Ноздрев время разговора мертвых душах. Cочинение «Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

Ноздрев время разговора мертвых душах. Cочинение «Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире анализ эпизода сочинение

«Мертвые души» – одно из самых знаковых произведений русской литературы 19 века, а его автор, Николая Гоголь – истинный мастер пера, точно раскрывающий характеры героев. Один из главных моментов произведения – встреча Чичикова и Ноздрева в трактире. Этот момент имеет огромную роль в анализе читателем характеров главных героев и их замыслов.

Судьбы и поводы для приезда в трактир Чичикова и Ноздрева довольно разные, как и их характеры. Первые приезжает туда с определенной целью побольше узнать о местных жителях и людях, которых прежде всего стоит посетить, относится серьезно ко всякому делу и производит впечатление собранного и расчетливого человека, совершающего обдуманные поступки. Ноздрев же на первый взгляд совсем другой. Рассеянный и беспокойный любитель выпить, он стал объектом интереса Чичикова.

Главный герой застает Ноздрева после проигрыша в одной из его любимых азартных игр. Чичикову он кажется слишком самонадеянным, его слова не лишены пошлости, а действия и разговоры только подтверждают недостатки характера и вредные привычки. Главный герой делает вывод о грубости и невоспитанности Ноздрева, когда тот обращается к нему на «ты». Ноздрев растрачивает свою жизнь на развлечения. Внешняя уверенность не может скрыть внутренней пустоты и бестактности.

Чичиков на протяжении всего разговора очень молчалив и внимателен. Он не похож на местных помещиков, не слишком отличающихся от Ноздрева. Анализируя поведение собеседника, главный герой делает вывод о его простоте, задумывается над предложением о сделке. Ноздрев в глазах Чичикова – авантюрист. После разговора главный герой узнает, что совершить выгодную для себя сделку с местным помещиком крайне сложно, ибо тот хоть и позволяет себе многое, но любит жить за чужой счет, извлекая выгоду из любой ситуации. В данной сцене можно заметить способность Чичикова подстраиваться даже под неприятных ему людей. Главный герой ведет себя осторожно c человеком, который может дать ему определенные перспективы. Чичиков ищет простые пути достижения цели за счет окружающих. Он готов терпеть даже самых глупых, грубых и заносчивых людей, не говоря ни слова об их недостатках.

Данная сцена помогает читателю проанализировать личность Ноздрева и убедиться в скверности его характера. Фрагмент имеет большое значение в раскрытии замыслов, характеров и тайных желаний героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

Популярные сегодня темы

Одним из основных персонажей произведения является Юлий Капитоныч Карандышев, официальный жених главной героини пьесы Ларисы Дмитриевны Огудаловой.

Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.

В рассказе «Беда» Михаил Зощенко описывает русского человека и большую проблему существующую и по сей день – пьянство. Многие имея хорошую силу воли, могут долгое время лишать себя всего

Среди множества полотен описывающих красоту и уникальность природы Украины следует выделить произведение живописи Архипа Куиджи. Этому есть ряд причин.

Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.

Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – степенного, серьезного, собранного. Однако существует гипотеза, что все помещики, которых посещает Чичиков, являются в какой‑то степени его двойниками, со всеми ними его что‑то объединяет. В частности, с Ноздревым объединяет их то, что оба они так или иначе плуты, но Ноздрев – плут «бескорыстный», а Чичиков – плут‑предприниматель. Впрочем, при сходстве этого внутреннего зернышка характеры их и манера поведения различны. Это можно проследить уже на материале эпизода в трактире.

Чичиков останавливается в трактире с определенной и естественной целью – дать отдохнуть лошадям и подкрепиться самому. Относился он к «господам средней руки», которые обладают прекрасным желудком – «завидным даянием неба», как говорит о нем автор. Поэтому Чичиков заказывает блюдо серьезное – поросенка, да чтоб непременно с хреном и сметаною. За едой он расспрашивает хозяйку обо всем, что касается ведения трактира, ее семейного достатка, разузнает, какие в окружности живут помещики. В общем, ни на минуту не забывает о своем основном деле. Зачем остановился у трактира промотавшийся, проигравшийся, не имеющий денег заплатить даже за рюмку водки Ноздрев, так и не становится понятным. Скорее всего остановился потому, что просто не может проехать мимо какого‑либо трактира, зная, что там нередко можно повстречать кого‑нибудь, положить начало очередному приключению.

Читать еще:  Икона святого андрея первозванного значение. Апостол андрей первозванный - святые - история - каталог статей - любовь безусловная

Так и случилось. Ноздреву «посчастливилось» встретить Чичикова, последнему же можно лишь посочувствовать, потому что для него это была завязка приключения вряд ли интересного и желанного. Ноздрев, зайдя в трактир, тут же будто заполняет собой все пространство, на задний план уходят и Чичиков, и зять Ноздрева, и хозяйка, которой удается предложить новому посетителю, забывшему, что в трактирах принято обедать, лишь рюмку анисовой. Ноздрев безмерно рад видеть Чичикова, представляет его зятю как человека родственного и приятного ему, убеждает, что видит в их знакомстве и встрече чуть ли не вмешательство самой судьбы: «Мижуев, смотри, вот судьба свела: ну что – он мне или ему?». Правда, никакого уважения в его отношении не видно: обращается он исключительно на «ты», называет нашего героя «брат Чичиков» и за весь разговор не дает ему вставить практически ни слова. Не дождавшись даже ответа на приветствие, Ноздрев заявляет, что он с ярмарки, да так проигрался, что приехал на «обывательских», при этом он сам нагибает голову Чичикова, чтобы тот в окно увидел его «экипаж». И дальше следует рассказ о том, какова была ярмарка, кто и как кутил. При этом иногда Ноздрев забывает, что Чичиков не знаком ни с его друзьями, ни с обстоятельствами его жизни: «Я ему сулил каурую кобылу, которую, помнишь, выменял у Хвостырева… Чичиков, впрочем, отроду не видел ни каурой кобылы, ни Хвостырева». А иногда приписывает Чичикову такие свойства, которыми последний вовсе не обладает, но которые сам Ноздрев хотел бы в нем видеть. В частности, он убежден в том, что Чичиков непременно бы сошелся с поручиком Кувшинниковым, да так, что не расставался бы с ним. Между тем Кувшинников – плут и кутила, картежник, который «и в гальбик, и в банчишку», волокита, отпускающий дамам комплименты на французском и пошло называющий это «попользовать насчет клубнички». Уж никак не смог бы Чичиков сойтись с таким человеком. Для Ноздрева человек хорош или плох в зависимости от того, сколько он способен выпить и прокутить. Чем большего масштаба разгул свойствен человеку, тем лучше он кажется Ноздреву. Поэтому прекрасны Кувшинников, штаб‑ротмистр Поцелуев, называющий бордо «бурдашкой», и поэтому неодобрительным смехом отмечает он намерение Чичикова ехать к Собакевичу – ведь у Собакевича не найдешь ни «банчишки», ни «доброй бутылки какого‑нибудь бонбона». Так, подчиняясь уговорам неугомонного Ноздрева и своему желанию выманить у него мертвые души, решает Чичиков заехать к «гостеприимному» помещику. Вряд ли бы он решился бы на это, откройся ему хоть на секунду, чем обернется это гостеприимство.

44. Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5‑й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях.

Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что мог бы и со свету сгинуть в его имении, если бы не появление капитана‑исправника. Тем же занят Селифан, рассерженный тем, что Ноздрев не дал коням овса, даже кони, и те были не в духе. Столкновение – и чужой кучер, не смущаясь присутствием в коляске дам, бранит Селифана: «Ах ты мошенник эдакой; ведь я кричал в голос: сворачивай, ворона, направо! Пьян ты, что ли?» Селифан же, будучи согласно авторской характеристике истинно русским человеком, не любящим сознаваться в своей оплошности, не уступает «коллеге»: «А ты что так расскакался? Глаза‑то свои в кабаке заложил, что ли?» Попытки высвободить запутавшихся лошадей не приводят к успеху, слышатся брань кучеров, визг хлыстов, но кони стоят на месте. Стоят до тех пор, пока вокруг них не собрались мужики и не приняли горячее участие в разведении лошадей. Начинается настоящая круговерть: дядя Митяй, дядя Миняй и некий Андрюшка усаживаются по очереди то на коренного, то на пристяжного, остальные мужики хором выкрикивают советы и в конце концов помогают они только тем, что измучивают и лошадей, и кучера, и тот прогоняет их, разводит лошадей, и бричка уезжает.

Читать еще:  Биография В.И.Даля детям. Биография Даля Владимира Ивановича: интересные факты из жизни и фото

Весь эпизод сопровождается авторскими не столько рассуждениями, сколько намеками на то, что столкновение это не есть только выдумка, нужная, чтобы повеселить читателя. Здесь подключается мотив толпы, во многом бездумного коллективного действа, будто освобождающего каждого отдельного его участника от ответственности, мотив скуки, царящей в русских деревнях: «…подобное зрелище для мужика сущая благодать, все равно что для немца газеты или клуб», переплетающийся с мотивом какой‑то детскости, непосредственности, свойственной русскому человеку.

Наш главный герой тоже был отвлечен от своих мыслей о Ноздреве, но не столько самим столкновением, сколько тем, что в другой коляске рядом со старухой увидел он молоденькую женщину с золотистыми волосами, с милым свежим лицом. Но, как уже мы знаем, в герое нашем отсутствует романтическая составляющая: и возраст уже не тот, и присущая ему практичность заставляет его рассматривать любую молодую женщину с точки зрения ее пригодность на роль жены не именно для него, а вообще. Поэтому Чичиков не стоит, «вперивши бессмысленно очи вдаль» и мечтая о знакомстве с молодой прелестницей, а деловито сам себе замечает: «Славная бабешка!» И тут автор отдает Чичикову размышления над проблемой, может быть, менее актуальной для современных девушек, но чуть ли не основной для молоденьких выпускниц пансионатов и институтов того времени. Это проблема воспитания, осуществляемого маменьками и тетушками, направленного на формирование «правильного» поведения в свете: «с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть». Воспитания, прививающего чопорность и приводящего к выбору «вранья» линией жизненного поведения. Этой теме, теме предопределенности судьбы светской женщины XIX в., теме необходимости соответствовать «вытверженным наставлениям» и единственной целью видеть замужество, посвящены многие повести того времени. И сам Чичиков, несмотря на то что девушка совершенно ему не знакома, рассматривает ее вовсе не как самостоятельного человека, но как «очень лакомый кусочек», женщину, способную «составить…счастье порядочного человека» при условии, что за ней дадут «тысчонок двести приданого».

Так на первый взгляд только юмористический эпизод выводит читателя к темам важным, неизбывным: к размышлению над особенностями национального характера, над воспитанием, над отношением мужчины к женщине, их ролями в обществе в любой период его исторического развития.

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире 2 (сочинение)

Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом Н.В. Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами». Белинский назвал поэму Гоголя «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим». С потрясающей глубиной Гоголь изображает серую прозаическую обстановку помещичьей России, ее нищету и отсталость. Его образы отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных и психологических пороков, заслуживающих разоблачения везде, где они только обнаруживаются. Вместе с тем Гоголь сам великолепно чувствовал общечеловеческую широту созданных им типов. Так, представив Ноздрева, он писал: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».

Знакомство Чичикова с Ноздревым происходит на обеде у прокурора. Уже тогда Ноздрев поразил Чичикова своим фамильярным обращением, «в несколько минут сошелся с ним на такую короткую ногу, что начал говорить «ты», хотя, впрочем, он, со своей стороны, не подал к тому никакого повода». Возобновляется знакомство случайно — в трактире. Чичиков ненадолго задержался в трактире по дороге к помещику Собакевичу. Осмотревшись в трактире, Чичиков заказал себе на обед поросенка с хреном и сметаной. Во время трапезы он вел неторопливый разговор с прислуживавшей ему женщиной. Услышав стук колес подъехавшего экипажа, Чичиков выглянул в окно и увидел двух мужчин, вылезающих из экипажа. Один из них оказался знаком Чичикову. Это был местный помещик Ноздрев. Внешность его была примечательна: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Ноздрев обладает завидным здоровьем и поражает неудержимой энергией. Еще не успев войти в комнату, он сбросил с головы на стол свой картуз, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Все краски лица очень ярки, но Гоголь придает облику Ноздрева что-то ярмарочное, пестровато-наглое, хвастливое: «Смотрите, какой я молодец!» Безудержная энергия как бы «подстрекает» Ноздрева затевать «истории» и быть «многосторонним человеком, то есть человеком на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Увидев Чичикова в трактире, Ноздрев обрадовался ему, стал называть его братом, подробно рассказывать о своих похождениях. Оказывается, он только что с ярмарки, где успел «продуться в прах». Поражает его невероятная болтливость, сумбурность мыслей. Задавая вопрос, он не выслушивает ответ и продолжает рассказывать о себе. Заметим, что в трактире Ноздрев почти все время говорит один, не давая слова вставить оглушенным потоком небылиц собеседникам. Так, поражает воображение количество выпитых им бутылок шампанского — их семнадцать. Все в нем сосредоточено на одном — привлечь к себе внимание собеседника, заставить восхищаться всем, что он говорит и делает. Но за этой неуемной энергией и псевдодеятельностью кроется безудержное мотовство, желание пожить в свое удовольствие. Вспоминая о том, как выгодно удалось ему продать все привезенное из деревни, он в то же время не может расплатиться в трактире за рюмку водки. Некоторая доля хвастовства звучит в его словах: «Ну, брат, если бы ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — просто все спустил». Всю свою поразительную энергию Ноздрев тратит на скандальные истории, на хвастливую болтовню, на игру с карты и плутовство, на «страстишку нагадить ближнему». Гоголь постоянно подчеркивает бесцельность всех его действий, пустоту и ограниченность интересов.

Читать еще:  Культура древней индии. Основные памятники культуры и религиозно-философские традиции древней индии

Желая убедить собеседника в правоте своих выдуманных историй, Ноздрев горячится, спорит, бьется об заклад. Так, своему зятю Мижуеву он предлагает отдать ружье, купленное в городе, если окажется, что он не выпьет семнадцать бутылок шампанского. Чичикову Ноздрев показывает щенка, заранее предупреждая, что не отдаст его за десять тысяч, хотя этот щенок и даром не нужен Чичикову.

Ноздрев любит прежде всего себя, а потому не разбирается в окружающих его людях. Его характеристики поверхностны и предвзяты. Собакевич для него — «жидомор», потому что у него не найдешь «банчишку и добрую бутылку какого-нибудь бонбона». А вот поручик Кувшинников — премилый человек,так как по всей форме кутила. Когда же Ноздреву приходится столкнуться с нежеланием разделить его вкус, он ужасно сердится. Вот почему от фамильярного «брат Чичиков» до презрительного «фитюк» у него недалеко.

Рисуя портреты и характеры своих героев, Гоголь в каждом подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведения, которая раскрывает внутреннее содержание. Бесхозяйственного помещика Данилова сменяет мелочная скопидомка Коробочка, безалаберного прожигателя жизни Ноздрева прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения. Но есть и нечто общее, что роднит этих разных на первый взгляд людей. Это привычка жить за счет крепостного крестьянства, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений, ограниченность интересов, грубый эгоизм, отсутствие общественной деятельности. Так смотрел на них и сам Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души», — писал он помещикам-дворянам.

Мастерство Гоголя в поэме «Мертвые души» проявилось в богатстве языка. Одно из самых прекрасных достижений искусства Гоголя — слово. Мало кто из русских писателей владел столь совершенно магией слова, искусством словесной живописи, как Гоголь. Внутренний мир героев раскрывается не только в их внешнем портрете, в их образе мышления, в их отношении к людям и к самим себе, но и в языке. Характер Ноздрева будет обрисован неполно, если не сказать об особенностях его языка. Язык героя изобилует грубостями, засорен до чрезвычайности то искаженными иностранными словами (находишься в эмпиреях, бутылка бонбона), то придуманными, нелепыми выражениями и бранными словами, вроде фитюк, свинтус, жидомор, бестия и др.

Приобщение к художественному миру Гоголя — сложный процесс. Каждое поколение не только заново прочитывает классика, но и обогащает его своим непрерывно развивающимся историческим опытом. В этом состоит тайна неувядаемой силы и красоты художественного наследия. Художественный мир Гоголя — это живой родник поэзии, вот уже на протяжении более полуторастолетия двигающий вперед духовную жизнь многих людей.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/vstrecha-chichikova-s-nozdrevym-v-traktire
http://studopedia.ru/15_77225_vstrecha-chichikova-s-nozdrevim-v-traktire.html
http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_05/728.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии