходящее, но и едва ли не каждому, в ком дышит Дух, доступное. А точнее – вполне обретаемое.

Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Школьное сочинение

  • 1. Символика в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”
  • 2. Тема любви в рассказе А.И.Куприна “Гранатовый браслет”

У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе “Гранатовый браслет”. Это гамсуновская тема о “неразделенной, невознагражденной, мучительной любви “, тема о той большой любви, которая приходит раз в сто лет, о которой любят так красиво мечтать женщины и герои-романтики у Куприна, да и он сам.

Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным. Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали современного общества. Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни.

Любовь — это спасительная сила, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с открытой, неиспорченной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Именно такими и являются герои лучших повестей и рассказов А. И. Куприна (“Олеся”, “Поединок”, “Суламифь”).

Писатель обращается к теме любви как к одной из величайших загадок бытия. И, наверное, именно поэтому в его произведениях настоящая любовь всегда идет рядом со смертью. Смерть во имя спасения — любимого, себя, своего чувства. Нежная и самоотверженная Олеся полюбила “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича и ради него совершила настоящий подвиг любви. “Чистый и добрый” Ромашов без малейшего сомнения пожертвовал собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трепетная Суламифь отдала жизнь за своего любимого. Все эти герои вызывают истинное восхищение — восхищение силой характера, глубиной чувств, богатством духовного мира. Их истории проникают в самые глубины сердца, заставляя нас задумываться над тем, что же такое настоящая любовь, какую невероятную силу таит она в себе.

Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе “Гранатовый браслет”. Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей “прекратить как можно скорее” навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Но этот факт только подчеркивает истинность любви героя, которая, по словам генерала Аносова, всегда “должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Любовь должна быть возвышенной и бескорыстной, “дивной, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”. Ее не должны касаться “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. О такой любви слагают стихи поэты, ей посвящают свои творения художники и музыканты, о такой любви “грезят женщины”. Именно такой была любовь Желткова, но, к сожалению, такая любовь почти исчезла из реальной жизни. Как утверждает автор, “виноваты мужчины. неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”.

Читать еще:  Признаки классицизма в горе от ума. Шпаргалка: Черты классицизма и реализма в комедии А

Читая рассказ Куприна, начинаешь верить, что и в наши дни еще можно — пусть и редко — встретить такую любовь. Подтверждением этому является тот факт, что история, положенная в основу “Гранатового браслета”, взята автором из жизни. Рассказанная хорошими знакомыми писателя, семьей Любимовых, в реальной жизни она не имела такого трагического продолжения, но реальный Желтиков был таким же простым служащим, как и Желтков Куприна. И точно так же в свое время испытывал чистую, искреннюю и бескорыстную любовь, подлинное восхищение и преклонение перед любимой женщиной. Любовь, не ставшую разделенной, но не утратившую от этого своей прелести и величия.

Внешний облик, социальное положение, манера поведения героя рассказа “Гранатовый браслет” соответствуют образу “маленького человека”. Но этого “маленького” человека можно назвать “великим “: нас покоряет богатство его внутреннего мира, благородство его души, глубина и сила его чувства. Его любовью не могут управлять ни он сам, ни, тем более, внешние обстоятельства. Лишить его главного чувства в жизни не способны ни уговоры, ни угрозы. Уходя из жизни, чтобы освободить от своего внимания княгиню Веру Николаевну, Желтков пишет ей последнее письмо. Герой не упрекает свою возлюбленную, наоборот, он благодарен ей за то, что она была в его жизни единственной радостью. И даже просит у нее прощения: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что. для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”.

Просить прощения за любовь, за то, что именно эта женщина оказалась одной из немногих “избранных”, удостоенных такого всепоглощающего чувства?! Думаю, на такое способны только по-настоящему сильные личности. “В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет никого похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли”.

Да, такие слова, наверное, могли бы растопить даже самое черствое и гордое сердце. А Вера, на мой взгляд, не была черствой. В ее душе жила нежность, “которой она в себе не ожидала”. Жаль, что только прочитав прощальное письмо, она увидела и поняла всю силу, все бескорыстие любви Желткова к ней, все величие души человека, который столько времени был для нее лишь поводом для досады и негодования.

Уходя, этот человек говорит: “Да святится имя Твое”. Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась “сильна как смерть”. Она оказалась даже сильнее смерти. Это была любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение или гибель вовсе не труд, а великая радость. Эта любовь побеждает смерть, потому что тот, кто любит, не боится гибели. Он продолжает славить и благодарить возлюбленную. Эта любовь сильнее всего на свете. И эта сила еще больше подчеркивается музыкой Бетховена, которая звучит в финале рассказа. Музыка великого композитора вызывает в душе героини, да и в наших тоже, такое смятение чувств, что невольно верится в бессмертие души, в великую силу любви, дающей вдохновение мастерам искусства и оставляющей вечную память о себе. А если остается жива память об этой любви, то жива и сама любовь, в людской памяти продолжает жить человек, который оказался способным на такое сильное чувство.

Почти век назад великий мастер художественного слова А. И. Куприн поставил важнейшие жизненные вопросы — о смысле человеческой жизни, о силе характера, о достоинстве и справедливости, об истинных чувствах, о любви и смерти. Ответы на эти вопросы искали многие поколения читателей. Продолжаем искать их и мы. А произведения писателя, наполненные неповторимым светом, оптимизмом, волшебством и нереальной красотой, помогают нам следовать в этих поисках по правильному пути. И верить, что обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть!

Источники:

http://helpiks.org/8-19570.html
http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-tema-lyubvi-v-tvorchestve-aikuprina-3929518.html
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=11&bookid=17

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии