Обломов с близкими в детстве. Как проходило детство Обломова? “проанализировать сон обломова” в произведении

Обломов с близкими в детстве. Как проходило детство Обломова? “проанализировать сон обломова” в произведении

«Сон Обломова и его значение в романе И. А.Гончарова. Анализ главы»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы, 10 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сон Обломова»

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, , презентация Microsoft PowerPoint.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

II. Анализ произведения:

– О чём говорит название произведения?

имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

– Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

В главе “Сон Обломова”

– Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» – сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

– А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон – как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон – как идиллия, мечта.

3. Сон – как предвидение будущего.

– Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон – выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон – символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон – показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

– Какова композиция этой главы?

– Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

( «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
  3. Чудесная страна. Сказки няни.
  4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

– Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)

Читать еще:  Убивает делает еще сильнее. Всё что нас не убивает – делает нас сильнее! Согласны с этим высказыванием и если согласны – то насколько? Жизненные испытания действительно делают сильнее

– Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки? (Работа по тексту с опорой на домашнее задание.)

1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

в) любимые герои этого волшебного мира – Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

2. Отражение древнего представления о “золотом веке” в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса “Мировая художественная культура”):

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой – вечный сон.

3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе “Сон Обломова”: Обломовка –

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

в) мир, где всем ясно, что труд – Божье наказание за излишнюю любознательность.

– Какой образ является в главе “Сон Обломова” центральным, объединяющим все его фрагменты?

Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич – знак повторения отца, его жизни).

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка – мечта-утопия.

– Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность, социальный идеал – патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

– Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Обломовка, модель патриархальной России, – идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов – “обломок”, часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.

сон обломова сочинение

Автор Лен4ик задал вопрос в разделе Домашние задания

Читать еще:  Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки: значение и смысл Из истории пословиц

Как проходило детство Обломова? “проанализировать сон обломова” в произведении. дайте ссылку на сочинение и получил лучший ответ

Ответ от Люся Кульневская[гуру]
Роман Гончарова “Обломов” необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно.
Именно так и произошло с главным героем романа “Обломов”. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.
Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое. А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.
Мать героя “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.
остольное кину на ящик

4u PRO

Как проходило детство Обломова? “проанализировать сон обломова” в произведении. дайте ссылку на сочинение

Читать еще:  Утро в сосновом лесу история создания. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

    Роман Гончарова Обломов необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно.
    Именно так и произошло с главным героем романа Обломов. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован. Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно. Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей.
    Вспомним детство Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый человек в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое. А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.
    Мать героя отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг.
    остольное кину на ящик

  • у меня есть мо собственное сочинение на тему “анализ сна обломова” (“5” поставили за него)) ) если надо – пиши на мыло
  • Источники:

    http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/07/30/son-oblomova-i-ego-znachenie-v-romane-i-agoncharova-analiz
    http://3otveta.ru/2oa-son-oblomova-sochinenie/
    http://4u-pro.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/kak-prohodilo-detstvo-oblomova-proanalizirovat-son-oblomova-v-proizvedenii-dajte-ssilku-na-sochinenie

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии