О происхождении словесного искусства. Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

О происхождении словесного искусства. Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста

Основными методами литературного развития детей являются следующие

Чтение или рассказывание воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  • 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  • 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
    • – чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
    • – чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
    • – чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
    • – настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
    • – кукольный и теневой театр, фланелеграф;
    • – диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
  • 5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
    • – оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
    • – чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Подготовка к чтению включает следующие моменты

  • – обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
  • – определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
  • – подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

  • 1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
  • 2) введение слов — этических оценок поступков героев;
  • 3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
  • 4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

Чтение книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

  • 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
  • 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
  • 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Инсценирование или драматизация – это разыгрывание по ролям содержания произведения. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями.

Читать еще:  Лишь только тот достоин счастья и свободы. «Лишь только тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, «Фауст», XIX век ЕГЭ обществознание

Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей:

«Детское книгоиздательство» — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями («Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель мне помог понять. », «Что узнали мы из книг» и прочее);

«Детская библиотека» — организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе;

«Выставки книг» — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп («Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе» и т. п.).

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Такие мероприятия проводятся примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов. Желательно при их планировании учитывать даты «календаря праздников».

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными датами «календаря праздников» и памятными датами жизни писателей и поэтов.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи»

Гусева Виктория Владимировна
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи»

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Задача сегодняшнего дня – приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. По словам Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.

Чтение и рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала, в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, народных и классических, считаются как наиболее интересный способ организации речевых занятий с детьми.

Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

Органически соединяет в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал её неотъемлемой частью. Изображаемые события и персонажи в песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её. Поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное.

Что необходимо педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?

Прежде всего, иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики. Например, книгу с иллюстрациями Ю. А. Васнецова или альбомы с репродукциями его иллюстраций к фольклорным произведениям. Работы художника можно рассматривать бесконечно долго и каждый раз, словно впервые, удивляться его способности органически соединять декоративную живопись и детский рисунок.

Одним из приоритетных направлений является театральная игра.

Что же такое театральная игра?

Это лучшее средство для их общения, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Читать еще:  Мцыри как романтический герой кратко. Срочно нужно написать сочинение образ мцыри как романтического героя

В инсценировках потешек воспитатели используют различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия :

— для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

— для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;

— для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

Ни с чем несравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед за педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед — определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т. д.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры.

В сказке, особенно в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них качества.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Восприятие сказки способствует развитию познания ребенком объективной действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связано с непосредственным личным опытом.

Своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3—4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложившийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом.

Особенности восприятия литературных произведений в младшем дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

1. Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми им для осознания литературного произведения.

2. Помогать детям, соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературного произведения.

3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.

4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, правильно оценивать их.

Известный писатель Валерий Брюсов писал: “Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга”.

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой является – воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Ребенок, приученный, слушать и анализировать художественные произведения отличается:

Читать еще:  Списки иностранных (национальных) имен. Найди своего тезку: почему в разных странах такие похожие имена

• высоким интеллектуальным уровнем развития

• широкими познавательными интересами

• грамотной, хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной

• верными нравственными ориентирами

• умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе» Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карпова,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по изобразительному искусству» Подготовила воспитатель Макаревич И. М. Уважаемые коллеги! Для правильной организации предметно – развивающей среды в образовательной деятельности.

Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времён люди выражали.

Приобщение детей к изобразительному искусству Детское художественное творчество это создание нового значимого для самого ребнка продукта его деятельности: это придумывание.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности» Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько.

Основные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству

(по Н.Н. Фоминой)

1. Восприятие– основа зрительной памяти, образного мышления.

2. Сравнение – основной путь организации сознательного восприятия, активизации мышления.

3. Сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием музыки и литературы – активизация образного мышления и творчества. Для активизации внимания, создания творческой атмосферы на занятиях активно используются отрывки из музыкальных, стихотворных произведений и т.д.

4. Игровые формы деятельности. На занятиях используются приемы драматизации и уподобления с детьми младшего школьного возраста. Учебно-иммитационные и деловые игры для подростков.

5. Метод плавного погружения в тему. Использование музыки, через эмоциональный рассказ, анализ работ мастеров активизируется желание творить. Самостоятельная работа – сам процесс творчества.

6. Упражнение – метод, цель которого разгрузить творческую деятельность, расковать образное мышление.

7. Дифференциация задания. Деление детей на группы для выполнения творческой работы.

8. Демонстрация детских работ. В конце занятия детские работы показываются всей группе, обращается внимание на положительные моменты. Недостатки работ обсуждаются индивидуально.

9. Обобщение темы. Каждый цикл занятий по одной теме заканчивается коллективной или индивидуальной творческой работой.

10. Практическая значимость результата работы. Максимальное использование детских работ в практической деятельности, такой как закладки, подарки, оформление помещения.

11. Раскрытие связи искусства с жизнью (26).

Вариантов разработки программ великое множество. Это зависит от тематической направленности лагерной смены, от возможностей педагога, от запросов детей, записавшихся в кружок. Программы работы с детьми могут иметь искусствоведческую направленность и тогда в основном содержание занятий будут составлять беседы об искусстве и культуре, экскурсии в музей и картинные галереи. Программа может иметь общекультурный уровень, основанный на полихудожественном подходе к преподаванию искусства и использовании разнообразных изобразительных техник и материалов. Программа может носить развивающий характер и строиться на основе серии упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти и воображения, так необходимых для художественно-творческой активности. Программа может быть мульти- или монотехнологической, опирающейся на разнообразие или одну технику обработки того или иного материала (аппликация, батик, оригами, бисероплетение, художественная роспись по дереву). Программа может быть тематической и раскрывать подробно связь искусства с жизнью («Культура башкирского народа», «Традиции казачества на Южном Урале», «Уральские сказы Бажова» и др.).

Ниже представлены варианты – образцы краткосрочных образовательных программ для детских оздоровительных лагерей, тематических планов занятий художественным творчеством с детьми, серии упражнений, инструктивных карт, разработанных педагогами дополнительного образования Центра детского творчества Орджоникидзевского района города Магнитогорска, входящими в творческую группу по художественно-эстетическому образованию, рисунки к серии упражнений на развитие творчества выполнены студентами ХГФ МаГУ.

Варианты тематических планов занятий

Источники:

http://m.vuzlit.ru/443621/pedagogicheskie_usloviya_ispolzovaniya_metodov_priemov_priobscheniya_slovesnomu_iskusstvu_detey_starshego_doshkolnogo
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-priobschenie-detei-k-slovesnomu-iskustvu-razvitie-literaturnoi-rechi.html
http://studopedia.ru/9_118655_osnovnie-metodi-i-priemi-priobshcheniya-detey-k-izobrazitelnomu-iskusstvu.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии