Образ автора в художественной литературе. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Образ автора в художественной литературе. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
От аллегории до ямба.

Составитель: Н.Ю. Русова, 2004г.

Целое – Целое (термины, обозначающие)

Часть – Часть (термины, обозначающие)

Эст. – Эстетическая категория

Асс. – Прочие ассоциативные связи

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

3. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

5. Введение в литературоведение / Под редакцией Г.Н. Поспелова. М., 1976.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия. М., 1979.

7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

8. Виноградов В. . О языке художественной литературы. М., 1959.

9. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. М., 1979.

10. Громов Н.И., Спицына Н.А., Коровин В.И., Семенова Н.К. Русская литература: Учебник для 8 класса средней школы. М., 1988.

11. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

12. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учебник для 10 класса средней школы. М., 1990.

13. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.

14. Краткий психологический словарь. М., 1985.

15. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1985.

16. Краткий словарь по эстетике / Под редакцией М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

17. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Полухина В.П., Збарский И.С., Романичева Е.С. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы // Литература в школе. 1991. № 4. С. 25-64.

18. Литература. Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1989.

19. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

22. Маранцман В.Г. Художественная литература: Книга для учащихся 9 класса. М., 1991.

23. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М., 1981.

24. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

25. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.

26. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

27. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

28. Программы педагогических институтов. Сб. 1. История русской литературной критики. Теория литературы. М., 1987.

29. Программы средней общеобразовательной школы. Литература. 4-10 классы. М., 1988.

30. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

31. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

32. Русская литература ХХ века. Очерки, портреты, эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. В 2 ч. М., 1991.

33. Русская советская литература: Учебник для 11 класса средней школы / Под редакцией В.А. Ковалева. М., 1989.

34. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.

35. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974.

36. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

37. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: АН СССР, 1962. Т. 3.

38. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 20 т. М., 1964. Т. 15.

39. Философский словарь. М., 1968.

40. Чуковский К.И. От двух до пяти // Собр. соч. М., 1968. Т. 1.

41. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

42. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.

образ автора

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во “Пилигрим” . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое “образ автора” в других словарях:

образ автора — концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ повествователя, образ… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Читать еще:  Олафур Элиассон: световые инсталляции и другие арт-проекты с использованием воды, света, температуры и давления. Сколько это стоит

образ автора — Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Образ автора — – 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Категория Образ автора — – см. Образ автора … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

образ рассказчика — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда его нет в случае нейтрального , объективного… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

образ повествователя — не персонифицированный в облике какого либо из действующих лиц образ носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

автора образ — один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. Автор повествователь всегда занимает в … Литературная энциклопедия

Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях — Основная статья: Мазепа, Иван Степанович Портрет гетмана Мазепы. Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях изображение Мазепы в художественной литературе, живописи, кинематографии, музык … Википедия

АВТОРА ОБРАЗ — АВТОРА ОБРАЗ. Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филологическая категория — создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие автора (А.) дает… … Литературный энциклопедический словарь

Образ Сталина в филателии — Почтовый блок СССР (1949): 70 лет со дня рождения И. В. Сталина. Художник Р. Житков (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1483) Тема Сталина в филателии совокупность знаков почтовой оплаты, почтовых карточек и штемпелей, посвящённых советскому государственному и… … Википедия

Образ автора в художественной литературе. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1625 дн. с момента
до начала нового учебного года

Словарь литературоведческих терминов

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория – Условное изображение отвлечённого понятия или явления посредством конкретного образа или понятия (и наоборот).

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Амфибрахий – Трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Анапест – Трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.

Анафора – Изобразительное средство, единоначатие, повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения.

Античность (от лат. antiquus — древний) – В широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции).

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Афоризм – Краткое, устойчивое выражение, пришедшее из литературного источника.

Баллада – Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие.

Басня – Краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Читать еще:  Иранская принцесса Анис аль Долях: мужчина или женщина на фото, что известно о жизни принцессы.

Былина – Произведение устной народной поэзии о богатырях и народных героях.

Гротеск – Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль – Трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Драма – Род литературы, объединяющий произведения, созданные для представления в театре.

Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).

Житие – жизнеописание знаменитых деятелей церкви и светских лиц, возведенных в ранг святых.

Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.

Загадка – Краткое, требующее отгадки, иносказательное предложение.

Идея – Это мысль, намерение (то, что автор хотел отразить в своем произведении).

Ирония – Притворство, срытая насмешка, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее его под сомнение.

Классификация – Эти деление на группы, разряды, классы.

Композиция – Деление произведения на определенные части, связанные друг с другом сюжетом, особой организацией пространства и времени.

Конфликт – Столкновение двух или более сторон.

Красноречие – Один из жанров древнерусской литературы, прообраз публицистики, в котором авторы давали своим современникам или потомкам назидания, поучения или высказывались по вопросам общественно-политического характера.

Кульминация – Композиционная часть повествования, в которой происходит обозначение путей решения основных проблем и разрешения конфликта, наивысшая точка развития действия.

Легенда – Устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастика, воспринимаемая как достоверность.

Лирика – Род литературы, произведения которого ритмически организованы, имеют стихотворную форму, представляют читателю внутренний мир субъекта, сферу его переживаний и чувств.

Литература – Искусство, предметом которого является слово.

Литота – Преуменьшение (троп, обратный гиперболе).

Метафора – Употребление слова в переносном значении.

Метонимия – Частный случай метафоры, перенос значения на основе смежности явлений, называние целого по его части.

Миф – Жанр устного народного творчества, в котором при помощи художественных образов объясняются явления природы, культуры, религии.

Новелла – Малая форма повествовательной литературы, рассказ, имеющий необычный поворот сюжета.

Оксюморон – Изобразительное средство, сочетание несочетаемых по лексическому значению слов.

Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.

Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»

Очерк – Публицистический жанр, в котором главную роль играет констатация фактов, а не ассоциации.

Пейзажная лирика – Вид лирики, изображающий чувства лирического героя, возникшие у него при общении с природой.

Пейзажно-символическая лирика – Стихотворения, герои которых – люди – скрыты под образами природы.

Песнь – произведение устного народного творчества эпического или героического характера, написанное в стихах.

Перифраз – Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Письмо – Послание адресату, имеющее особые признаки формы: приветствие, адресность, обращение к адресату, формулы прощания.

Повесть – Особая форма эпической литературы, произведение, описывающее отрезок из жизни главного героя.

Поговорка – Часть изречения, эмоционально окрашенная, определяющая какое-либо явление.

Пословица – Это краткое, устойчивое в речи, ритмически организованное, многозначное изречение.

Поэма – Крупное многочастное стихотворное сюжетное произведение.

Притча – Один из жанров религиозной литературы, аллегорический рассказ.

Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Читать еще:  Номинации для коллектива шуточные. Награждения на корпоративе: шуточные номинации и не только…

Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.

Размер – Число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рама – Фрагмент, обрамляющий основное повествование.

Рассказ – Малая форма эпической литературы, которая может существовать как в устной так и в письменной форме, повествующая об одном событии из жизни героя.

Ремарка – Авторский комментарий к реплике героя драматургического произведения.

Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма – Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (стихов).

Род литературы – Группы литературных произведений сходных по смыслу и по направленности: на объект – эпос, на субъект – лирика, на акт высказывания – драма.

Роман – Большая эпическая форма, содержанием которой является судьба отдельной личности в процессе её становления и развития, развёрнутая в художественном времени и пространстве.

Сага – Вид героического эпоса (создавалась германскими народами). В основе – изображение вождя (князя, героя) и его героических деяний.

Сатира – Обличение пороков человека или общественных пороков.

Сарказм – Высшая степень проявления иронии.

Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.

Синекдоха – Частный случай метафоры, называние части по целому.

Сказание – Повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.

Сказка – Рассказ, фантазия с особыми правилами построения и стиля.

Сонет – Стихотворение из 14 строк: 2 катрена на 2 рифмы, 2 терцета на 2 или 3 рифмы.

Сравнение – сопоставление с союзами “как”, “словно”, “будто”, «точно».

Стопа – Основная единица ритма, повторяющаяся группа, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов.

Строфа – Группа стихов, объединённых способом рифмовки, смысловыми и синтаксическими ритмическими единствами.

Сюжет – Цепь событий в произведении.

Триолет – Восьмистишие с рифмовкой по схеме АВаАаbab: где заглавные буквы – тождественные строки(повторяющиеся): 1, 4, 7 – повтор и 2, 8 – повтор. После 2, 4 стиха пауза или точка.

Троп – Изобразительное средство.

Философская лирика – Вид лирики, изображающий мысли лирического героя, обдумывающего проблемы бытия.

Фольклор – 1) Обычаи, обряды и быт народа. 2) Устное народное творчество.

Хорей – Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Цикл рассказов – Объединение ряда рассказов на основе тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля.

Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.

Эллипсис – П ропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Эпитет – Определение какого – либо понятия, предмета, имеющее оценочное значение.

Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.

Эссе – Публицистический жанр, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Юмор – Доброжелательное изображение недостатков человека или общественные явления, которые не носят характера пороков.

Ямб – Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Источники:

http://niv.ru/doc/dictionary/literary-terminology/index.htm
http://lingvistics_dictionary.academic.ru/2424/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0
http://www.sites.google.com/site/legkoucitsavmeste/literatura/slovar-literaturovedceskih-terminov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии