Нобелевская премия по литературе. Неподдельная честность Томас манн нобелевская премия

Нобелевская премия по литературе. Неподдельная честность Томас манн нобелевская премия

Нобелевская премия по литературе. Неподдельная честность Томас манн нобелевская премия

Томас Манн вошел в литературу как прозаик, переосмысливший древние мифы о судьбах мира и человека, предназначении художника, роли семьи в обществе, воссоздав их на гуманитарной основе. Диапазон интересов писателя был огромен — от реалистической семейной саги до изображения духа целой эпохи; от классических сюжетов немецких легенд до описания тонких психологических переживаний личности. Наверное, потому писатель современен и сегодня, ибо те катаклизмы, которые были характерны для его времени, продолжают и в наши дни угрожать и обществу, и личности. Не изменяя своим художественным принципам, Томас Манн сумел занять главенствующее место в истории культуры XX века. Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в старинном портовом городе Любеке на севере Германии. Его отец Иоганн Генрих Манн был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором. Мать, урожденная Юлия де Сильва Брунс, женщина музыкально одаренная, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, из-за смешанного происхождения в Томасе Манне органично сочетались черты северянина-европейца, с его буржуазной основательностью, сдержанностью и уважением к человеческой личности, и южанина, с его чувственностью, живым умом и любовью к искусству. Согласно семейной традиции Томас Манн должен был получить по наследству предприятие по торговле зерном, но после безвременной кончины отца в 1891 г. торговый бизнес пришлось закрыть. В 16-летнем возрасте Манн вместе с семьей переехал в Мюнхен, который в те годы, как, впрочем, и теперь, был интеллектуальным и культурным центром Германии.

В Мюнхене Томас некоторое время работал в страховой компании и занимался журналистикой, собираясь в дальнейшем стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Он устроился редактором в сатирический еженедельник “Симплициссимус”, в котором появились его первые рассказы, вошедшие в сборник “Маленький господин Фридеман” (1898 г.). В этих рассказах Манн с иронической и в то же время грустной интонацией изобразил смятение робкого молодого художника, который отчаянно ищет смысл жизни. В этом повествовании сквозила тяга начинающего писателя к прочности буржуазного существования, которая так манит многих своей недоступностью.

Тему жизни буржуазной семьи писатель продолжил в первом, наиболее известном романе “Будденброки”, который носил автобиографический характер и рассказывал об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную форму скандинавской семейной саги, писатель придал своему повествованию поистине эпические черты: в судьбе его героев видится судьба всей буржуазной культуры. В реалистическом и, в то же время, полном иносказаний романе ощущалось стремление автора с одной стороны к эстетизму, а с другой — к бюргерскому здравомыслию. По мере того как каждое новое поколение Будденброков становилось все более неуверенным в себе, ослабевала их жажда деятельности. Семейная линия обрывается, когда подросток Ганно, одаренный скрипач, умирает от лихорадки, а по существу, от недостатка воли и неприспособленности к жизни. Тема сложных человеческих взаимоотношений проступила и в новелле “Тонио Крегер”, имевшей большой успех у читателей. Как и шекспировский Гамлет, Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к активному действию, и только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного напряженным умственным трудом.

Возможно, исследовав образ своего героя, Томас Манн и сам пришел к мысли о более прочном жизненном устройстве. Для начала он решил обзавестись семьей и в 1905 г. женился на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У Маннов родилось шестеро детей — три дочери (одна из них стала актрисой) и три сына, старший из которых стал писателем. И все же семейная жизнь не помогла Томасу решить все его интеллектуальные проблемы. Любовь не избавила Манна и от гомосексуальных влечений, которые преследовали его всю жизнь. С особой остротой такая любовь изображена писателем в новелле “Смерть в Венеции”. Ее герой, стареющий Густав фон Ашенбах, пожертвовавший всем в жизни ради искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необыкновенно красивому мальчику. В этом блестяще написанном произведении присутствуют некоторые темы и более поздних книг Манна — одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.

С началом Первой мировой войны Манн пережил глубокий моральный и духовный кризис, отразившийся на его творчестве. В военные годы он оставил художественную прозу, полностью перейдя на публицистику. В объемистой книге “Размышление аполитичного”, написанной им во время войны, он резко критиковал либеральный оптимизм, выступал против рационалистической философии в защиту немецкого национального духа. Однако с характерной для себя иронией писатель отмечал, что его собственный вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против которого он ополчается.

После войны Манн снова обратился к литературному творчеству. В 1924 г. вышел в свет роман “Волшебная гора”, одно из самых ироничных и блестящих произведений в духе “романа воспитания”. Герой романа Ганс Касторп вполне заурядный молодой инженер из Северной Германии приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить свою кузину. Чем дольше он находится среди состоятельных пациентов, тем чаще ведет с ними интеллектуальные разговоры, восхищаясь образом жизни собеседников, который не имеет ничего общего с его однообразным существованием. Но “Волшебная гора” — это не только история духовного развития Ганса, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Роман представляет собой попытку пересмотреть многие проблемы, волновавшие Европу на заре нового века, включая и моральные ценности.

В 1929 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе “прежде всего, за великий роман “Будденброки”, который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет”. В своей приветственной речи член Шведской академии Фредерик Бок сказал, что “Томас Манн стал первым немецким романистом, который достиг уровня Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера и Льва Толстого”. Бокк также отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой — подверг сомнению его целесообразность. По мнению Бока, величие писателя заключалось в его способности примирить “поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному”.

Читать еще:  Забастовка голливудских сценаристов: какие фильмы и сериалы станут жертвами. Гильдия сценаристов голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

В 30-е годы Томаса Манна снова увлекла политика. Он произнес речь в Берлине, озаглавленную “Призыв к разуму”, в которой призвал к созданию общего фронта социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. В очерках и речах, которые Манн писал и произносил в эти годы по всей Европе, звучала критика политики нацистов. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, писатель и его жена, находившиеся в это время в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться и поселились недалеко от Цюриха. В 1936 г. Манн был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Боннского университета, которую ему возвратили лишь в 1949 г.
В 1938 г. семья Манна переехала в Америку. В течение трех лет он читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, ас 1941 по 1942 гг. жил в Калифорнии. Одно время писатель был консультантом по литературе в Библиотеке конгресса США. Во время Второй мировой войны Томас Манн часто выступал в радиопередачах, транслировавшихся на Германию, с осуждением нацизма и призывом к немцам образумиться. После войны, будучи уже гражданином США, Манн побывал в Западной и Восточной Германии, где ему был оказан восторженный прием. Однако вернуться на родину он отказался и последние годы прожил под Цюрихом.

Уже в преклонном возрасте писатель начал работу над тетралогией о библейском Иосифе. В искрящемся иронией и юмором романе “Иосиф и его братья” прослеживается эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. Объясняя свои побуждения написать роман, построенный на основе библейской легенды об Иосифе Прекрасном, Манн говорил в своем докладе, посвященном его созданию: “Однажды вечером в Мюнхене меня почему-то потянуло раскрыть мою старую фамильную Библию. Я был восхищен и сразу начал нащупывать пути и взвешивать возможности — а нельзя ли преподнести эту захватывающую историю совершенно по-иному, рассказать ее заново, воспользовавшись для этого средствами современной литературы, начиная с арсенала идей и кончая техническими приемами повествования”.

С этой задачей Томас Манн справился успешно. История об Иосифе стала под его пером символическим образом человечества. Писатель рассказывал о начале всех начал, о времени, когда все, что ни происходило, происходило впервые.

Когда на каждом шагу человеку приходилось иметь дело с каким-либо началом — возникновением любви, зависти, ненависти, убийства и многим другим, что входит в круг человеческого существования.

После Иосифа другим кумиром позднего Манна стал Гете. В романе “Лотта в Веймаре” о нем и его жизни писатель рассказывал от лица его бывшей возлюбленной.

По контрасту с этими, в какой-то мере идиллическими произведениями, в романе “Доктор Фаустус” изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество стало отражением духовного недуга эпохи. Последний роман Манна “Признание авантюриста Феликса Круля” явился результатом переработки рукописи, начатой еще в 1910 г. Пронизанный иронией, этот роман стал заключительным аккордом творчества писателя. Экстравагантная пародия, по словам самого Манна, переводила “автобиографичную и аристократическую исповедь в духе Гете в сферу юмора и криминалистики”. Художник, утверждал Манн, — фигура комическая, он может ослеплять, обманывать, но не может изменить мир. Писатель считал этот роман своей лучшей и наиболее удачной книгой.

Умер Томас Манн 12 августа 1955 г., оставив после себя многотомное литературное наследство — неиссякаемый источник мысли XX века.

Нобелевская премия по литературе

Нобелевской премией по литературе «За великий роман „Будденброки“, ставший классикой современной литературы» в 1929 году награждается Томас Манн (1875—1955).

Пауль Томас Манн выдающийся писатель Германии, эссеист и романист родился в семье зажиточного купца Томаса Йоханна Генриха Манна и Юлии Манн.

После смерти отца семества, вся семья обосновалась в Мюнхене, первыми шагами в литературной карьере писателя стали его публикации и в созданном им самим журнале «Весенняя гроза», а позже и статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала «XX век». После поездки в Италию в течение года работает редактором сатирического журнала «Симплициссимус», в течение года служит в армии, а также издает первые новеллы.

Известность к Манну приходит немногим позже после издания его романа «Будденброки» (1901) . За основу романа был взят личный опыт писателя, в нем повествуется о вырождении купеческой династии из Любека. Вседствие отсутствия бюргерских качеств, каждое поколение все менее способно продолжить дело отцов и дедов. Поэтому, они постепенно уходят в религию, музыку и философию, смешанные с развратом и тягой к роскоши. Такое развитие событий приводит к аппатии, утратой интереса к престижу семьи и собственной жизни, что приводит к череде нелепых смертей. Не менее известным стал сборник новелл Манна «Тристан», последовавший за “Буденброками”.

Томас Манн женился на дочери профессора Кате Прингсхайм в 1905 году. Этот брак способствовал его вхождению в круги в буржуазное общество тоо времени. У Манна также родилось шестеро детей.

Новелла «Смерть в Венеции» (1911) явно прослеживается одна из ведущих тем писателя – ощущение неминуемого приближения смерти также как и в романе «Волшебная гора». Другими его излюбленными теами были близость потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), ощущение близкого краха старого миропорядка, который ведет к крушению судеб людей и мировоззрений. Очень часто в его произведениях главные герои немного гомоэротичны. Все эти темы переплетаются с идеей роковой любви.

Читать еще:  Что такое художественная культура по истории. Понятие культуры, художественной культуры, искусства

Писатель активно выступал против пацифизма во времена Первой мировой войны, однако эмигрировал из Германии во время Второй. Он становится подданным Чехословакии вследствие лишения его гражданства в Германии. Он переезжает в Пасифик-Палисейдз , где ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. После войны, однако, Манна обвиняют в пособничестве СССР.

Манн вернулся в Швейцарию в 1952 году. Он охотно посещает Германию в 1949 году. Активно издается в последние годы жизни (роман «Избранник»,а в 1954-м — последняя его новелла «Чёрный лебедь»). Также автор продолжает писать начатый ранее роман «Признания авантюриста Феликса Круля», который так и был опубликован незаконченным. Манн умер в 1955 году в Цюрихе от атеросклероза.

МАНН (Mann), Томас

6 июня 1875 г. – 12 августа 1955 г.

Нобелевская премия по литературе, 1929 г.

Немецкий прозаик и публицист Томас Манн родился в старинном портовом городе Любеке, на севере Германии. Его отец, Иоганн Генрих Манн, был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором; его мать, урожденная Юлия да Сильва Брунс, женщина музыкально одаренная, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, из-за смешанного происхождения в М. сочетались черты северянина-европейца с его буржуазной основательностью, эмоциональной сдержанностью и уважением к человеческой личности и южанина с его чувственностью, живым умом и страстью к искусству. Это противоречивое смешение северных и южных черт, приверженности к буржуазным ценностям и эстетизма сыграло важную роль в жизни и творчестве М.

М. должен был получить по наследству семейное предприятие по торговле зерном, но после безвременной кончины отца в 1891 г. предприятие было ликвидировано, и Томас закончил школу, как он впоследствии выразился, «довольно бесславно».

Когда юноше было 16 лет, семья Манн переехала в Мюнхен, в те годы – как, впрочем, и теперь – большой интеллектуальный и культурный центр. В Мюнхене Томас некоторое время работает в страховой компании и занимается журналистикой, собираясь стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Вскоре М. устраивается редактором в сатирический еженедельник «Симплициссимус» («Simplizissimus»), начинает и сам писать рассказы, в дальнейшем вошедшие в сборник «Маленький господин Фридеман» («Der Kline Herr Fridemann», 1898). Как и в более поздних своих произведениях, в этих рассказах М. с иронической и в то же время довольно грустной интонацией изображает робкого, мятущегося «современного» художника, который бьется в поисках смысла жизни. Кроме того, в этих рассказах сквозит тяга М. к прочности буржуазного существования, которое манит своей недоступностью его героев-художников.

Эти темы с исключительной силой поднимаются в первом и самом известном романе М. «Будденброки» («Buddenbrooks», 1901), который носит автобиографический характер и повествует об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную литературную форму скандинавской семейной саги (перед читателями проходят три поколения Будденброков), М. придает своему повествованию эпические черты: в судьбе его героев видится судьба буржуазной культуры в целом. В этом реалистическом и в то же время полном иносказаний романе ощущается стремление автора, с одной стороны, к эстетизму, а с другой – к бюргерскому здравомыслию. По мере того как каждое новое поколение Будденброков становится более неуверенным в себе, в большей степени «художниками», чем «исполнителями», уменьшается их способность действовать. Примечательно, что семейная линия обрывается, когда подросток Ганно, одаренный музыкант, умирает от лихорадки, а в сущности, от отсутствия воли, от неприспособленности к жизни.

Тема сложной взаимосвязи знаний и жизни, теории и практики прослеживается и в «Тонио Крегере» («Tonio Kroger», 1903), первой новелле М., имевшей большой успех. Как и Гамлет, Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к действию; только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной мыслительной деятельностью.

Возможно, исходя из этого обнадеживающего рассуждения, М. в 1905 г. женится на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У них было шестеро детей, три девочки, одна из которых, старшая, стала актрисой, и три мальчика, один из которых, тоже старший, стал писателем. Однако брак не помог М. решить его интеллектуальные проблемы, любовь не избавила его и от гомосексуальных влечений, которые преследовали писателя всю жизнь.

Тема гомосексуализма превалирует в «Смерти в Венеции» («Der Tod in Venedig», 1913), одной из самых замечательных новелл в мировой литературе. Ее герой, стареющий писатель Густав фон Ашенбах, который пожертвовал всем в жизни ради искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необычайно красивому мальчику. В этом блестяще написанном рассказе присутствуют многие темы более поздних работ М.: одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.

Первая мировая война повергла писателя в глубокий моральный и духовный кризис. В эти годы он пишет книгу объемом в 600 страниц «Рассуждения аполитичного» («Betrachtungen eines Unpolitischen», 1918), в которой критикует либеральный оптимизм, выступает против рационалистической, просветительской философии в защиту немецкого национального духа, который, по мысли М., музыкален и иррационален. Однако с типичной для себя иронией М. отмечает, что его собственный вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против которого он выступает.

После войны М. снова обращается к художественному творчеству, и в 1924 г. появляется «Волшебная гора» («Der Zauberberg»), один из самых блестящих и ироничных романов в традиции bildungs-roman, или романа воспитания – интеллектуального и духовного. Герой романа, Ганс Касторп, вполне заурядный, добродушный молодой инженер из Северной Германии, приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить свою кузину, однако выясняется, что у него тоже больные легкие. Чем дольше Касторп находится среди состоятельных пациентов, чем дольше ведет с ними интеллектуальные разговоры, тем больше его завораживает их образ жизни, который не имеет ничего общего с его однообразным, пресным буржуазным существованием. Но «Волшебная гора» – это не только история духовного развития Касторпа, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Многие темы, которые М. затрагивал в «Размышлениях аполитичного», остроумно, с иронией и глубоким сочувствием к человеческому несовершенству переосмысляются в «Волшебной горе».

Читать еще:  Писарев дмитрий иванович краткая биография. Писарев, Дмитрий Иванович – краткая биография

Творчество М. оказало большое влияние на образованных читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отражение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий. В 1929 г. писателю присуждается Нобелевская премия по литературе «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет». В своей приветственной речи Фредрик Бок, член Шведской академии, сказал, что М. стал первым немецким романистом, который достиг уровня Чарлза Диккенса, Гюстава Флобера или Льва Толстого. Бок также отметил, что М., с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой – сам же сомневается в его целесообразности. По мнению Бока, величие М. заключается в его способности примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни».

После получения Нобелевской премии в творчестве М. большую роль стала играть политика. В 1930 г. писатель произносит речь в Берлине, озаглавленную «Призыв к разуму» («Em Appell an die Vernunft»), в которой ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. Он также пишет «Марио и волшебник» («Mario und der Zauberer», 1930), политическую аллегорию, в которой продажный гипнотизер олицетворяет собой таких вождей, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. В его очерках и речах, которые писатель произносил в эти годы по всей Европе, звучала резкая критика политики нацистов; М. также выражал симпатии социализму, когда социалисты вставали на защиту свободы и человеческого достоинства. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, М. и его жена, которые в это время находились в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться. Они поселились недалеко от Цюриха, но много путешествовали, а в 1938 г. переехали в Соединенные Штаты. В течение трех лет М. читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, а с 1941 по 1952 г. жил в Калифорнии. Он также являлся консультантом по немецкой литературе в Библиотеке конгресса.

В 1936 г. М. был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Боннского университета, которая была ему присвоена в 1919 г.; в 1949 г. почетная степень была ему возвращена. В 1944 г. М. стал гражданином Соединенных Штатов. Во время второй мировой войны он часто выступал в радиопередачах на Германию, осуждая нацизм и призывая немцев образумиться. После войны М. побывал в Западной и в Восточной Германии, и везде ему был оказан восторженный прием. Однако писатель отказался вернуться на родину и последние годы прожил под Цюрихом.

Уже в преклонном возрасте М. более 13 лет работал над тетралогией о библейском Иосифе. В современно звучащем, искрящемся иронией и юмором романе «Иосиф и его братья» («Joseph und seine Bruder», 1933. 1943) прослеживается эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. «Триумф М. состоит в том, что мы любим героя ничуть не меньше, чем сам автор», – пишет Марк Ван Дорен о суетном, но обаятельном Иосифе.

Другим кумиром позднего М. становится Гёте, главный герой романа «Лотта в Веймаре» («Lotte in Weimar», 1939), где о Гёте и его жизни рассказывается от лица его бывшей возлюбленной. По контрасту с этими, в каком-то смысле идиллическими произведениями в «Докторе Фаустусе» («Doktor Faustus», 1947) изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество является отражением духовного недуга эпохи. Содержащий острую критику европейских высших культурных слоев, «Доктор Фаустус» является также наиболее сложным произведением М. с точки зрения стиля.

«Приключения авантюриста Феликса Круля» («Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», 1954), последний роман М., явился результатом переработки рукописи, начатой еще в 1910 г. Пронизанный иронией, роман является заключительным аккордом творчества писателя, для которого самоирония всегда оставалась главным стимулом. Экстравагантная пародия, «Феликс Круль», по словам самого М., переводит «автобиографичную и аристократическую исповедь в духе Гёте в сферу юмора и криминалистики». Художник, утверждает своим романом М., – это фигура комическая: он может ослеплять и обманывать, но не может изменить мир. М. считал «Феликса Круля» своей лучшей, наиболее удачной книгой, поскольку роман «одновременно отрицает традицию и идет в ее русле».

Мнение критики о творчестве М. остается по-прежнему высоким, и это при том, что его немецкая ментальность нередко оказывается чужда англичанам и американцам. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке дал «Будденброкам» очень высокую оценку, отметив, что в этом произведении М. соединил «колоссальный труд» романиста-реалиста с «поэтическим видением» – мнение, которое разделяли многие критики. С другой стороны, критик-марксист Дьёрдь Лукач усмотрел в творчестве М. продуманную и последовательную «критику капиталистического общества». Критики сходятся на том, что М. проявил мужество, изобразив нравственный кризис эпохи и переоценку ценностей, идущую от Ницше и Фрейда.

Помимо Нобелевской премии, М. получил премию Гёте (1949), которая была присуждена ему совместно Западной и Восточной Германией, а также был обладателем почетных степеней Оксфордского и Кембриджского университетов.

Источники:

http://nobeliat.ru/laureat.php?id=29
http://booksight.ru/nobelevskaya-premiya-po-literature-tomas-mann-1929
http://n-t.ru/nl/lt/mann.htm

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии