2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственные искания печорина. Какие философские проблемы ставит м.ю.лермонтов в романе «герой нашего времени»? Какие нравственные проблемы поднимает писатель по роману Герой нашего времени (Лермонтов М

Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах. Михаил Юрьевич решил написать роман «Герой нашего времени» в котором главный герой вобрал в себя образ не самых хороших качеств человечества.

Главный герой Печорин русский офицер, который, по сути, не знает, чего он хочет в жизни. Лермонтов хочет показать читателю на примере главного героя романа, что эгоизм, цинизм это не есть хорошо. Печорина описывают три человека автор, сам Печорин пишет о себе дневник и Максим Максимыч, который непосредственно общается с самим Печориным. Офицеру очень скучно в этом обществе, он не знает чем себя занять в жизни и пытается себя развлечь.

Печорину все равно, что своими действиями он приносит остальным людям дискомфорт. Ему очень хочется, чтобы его любили все, но сам любить он не намерен. Михаил Юрьевич Лермонтов написал роман, состоящий из повестей с разными названиями, они идут в разбросанном порядке и заставляют читателя додумывать некоторые моменты.

Печорин, украв Бэллу и заточив ее в крепости, вначале пытается расположить ее к себе, но очень быстро теряет к ней интерес, о чем делится с Максим Максимычем. В Печорине мелькают некоторые зачатки хорошего человека, но шансы на то, что он изменится, очень малы. Печорин полное воплощение эгоизма, он не понимает, почему он приносит людям лишь боль и разочарование.

Иногда Печорин задается вопросом, для чего он живет и какая миссия у него на этой земле. Он вроде и жалеет свою любовницу Веру, которая его так любит, но не делает ничего для того чтобы не причинять ей страданий. Он влюбляет в себя девушку Мэри лишь из-за того что она понравилась его некогда другу. В итоге он убивает своего друга на дуэли, а девушке разбивает сердце.

В главе под названием «Тамань» он разрушает жизнь бедного, слепого мальчика. Он вмешивается в жизнь контрабандистов и они испугавшись бегут оставив слепого парнишку на произвол судьбы.

В одном из своих дневников Печорин пишет о том, что в нем словно живут два человека. Один человек совершает все эти необдуманные не очень хорошие поступки, а второй человек, живущий в нем, не одобряет его действий, но по-другому Печорин поступить не может.

Печорин не хочет признаться себе в том, что это он виноват во всех своих бедах. Ему выгоднее думать о том, что это общество ему мешает и не хочет принимать его таким, какой он есть.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения

Читать еще:  Общеобразовательные школы дополнительным музыкальным образованием. Школа с музыкальным уклоном

«Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф

Образ Олеси остаётся и сейчас недостижимым идеалом для многих девушек. Чем же привлекала эта героиня читателей?

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведение «Муму» — одно из лучших Ивана Тургенева. Писатель пишет нам о временах крепостничества, о безжалостных и несправедливых отношениях крепостных и господ, о беззаконии крепостного в жизни.

Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Нравственные проблемы времени.

2. Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа и воплощение нравственных проблем времени.

3. Нравственная деградация Печорина.

4. Трагизм Печорина — трагизм времени.

5. Роман Лермонтова — «история души человеческой».

1. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1837—1840) — вершина творчества писателя. Это социально-психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование души человеческой. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. В предисловии к роману главный герой — Печорин — характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Автор, перекладывая часть вины на общество, на среду и воспитание, в то же время не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой — в преодолении индивидуализма, порожденного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.

2. Сюжетообразующим персонажем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выступает Печорин. Его образ проходит через весь роман и связывает все его части. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетенным. Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли. встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Именно их он имеет в виду, когда говорит о приятелях Вернера — «истинно порядочных людях».

Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, страшно снизили свойственную ему жизненную активность. Вот почему Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой». Печорин понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает: «Зачем я жил? для какой цели я родился?»

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотичного эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе. По словам Белинского, «алчущий тревог и бурь»,бешено гоняющийся за жизнью, «ища ее повсюду», Печорин проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. «Наполеоновская проблема» — центральная нравственно-психологическая проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени», это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам несчастен.

Читать еще:  Певица ханна до и после операции. Ханна и сенсационные пластические операции: новое лицо – путь к успеху

3. В повести «Бэла» Печорин предстает безжалостным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает ее. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. мне с нею скучно». Герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего не хватает Печорину. Если судить о Печорине по повести «Бэла», то это чудовище, которое, не задумываясь, жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. Но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от имени Максима Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяют Янко, «ундина», слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. И Печорин позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Печорин чужой и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.

Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой — это его исповедь. Здесь мы видим не простое повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, разбивает сердце Мери, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в этом обществе, и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга. «Насыщенная гордость» — так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен Максим Максимыч. Ради пустого любопытства разорил он гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного равенства. Победив в схватке с убийцей, Печорин впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает возможность осмысленной деятельности. Еще один нравственный закон: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», — рассуждает он. «Я иногда сам себя презираю. Не оттого ли я презираю и других?» Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что «его душа испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда как другая жива к услугам каждого».

Читать еще:  «Я не чувствую себя защищенной»: откровения героя «Пусть говорят», решившего сменить пол. Ильяс ляляев стал анжеликой романовой

«Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе применения в жизни, поэтому в характере героя существует двойственность. По собственному признанию Печорина, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой — смотрит со стороны и судит его.

4. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту. Но свободы моей не продам». Но истинной свободы — свободы духовной — он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

5. Лермонтов в романе уделяет особое внимание психологическому миру, «истории души» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц романа способностью глубокого самоанализа. Покоряя психологической правдой, он показал ярко индивидуального, исторически конкретного героя с четкой мотивировкой его поведения.

Какие философские проблемы ставит М. Ю. Лермонтов по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтов поднимает целый ряд философских и нравственных вопросов. Во-первых, в романе показана проблема взаимодействия человека с природой. Автор показывает естественную среду добрым и благодатным началом, целительным для измученной души Печорина.

Герой тонко чувствует и понимает природу, однако он — человек «цивилизации» и явно противопоставлен «естественным» горцам – Азамату, Бэле, ундине, контрабандистам и др.

Вместе с тем именно созерцание природных картин часто наводит Печорина на философские рассуждения.

Остро звучит в романе проблема поиска смысла жизни. Неприкаянный лермонтовский герой мучительно ищет ответ на извечный вопрос, пытается угадать собственное предназначение. Он обладает твердой волей и стремится к активной жизни, поскольку недоволен бесцельным существованием. Но его попытки окунуться в полноту жизни оборачиваются разрушением судеб окружающих людей. Не найдя идеала, Печорин вопрошает себя: «Для какой цели я родился. ». Он отбросил романтические иллюзии, вынужденно бездействует либо от скуки растрачивает силы на недостойные поступки.

Автор большое значение придает понятиям счастья, любви и дружбы.

Но его Печорин полон скепсиса и понимает их искаженно. Счастьем для него является «насыщенная гордость». Радости и страдания окружающих эгоистичная натура воспринимает лишь через призму отношений к себе, которые подпитывают душевные силы. Любовь и дружба, по мнению Печорина, утратили ценность: в дружеских привязанностях «один всегда раб другого», а любовные отношения – лишь удовлетворение честолюбия. Естественные чувства стали недоступными для героя из-за его же мировоззрения. Он не готов впустить другого человека в свой внутренний мир.

Весь роман проникнут основным философским вопросом – проблемой рока и свободной воли личности. Особенно ярко он показан в завершающей части, озаглавленной «Фаталист».

Историей с Вуличем Лермонтов показывает значимость довлеющего над человеком рока. В то же время обезоруживший убийцу Печорин утверждает значимость личностной воли, опровергая предопределение.

Философская повесть наполнена идейно композиционным значением. В финале Лермонтов придает роману жизнеутверждающее звучание. Писатель призывает к активной и деятельной жизни, заставляет нас размышлять над собственным предназначением. И в этом выражена его авторская и гражданская позиция

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/nravstvennye-problemy-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni
http://studopedia.ru/17_83445_vopros—nravstvennie-problemi-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=7509

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector