53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственный выбор в рассказе матренин двор. Нравственные проблемы в рассказе «матренин двор»

EduFiles.ru — ГДЗ, сочинения, презентации.

Каждый человек способен сам выбирать путь, по которому он будет следовать в жизни. Мы можем жертвовать всем ради других, или же наоборот, думать лишь о собственном обогащении по средствам окружающих людей. В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» мы встречаемся с женщиной-праведницей, которая всю свою жизнь безотказно и безответно помогает окружающим. И это является ее собственным нравственным выбором.

Основные нравственные стороны характера главной героини Матрены, которые ценит в ней автор, заключаются в ее доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрена проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом ничего не просила взамен.

Удивительно, как обычная женщина, пережившая смерть мужа на войне, похоронившая шестерых детей, сумела не утратить собственных нравственных идеалов. Она не озлобилась на окружающий мир и государство, которое не платило ей пенсии за работу в колхозе, не стремилась к накопительству материальных ценностей, не гналась за модой.

В то послевоенное время, которое описывает Солженицын, богатство перестало принадлежать народу, люди, сами не заметив того, стали рабами государственного устоя. Читатель наблюдает процесс подмены нравственных ценностей. Добро перестает быть главной человеческой ценностью, на смену ему приходят жажда наживы и стремление к богатству. С помощью образа Матрены автор демонстрирует «праведного» человека, который сохранил собственные жизненные стремления и духовные ориентиры до самой смерти.

Смерть Матрены ничего не меняет. Самые близкие к женщине люди демонстрирую свою нравственную низость даже на похоронах. Автор ясно дает нам понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого, они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь способах материальной наживы.

И только автор всего повествования, который жил рядом с Матреной, сумел рассмотреть в ней праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В своем рассказе А.И. Солженицын продемонстрировал нам мир, в котором жили люди в начале 50-х годов прошлого века. Он показал читателю, насколько пагубным может быть влияние среды обитания на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть человечными, у них пропадает чувство сострадания, они становятся жестокими и черствыми по отношению друг к другу. И только такие личности как Матрена смогли сохранить в себе человека. Автор показывает крепкий русский характер женщины, доброту, сочувствие ко всему живому. И даже убогий быт не смог сделать убогими сердце и душу Матрены.

Автор по средствам рассказа «Матренин двор» призывает нас учиться на ошибках прошлых поколений, становясь более гуманными и высоконравственными. Ведь никто не станет отрицать, что нравственность и умение сочувствовать окружающим являются основными человеческими ценностями.

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы – всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.
Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:
— Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.
Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии…»
Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком – всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.
Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
Этими словами и заканчивается рассказ.
В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

Читать еще:  Знаменитые люди италии кратко. Туризм в Италии – удивительные достопримечательности, которые стоит посетить

Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”

Рассказ Солженицына “Матренин двор” повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы – все это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нем – сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться

Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын – замечательный русский писатель, воевал, с 1943 – 1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено. В 1962.

Система образов повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына В центре изображения простой человек, ни­чем не примечательный зэк Иван Денисович Шухов. Крестьянин и фронтовик, Шухов оказался “государственным преступником” и “шпионом” и попал в один из сталинских лагерей. Он ушел.

Проблема нравственного выбора в романе А И Солженицына “В круге первом” Творчество А. И. Солженицына – это целая эпоха. Его произведения – это документальные свидетельства трагических фактов советского времени. Он писал о том, о – чем боялись писать многие в тот.

Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Иван Денисович Шухов – заключенный. Прообразом главного героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого автора и других узников послужил.

Неведомый прежде Архипелаг Времена не выбирают, В них живут и умирают. А. Кушнер Двадцатый век закончился. Наверное, это было самое стремительное и неповторимое столетие за всю историю человечества. Какие только события не заставляли.

Читать еще:  Самые знаменитые картины импрессионистов. Мир глазами импрессионистов, картины известных художников

Повесть “Матренин двор” соединяет в себе признаки очерка и сказа Примером подобных очерков можно считать “Записки охот­ника” И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вы­мышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом.

Страницы книги А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” Я думаю, верховному прокурору было трудно приноровить­ся, и его еще не исхудавший зад торчал во славу совет­ской юстиции”. Во втором томе тоже две части: 3-я “Истребительно – трудовые” и 4-я.

Сочинение по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать.

Не стоит село без праведника Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров.

“Настоящий писатель – то же, что древний пророк”. А. П. Чехов Памятник запытанным на следствии, растрелянным в подвалах, умерщвленным на этапах и в лагерях – создан. Л. Чуковская Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия.

Характеристика образа Руськи (Ростислав Вадимович Доронин) Руська (Ростислав Вадимович Доронин) – самый молодой зэк на шарашке. Красавец с пышной шевелюрой и веселым, плутоватым, располагающим лицом. Попал на Лубянку, едва поступив в Московский университет, по подозрению в.

Тема свободы в произведениях Солженицына В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно.

Читать еще:  В чем состоит художественное своеобразие повести временных. Анализ «Повести временных лет

Сочинение размышление над романом Солженицына “Архипелаг Гулаг” Солженицын у некоторых из нас перекликается с наименованием творения, открывшего истину о происшествиях, происходящих в нашей стране в период правления грандиозного деспота. Деспота, который увековечил всю свою сущность в шестидесяти.

Публицистическое исследование романа “Архипелаг ГУЛАГ” Чтобы спокойно и объективно оценить “Архипелаг ГУЛАГ”, надо выйти из того шокового состояния, в которое погружает нас книга. Мы – каждый – испытываем потрясение от материала, который разворачивает писатель, от.

Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына “Матренин двор”) С ее терпеньем безнадежным, . С ее избою без сеней, И с трудоднем пустопорожним, И с трудоночью – не полней. Со всей бедой – Войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой.

Герой повести-рассказа Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой – сам.

О книге “Архипелаг ГУЛАГ” Публикация “Одного дня Ивана Денисовича” вызвала откли­ки тысяч людей. Среди них были “зеки” из крестьянства, духо­венства, интеллигенции. От тех, кого огульно называли “врагами народа”, Солженицын получил тысячи писем с рассказами.

Образ главного героя в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал. А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем повести “Один день Ивана Денисови­ча” А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного.

Художественный мир Солженицына Солженицын несколько раз высказывал недоверие к романному жанру с его обширной системой персонажей, разветвленной сюжетной структурой, значительной временной протяженностью. Он говорил, что в его прозе должно быть тесно, имея в.

Суровая правда в рассказе “Матренин двор” Редактор журнала “Новый мир” А. Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа “Матренин двор” с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына.

Сейчас вы читаете: Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”

Источники:

http://edufiles.ru/349-problema-nravstvennogo-vybora-v-rasskaze-ai-solzhenicyna-matrenin-dvor.html
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7334-problema-nravstvennogo-vybora-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matrenin-dvor
http://studentguide.ru/solzhenicyn-a-i/problema-nravstvennogo-vybora-v-rasskaze-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector