Об абсолютном слухе за акуловым маслом. Абсолютный музыкальный слух относится к каким способностям? Общие и специальные способности

Об абсолютном слухе за акуловым маслом. Абсолютный музыкальный слух относится к каким способностям? Общие и специальные способности

СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ. СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно, отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.

Общим называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разрешения общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных стороны в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем за примерно одного и того же развития общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями. Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые – к музыке, третий – до технического конструирования, четвертые – к спорту. Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко, Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике. Выделяют следующие уровни способностей:

1. Репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

2. Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которого она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов – “художественного”, “мыслительного” и “промежуточного” (по терминологии И. П. Павлова) – определяет особенности ее способностей.

Относительное преимущество первого сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второго сигнальной системы – мыслительный, определенная их равновесие – средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левой (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет. Однако до сих пор нет единой точки зрения на их природу, структуру, на содержание основных понятий, при помощи которых психологи описывают музыкальные способности и одаренность.

Например, некоторые музыкальные способности принято обозначать в терминах, связанных с названиями сторон и элементов музыкального языка (звуковысотный, тембровый слух, ладовое чувство, гармонический и мелодический слух и т.п.). Иногда их также обозначают в терминах психических процессов и явлений (слуховые способности, мнемические, двигательные, аффективные и т.п.). В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т. п. Б.М. Теплов отмечал ладовое чувство, способность к слуховому представлению, чувство ритма. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и “музыкальное чувство” (т.е. единство музыкальности и творческих способностей). Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но и “творческое чувство”, каким оно существует у композитора. Немецкий психолог Г. Ревеш включал в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности), способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. И это только некоторые примеры расхождений во взглядах на музыкальные способности. К тому же в разных языках существуют свои термины для описания музыкальных способностей и свойств личности, которые невозможно перевести однозначно на другие языки (например, ладовое чувство, или tonal memory).

Каждый вариант структуры музыкальных способностей, выделяемый музыкантами или психологами, содержит в себе зерно истины, отражает до известной степени объективное положение дел.

Причин же расхождений несколько. Одна из них заключается в том, что музыкальная деятельность требует множества разных способностей и они могут комбинироваться различными способами у разных людей и в разных видах музыкальной деятельности. Другая причина состоит в том, что структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека: в разных возрастных группах наблюдается разное соотношение опорных, ведущих и “фоновых” компонентов структуры музыкальных способностей.

На представление музыкантов о музыкальных способностях оказывает непосредственное воздействие их профессиональный опыт (например, работает ли музыкант с начинающими или со студентами консерватории, с композиторами или с исполнителями и пр.), а на теорию психологов – конкретная исследовательская задача (к примеру, К. Сишор разрабатывал массовые тесты музыкальных способностей, а Г. Ревеш изучал музыкальное развитие ребенка-вундеркинда).

Читать еще:  Личная жизнь после проекта: кто из холостяков женился? Холостяк Евгений Левченко и Олеся Ермакова. Жизнь после расставания

Психологическая структура музыкальных способностей у музыкантов и немузыкантов имеет определенные различия: у музыкантов она характеризуется более тонкими и сложными взаимосвязями между отдельными психическими функциями и свойствами, более выраженными индивидуальными особенностями такой связи, что может становиться основой индивидуального художественного стиля. Кроме того, психологическая структура музыкальных способностей у музыкантов тесно связана с конкретной музыкальной специальностью (инструменталисты, певцы, композиторы), спецификой музыкального инструмента и конкретного вида профессиональной деятельности (сольное или оркестровое исполнительство и пр.). Так, способность различать тонкие градации высоты звука – основополагающая в структуре музыкальных способностей у скрипачей, дирижеров или флейтистов в сравнении, например, с пианистами, которых отличает более изощренный фактурный и гармонический слух.

Ту же самую изменчивость можно наблюдать и в соотношении так называемых элементарных и сложных музыкальных способностей. Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) обусловливают возможность полноценного восприятия музыки, пения и музицирования на инструменте. Элементарные музыкальные способности оказываются в функции, подобной функции ног и рук, без которых нельзя играть на рояле, но само по себе их наличие еще ничего не определяет в музыкальном творчестве.

К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской), например, чувство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость и др. (в зарубежной музыкальной психологии последние часто объединяют понятием “музыкальный талант”).

Элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться, раньше обнаруживаются и ранее стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее по темпам. С возрастом и накоплением музыкального опыта наблюдается все более тесная зависимость, все более глубокое взаимопроникновение элементарных и сложных музыкальных способностей. Разные психические свойства и функции (в том числе и не имеющие “прямого” отношения к музицированию) оказываются все более тесно связанными, образуя новые психические структуры, которые психологи иногда называют “новыми органами способностей”. То есть в процессе развития изменяется не только общая структура музыкальных способностей, но и структура каждой отдельной способности – каждого отдельного вида или формы музыкального слуха, памяти, психологического содержания исполнительского движения или интонирования.

Процессы такого изменения не поддаются описанию, поскольку очень индивидуализированы. Можно даже сказать, что структур музыкальных способностей существует столько, сколько музыкально одаренных или просто любящих музыку людей. Наверняка известно только то, что в одних случаях формирующиеся тесные и тонкие взаимосвязи между различными психическими свойствами и функциями приводят к их взаимоусилению, в других – к компенсации (восполнению недостатков), а в-третьих – к блокированию друг друга, своего рода “взаимопогашению” (например, у одних учеников, как говорят педагоги, “голова” помогает слуху, а у других – “мешает” ему, т.е. берет на себя те задачи, которые должен решить слух, и тем самым “блокирует” его развитие).

Абсолютный слух, как не музыкальная способность

Сообщение от Eugene Loza: 14.12.2006 11:28

Абсолютный слух, как не музыкальная способность

ПСИХОЛОГИЯ:АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ КАК НЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Понятие «абсолютный слух» в среде современного обывателя, музыканта-любителя и большинства преподавателей теоретических музыкальных дисциплин граничит с понятием гениальности и совершенной музыкальной одаренности [1]. Бытует даже мнение, что если у ребенка не обнаружился абсолютный слух на первых годах обучения, то из него музыкант не получится, а если он к тому же еще и ноту «не чисто спел», то может навсегда расстаться с музыкальной школой. Поэтому уже на ранних стадиях развития (от года до пяти лет), у ребенка начинают формировать эту «уникальную» способность различными методами и методиками. Однако все они напоминают малокомпетентные охлопсихологические программы по развитию (или коррекции) памяти, в данном случае слуховой, и похожи на обучение буквам алфавита, причем названия семи нот и их звучание, абсолютно вне всякой логической связи, запоминаются ребенком гораздо быстрее, чем алфавит (примерно за полгода или год). Вот пример методики психолога Вина Венгера [3, 20]:
«1. Поставьте ребенка спиной к клавиатуре фортепиано.
2. Нажимайте на клавиши и одновременно произносите названия нот.
3.После того, как ребенок услышал ноту, которую вы сыграли, он должен «пробежаться» по клавиатуре и попробовать с первой попытки отыскать ее…
4. Перед каждым занятием устанавливайте на подставке для нот табличку размером примерно 8 х15 см с записью основных тактов. Нота, которую вы собираетесь озвучить, должна быть четко выделена на табличке… Возможно, у вашего малыша уйдет несколько недель на то, чтобы установить взаимосвязь таблички со звучащей нотой. И только когда он спросит, кратко объясните, что к чему».

Кстати, точно также можно запоминать и название цифр, вот только зачем? Может быть, чтобы воспитать нового В. Лобачевского или С. Ковалевскую?
Американские ученые даже поставили себе задачу найти ген абсолютного слуха в ближайшие пять лет, чтобы облегчить жизнь музыкантам с относительным слухом, которые, по их мнению, слишком много усилий тратят на определение высоты ноты, сравнивая ее с заданным звуком, создавая мало шедевров в последнее время. Но является ли ген абсолютного слуха на самом деле источником гениальности музыканта или источник проблем упадка музыкальной культуры нужно поискать в другом месте, к примеру, в насаждении массовой культуры и ее способности к манипулированию сознанием?
В профессиональной среде музыкантов, выдающихся музыкантов-исполнителей, дирижеров и композиторов об абсолютном слухе не говорят вообще. В лучшем случае объяснят, что такое музыкальный слух. Большинство из этой когорты не обладают абсолютным слухом (в среднем 90%). Достаточно перечислить таких композиторов, как Р.Шуман, Р.Вагнер, П.Чайковский, А.Скрябин, Э.Григ, Дж. Мейербер.
Имеет ли какое-либо отношение абсолютный слух к музыкальным способностям? Или, другими словами, стоит ли искать черную кошку в темной комнате, если ее там нет? Определим основные понятия, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.
Слух в более широком смысле слова – это способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде, т.е. возможность воспринимать колебания плотности различных сред.
Понятие «музыкальный слух» к слуху как таковому, что удивительно, никакого отношения не имеет. Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять различные отношения, функциональные связи между звуками и осмысливать музыкальные впечатления, т.е. включает в себя две главные операции мышления – анализ и синтез! Слово «слух» в данном случае не играет своей определяющей роли, а выступает в роли метафоры к более широкому понятию музыкального мышления. Пользуясь аналогией, можно вывести понятие английского слуха для английской речи или французского слуха для французской речи и т.д.
Слух относительный – способность осознавать и воспринимать ладотональные связи звуков. Музыкант с хорошо развитым ладово-гармоническим чувством способен в ладотональности определить название любого звука. Но, самое главное, ладотональные связи пронизывают все музыкальное произведение, что и делает для него произведением искусства целостным. Относительный слух, таким образом, является органической частью музыкального мышления, помогая осуществлять операцию синтеза.
Абсолютный слух – это память на высоту звуков. Человек с абсолютным слухом может мгновенно в любой момент времени сказать, что за звук ему сыграли. Он просто помнит высоту звука и даже может воспроизвести его подобно граммофону, то есть с помощью механической памяти. Преподаватели сольфеджио в музыкальных школах таких детей очень ценят за «правильное» и быстрое записывание музыкального диктанта и угадывание звуков в долю секунды. Такие ученики сразу попадают в разряд отличников (несмотря на большие пропуски уроков, звуки они всегда отгадают), а преподаватели – в разряд выдающихся педагогов (им удалось «воспитать абсолютника»). Можно, конечно, позавидовать обладателям абсолютного слуха и научиться угадывать звуки (не боги горшки обжигают), но попытки слушать музыку, петь или записывать мелодию отдельными звуками без связи между ними, больше всего напоминают чтение книги сквозь отверстие в картоне размером в букву. И прочитаешь не то, и головную боль заработаешь.
Итак, из определения абсолютного слуха следует, что – это даже не способность понимать музыку, это просто вид памяти на конкретные звуки. То же самое можно сказать о памяти на цвет и различные его сочетания, о памяти на запахи и вкусовые ощущения. Видимо, следует вести речь об особой способности к дифференциации того материала, с которым имеет дело конкретный человек, о превалировании в его мыслительном процессе операции анализа. Но данная способность никак не может являться специальной музыкальной способностью. Проявляясь в музыкальной деятельности, она создает известные трудности для музыканта. Например, при транспонировании знакомого музыкального произведения из одной тональности в другую, при написании и чтении партитур с транспонирующими инструментами, при энгармонизме как отдельных звуков, звуковых комплексов, так и тональностей, при восприятии музыки, записанной на магнитофонную ленту при изменении даже незначительно скорости прохождения ленты. Но самая большая сложность в деятельности музыканта с абсолютным слухом – трудность комплексного восприятия ладотональных структур. При проигрывании ему любого интервала или аккорда, например кварты, он сразу скажет названия звуков, а только потом, сосчитав ступени и определив, что их четыре, ответит, что это кварта. Музыканты без абсолютного слуха сразу слышат весь звуковой комплекс кварты, ее краску и характеристику.
Мы предположили, что абсолютный слух, как специфическая способность к дифференциации, является проявлением стилевых особенностей мышления человека и служит довольно устойчивой характеристикой индивидуальности. Для нашего исследования представляет значительный интерес вопрос о том, как происходит мыслительный процесс у музыканта с абсолютным слухом. Каким представляется «образ мира» у представителей данной профессии.
Для диагностики когнитивного стиля был использован тест Г.А.Берулава “Диффереициальность – интегральность” (“ДИ”) [2], характеризующий индивидуальные особенности понимания, который относится к категории проективных методик и допускает разнообразие всевозможных ответов. Тест “ДИ” состоит из 15 сюжетных картин, при предъявлении каждой из которых испытуемому надо ответить на вопрос “Что изображено на картинке?”
Исследование проводилось на базе Государственной музыкальной школы № 1 г.Севастополя. Было исследовано 22 испытуемых, из которых 11 человек – с абсолютным слухом, куда вошли преподаватели и учащиеся школы (из 600 учащихся и преподавателей) и 11 человек – с относительным слухом (также преподаватели и учащиеся.)
Проведенное исследование показало, что у всех испытуемых с абсолютным слухом сформирован устойчивый дифференциальный стиль (Д – от 73 до 100%). В контрольной группе у испытуемых с ладотональным слухом устойчиво сформирован интегральный стиль (от 93 до 100%).
Дифференциальный стиль мышления музыкантов с абсолютным слухом отличается структурированием ситуации посредством нескольких объектов или фрагментов. Все понятия, которые при этом использовались, носили конкретный характер. На картинках в большинстве случаев выделялись несущественные для общего смысла предметы, находились совершенно незначительные детали. При каждом предъявлении картинки испытуемый сначала долго рассматривал ее (латентный период продлевался в некоторых случаях до 25 секунд), затем следовали слова «не знаю…», после которых шло перечисление несущественных деталей. Общий смысл картинки назывался в среднем в двух случаях из пятнадцати, в остальных – вообще не назывался.
Вот пример описания одной из картинок.
1. Абсолютный слух, преподаватель.
Не знаю, как определить… там капают, убирают, а там вот цветы. Одновременно и лаванда, и бархотки, и ива, и береза, и озеро. Даже не могу сказать. А там вот лебеди плавают.
2. Относительный слух, ученик 6 класса.
Садоводство.
Наблюдения за испытуемыми с абсолютным слухом показывают проявление данной индивидуальной особенности в стиле общения. При поверхностном рассмотрении, это довольно общительные люди, но жесты, мимика, напряженный корпус тела сразу наталкивают на мысль о проблемах в общении, которые компенсируются излишним речевым потоком. Любое пустое пространство (в данном случае звуковое) должно быть заполнено! – вот «девиз» человека с абсолютным слухом или человека с дифференциальным стилем мышления. «Абсолютник» с вами будет говорить «обо всем и ни о чем», либо об одном и том же, делая акцент на различные детали, как будто он боится, что вы его не поймете. Любая незначительная деталь может сыграть огромную роль в восприятии собеседника, так как само понятие «целостность» для него является космическим.
«Антицелостность» людей с дифференциальным стилем мышления легко заметить даже в том, как они одеваются. При кажущейся индивидуальности, в стиле одежды у них просматривается один общий признак – эклектичность. Это не означает отсутствие вкуса у лиц с дифференциальным стилем мышления, именно дифференциация при подборе одежды создает ощущение эклектичности.
Обладая хорошо развитой памятью, «абсолютники» могут владеть большим запасом энциклопедических знаний, помнить обилие формул, высказываний различных ученых, поэтов, музыкантов и склонны к цитированию. Однако синтезирование полученных знаний представляет для них большие трудности, особенно, если попросить «абсолютника» высказать к цитированному ими материалу свое отношение. Таких людей можно встретить не только среди музыкантов, так как «абсолютный слух» является одним из проявлений стиля мышления, в данном случае дифференциального.
Анализ и синтез, как основные операции процесса мышления, неразрывно переходят друг в друга и способствуют адекватному познанию объектов внешнего мира. Индивидуальные особенности процесса мышления могут обнаруживаться в преобладании какой-либо одной из данных операций. При этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из сторон мыслительной деятельности. По мнению С.Л.Рубинштейна «анализ без синтеза порочен» [6,325]. При использовании анализа без синтеза происходит механистическое сведение целого к сумме частей.
Что же происходит с развитием музыкального мышления ребенка, имеющего предпосылки к дифференциальному стилю мышления? У такого ребенка появляется вероятность проявления абсолютного слуха и, вместе с этим, начинает осложняться развитие ладово-гармонического слуха, который является первоосновой развития музыкального мышления (как тонального, так и атонального) и, одновременно с этим, ученик попадает в разряд «гениальных» детей. По мнению многих преподавателей, он уже не нуждается в совершенствовании музыкального слуха и музыкального мышления в целом.
Эксперименты, проведенные нами в Государственной музыкальной школе № 1 г. Севастополя, подтверждают нашу позицию[4]. У детей, обладающих абсолютным слухом, механизмом осмысления событий звучащей музыкальной ткани является смена модальностей. Звуковысотная расчлененность музыкальной ткани затрудняет восприятие целостного образа музыкального произведения, становится помехой на пути к пониманию интонационной сферы музыкального произведения. Установка здесь играет решающую роль, так как при наличии установки нет необходимости в данном механизме перевода. У детей, не обладающих абсолютным слухом, механизмом осмысления интонационной сферы произведения является рефлексия чувственных переживаний, выраженная в свернутой речи. Установка в данном случае не играет решающей роли. Дети с относительным слухом менее подвержены установке.
Исходя из особенностей детей с абсолютным слухом, следует больше внимания уделять развитию у них ладово-гармонического слуха, не делая акцент на проявившуюся способность механического угадывания названия звуков. На уроках сольфеджио – использовать транспонирование номеров сольфеджио, энгармонизм в различных видах, записывать музыкальные диктанты в других тональностях, отличных от исполняемых педагогом на инструменте. На уроках музыкальной литературы – слушать как можно больше непрограммных произведений (которые не имеют названий). На уроках по специальному и (или) дополнительному инструменту использовать транспонирование при чтении «с листа», обращать больше внимание на целостный образ музыкального произведения, его интонационную сферу.
Все это ведет к развитию восприятия всего ладотонального музыкального комплекса как единого целого – пантональности [7], а музыкального произведения в данной системе – как художественного, играющего своей многозначностью, символа.

Читать еще:  Культура поведения: правила этикета и нравственное воспитание. Доклад на тему "культура поведения в обществе"

1.Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух. – М., 2000. – 101 с.
2.Берулава Г.А. Тест для диагностики стиля . – Бийск: НИЦ Би ГПИ, 1995. – 30 с.
3. Венгер В, Поу Р. Неужели я гений? – С-Пб., 1997. – 150 с.
4. Кузьма Н.В. Психолингвистический анализ процесса формирования музыкального мышления у детей с абсолютным и относительным слухом.// Наука и образование – 2003. -№ 4 – с.17-22.
5. Музыкальная ДНК. http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1178843&s
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб: Питер, 2001. – 675 с.
7. Рудольф Р. Тональность в современной музыке. – Л.: Музыка, 1968. – 131 с.
8. Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. – М.: Музыка, 1976. – 367 с.

Дорогие друзья! Прошу прощения кому еще не ответил. У меня сейчас полный завал по всем фронтам. Просьба, если придет на память, молиться за устройство.

Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий,
потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим. (1Пар.9:33)

Заходите в гости : http://bmyr.kiev.ua/ (фонограммы, ноты)
http://formanta.bmyr.kiev.ua/ (Вокальный дуэт “Форманта”)

Абсолютный музыкальный слух относится к каким способностям? Общие и специальные способности

К музыкальному искусству стремится приобщиться много людей, если не на профессиональном уровне, то хотя бы на любительском. Однако это невозможно сделать без музыкальных способностей и наличия слуха. Абсолютный музыкальный слух относится к одному из нескольких видов музыкальных способностей и вызывает массу споров о природе своего формирования. Возможно ли его развить? Давайте попробуем разобраться.

Общие и специальные способности

Ядро музыкальности также составляет:

  • ладовое чувство, позволяющее человеку различать эмоциональную окраску музыки и ее гармонию;
  • музыкально-слуховые представления о высоте звуков, о характере их воспроизведения, порядке движения (сюда же относится умение воспроизводить услышанное на слух);
  • восприятие ритма и умение работать в заданном ритмическом рисунке.
Читать еще:  Предсказания советского школьника льва федотова. Лев Федотов (исследование предсказаний)

Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.

Общие и специальные способности не исчерпываются только вышеперечисленными компонентами, к тому же границы между этими двумя группами не вполне четкие.

Виды музыкального слуха

  1. Внешний (восприятие музыки в реальном времени) и внутренний (умение воспроизводить музыку в воображении).
  2. Абсолютный (умение абсолютно точно распознавать и воспроизводить отдельные звуки и мелодии) и относительный (умение выстраивать мелодию или звукоряд, исходя из ладовых связей и гармонии).
  3. Гармонический (восприятие многоголосных аккордов и партий) и мелодический (восприятие одноголосных мелодий).

Что такое абсолютный музыкальный слух

В свою очередь абсолютный музыкальный слух делится на 2 категории: пассивный и активный. Пассивный – это когда человек в точности может назвать высоту воспроизведенного звука, распознать взятый аккорд или даже назвать ноты, из которых состоит мелодия. Хорошо развитый активный абсолютный слух позволяет человеку в точности воспроизводить заданную мелодию, звукоряд или аккорд.

Абсолютный музыкальный слух относится, по идее, к общим музыкальным способностям, ведь музыкально-слуховые представления находятся именно в этой категории. Однако исследователи ведут жаркие дискуссии по поводу данной классификации.

Во-первых, относить абсолютный слух к общим способностям было бы неправильно, потому что для любого вида музыкальной деятельности более важен относительный слух – умение выстраивать относительные ладовые связи (именно под этим понимают музыкальность). Абсолютный же слух – это уникальное явление. Вместе с тем его наличие не говорит о способности человека понимать музыку, а скорее свидетельствует о хорошей слуховой памяти, которая с точностью фиксирует музыкальную информацию. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что абсолютный музыкальный слух относится к специальным способностям. Опять же, до сих пор не установлено – врожденная ли это способность или приобретенная.

Как осуществить тест на музыкальный слух

Для этого не потребуются изощренные методы – достаточно выполнить несколько простых заданий с помощью напарника.

Желательно, чтобы человек, который проходит тест, стоял спиной к инструменту. Напарник должен взять на клавиатуре произвольную ноту. Испытуемому дается пара секунд, чтобы запомнить её звучание. Затем помощник одна за другой должен играть ноты вразнобой, а испытуемый должен узнать среди них ту ноту, которую держит в памяти. Повторить тест следует несколько раз.

Если человек, который проходит тест, знает название нот, то можно попробовать ту же самую методику: напарник берет произвольную ноту – испытуемый озвучивает её название.

Музыкальный слух подразумевает и хорошее восприятие ритма. Помощник должен карандашом настучать о твердую поверхность определенный ритмический рисунок, который будет длиться 5-7 секунд. Испытуемый должен в точности повторить его.

Выполнить досконально тест на музыкальный слух может не получиться с первого раза – это нормально даже для людей, у которых есть слух. Но если при многократных повторах количество правильных ответов меньше 20-30%, то, скорее всего, музыкальный слух отсутствует или очень слабо развит.

Как развить абсолютный музыкальный слух

Упражнения для развития абсолютного музыкального слуха

Когда осуществляется развитие музыкального слуха, упражнения стоит выбирать для начала самые простые. Когда они будут освоены – можно усложнять задания. Для тренинга понадобится помощник.

Упражнение в целом повторяет упражнение №1 из теста на музыкальный слух. С той лишь разницей, что на этот раз, когда ученик ошибается, ему необходимо сообщить правильный ответ и дать еще раз запомнить звучание ноты, а также ее название (если он владеет нотной грамотой). Педагогические исследования показали, что сообщение правильного ответа улучшает результаты дальнейших упражнений на 25-30%.

Когда предыдущее упражнение будет освоено, стоит перейти к более сложному варианту – музыкальному диктанту. Для него необходимо взять самую простую мелодию – из учебника за 1-й класс музыкальной школы.

Для первого диктанта напарник должен медленно, соблюдая размер и все паузы, сыграть всего несколько тактов, а испытуемый – на слух записать мелодию нотами. Со временем длительность мелодии можно увеличивать, пробовать писать более сложные диктанты. Проверка и работа над ошибками – обязательная составляющая этого упражнения.

Заключение

Тест на музыкальный слух может сказать многое о способностях человека, но далеко не всё. Некоторые испытуемые слишком волнуются, и это мешает им показать весь свой потенциал.

Однако если вы приняли решение развивать музыкальный слух, нужно понимать, что выполнение упражнений должно стать если не ежедневным занятием, то осуществляться не менее 3-4 раз в неделю. При несистематических упражнениях результата достичь будет сложно, а в некоторых случаях его придется ждать годы. Развитие абсолютного музыкального слуха – дело непростое, необходимо вооружиться терпением.

Источники:

http://mydocx.ru/4-18519.html
http://www.fleita.com/forum/showthread.php/374-%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://fb.ru/article/161496/absolyutnyiy-muzyikalnyiy-sluh-otnositsya-k-kakim-sposobnostyam-obschie-i-spetsialnyie-sposobnosti

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии