Образ петра 1 в произведении петра. Cочинение «Характеристика Петра Первого в одноименном романе
Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе. Петр описывается как символом государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению. Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.
Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.
Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.
Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.
Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.
Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.
В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.
Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.
Сочинение Петр I (Медный всадник)
Поэма “Медный всадник” была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.
Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу – творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.
Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план – сугубо бытовой – на него работает жанр петербургской повести – такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.
Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением – носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.
Конечно, в глазах Евгения Петр – виновник его трагедии: во время последней встречи, потеряв все надежды, он видит в Медном всаднике только горделивого истукана. Но Пушкин показывает, что построение Петербурга именно в этом месте, исторически оправдано. В поэме он рассматривает Петра с общечеловеческой и позиции. Он, рисуя образ государя, не делает его виновным в тех последствиях, которые влекут его деяния для отдельных людей. Пушкин показывает жестокость истории, но Петра показывает великим государем, обладающим творческой энергией и имеющим свою безусловную правду.
С поэмы “Медный всадник” начнётся создание петербургского мифа, в котором найдут развитие зловещие черты образа Пётра-Антихриста – того Пётра, который предстал в воображении уже больного Евгения. У Пушкина эти черты в образе Пётра сглажены прекрасными картинами города, им построенного: в поэме он не выглядит бездушным и враждебным человеку.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Популярные сегодня темы
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.
Множество образов русских женщин создано великими классиками. Одни вызывают глубочайший трепет, другие восхищение, третьи – уважение. Но нет, пожалуй, другого такого образа, который вызвал бы целую гамму чувств
Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.
Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь
Образ Петра I в романе А. Толстого «Петр Первый»
Яркий, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. Биографии, эссе, исторические романы — разные авторы в разное время пытались осмыслить роль этой незаурядной личности в истории Российского государства. Нельзя сказать, что характер великого царя, его деяния оцениваются однозначно. Одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие — взбалмошным самодержцем, нарушившим плавный ход истории. Изучением противоречивой натуры российского императора в свое время занимался и А. Н. Толстой — автор нескольких произведений, в разной степени раскрывающих колоритный характер Петра I, являющихся своеобразным экскурсом в эпоху могущественного императора. Впервые «царь-революционер» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра». Здесь Петр I предстает перед читателем как противопоставленный народу, да и всей России, самодур, взявший на себя непосильную задачу — в одиночку перекроить Россию по европейскому образцу. Далее автор создает пьесу «На дыбе», трактовка образа главного героя в которой, мало чем отличается от данной в предыдущем произведении: Петр по-прежнему одинок в своем стремлении к реформаторству, государственным преобразованиям. Интерпретируя таким образом личность царя, писатель выражает свое мнение по поводу его деятельности: все стремления и начинания Петра — неуместны, несвоевременны. Но, видимо, в глубине души А. Н. Толстой сомневался в бесспорности своих выводов и, по свидетельству современников автора, продолжал кропотливую работу над документами XVII-XVIII веков. В результате чего и вышел в свет роман «Петр I», где Петр предстает перед читателем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем». Писатель не ставит перед собой цель познакомить нас с биографией императора, не поет ему дифирамбы, но и не клеймит его, как приспешника запада. Автор берет на себя задачу объяснить историческое значение петровской эпохи, раскрывает образ главного героя, показывая всю его многогранность и противоречивость. С одной стороны — подача нелицеприятных черт и поступков, присущих Петру: детальные описания пьяного разгула, грубости, жестокости. С другой — искреннее стремление к преобразованию великого государства, целеустремленность, демократичность, самоотверженность. Обучаясь ремеслу за пределами России, Петр удивлял знатных иностранцев своим пренебрежением к императорскому статусу, общепринятым устоям: «После работы он посещает невзрачную портовую харчевню, где, сидя за кружкой, курит трубку и весело беседует с самыми неотесанными людьми и смеется их шуткам, нисколько в таких случаях не заботясь о почтении к себе». Но умеет он быть и покладистым, по-царски благолепным и чинным: «Царь, одетый в русское платье, в чистых ручках шелковый платочек, был смирен, голова опущена, лицо худое. Третью неделю не брал в рот трубки, не пил вина. ». «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. »,— так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой. Но ведь характер формируется под воздействием определенных условий: социальный статус, мера ответственности, отношение окружающих — все это создает предпосылки для развития тех или иных качеств, заставляет человека вырабатывать у себя определенные навыки. Исходя из этого, жизнь Петра Первого можно представить, как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и, заканчивая стремлением изменить косный уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. «Конфузия — урок добрый. »,— говорит он после разгрома русской армии, создаваемой им в течение десяти лет. «Славы не ищем. И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем. ».
При чтении романа отмечаешь высокое мастерство автора, который сумел точно и ярко передать динамичный характер главного героя через, казалось бы, незначительные детали — жесты, выражения: «. Петр вырвал у конюха кнут и бешено застегал. », «. насупясь, Петр Алексеевич ударил коня и опять запрыгал в седле», «загорелый, худой, коротко стриженный, в узкой куртке черного бархата, в штанах пузырями он несся по лестницам. ». Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый подобным образом. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.
«Характеристика Петра Первого в одноименном романе»
Начиная работу над романом «Петр Первый», Алексей Николаевич Толстой признавался: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане». Позже центральную проблему своего романа писатель определял как «становление личности в эпохе». В начале книги рисуется допетровская Русь. Нищая, темная, разоренная бунтами, воровством и непомерными налогами. «Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье». «Ни ремесел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…» Все слои населения недовольны существующим порядком жизни. Необходимость коренных преобразований понятна и «мужику с поротой задницей», и бедному дворянину, и князю Василию Голицыну.
Стране был необходим реформатор. Сама история выбирает для этой миссии Петра, который явился выразителем не только своей личной воли, но и требований эпохи. В первых главах юный Петр весьма далек от предназначенной ему великой миссии. Его целиком поглощает борьба за власть, увлекает яркий, шумный, лишенный скуки мир Кукуйской слободы, жестокие потехи, вино, женщины. «Кукуйский кутилка» начинает осознавать необходимость перемен, когда видит настоящие морские торговые корабли в Архангельске и «гордое презрение иностранцев, прикрытое любезными улыбками». Оглянувшись на прошлое, он думает: «А что сделано за эти годы – ни дьявола: баловался!» Петр осознает необходимость «замахиваться на большее»: воевать за выход России к Черному и Балтийскому морям – без этого России не быть! Неудача и позор под Азо-вом «бешеными удилами взнуздали его». Кончились потехи, начались великие дела на благо России.
Личная судьба Петра теснейшим образом переплетается с судьбой России. Как наиболее ценную черту его личности Толстой отмечает безотказное служение Отечеству. Он без ханжеского высокомерия признает справедливость речей иностранцев и учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Без преклонения и самоуничижения учится ремеслу сам и заставляет учиться других, нанимает учителями лучших европейских специалистов. Сурово и решительно расправляется он с личными врагами (Софья, восставшие стрельцы, бояре), но не столько из личной мести, сколько из-за того, что они стали тормозом на пути преобразования России. Заставляет бояр брить боровы, чистить зубы, одеваться в иноземное платье, собираться на ассамблеи, знать «политес», учить языки. Петр озабочен развитием культуры, образования, а значит – процветанием России.
Любое начинание, направленное на пользу России, встречает безоговорочную поддержку государя, воспринимается им как личная победа, вызывает гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами. Трудолюбивый и неприхотливый, Петр ценил людей по уму, таланту, деловым и нравственным качествам, а не по знатности рода. Он выдвигал и приближал к себе только тех, кто так или иначе послужил России. Алексей Толстой изображает царя как талантливого военачальника, реформатора армии, умеющего даже из поражений извлечь полезные уроки. Проезжая по полю, где когда-то случилась «нарвская конфузил», Петр с беспощадной откровенностью говорит: «Здесь погибла моя армия… На этих местах Карл нашел великую славу, а мы – силу. Здесь мы научились – с какого конца надо редьку есть, да похоронили навек закостенелую старину, от коей едва не восприняли конечную погибель…» Войну он считает исторической необходимостью, «нуждой государственной», в отличие от Карла, которого война интересует ради войны. Шведский король не думает о своей стране, о своей армии, которой рискует, он ничего не желает от жизни, кроме «грохота и дыма пушек, лязга скрещенного железа, воплей раненых солдат и зрелища истоптанного поля, пахнущего гарью и кровью». Как отличается от него Петр, когда, готовясь к решающему штурму Нарвы, говорит Меншикову: «Второй раз отступить от Нарвы нельзя… Нарва – ключ ко всей войне… Город брать нужно быстро, и крови нашей много лить не хочется…» А при взятии Юрьева приказывает Шереметеву: «Сам делай свое дело, для Бога только не теряй людей напрасно…» Здесь Пётр изображается как истинный гуманист, мудрый военачальник.
Писателю удалось воссоздать многогранную личность Петра, сформированную определенной средой и исторической эпохой. Жестокость, грубость, деспотичность сочетаются в нем с талантливостью, жизнелюбием, упорством, широтой души, патриотизмом. Эта двойственность Петра объясняется реалиями русской жизни. Петр действует так, как диктует взрастившая его эпоха, он в огромной степени – сын своего времени. Сначала – влияние исторических событий на Петра, затем – все увеличивающееся влияние самого Петра, его реформаторской деятельности на события эпохи – такова логика развития образа царя в романе. В центре повествования оказывается мощный процесс возрождения России, движимый умом и волей центрального героя романа, обеспечивший политическую, экономическую и национальную независимость государства, ставшего из отсталой страны европейской державой.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-petra-1-v-poehme-mednyj-vsadnik
http://5litra.ru/soch/314-obraz-petra-i-v-romane-a-tolstogo-petr-pervyy.html
http://www.allsoch.ru/sochineniya/28649