Новаторство грибоедова в комедии “горе от ума”. Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума
Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.
Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно считать одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.
Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.
Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.
Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.
Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.
Вариант 2
Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.
Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.
Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.
Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума
Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.
Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.
Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.
В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.
Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.
Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.
Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.
Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.
Также читают:
Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, конечно, не главный, а второстепенный герой, но его мерзость просачивается в детали комедии.
В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие
Когда Твардовский работал в газете «На страже Родины», у него зародилась идея написания произведения, главным героем которого стал бы Василий Теркин — смелый и веселый солдат.
Задумываются о том, что такое совесть не многие. Так как о ней вспоминают, только тогда когда она начинает тревожить. Ведь совесть мучает глубоко внутри нас за неправильные поступки и действия
Роман «Отцы и дети» был написан И.С. Тургеневым в середине 19 века. С тех пор прошло немало времени, но и сейчас он заставляет задуматься над проблемой взаимоотношения родителей и их детей.
Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума»
Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как классицистическую комедию. Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».
Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.
Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный.
В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.
Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,
Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий…
Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.
На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже приблизительно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви, а это говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все…
Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с «мильоном терзаний» в душе.
Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные пережива-
Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм… Комедия “Горе от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие , в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…
109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
Ю.М. Лотман писал, что 1820-е гг. были очень театральны. Театр был очень популярен, становился аналогом самой жизни. Бурно развивался водевиль – лёгкое куплетное произведение на злободневные темы. Но это не отвечало сути театральной жизни. Была необходима общественная комедия. Русскому театру не хватало нового героя. Грибоедов внедряет в сознание новый мирообраз.
На первый взгляд, комедии Грибоедова традиционны. Соблюдается единство времени (действие длится около 20 часов), места (дом Фамусова), действия (любовный треугольник). Но в течение этого дня разворачивается история русского общества в
течение 10 лет, она разворачивается в ретроспекции, в памяти. Пространство также раздвигается в репликах персонажей. Многие герои не присутствуют в действии, но о них постоянно упоминается – это внесценические персонажи, создающие пространство жизни. Вяземский говорил: «В комедии Грибоедова народ действующих лиц». Любовный треугольник не имеет счастливого конца – все герои несчастны. Софья и Чацкий представляют столкновение сильных личностей. Молчалин вряд ли может быть частью этого треугольника.
Первый вариант заглавия – «Горе уму», но это более однозначное и однонаправленное заглавие. Концовка пьесы амбивалентна: горе достаётся не только уму Чацкого, но и от его ума фамусовскому обществу. Ситуация комедии рождает синтез комедийного и трагического начал. Грибоедов принципиально настаивал на комедии как на жанровой направленности своего произведения, потому что для него комедия была связана со смеховой культурой, в которой сочеталось комическое и драматическое. Грибоедов выявляет двойственную природу смеха. Ситуация в комедии лишена внутренней комедийности. Это миллион терзаний героев, высокая комедия, ставшая национальным воплощением жанра. Смех в ней очищающий, просвещающий.
Первое явление первого действия отображает любовно-психологическую ситуацию, второе явление – общественно-философскую ситуацию. Эти ситуации чередуются в последующих действиях. Общественно-философская драма связана с любовно-психологической. Комедия Грибоедова написана динамичным разностопным ямбом. В комедии 2221 стих и 60 типов реплик.
16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта. феномен Пушкина заключается в том, что он незримо разлит в нашей жизни. В этом заключается уникальность пушкинского мира. О Пушкине писали все и всегда. Пушкин стал принадлежностью тех, кто жил после него. Он был открыт любому пространству жизни. В.Д. Синявский в своей книге «Прогулки с Пушкиным» показал, что Пушкин – родной, с ним запросто можно погулять.
Пушкин – универсальный гений. Он создал 750 стихотворений, открыл прозу бессмертной концентрации и пластики, необыкновенный театр. Он стал основоположником русской журналистики со своим журналом «Современник». Открывается критика и эстетика Пушкина. Пушкин – профессиональный историограф и замечательный художник. Главное открытие Пушкина – современный русский язык.
Для Пушкина приоритетной и важной была русская национальная стихия. Поэтому он так труден для перевода на иностранные языки. Он открыл прелесть самой жизни. Он сочетал несочетаемое. Изящные и искромётные слова Пушкина заложены в его поэтическом образе. Адам Мицкевич говорил: «Его смерть была ударом по умственной жизни России». Всечеловеческая отзывчивость Пушкина заключается во всеохватности бытия: восточная тема, библейские мотивы, русское национальное сознание (Древняя Русь, Степан Разин, Екатерина II, Пётр Великий). Основные мотивы русской мифологии были сконцентрированы в «Руслане и Людмиле». Его загадка – величайшая мудрость в удивительной простоте.
Пушкин прожил очень тяжёлую жизнь. Он пережил шесть лет ссылок. Чем тяжелее становилась жизнь, тем больше расцветал его гений. Нам близок сам тип личности Пушкина. Он жил выразительно и заразительно. У него было ощущение дара жизни. Это был человек с солнцем в крови. Он скрывал от окружающих свои проблемы и был рядом в трудную минуту. Он стал солнцем и совестью своего поколения. Пушкин не отрекался от современности. Он был хранителем лицейского братства. Он всегда поддерживал друзей. Он любил щедро, был удивительным мужем. После смерти Пушкина в писательской среде начинаются конфликты. Пушкин открывал новые имена в литературе. В своих письмах Пушкин очень мало говорил о себе. Пушкин творил свою биографию. Он играл
любовь и жизнь. Превалирующим для него было чувство гармонии. Ю.М. Лотман говорил: «Пушкин – ищущий среди нашедших». Пушкин шёл вперёд постоянно и поступательно. Он всегда был свободен, никому не отдавал свою душу. Пушкин говорил: «Самостоянье человека – залог величия его». Пушкин за всё отвечал сам.
Периоды творчества Пушкина:
1. 1811 – май 1818 гг. – Лицей; 2. 1818 – май 1820 гг. – Петербург; 3. май 1820 – август 1824 гг. – южная ссылка (Кишинёв); 4. август 1824 – сентябрь 1826 гг. – северная ссылка (Михайловское); 5. сентябрь 1826 – сентябрь 1830 гг. – период скитаний; 6. сентябрь – ноябрь 1830 г. – Болдинская осень; 7. Конец 1830 – февраль 1837 гг. – последние годы.
В этом «всё» — и природа национального гения поэта, и его «всечеловеческая отзывчивость», и загадка великого синтеза, и мощь его поэтической традиции, и тайна его дара. И ещё обаяние человеческой личности, ее свет. «Человек с солнцем в крови», «солнечный дар», «наш Моцарт», «закатилось солнце русской поэзии» — кому бы ни принадлежали эти слова, в них неизменно одно: особый дар жизнелюбия, солнечное излучение. В этом водовороте бурных событий личной жизни, в атмос- фере «гражданской экзальтации» непростых взаимоотношений с властью и лично с Государем Пушкин всегда оставался Чело- веком. Он возвел дружбу в символ лицейского братства и сделал 19 октября не только лицейской годовщиной, но и днем верно- сти идеалам молодости и единства поколения. Дружба для Пушкина была всег- да чувство святое, не только личное, но и общественное. Он не разделял многих взглядов декабристов, со многими из ссыльных его не связывали дружеские отношения, но и в «Послании в Си- бирь», в «Арионе» он говорил от имени всего поколения: «Не пропадет ваш тяжкий труд // И дум высокое стремленье» и от себя лично: «Я гимны прежние пою». Пушкинский дар дружбы проявился и в литературной жиз- ни эпохи. Поэты пушкинского круга или арзамасское братство, пушкинские издания — за всем этим стоит не какая-то особая организаторская способность Пушкина, а умение притягивать к себе единомышленников. «Литературная газета», «Северные цветы», «Современ- ник». И сквозь все житейские неурядицы и общие невзгоды Пуш- кин — поддержка и опора. И в этих, казалось бы, бытовых си- туациях и иронических интонациях вырисовывается самая суть, обозначается ядро пушкинской жизненной мудрости — фило- софия самостояния. Он всей жизнью, всеми её уроками и испытаниями выстра- дал, чтобы в конце жизни выразить ее в поэтическом афориз- ме: «Самостоянье человека — залог величия его». Внутренняя свобода, умение «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» помогали Пушкину и в жизни, и в творчестве. Он выходил по- бедителем в минуты отчаяния, хандры, одиночества, так же как ощущал своё предназначение, своё призвание и понимал, что за священный дар надо платить сполна. Самостоянье — это не аске- тизм и даже не стоицизм; это верность себе и ответственность перед другими, современниками и потомками, перед Россией. Для Пушкина русская история была не только прошлым, но и «грядущим прошлым». Его суждения о ней отличались широким взглядом на события европейской политической жизни. Как бы ни складывались его отношения с властью, с царями, с полицией, он оставался патриотом России в истинном смысле этого слова. Но его «всечеловеческая отзывчивость» — это не только по- стижение других национальных культур. Это и пристальное всма- тривание в русский мир, стремление постичь все сферы его бытия, все слои его общества. Он расширил само пространство жизни и мысли, искал взаимодействие между поэзией и прозой, высоким и низким, бытийным и бытовым.
Пушкинский лицей давно стал мифом национальной культуры. Пушкин создал этот миф в своей поэзии. За семь лет в Лицее он создал около 130 поэтических текстов, но это неполный список. Часто Пушкин вообще не записывал тексты, декламируя их экспромтом. Его первые тексты датируются 1814 г. Его первое опубликованное стихотворение – «К другу стихотворцу» (1814 г.) В следующем году Жуковский назовёт Пушкина «будущим русской словесности». Лицейская лирика Пушкина характеризуется бременем ученичества и мастерства. Пушкин учится у всех: у античной поэзии, у французской лёгкой поэзии. Пушкин безукоризненно владел французским языком(Мой портрет). Его привлекала и русская поэзия. У него идёт момент изящной стилизации под русских поэтов. У Пушкина нет плохих стихов. Его стихотворения этой поры – всегда диалоги. Пушкин пытается перепробовать все стили и поэтические формы (любовное стихотворение, дружеское послание, баллада, сонет, дружеская эпиграмма). Он был удивительно трогателен к лицейским друзьям и переживал любовное томление. Его программные произведения тех лет – «К другу стихотворцу» (Пушкин – поэт), «К монаху» (Пушкин – лицеист, а лицей был похож на монастырь), «К Наталье» (Пушкин – влюблённый отрок). Ранняя лирика Пушкина носит ощущение книжности. Перелом происходит в 1812 г., в атмосфере гражданской экзальтации Отечественной войны 1812 г.
«Воспоминание в Царском Селе» (1815 г.) – опыт исторической панорамы, вызванной ночной прогулкой в Царском Селе. Его благословил Державин, и это было началом его перехода к русской жизни и свободолюбивой теме. Ощущение свободолюбия проявляется в его послании к друзьям. Его поэзия 1815 – 1816 гг. имеет лицейское направление. Темы жизни и смерти постепенно входят в творчество Пушкина. Жизнь он рассматривает сквозь философскую призму. Чем больше он пишет о смерти, тем больше чувствует жизнь. Смерть у него обостряет чувства. Он понимает острую необходимость жить страстями. В последние годы перед выпуском он дружит с более старшими товарищами: Чаадаевым, Кавериным. В его стихотворении «Наполеон на Эльбе» осмысляется история гения, масштаб личности. В стихотворениях 1817 – 1818 гг. вырабатывается лирический герой Пушкина, постоянно меняющий маски.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/tradicii-i-novatorstvo-v-komedii-gore-ot-uma
http://studopedia.ru/3_141320_dramaturgicheskoe-novatorstvo-griboedova-v-komedii-gore-ot-uma.html
http://studfile.net/preview/6809189/page:13/