О единственном сыне графа шереметева и прасковьи жемчуговой. Прасковья ивановна жемчугова-шереметева Какие кинофильмы посвящены крепостной актрисе шереметьева жемчуговой

О единственном сыне графа шереметева и прасковьи жемчуговой. Прасковья ивановна жемчугова-шереметева Какие кинофильмы посвящены крепостной актрисе шереметьева жемчуговой

История любви. Шереметев и Прасковья Жемчугова

Н.И.Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, 1803

Много написано об этой большой и светлой любви.Мне хотелось познакомиться с подробностями этой почти сказочной истории.Возможно вам тоже будет интересно.

Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем.

Шереметев также вписал свое имя в историю отечественной культуры как выдающийся театральный антрепренер, создатель одного из лучших театров в России. В Кускове, в своем имении, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных.

Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России.

На его представления стекался весь цвет московской публики, и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию.

Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова). Она родилась в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в Параше (уменьшительная форма имени Прасковья) необыкновенные артистические способности.

Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов.

В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.
Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы “Самнитские браки” Гретри – зал заходился в общем рыдании.

Даже Император Павел, до болезненности не любивший выезжать из своего Михайловского замка, несколько раз покидал Петербург только для того, чтобы послушать ее удивительное пение. Со временем среди ее постоянных поклонников окажутся и последний польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог — император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и многие другие знатные особы. Первый ошеломительный успех пришел к Прасковье Жемчуговой в самом начале 1780-х.

Она спела главную партию в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за свое право на счастье. Этот образ во многих чертах отражал жизненную драму самой Прасковьи Жемчуговой, ведь личная судьба крепостной актрисы была непростой и драматичной.

В 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково. Управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову. Впечатление его было незабываемым: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича. Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест.

Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф раз и навсегда для себя решит: «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь». Условности и понятие о дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса!

Прасковья была под стать Шереметеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.
Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.

Все знали об их отношениях – никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно – настолько непорочным был весь ее образ.

Читать еще:  Понятие русская классическая литература. Отрывок, характеризующий Классическая литература

Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп – в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье – Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой – и горечь этого положения убивала ее.
Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой.

3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, наследника несметных шереметьевских богатств. Шереметев немедленно изолировал ребенка, чтобы предотвратить возможность заражения его туберкулезом. Матери лишь издали показывали сына.

Шереметьев собрал самых знаменитых врачей, ничего не жалел, но коварная болезнь оказалась сильней. 23 февраля 1803 года Прасковья Ивановна скончалась. Похороны тоже были почти тайными, в последний путь знаменитую актрису провожали в основном крепостные актеры, ее товарищи по сцене. Среди провожающих был архитектор Джакомо Кваренги, который преклонялся перед ее выдающимся дарованием.
Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:

Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала.

Шереметев сделал из спальни Прасковьи Ивановны мемориальную комнату, завещав не прикасаться к сей комнате и блюсти ее как святыню.
По завещанию Прасковьи Ивановны Шереметевой были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедны В память о любимой жене граф Шереметев построил в Москве Странноприимный дом.(ныне – НИИ им. Склифосовского).

Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома — в виде античного саркофага с надписью на французском языке:

“Я верю, что ее ускользающая тень

Блуждает вокруг и сегодня,

Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ

Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно. “

Граф пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь бедным. А между тем сам он был крайне скромен в оценке собственных заслуг и равнодушно относился к придворным званиям, называя себя «простым добрым человеком». В мемуарах очевидца мы читаем: «…Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным».

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества.

Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре – как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.
Хочется закончить свой небольшой рассказ об этих замечательных людях словами из завещания Н.П.Шереметева.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел

я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять

Как крепостная Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой

Шереметевы верили, что в крестьянстве таятся лучшие качества русского народа

Графы-вольнодумцы

Сожительство помещиков со своими крепостными девками было обычнейшим явлением в Российской империи. А вот браки с крестьянскими девушками, хоть бы и отпущенными на волю, считались предосудительными у дворян. Следовательно, самую замечательную роль в возвышении девицы Параши, влившей крестьянскую кровь в старинный дворянский род, сыграла не она, а её свободный от предрассудков муж – граф Николай Петрович Шереметев.

Вольнодумство было вообще, видимо, в крови у Шереметевых. Старший (от второй жены) сын фельдмаршала графа Бориса Шереметева, крёстный сын самого Петра Великого, Пётр Шереметев в 30 лет стал одним из богатейших людей России. Он женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской и получил в приданое обширные имения со 140 тысячами крепостных душ. Вместе с его родовым достоянием, в собственности графа находилось больше 200 тысяч крепостных крестьян.

Читать еще:  Зоны фен-шуй. Секторы фен-шуй. Сектора и зоны квартиры по фен шуй, накладываем Багуа или Ло-Шу на план.

Пётр Шереметев, как пишут о нём, «жил в своё удовольствие, не обременяя себя службой». Он выписывал из-за границы множество книг, среди которых были труды Вольтера, Дидро, Монтеня, и составил богатую библиотеку. В подмосковном имении Кусково он продолжил собирание картинной галереи, начатое его отцом. Там же и в другом имении – Останкино – он создал театр из крепостных, больше всего прославивший его имя.

Но главное, что Пётр Шереметев верил в превосходные качества простого русского народа, в то, что русские не менее всех европейцев способны к высоким искусствам.

Воспитание Прасковьи

Его единственный взрослый сын Николай в полной мере унаследовал взгляды отца. Ему нравилось самому заниматься делами домашнего театра. Но его знакомство с Прасковьей Ковалёвой произошло случайно.

Прасковья, младше Николая на 17 лет, родилась в одном из дальних имений, перешедших к Петру Шереметеву вместе с приданым княжны Черкасской. Посетив как-то раз это имение, старый граф обратил внимание на маленькую девочку со звонким голосом и распорядился отдать её на воспитание к своей родственнице – княгине Марфе Долгоруковой. В деревне девочку ждала бы незавидная участь – её отец, хоть и был мастеровитый кузнец, часто напивался и поколачивал жену и детей.

В 11 лет Параша Ковалёва вышла на сцену театра в Кусково и поразила всех своим пением. Присутствовал там и Николай Шереметев, только что возвратившийся с обучения из Европы. Молодой граф принял участие в дальнейшей судьбе девочки, натаскивая её в актёрском и вокальном мастерстве. Совместные занятия сблизили их. Прасковья (которой дали сценический псевдоним Жемчуговой) подрастала. Шереметев пленился чистой юной душой крестьянки. Он сделал из неё высококлассную актрису, но самое главное – он в неё влюбился, как ни в кого в своей жизни. В 33 года (Прасковье было 16) он поклялся, что не женится ни на ком, кроме неё.

И Прасковья ответила ему взаимностью, хотя до поры их отношения не афишировались. Только после смерти Петра Шереметева в 1788 году молодой граф взял 20-летнюю актрису к себе в дом. К тому времени Жемчугову уже почтила сама Императрица Екатерина II, наградив её алмазным перстнем за её игру.

Поздний брак и ранняя смерть

Вероятно, то были лучшие годы их совместной жизни. Но Николай не оставлял надежды венчаться со своей избранницей. Для этого он даже попытался выправить ей подложные документы, будто она происходит из рода пленных шляхтичей Ковалевских. Показав свой театр Павлу I, Шереметев надеялся получить от него согласие на брак с крепостной, но Император, хотя и восхитился игрой Прасковьи, и слышать о том не захотел. Николая Шереметева, одного из богатейших наследников России, которого прочили в мужья своим дочерям многие знатнейшие особы, окатывали в обществе холодным душем презрения за его страсть к мужичке.

В 1798 году Шереметев дал своей избраннице вольную, а в 1801 году обвенчался с ней. Согласия на брак от Императора Александра I он также не получил, но сумел выхлопотать благословение у митрополита Платона (Левшина). В начале 1803 года больная туберкулёзом Прасковья Шереметева родила Николаю сына Дмитрия, а через три недели скончалась.

По её завещанию, Николай Шереметев начал строительство Странноприимного дома (богадельни) в Москве, за что в том же году его почтил наградами Император, признав заодно и законность его сына.

Если вам понравилась публикация – не забудьте:

– нажать “палец вверх”;

– подписаться на канал;

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Жизнь – театр

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

Читать еще:  Дубровский анализ произведения. Анализ произведения "дубровский" пушкина, образы героев

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

30 июня 1787 года, день, когда поместье Шереметевых посетила сама Екатерина II. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев. . Сын после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и вывела его из загула. После этого в его сердце зародилось огромное, сильное чувство.

Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи навсегда запретили ей петь. 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе.

Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил венчаться с любимой.

Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.
Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.
(знаменитый портрет Жемчуговой в полосатом капоте написал крепостной художник Шереметева — Иван Аргунов)

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Император Александр I

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. ПАМЯТНИК ЖЕМЧУГОВОЙ

Из знати на похороны никто не пришёл — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.
Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. Ее портреты — это далеко не все, что осталось потомкам после смерти Прасковьи. Ее супруг выполнил последнюю волю покойной, достроив странноприимный дом на Сухаревке (это был его московский дом), в котором сегодня расположен знаменитый Склиф – научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша,
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица. (Анна Ахматова)

Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источники:

http://www.proza.ru/2015/03/21/1373
http://zen.yandex.ru/media/id/5aaab3e59d5cb3ab0d6fa614/5cc8021c72ad6900b316ea3a
http://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43833449186/Velikie-istorii-lyubvi.-SHeremetev-i-ZHemchugova

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии