Николай константинович рерих. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Николай константинович рерих. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Главная

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ

(ГМИЛИКА)!

ВНИМАНИЕ!

С 15 декабря по 1 февраля сайт музея временно приостановит свою работу

по техническим причинам.

По всем вопросам обращаься по тел.: 244-771, 50-14-15

Приносим свои извинения за временные неудобства.

Музей основан 8 сентября 1989 г. Основными направлениями деятельности музея являются история литературы, музыки, театра и кино, изобразительное искусство и народное творчество Алтая. В настоящее время музейный фонд насчитывает около 72 000 ед.хр., в него входит личный фонд писателя, режиссера и актера В.М. Шукшина; фонд семьи художника, ученого, общественного деятеля Н.К. Рериха; фонд писателя, уроженца Алтая, Г.Д. Гребенщикова и другие фонды деятелей культуры Алтая и тематические собрания.

Экспозиционный комплекс музея состоит из 12 тематических залов, отражающих историко-культурные процессы на территории Алтая от скифских времен до сегодняшнего дня. Музей осуществляет большую просветительскую деятельность, направленную на расширение культурного пространства в Алтайском крае, являясь организатоелью популяризации достижений в области культуры и искусства Алтая.

Музей имеет два филиала: Мемориальный музей киноактрисы Е.Ф. Савиновой (с. Ельцовка Ельцовского района), Мемориальный музей поэта Р.И. Рождественского (с. Косиха Косихинского района).

Здание музея является объектом культурного наследия регионального значения. Поставлено на учет 24.03.1989 г. под историческим названием «Окружной суд».

Основатель: Вараксина Тамара Ивановна (1939-2012)

Организационно-правовая форма: краевое государственное бюджетное учреждение;

Площади организации: экспозиционно-выставочная 967,5 м 2 (с учетом филиалов); фондохранилищ 138,6 м 2, парковая 0,6 га

Количество сотрудников: 49, из них 18 научных

Среднее количество посетителей в год: 26 000 чел.

В структуре организации имеются: архив, научная библиотека

Единиц хранения: общий объем музейного фонда составляет 71,590 ед.хранения (на 01.10.2013 г.)

Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Личный фонд писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина; Фонд художника, общественного деятеля Н.К. Рериха и членов его семьи; Личный фонд писателя Г.Д. Гребенщикова; Предметы из археологических экспедиций С.И. Руденко на Алтае; Коллекция икон; Коллекция рукописной и старопечатной книги; Коллекция музыкальных инструментов.

В настоящий момент проводятся работы по реконструкции сайта,

в связи с этим некоторые сервисы пока не доступны. Приносим свои извинения.

Экскурсии

*«Знакомьтесь – музей!» (обзорная экскурсия по экспозициям музея на русском и английском языках)

Экскурсия знакомит с историей возникновения музея, рассказывает о дворянской усадьбе XIX века, в котором он расположен, даёт краткое представление о развитии культуры на Алтае через знакомство с музейными экспозициями и выставками.

* «Барнаул литературный»

*«Алтай — величайшее имение в свете»

Экскурсия рассказывает об условиях формирования светской, салонной жизни города Барнаула XVIII в.; о культурных пристрастиях горно-заводской элиты; о зарождении музыкальных и театральных традиций, снискавших нашему городу славу “Сибирских Афин”.

*«Предания городской старины. Легенда о Голубой даме»

Экскурсия рассказывает о том, как старинная легенда о Голубой даме дала жизнь одному из самых увлекательных произведений алтайского писателя Марка Юдалевича – историко-романтической повести “Голубая дама” – и со страниц книги шагнула на сцену музыкального театра Алтая.

*«Достоевский в Сибири»

К широкому кругу почитателей великого русского писателя Ф.М. Достоевского обращена экскурсия, раскрывающая малоизвестные страницы жизни и творчества опального писателя в годы его сибирской ссылки. История создания первой и единственной в творчестве Достоевского комедии “Дядюшкин сон”, знаменитого “тюремного” романа “Записки из Мертвого дома”; перипетии любовного романа и женитьбы Достоевского на Марии Исаевой, и многое другое оказывается связанным с нашим городом, в котором писатель побывал несколько раз.

*«Колывань камнерезная»

В программе рассказывается об истории Колыванской шлифовальной фабрики, о поселке Колывань, о самоцветных камнях и мастерах, их обрабатывающих.

*«Сказ о царице ваз»

В программе рассказывается об истории Колыванской шлифовальной фабрики, о поселке Колывань, о самоцветных камнях и мастерах, их обрабатывающих.

*«Деятели мировой культуры на Алтае. Н.К. Рерих, Г.Д. Гребенщиков»

Экскурсия рассказывает о жизни и творчестве писателя-сибиряка, журналиста, общественного деятеля Георгия Дмитриевича Гребенщикова, а также – о жизни и творчестве выдающейся семьи России – семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.

*«От Алтая до Америки. Жизнь и творчество писателя Г.Д. Гребенщикова (1882-1964 гг.)»

Читать еще:  Тони Старк пожертвует собой, чтобы спасти Вселенную. Железный человек — станет верховным магом

Имя Георгия Дмитриевича Гребенщикова – знаменитого в начале XX века писателя, журналиста, общественного деятеля, у нас в стране стало известным только в последние годы. “От Алтая до Америки” – это не просто рассказ о жизни писателя-эмигранта, автора более 100 романов, повестей и других произведений. Это повествование на основе самого крупного в нашей стране собрания рукописей и документов Г.Д. Гребенщикова о добре и зле, о любви и вере, о воле к жизни и воле к творчеству. Это биография человека, проделавшего путь “через тернии – к звездам”, встреча с человеком, находившемся далеко от родины, но сохранившем в душе любовь к Сибири, Алтаю, любовь огромную, как сибирская ширь, светлую, как ее снега.

*«Путник красоты. Жизнь и творчество Н.К. Рериха — путешественника и художника»

Имя Н.К. Рериха сверкает многими гранями таланта в мировой культуре. Образ ученого и общественного деятеля, историка и археолога, литератора и философа, научного исследователя и великого путешественника предстает перед слушателями в первую очередь как художника-мыслителя, создавшего более 7000 картин. Экскурсия построена на основе восточных легенд, мифов, сказок, тайну которых художник раскрывает в своих ярких, необычных, космических полотнах. Экскурсия словно приглашает следовать за путешественником Рерихом через океаны, реки, горы в древний мир Азии и Востока.

* «Во имя мира. Пакт Мира Н.К. Рериха. История и современность»

Сегодня перед мировой общественностью как никогда остро встает вопрос о защите памятников мировой культуры, которые уничтожаются как в ходе военных событий, так и под воздействием времени.

В самом начале XX столетия у всемирно известного художника, мыслителя, общественного деятеля Н.К. Рериха возникла идея необходимости заключения международного соглашения об охране культурных ценностей. Замысел Рериха вызвал широкое общественное движение в защиту памятников мировой культуры. Идея, предложенная русским художником, была близка идее Красного Креста. Николай Константинович не раз отмечал, что если Красный Крест заботится о здоровье физическом, то Пакт Мира охраняет здоровье духовное.

*«Литературное наследие Алтая»

Экскурсия проходит на базе экспозиции «Литературное наследие Алтая», представляющей картину развития литературного процесса на Алтае со второй половины XX века до наших дней. Культурную жизнь края этого периода нельзя представить без имени нашего выдающегося земляка – заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, сценариста, режиссера, актера, писателя Василия Макаровича Шукшина. Посетители познакомятся с его литературным творчеством, а также с творчеством алтайских писателей, которые были удостоены чести стать лауреатами литературной премии имени В.М. Шукшина.

*«Литературное наследие В.М. Шукшина»

Во время экскурсии посетители узнают о детских и юношеских годах Василия Шукшина и проследят процесс становления Шукшина-писателя. Посредством уникальных рукописей, прижизненных и посмертных изданий отечественных и зарубежных издательств, представленных в зале, раскрывается многогранность его таланта.

*«Алтай в отечественном киноискусстве»

Экскурсия раскрывает наиболее интересные и памятные страницы истории кино на Алтае: появление первых синематографов, съемки фильмов на Алтае, материалы о творчестве наших земляков: кинорежиссеров И.А. Пырьева, Н.И. Лырчикова, В.М. Шукшина; киноартистов Е.Ф. Савиновой, А.З. Ванина, Н.Н. Усатовой, В.С. Золотухина.

Обладая притягательной силой и красотой, Алтай привлекал внимание кинематографистов и стал родиной многих шедевров русского кино. Их творцами были такие известные кинорежиссеры, как Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Александр Разумный, Александр Роу и т.д. Такой плеяды мастеров не видел ни один край неохватной Сибирской земли.

*«Из истории Православия на Алтае»

Экскурсия позволяет окунуться в новозаветные времена, обратиться к истории раннего христианства. Широко представленная коллекция живописных икон и меднолитой пластики, рукописных и старопечатных книг знакомят со спецификой русского религиозного искусства, различными аспектами истории и менталитета русского народа. Особое место занимает освещение деятельности Алтайской Духовной Миссии, основанной архимандритом Макарием (М.Л. Глухаревым).

*«Рукописная и старопечатная книга»

Экскурсия знакомит с историей становления русской письменности, рассказывает о деятельности св. Кирилла и Мефодия, о развитии уставного и полууставного письма, скорописи, о появлении первых печатных русских книг и работе Ивана Федорова, о введении гражданского шрифта в рамках петровских реформ. На примере музейной коллекции представляется жанровое разнообразие книг древней и средневековой Руси.

*«Тайна русской иконы»

Читать еще:  История группы ария. Группа ария - состав, фото, клипы, слушать песни Все солисты арии по годам

Экскурсия знакомит с меднолитыми и живописными образами из коллекции икон музея, раскрывая тайны иконописного мастерства. Посетители увидят домашние и храмовые иконы, Образ Спаса Нерукотворного и Богородицы Троеручицы как примеры появления новых сюжетов, иконописные подлинники и Постановления Соборов об иконописании и иконопочитании.

* «Заступница Земли Русской: Образы Богоматери в древнерусском искусстве»

Экскурсия рассказывает о почитании образа Божьей Матери на Руси и наиболее известных её иконах.

*«Библия как основа христианского вероучения»

Экскурсия знакомит слушателей с историей создания и содержанием книг Библии, ролью Псалтири в русской культуре. На основе притч о блудном сыне и добром самаритянине рассказывается об основных христианских заповедях.

* «Из истории просвещения на Алтае. Кон. XVIII – нач. XX вв.»

Экскурсия по экспозиции «Из истории просвещения на Алтае кон. XVIII – нач. ХХ вв.» рассказывает о возникновении горнозаводских школ на Алтае и развитии среднего образования в городах Барнауле и Бийске, деятельности Алтайской Духовной Миссии и Общества попечения о начальном образовании в Барнауле. В экспозиции посетители смогут увидеть уникальные материалы первой половины XIX – начала XX веков из фондов музея: документы, книги, периодические издания, учебные пособия и письменные принадлежности, фотографии, открытые письма.

«Музыкальная культура Барнаула»

«Искусство музыки священной: о классической музыке и музыкальных инструментах»

«Жизнь и творчество композитора, этнографа А.В. Анохина»

Экскурсии по постоянным выставкам музея:

*«Пластика спектакля. Творчество сценографов Алтая»

На выставке представлено творчество театральных художников Алтая: Б.М. Астахова – засл. артиста Казахской ССР, члена Союза художников России; А.Н. Бердыченко – засл. работника культуры РФ; В.И. Болгова – главного художника Алтайского государственного театра музыкальной комедии. Здесь также можно увидеть работы бывшего главного художника Алтайского государственного театра для детей и молодёжи Евгении Васильевны Гуры; главного художника Алтайского государственного театра кукол «Сказка» А.В. Кулакова; члена Союза художников России, лауреата премии Министерства культуры РФ Б.А. Щербакова и др.

*« Послание от сердца к сердцу: коллекция художественной открытки из коллекции музея»

Экскурсия знакомит с историей появления почтовой открытки, различными по технике, способам полиграфического исполнения и тематическому разнообразию видами открыток из коллекции музея.

*«Вертикаль красоты. Образ Алтая в живописи алтайских художников: из коллекции музея»

Выставка посвящена алтайскому пейзажу. На картинах М.Я. Будкеева, В.А. Зотеева, В.Э. Октября, А.Ф. Песоцкого и др. запечатлены различные состояния природы. Сюжеты работ довольно просты, но даже обычный день художник может наполнить поэзией.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая © 2013 – 2020. Все права защищены.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также в образовательных целях. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Незримые связи

Накануне 15 апреля, Всемирного дня Культуры, в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялись два значимых события: открытие выставки «Ступени тысячелетий: Знак Триединства в мировой культуре» и круглый стол – «Системное сотрудничество в области культуры Алтайского края». Оба они посвящены развитию идей Н.К. Рериха о сохранении и преумножении культурных ценностей.

Пакт Рериха был подписан в 1935 году более 20-ю странами Северной и Южной Америки. А в 1954 году на международной конференции в Гааге приняли еще один международный документ, в соответствие с которым государства обязаны «…запрещать, предупреждать и, при необходимости, пресекать акты грабежа, вандализма и разрушения культурных ценностей…». Гаагскую конвенцию подписали более 60-ти государств. Конвенция о защите культурных ценностей была ратифицирована и Советским Союзом.

Николай Константинович Рерих (1874- 1947 гг.) – всемирно известный русский художник, ученый, философ, писатель, путешественник, общественный деятель. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению культурного наследия народов. Это стало главной идеей и целью его жизни. Побывав во многих странах, он повсюду высоко нес идеи Знамени Мира, символом которого стал Знак Триединства – прошлое, настоящее, будущее в круге вечности.

Наука, религия, искусство как три оплота культура. Мудрость, добро, свет – это все тоже смыслы Знака Триединства. На экспонатах, представленных на выставке, очень четко и наглядно прослеживается этот знак: с древних времен у разных народов и в разных религиях. Его использовали со времен Тутанхомона и скифов, встречается он и в древней Японии. Знак изображен на старинных вазах древней Греции. Его можно увидеть на изображениях святых и подвижников всех религий: христианства, буддизма, ислама. «Знак Триединства пришел к нам со всего мира и предложен всему миру», — сказал в своем выступлении на открытии выставки Алексей Бондаренко, гость из Санкт-Петербурга, директор Государственного Музея-Института семьи Рерихов.

Читать еще:  Световое шоу в останкино время проведения. Останкино: пустыня Сахара и лавандовые поля

Редкие фотографии с первых рериховских чтений, у истоков которых стояли сибирские ученые, сборники, материалы конференций, вышедшие в 70-е годы, газеты и журналы того времени – все это можно увидеть на выставке и все это сегодня уже представляет большую редкость. Сохранились прижизненные издания – проект Пакта Рериха на английском языке. Есть письмо, обращенное к Николаю Константиновичу и датированное 5 ноября 1929 года. Из фондов музея представлены фотографии Алисии Родригес Фернандес, актрисы, Президент Международного Комитета Знамени Мира при ООН, где она вручает Знамя Мира известным людям планеты.

Уникальны сегодня и фотографии альпинистов, водружающих Знамя Мира на восьми тысячной вершине, и группы сибирских ученых, которые в 100-летний юбилей Рериха установили Знамя по его проекту и барельеф на вершине северного отрога Катунского хребта. Долгая, растянувшаяся на десятилетия дорога главной идеи жизни Николая Константиновича, воплотившейся в реальный Пакт о защите культурных ценностей, пройдя через забвение — жива и имеет многочисленных сторонников и последователей. Сегодня Знамя Мира со знаком Триединства развевается над всей планетой. Оно установлено на Северном и Южном полюсах, российскими космонавтами Знамя Мира вознесено в космос, на орбиту Земли. Как символ непреходящих вечных ценностей его вручают ныне учреждениям культуры разных стран.

В июле этого года, в Год Культуры и 140-летия со дня рождения Н.К. Рериха, Знамя Мира будет вручено Алтайскому краю и передано Государственному музею истории, литературы, искусства и культуры Алтая, как хранителю наследия Рерихов и популяризатору идей художника. Сам Николай Константинович писал о своем Пакте так: «Никакие указы не создают Культуру и не защищают ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и вознесение ее – всенародная обязанность. Долгожданный мир придет через культуру».

Дела большие и малые

На круглом столе, участниками которого стали гости из Санкт-Петербурга, Бийска, Белокурихи, Алтайского района — они же авторы разных культурных творческих проектов, речь шла о делах сугубо практических. Открывая заседание круглого стола, Игорь Коротков, директор ГМИЛИКА отметил, что в российском правительстве идет работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Он отметил, что в крае есть подобные традиции участия в таких разработках, и призвал участников по-возможности внести конкретные предложения или идеи.

Что же касается дел практических, то их оказалось не мало. На Алтае создан и работает «Музей слова», об этом интересном проекте по сохранению алфавита рассказал Андрей Покидаев. Сергей Клишин, кстати, в не далеком прошлом сотрудник ГМИЛИКА, воплощает в Алтайском районе культурно-просветительский проект «Добрая пчела». Лариса Никитина зам. директора ГМИЛИКА рассказала о новом проекте музея «Музейный агитатор». Гости из Санкт-Петербурга предлагали сотрудничество и свои разработки в музыкальном воспитании детей от 2 до 7 лет, бийчане представили несколько проектов: «Трезвый Бийск», «Служу Отечеству пером» и «За чистоту речи, за чистоту нравов».

Все участники круглого стола в заключении отметили необходимость таких встреч и обмена опытом для развития культурного пространства Алтая.

Автор: Татьяна Кузнецова

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая © 2013 – 2020. Все права защищены.

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также в образовательных целях. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Источники:

http://gmilika.ru/
http://gmilika22.ru/category/posetiteljam/jekskursii
http://gmilika22.ru/%D0%BDezrimye-svyazi.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии