68 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ автора в произведении матренин двор. «Матрёнин двор», анализ рассказа Солженицына

Анализ рассказа Матренин двор Солженицына сочинение

Суть. История рассказа А. И. Солженицына, которая имеет место в произведении «Матренин двор» — это отношение автора к тому, что происходила в представленную эпоху. Через систему его образов читателю представлен уклад России со всеми его последствиями. На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем. Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Народный характер в произведении. Благодаря образам, событиям, представленным Солженицыным в произведении «Матренин двор», читатель имеет полную характеристику на примере единичных героев характера народа в целом. Он подчеркивает, что, несмотря на несчастья, человек поднимается и идет дальше к цели. Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие. Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора

2 вариант

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора, о настоящих ценностях и смысле человеческого бытия.

В рассказе «Матренин двор» Солженицын представил читателю образ простой русской женщины Матрены. Главная тема произведения – быт и жизнь деревни России, а также ее праведных жителей, таких как главная героиня. Основная мысль рассказа – «не стоит село без праведника».

Произведение состоит из трех частей. Повествование в рассказе ведется от лица Игнатьича. Герой долгое время был заключенным. Сейчас его желание – это поселиться в деревне, подальше от городской суеты и работать учителем в сельской школе. Он поселяется у Матрены, снимает у нее квартиру.

За душевными разговорами Игнатьич узнает от Матрены о ее тяжелой судьбе. Фаддей, который до войны сватался к героине, пропадает на поле сражения. Она выходит замуж за брата своего жениха, и этот тоже пропадает во вторую мировую. Но через некоторое время «пропавший» Фаддей возвращается. Вскоре он женится на женщине с таким же именем, как у Матрены. После смерти жены, Фаддей отдает Матрене Васильевне на воспитание свою дочь Киру. Та безропотно соглашается. Матрена Васильевна вообще прожила всю жизнь для кого-то и ради кого-то, но не для себя.

Сама Матрена весьма неразговорчива и нелюдима. Детей у нее нет, потому что все они доживали только до трех месяцев и умирали. Игнатьичу становится интересно наблюдать за героиней.

Очень подробно описана в рассказе изба Матрены. Дом, как живое существо, передает весь внутренний противоречивый мир хозяйки. Огромное значение в произведении имеет деталь. Каждый предмет здесь свою своеобразную роль: старое зеркало, колченогая кошка, ветхие книги. Все в доме обветшало и пришло в негодность. Солженицын хочет донести до читателя контраст городской современной жизни с деревенским нищим существованием. Матрена, которая горбатила всю жизнь для государства, и все свое здоровье оставила в колхозе, не заслужила даже пенсии. Женщина стала никому не нужной. Даже после смерти о ней по-настоящему горюет только приемная дочь Кира. А Фаддей и сестры Матрены Васильевны только и думают о том, как поделить ее ветхий дом.

В рассказе прослеживается возмущение писателя относительно того, что вещь становится дороже человеческой жизни.

Анализ 3

Двадцать с лишним лет назад имя Солженицына запрещено было упоминать. А сейчас же мы приходим в восторг от его творений, где выявляется мастерство писателя в описании характеров и умении подмечать поведение людей. Особенно это показано в произведении «Матренин двор».

Читать еще:  Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Современные проблемы науки и образования

Вроде обыкновенное произведение, если бы не те моменты, которые потом будут повторяться в работах Абрамова, Овечкина. Это отношение власти и человека, нравственно-духовная проблема народа. В центре рассказа показан образ простой женщины из села, которая всю свою сознательную жизнь проработала за какие-то палочки в тетради у председателя. Если проследить за судьбой Матрены, то можно из ее повествования узнать, что женщина она одинокая, потерявшая в свое время супруга и детей. И единственным утешением для нее были цветы в кадках, расставленные на окнах, за которыми она ухаживала. Однако в размеренных зарисовках автора перед нами предстает образ человека с доброй душой. Писатель четко подчеркнул полное смирение и то, что она не озлобилась из-за всех невзгод на ее жизненном пути.

Автор постоянно намекает нам, что ее судьба могла быть и другой. На этих табуретках сидел бы муж и дети, и любовались ее цветами. Описание жизни героини показывает тяжелый быт крестьян. В магазине скудный выбор продуктов. А если уж и есть деликатесы, то приобретая их, оставляет для гостей. Но когда ей назначили пенсию, и она стала носить пальто, пошитое из шинели, то ее односельчане даже завидовали ей. Это еще раз говорит о том, что жизнь в поселке нищенская, да и отношения между людьми не особо доверительные и теплые. Мы видим, как Солженицын описывает критику на власти.

У жителей была одна проблема, где достать топлива на зиму и высказывает это председателю. Однако, тот не слышит их, и говорит совсем о другом. У людей с ограниченными возможностями обрезал часть земли. И получилось так, эти куски земли попусту пустовали. При помощи некоторых деталей Писатель подчеркивает полную безграмотность населения, и как же они далеки от городской жизни. С интересом они слушают о научных изобретениях и технических открытиях лишь по радио и удивляются, так как считают, что ручной труд для них более эффективен. Видно, что какой бы не была Матрена душевной, все равно после ее смерти жители сплетни о ней распустили. А золовка вообще ее и грязнулей и бестолковой назвала. Она осуждала ее за то, что та оказывала помощь даром. Мне же кажется, что помогать людям просто так — это святое дело. И Матрена могла так делать. Автор же в конце рассказа написал о том, что именно на таких людях держится земля.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

Творчество Михаила Михайловича Зощенко являлось неким продолжением идей Чехова, Лескова Гоголя. Писал он сжато, короткими фразами, понятными для рядового обывателя, которые и были абсолютным большинством героев его произведений.

Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

Васютка, привет! Как ты там поживаешь на лоне природы? У вас там такая красота – леса густые, реки мощные, просторы тайги! Хорошо, что летом была возможность гулять по такой прекрасной природе. Каникулы и у меня очень быстро пролетели…

Анализ «Матренин двор» Солженицын

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Читать еще:  Олег аккуратов - сенсационный пианист. Слепой музыкант отказался от славы ради денег для семьи

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части, рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части, рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Матрениного двора».

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу», настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

«Матрёнин двор», анализ рассказа Солженицына

История создания

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Читать еще:  Ставка гитлера волчье логово польша. Волчье логово и другие фашистские бункера северо-восточной польши

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе — это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

С другой стороны, Матрёна подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать (святой Франциск). Даже тараканы подчиняются воле Матрёны и не переползают из кухни в чистую избу.

Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их – была их жизнь».

Солженицын в рассказе точно передаёт народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-matrenin-dvor-solzhenicyna
http://obrazovaka.ru/sochinenie/matrenin-dvor/analiz-rasskaza-solzhenicyna.html
http://goldlit.ru/solzhenitsyn/1015-matrenin-dvor-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector