Образ сатина как мерило двойственности человеческой натуры. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Образ сатина как мерило двойственности человеческой натуры. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Образ Сатина как мерило двойственности человеческой натуры

Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе. Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».

Само «дно» – это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы – будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».

В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, – рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.

Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».

Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.

По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их. ».

Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу. Он – карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. Человек – выше! Человек – выше сытости. ».

О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.

Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.

Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью. На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану. Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.

Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза – реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».

Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького

Пьеса Максима Горького «На дне» богата действующими лицами. Одним из наиболее ярких персонажей данного произведения является Сатин.

Читать еще:  План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: литературный досуг по сказкам а.с. пушкина тема: « пушкинский день в детском саду

Хоть мужчина и не любит рассказывать о себе, из истории жизни Сатина мы всё же узнаём, что это был хороший человек, работящий, весёлый, образованный, много читавший, даже талантливый, имел представление о чести, высоко ценил семью. Заступившись за честь своей сестры, Сатин по случайности убил человека, после чего попал в тюрьму, где научился игре в карты и жульничеству, и дальше пустил свою жизнь по наклонной. Он стал пьяницей, бездомным, и попал в ночлежку вместе с остальными героями произведения.

По отношению к другим людям мужчина довольно прямолинеен. Он говорит остальным обитателям ночлежки в лицо правду, не всегда приятную. Сатин не любитель жалости, он считает её бессмысленной, даже унизительной. Он считает, что человек сам волен творить свою судьбу, отсюда и его отношение к жалости: человек сам в ответе за все свои действия, да и для чего жалеть человека, столь прекрасное, гордое существо? Сатин считает, что человека стоит уважать, он горд быть человеком. Мужчина считает, что быть человеком – значит быть свободным. По его мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что приносит ему удовольствие, в ином случае человек лишается своей свободы и становится рабом нелюбимого труда.

Сатин привык к осуждению со стороны окружающих, повесивших на него клеймо закоренелого преступника. Именно поэтому мужчина уже не стремится исправить свою жизнь, он считает себя потерянным для общества, безнадёжным, мёртвым человеком. Потому он считает, что человеку вроде него уже вовсе не нужно к чему-то стремиться, достаточно просто жить на земле до тех пор, пока жизнь не оборвётся.

В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих персонажей пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.

2 вариант

Пьеса Максима Горького «На дне» является социально – драматическим произведением и описывает жизнь людей, потерявших всякую надежду на светлое будущее. Их жизнь – это грязь, алкоголь и отсутствие какого-либо желания что-то изменить в себе, стать на правильный путь и стремиться к лучшему существованию.

Одним из центральных героев пьесы является Константин Сатин. В молодости он служил телеграфистом, а отсидев положенный срок в тюрьме, попал в ночлежку. Его осудили за убийство, но Константин объяснял свой поступок защитой чести родной сестры. На период жизни в ночлежке Сатину около 40 лет, он веселый, жизнерадостный, рассудительный и начитанный мужчина. Он не любит рассказывать о себе и своей прошлой жизни, но при каждом разговоре вставляет в текст какие-нибудь остроумные слова.

Константин карточный мошенник и шулер, не любит работать и считает, что любой труд должен приносить удовольствие себе, а не окружающим. Несмотря на такую позицию, Сатин постоянно указывает своим друзьям по несчастливой жизни на их возможности и достоинства. С одной стороны Сатин любит свою жизнь, относится к ней с оптимизмом, с другой – он потерял всякую надежду на лучшее будущее. Его привычка полагаться только на себя и свои силы так и не сблизила с жителями ночлежки. Константин категорически не признает ложь в любых ее проявлениях, он считает, что каждый человек должен знать правду, какая бы она не была.

Это ярко отражается в конфликте между ним и праведником Лукой. Лука считает, что можно обмануть человека во благо. Сатин, наоборот, встречал много загубленных жизней из-за такой дезинформации. С тех пор он дал себе зарок искренне выражать свои мысли и только правду.

Но есть у Константина и противоположная сторона характера. Несмотря на всю дерзость и возможно резкие правдивые высказывания, Сатин постоянно поддерживает других. Он не любит сочувствовать, но говорит, что только человек может сам себя спасти. Сатин с презрением относиться к людям, которые думают только о еде. Сатин будет работать только тогда, когда работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Константин много пьет, алкоголь помогает забыть о действительности и опущенной жизни, он расслабляет мужчину, поднимает настроение и делает счастливым.

Образ и характеристика Сатина значительно отличается от других персонажей. Прошлое Константина, в отличие от других, было более перспективным и успешным. Только произошедший случай, когда его арестовали и посадили в тюрьму, подкосил мужчину, выбил из обычного ритма жизни. Именно с этого момента жизнь Сатина пошла по наклонной. На самом деле он умный человек, умеющий правильно рассуждать и анализировать, с собственной точкой зрения на многие вещи. Но люди не верят в него, считая мерзавцем, и это не дает ему никакого шанса на то, что жизнь может измениться к лучшему.

Читать еще:  Темы рефератов и сообщений тесты по отечественной истории. Основные периоды развития мирового искусства

Характеристика 3

В пьесе “На дне” Максима Горького, были изображены те, кто потерял смысл жизни. В том числе Константин Сатин – обитатель “дна”.

В свою молодость Сатин был вполне приличным человеком, работал телеграфистом. Так же работал в театре, но защищая свою сестру, он совершил убийство. После чего его поймали, и он попал в тюрьму. Докатился до ночлежки, так называемого “дна”, он после выхода из тюрьмы, в которой провел четыре долгих года и семь месяцев. Он остался в ночлежке для бедняков, начал много пить. Хоть Сатин и умный, образованный человек – не смог вернуться в обычную жизнь и стал обитателем “дна”.

В ночлежке он играет в карты, жульничает – шулер. В общении Константин не любит затрагивать тему себя и своей жизни, избегает вопросов на эту тему. Когда в ночлежку попал странник Лука, который начинает всех жалеть. Все верят его обещаниям о лучшей жизни, но не Сатин. Константин все понимает и остается правым. Сатин так же сочувствует не меньше Луки, но он не видит смысла в обещаниях и простом утешении людей, только за истину будет сражаться такой герой. Говорил Луке, что не нужно унижать людей, тем, что жалеешь их, а следует уважать человека. Хотя Константин с появлением Луки, стал задумываться и о своей жизни. Когда-то Сатин был жизнерадостным человеком и любил веселить людей, но сейчас же он очень изменился и говорит, что не боится смерти. Относится ко всему скептически, стал насмехаться над всеми, кто его окружает, в том числе и над самим собой.

Сатин является полной противоположностью образа Луки, это продолжается до конца пьесы. Презирает работу, но стал бы работать там, где ему было бы по душе и комфортно, так говорил Константин. Герой отлично понимает и осознают, что нельзя продолжать жить на “дне”, в ночлежке, ведь это даже нельзя назвать жизнью. Те, кто попадут в ночлежку, останутся там, станут заложниками этих стен и угрюмой жизни.

Константин Сатин – интересный персонаж. При пребывании в ночлежке у него формируется своя точка зрения. Он своего мнения о людях, жалости и других вещах. Его поведение можно назвать жестоким, но это из-за того, что он осознал всю ту бессмысленность проживания в ночлежке для бедняков и смирился с этим.

Сочинение про Константина Сатина

Персонаж Горького из произведения “На дне” человек по имени Сатин, прекрасно раскрытый персонаж, который несёт в себе несколько проблем и идей, на которые хотел посмотреть и обсудить с читателем автор. В его характере и образе можно выделить несколько приоритетных позиций и черт.

Сатин – мужчина средних лет, совместно проживающий с героями произведения. Вместе они вынуждены жить на задворках общества, сожительствуя со своими товарищами по ситуации, и жить, кстати, в отвратительных условиях. Однако Сатин всегда был неприхотливым человеком, привыкшим к любым условиям, лишь бы была крыша над головой.

Сатин по характеру человек прямолинейный, который привык говорить с людьми жёстко, направляя всю свою целеустремлённость и уверенность на убеждение. Также в его характере также прослеживается безразличность к окружающим его людям, которое он объясняет тем, что каждый человек владелец своей судьбы, и он не имеет право в неё вмешиваться. В этом отношении к людям видно его мировоззрение.

Он считает, что всегда лучше сказать человеку неприятную, и даже может отвратительную, правду, чем утаить от него что-то и соврать, сказав такую приятную и сладкую ложь. Придерживаясь этой точки зрения, он проживает свою жизнь хоть и без друзей и близких, но зато с чистым сердцем. Такому же мировоззрению он учит людей, с которыми сожительствует. Заставляя человека смотреть на вещи рационально, он показывает насколько же прекрасны логика и здравомыслие. Его по праву можно назвать реалистом, который здраво смотрит на вещи, с холодным расчётом анализируя всё происходящее. Привыкнув жить так, он придерживается только этого мнения, он потерял всех близких людей, так как говорил им только правду в лицо, которую, они бы не хотели слышать.

Также через образ Сатина Горький пытается передать нам свою точку зрения и своё мнение, насчёт всего происходящего. Он считает, что жизненная позиция Сатина является наиболее верной и правильной. Он призывает своего читателя придерживаться догматов правды и чести, никогда не лгать во благо, говоря только правду, ведь только правда способна действительно помочь человеку. Я считаю, что именно это автор пытался передать через образ Сатина в своём произведении “На дне”, и что именно это ясно раскрывается в образе персонажа по ходу сюжета и прошествии сюжетных деталей, раскрывающих образ.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Учитель истории называл мальчика не так как других учеников, а произносил его имя пренебрежительным, визжащим тоном. И одноклассники тоже передразнивали. Мальчику было это очень неприятно. Но он не знал, как поступить.

Читать еще:  С чем связано появление литературы. Произведения и периодизация древнерусской литературы

Я смогу быть счастливым, по любому. Безо всяких «если»… Только нужно такое внутреннее состояние. Просто я заметил, что вот ждёшь чуда, ждёшь хорошего настроения…

Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко.

Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

Борис Пастернак прославился в русской литературе и поэзии, как человек с талантом исключительным. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы и поэзии Серебряного века.

Образ сатина как мерило двойственности человеческой натуры. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, все больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем
облике…

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик озарен внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоте…

Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными.

Красоту создает и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия.

Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить создает блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не ценят», – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь
подлинной человеческой красоты.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.
(По В.А.Сухомлинскому)

В предложенном нам тексте В.А. Сухомлинский поднимает проблему человеческой красоты.

Комментируя текст, следует обратить внимание на то, что автор подводит нас к мысли о том, что каждый человек хочет выглядеть красивым и в этом «нет ничего зазорного». В то же время писателю кажется , что у людей должно быть «моральное право» на это желание, определяемое его отношением к любимому делу.

Во второй части текста В. Сухомлинский рассуждает об истоках человеческой красоты. Он отмечает, «творческие заботы» и нравственность являются «самыми искусными искусными скульпторами», создающими облик человека.

Позиция автора ясна. Он уверен, что красивым человек может быть только в том случае, если придерживается высоких моральных принципов. Писатель уверен, что безнравственные поступки «уродуют».

Я полностью разделяю точку зрения

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 0 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 16 из 24

Антонина Дмитриевна Степанова

Илья, по­жа­луй­ста, в даль­ней­шей под­го­тов­ке к эк­за­ме­ну тща­тель­нее ра­бо­тай­те над язы­ком, ло­ги­кой и ре­чью со­зда­ва­е­мых Ва­ми со­чи­не­ний! Сей­час же нуж­но про­ана­ли­зи­ро­вать на­ши за­ме­ча­ния по по­во­ду до­пу­щен­ных Ва­ми оши­бок. Впо­след­ствии ста­рай­тесь ни в ко­ем слу­чае не до­пус­кать по­доб­ных по­греш­но­стей. Успе­хов!

Источники:

http://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/obraz-satina-kak-merilo-dvoystvennosti-chelovecheskoy-natury
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/harakteristika-i-obraz-satina-v-pese-na-dne
http://neznaika.info/check/rus-write/10263.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии